Главная / Биология / Открытый урок по биологии на тему «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)» (5 класс)

Открытый урок по биологии на тему «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)» (5 класс)

ОТКРЫТИЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

Учитель: Курочина Ольга Александровна

Биология. 5 «А» класс.

Тема

«Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)».

Цель урока


Продолжить знакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке.

Планируемый результат

Предметный: у учащихся формируются представления о жизнедеятельности клетки.

Личностный: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Метапредметный: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.

Регулятивное УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Познавательное УУД: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.

Коммуникативное УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, давать самооценку.


Тип урока

урок усвоения нового знания

Основные понятия

Жизнедеятельность клетки. Движение цитоплазмы. Питание. Дыхание.

Межпредметные связи

Литература, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.

- презентация

- раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.










Технологическая карта урока.


Основные этапы организации учебной деятельности


Цель этапа


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся.


Формируемые УУД

I этап. Организационный момент.


рефлексия

активизация учащихся

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.


Дети рассаживаются по местам и настраиваются на работу.


hello_html_m66f402d8.gifhello_html_m66f402d8.gif2 этап

Актуализация знаний учащихся

Закрепить знания по пройденной теме.

Учитель просит назвать тему прошлого урока.

На основной доске даны названия двум схемам. Ваша задача дописать схемы предложенными материалами с вспомогательной части доски. По 1 или 2 элементу каждому ученику.







Дети отвечают: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.





Ученики по очереди выходят к доске, дописывают схему и комментируют свои ответы.



Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;


3 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения цели и темы урока.

Сможете ли вы сейчас до изучения новой темы сказать: «Клетка относится к живым или не живым организмам?»-

Правильно ребята, конечно же мы не можем ответить на данный вопрос сейчас, но сможем ответить на него в конце урока


Устно размышляют и отвечают на вопрос учителя.


Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

hello_html_m66f402d8.gif4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Поиск решения учебной задачи.

Учитель зачитывает стих предварительно задав вопросы: подумайте про какой основной «элемент» рассказывается в стихотворении и какие основные процессы здесь раскрываются.



Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и
размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?


По ответам учащихся учитель пишет на доске новую тему урока. «Жизнедеятельность клетки». А знаете ли вы что такое жизнедеятельность? - совокупность процессов,

протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни

и являющихся проявлениями жизни.


Следующий вопрос учителя: Давайте теперь вернемся к стихотворению какие конкретно процессы характеризуют жизнедеятельность клетки?

По мере называния детьми процессов учитель выкладывает на доске новую схему.





Учитель диктует определения учащимся под запись в тетрадь:

Движение цитоплазмы – передвижение питательных веществ и воздуха в клетке.

Питание – когда питательные вещества, получаемые из почвы и воздуха, поступают в клетку через клеточную оболочку в виде растворов.

Физкультминутка.

Дыхание – поступление кислорода в клетку и выделение углекислого газа.










Учащиеся внимательно слушают стих. Отвечают на поставленные вопросы.







































Учащиеся называют основные процессы жизнедеятельности клетки.



















Записывают определение в тетрадь.





Физкультминутка.


Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.



Регулятивные: уметь выдвигать версии

Коммуникативные:

Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

5 этап. Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Учитель дает учащимся самостоятельное задание: «Верное – неверное утверждение». Комментирует его: В тетрадях вы рисуете прямую, делите ее на 6 отрезков, нумеруете каждый отрезок. Если утверждение верно, то над отрезком рисуете треугольник, если не верно, ставите прочерк. На выполнение я даю вам 7 минут. Учитель засекает время и следит за выполнением задания.

После истечении времени учитель просит учащихся обменяться тетрадями с соседом и проверить работу.

Ответы к самостоятельной работе:

1 + ; 2 - ; 3 - ; 4 +; 5 - ; 6 +.

Учащиеся выполняют самостоятельное задание.

Обмениваются тетрадями. Проверяют друг у друга работы.






Комментируют правильные ответы.


Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей


6 этап. Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Ребята а теперь мы можем с вами ответить на вопрос: «Клетка относится к живым или не живым организмам?».

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

- Да, клетка является живым организмом, так как в ней происходят процессы, свойственные только живым организмам: дыхание, питание, движение цитоплазмы, рост, размножение.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

7 этап. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся.

А, сейчас ребята поделись тем, что вы узнали на сегодняшнем уроке.


Спросить детей по желанию, устно.


Вы сегодня большие молодцы. Прекрасно потрудились.

А теперь заполните лист самооценки. Обведите в кружок номер предложения, которое совпадает с вашим мнением.


Я же хочу оценить вашу работу по количеству ответов на уроке.


- Что такое жизнедеятельность клетки, движение цитоплазмы, дыхание, питание, что клетка является живым организмом.





Ребята оценивают свою работу и ставят оценку учителя в тетрадь.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;


8этап. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум

  • Повышенный

  • Творческий

Учащиеся записывают домашнее задание на выбор:

1) П. 9 ответить на вопросы в конце параграфа.

2) Написать небольшой рассказ на тему «Что такое клетка?»

3) Нарисовать плакат: Строение клетки.


9 этап

Рефлексия

Итог урока

Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.

Спасибо вам ребята за урок!

Дети улыбаются и говорят друг другу спасибо.



Открытый урок по биологии на тему «Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)» (5 класс)
  • Биология
Описание:

Цель урока: Продолжить знакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке.

Планируемый результат: Предметный: у учащихся формируются представления о жизнедеятельности клетки.

Личностный: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Метапредметный: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.

Регулятивное УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Познавательное УУД: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты.

Коммуникативное УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, давать самооценку. 

Автор Курочина Ольга Александровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 6829
Номер материала 9488
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓