Основные этапы
организации учебной деятельности
|
Цель этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся.
|
Формируемые
УУД
|
I этап. Организационный момент.
|
рефлексия
активизация
учащихся
|
Приветствует обучающихся,
определяет готовность к уроку.
|
Дети рассаживаются по местам и настраиваются
на работу.
|
|
2 этап
Актуализация знаний учащихся
|
Закрепить знания
по пройденной теме.
|
Учитель просит
назвать тему прошлого урока.
На основной доске даны названия двум схемам. Ваша задача
дописать схемы предложенными материалами с вспомогательной части доски. По 1
или 2 элементу каждому ученику.
|
Дети отвечают: Химический состав клетки:
неорганические и органические вещества.
Ученики по очереди выходят к доске,
дописывают схему и комментируют свои ответы.
|
Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;
|
3 этап.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач
|
Создание
проблемной ситуации.
Включить учащихся
в обсуждение
проблемных вопросов
и определения цели и темы урока.
|
Сможете ли вы сейчас до изучения новой темы
сказать: «Клетка относится к живым или не живым организмам?»-
Правильно ребята, конечно же мы не
можем ответить на данный вопрос сейчас, но сможем ответить на него в конце
урока
|
Устно размышляют и отвечают на вопрос
учителя.
|
Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности
Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него,
вырабатывать свои мировоззренческие позиции
Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его
|
4 Этап.
Усвоение новых знаний и способов действий
|
Поиск решения учебной
задачи.
|
Учитель зачитывает стих предварительно задав
вопросы: подумайте про какой основной «элемент» рассказывается в
стихотворении и какие основные процессы здесь раскрываются.
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
По ответам учащихся учитель пишет на доске
новую тему урока. «Жизнедеятельность клетки». А знаете ли вы что такое
жизнедеятельность? - совокупность процессов,
протекающих в живом организме, служащих
поддержанию в нём жизни
и являющихся проявлениями жизни.
Следующий вопрос учителя: Давайте теперь
вернемся к стихотворению какие конкретно процессы характеризуют
жизнедеятельность клетки?
По мере называния
детьми процессов учитель выкладывает на доске новую схему.
Учитель диктует
определения учащимся под запись в тетрадь:
Движение
цитоплазмы – передвижение питательных веществ и
воздуха в клетке.
Питание – когда питательные вещества, получаемые из почвы и воздуха,
поступают в клетку через клеточную оболочку в виде растворов.
Физкультминутка.
Дыхание –
поступление кислорода в клетку и выделение углекислого газа.
|
Учащиеся внимательно слушают стих. Отвечают
на поставленные вопросы.
Учащиеся называют основные процессы
жизнедеятельности клетки.
Записывают определение в тетрадь.
Физкультминутка.
|
Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ)
достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Регулятивные: уметь выдвигать версии
Коммуникативные:
Организовывать работу в группе
(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения
Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать,
понимать эмоциональное состояние других людей
|
5 этап. Первичная
проверка понимания изученного
|
Установить
правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести
коррекцию пробелов в осмыслении материала
|
Учитель дает
учащимся самостоятельное задание: «Верное – неверное утверждение».
Комментирует его: В тетрадях вы рисуете прямую, делите ее на 6 отрезков,
нумеруете каждый отрезок. Если утверждение верно, то над отрезком рисуете
треугольник, если не верно, ставите прочерк. На выполнение я даю вам 7 минут.
Учитель засекает время и следит за выполнением задания.
После истечении
времени учитель просит учащихся обменяться тетрадями с соседом и проверить
работу.
Ответы к
самостоятельной работе:
1 + ; 2 - ; 3 - ;
4 +; 5 - ; 6 +.
|
Учащиеся
выполняют самостоятельное задание.
Обмениваются
тетрадями. Проверяют друг у друга работы.
Комментируют
правильные ответы.
|
Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать,
делать выводы, определять понятия;
Коммуникативные:
Организовывать работу в паре, группе
(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения
Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и
индивидуально
Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать
и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
|
6 этап.
Обобщение и систематизация
|
Обеспечить
формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить
установление внутрипредметных и межпредметных связей
|
Ребята а теперь мы можем с вами ответить на
вопрос: «Клетка относится к живым или не живым организмам?».
|
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
- Да, клетка является живым организмом, так
как в ней происходят процессы, свойственные только живым организмам: дыхание,
питание, движение цитоплазмы, рост, размножение.
|
Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать,
делать выводы, определять понятия;
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей
Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы,
цели, позиции, свой мировоззренческий выбор
|
7 этап.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
|
Дать
качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся.
|
А, сейчас ребята поделись тем, что вы узнали на сегодняшнем уроке.
Спросить детей по желанию, устно.
Вы сегодня большие молодцы. Прекрасно потрудились.
А теперь заполните лист самооценки. Обведите в кружок номер предложения,
которое совпадает с вашим мнением.
Я же хочу оценить вашу работу по количеству ответов на уроке.
|
- Что такое жизнедеятельность клетки,
движение цитоплазмы, дыхание, питание, что клетка является живым организмом.
Ребята оценивают свою работу и ставят оценку
учителя в тетрадь.
|
Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать,
делать выводы, определять понятия;
|
8этап.
Информация о домашнем задании
|
Обеспечить
понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
|
Три уровня домашнего задания:
·
Стандартный минимум
·
Повышенный
·
Творческий
|
Учащиеся записывают домашнее задание на
выбор:
1) П. 9 ответить на вопросы в конце
параграфа.
2) Написать небольшой рассказ на тему «Что такое
клетка?»
3) Нарисовать плакат: Строение клетки.
|
|
9 этап
Рефлексия
|
Итог урока
|
Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.
Спасибо вам ребята за урок!
|
Дети улыбаются и говорят друг другу спасибо.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.