Инфоурок Биология Другие методич. материалыОткрытый урок по биологии на тему «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)» (5 класс)

Открытый урок по биологии на тему «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)» (5 класс)

Скачать материал

ОТКРЫТИЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

Учитель: Курочина Ольга Александровна

Биология. 5 «А» класс.

Тема

«Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)».

Цель урока

 

Продолжить знакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке.

Планируемый результат

Предметный: у учащихся формируются представления о жизнедеятельности клетки.

Личностный: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Метапредметный: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.

Регулятивное УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Познавательное УУД: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.

Коммуникативное УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, давать самооценку.

 

Тип урока

урок усвоения нового знания

Основные понятия

Жизнедеятельность клетки. Движение цитоплазмы. Питание. Дыхание.

Межпредметные связи

Литература, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.

- презентация

- раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока.

 

Основные этапы организации учебной деятельности

 

Цель этапа

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся.

 

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент.

 

рефлексия

активизация учащихся

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

 

Дети рассаживаются по местам и настраиваются на работу.

 

2 этап

Актуализация знаний учащихся

Закрепить знания по пройденной теме.

Учитель просит назвать тему прошлого урока.

На основной доске даны названия двум схемам. Ваша задача дописать схемы предложенными материалами с вспомогательной части доски. По 1 или 2 элементу каждому ученику.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

 

 

 

 

Ученики по очереди выходят к доске, дописывают схему и комментируют свои ответы.

 

 

Познавательные: Анализировать  и обобщать, делать выводы, определять понятия;

 

 3 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения цели и темы урока.

Сможете ли вы сейчас до изучения новой темы сказать: «Клетка относится к живым или не живым организмам?»-

     Правильно ребята, конечно же мы не можем ответить на данный вопрос сейчас, но сможем ответить на него в конце урока

 

Устно размышляют и отвечают на вопрос учителя.

 

Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Поиск решения учебной задачи.

Учитель зачитывает стих предварительно задав вопросы: подумайте про какой основной «элемент» рассказывается в стихотворении и какие основные процессы здесь раскрываются.

 

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?

 

По ответам учащихся учитель пишет на доске новую тему урока. «Жизнедеятельность клетки». А знаете ли вы что такое жизнедеятельность? - совокупность процессов,

протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни

и являющихся проявлениями жизни.

 

Следующий вопрос учителя: Давайте теперь вернемся к стихотворению какие конкретно процессы характеризуют жизнедеятельность клетки?

По мере называния детьми процессов учитель выкладывает на доске новую схему.

 

 

 

Учитель диктует определения учащимся под запись в тетрадь:

Движение цитоплазмы – передвижение питательных веществ и воздуха в клетке.

Питание – когда питательные вещества, получаемые из почвы и воздуха, поступают в клетку через клеточную оболочку в виде растворов.

Физкультминутка.

Дыхание – поступление кислорода в клетку и выделение углекислого газа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают стих. Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют основные процессы жизнедеятельности клетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение в тетрадь.

 

 

 

 

Физкультминутка.

 

Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач.

 

 

Регулятивные: уметь выдвигать версии

Коммуникативные:

Организовывать работу в  группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

5 этап. Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Учитель дает учащимся самостоятельное задание: «Верное – неверное утверждение». Комментирует его: В тетрадях вы рисуете прямую, делите ее на 6 отрезков, нумеруете каждый отрезок. Если утверждение верно, то над отрезком рисуете треугольник, если не верно, ставите прочерк. На выполнение я даю вам 7 минут. Учитель засекает время и следит за выполнением задания.

После истечении времени учитель просит учащихся обменяться тетрадями с соседом и проверить работу.

Ответы к самостоятельной работе:

1 + ; 2 - ; 3 - ; 4 +; 5 - ; 6 +.

Учащиеся выполняют самостоятельное задание.

Обмениваются тетрадями. Проверяют друг у друга работы.

 

 

 

 

 

Комментируют правильные ответы.

 

Познавательные: Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

 

6 этап. Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Ребята а теперь мы можем с вами ответить на вопрос: «Клетка относится к живым или не живым организмам?».

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

- Да, клетка является живым организмом, так как в ней происходят процессы, свойственные только живым организмам: дыхание, питание, движение цитоплазмы, рост, размножение.

Познавательные: Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор

7 этап. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся.

А, сейчас ребята поделись тем, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

 

Спросить детей по желанию, устно.

 

Вы сегодня большие молодцы. Прекрасно потрудились.

А теперь заполните лист самооценки. Обведите в кружок номер предложения, которое совпадает с вашим мнением.

 

Я же хочу оценить вашу работу по количеству ответов на уроке.

 

- Что такое жизнедеятельность клетки, движение цитоплазмы, дыхание, питание, что клетка является живым организмом.

 

 

 

 

Ребята оценивают свою работу и ставят оценку учителя в тетрадь.

Познавательные: Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

 

8этап. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

·         Стандартный минимум

·         Повышенный

·         Творческий

Учащиеся записывают домашнее задание на выбор:

1) П. 9 ответить на вопросы в конце параграфа.

2) Написать небольшой  рассказ на тему «Что такое клетка?»

3) Нарисовать плакат: Строение клетки.

 

9 этап

Рефлексия

Итог урока

Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.

Спасибо вам ребята за урок!

Дети улыбаются и говорят друг другу спасибо.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по биологии на тему «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)» (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: Продолжить знакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке.

Планируемый результат: Предметный: у учащихся формируются представления о жизнедеятельности клетки.

Личностный: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Метапредметный: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.

Регулятивное УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Познавательное УУД: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.

Коммуникативное УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, давать самооценку. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 534 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 1623
    • DOCX 156.4 кбайт
    • 49 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курочина Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курочина Ольга Александровна
    Курочина Ольга Александровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80038
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 361 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек