Главная / Биология / Открытый урок по биологии на тему: "Тип Моллюски. Класс Головоногие моллюски"

Открытый урок по биологии на тему: "Тип Моллюски. Класс Головоногие моллюски"

Тема: Тип моллюски. Класс головоногие моллюски

Цель: Повторить и закрепить материал об образе жизни, строения и многообразии моллюсков.

Задачи:

Образовательные:
– Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи

Развивающие:
– Развивать биологический кругозор учащихся,
– Развивать коммуникативные навыки учащихся,
– Развивать у учащихся умение работать в группах

Воспитательные: 
– воспитание экологической грамотности и любви к живой природе

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная, групповая.
Тип урока (по целям): обобщающий
Вид урока (по форме проведения): урок с элементами ролевой игры.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические.

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий, фронтальный опрос, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия. 

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Формируемые компетенции:  учебно-познавательные, информационные, коммуникативные,

Оснащенность урока: проектор, ноутбук, презентация, видеофильмы, раковины моллюсков, таблицы «Типы Моллюсков», рисунки учебника и других книг, коллекции ископаемых моллюсков, музыкальное сопровождение.

План урока

1. Сборы в дорогу - 5 мин

2. Мыс Осьминог - 1 мин

3. В поисках сокровищ - 25 мин

4. Полуостров Угадай - 7 мин

5. Легенды о моллюсках - 7 мин

Ход урока

- Дорогие ребята! Все вы, наверное, любите приключения и с интересом следите за похождениями героев книг и кинофильмов. Сегодня я предлагаю вам самим отправиться на поиски клада. Кто знает, как называются люди, которые отправляются на поиски клада?

- Кладоискатели

- Верно. Сейчас каждый из вас будет кладоискателем, но в одиночку найти клад трудно, поэтому мы будем путешествовать группами. На каждой станции вас ждут испытания. Чем лучше вы с ними справитесь, тем больше баллов получите и тем больше у вас шансов завладеть кладом.

Путешествие наше началось. В путь! Удачи вам!

Станция сборы в дорогу. (По цвету выбранных карточек, ученики распределяются по группам. Настрой на путешествие – раздаются осьминоги.)

Мыс Осьминог (показ видеофильма)

- Посмотрите внимательно этот маленький фильм.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, к какому типу принадлежит это животное? А к какому классу?

Это “Морской ангел” хищный головоногий моллюск. Примечательно, что морской ангел питается другими головоногими – морскими чертями

- Следующая станция это «В поисках сокровищ». На этой станции вам предстоит показать все свое мастерство и изобретательность при заполнении кластера. (заполнение кластера, сопровождение музыкой)

Вопросы для обсуждения:

- Какие новые органы и системы органов появляются у моллюсков?

- Какие функции они выполняют?

- Чем отличается кровеносная система моллюсков от кровеносной системы кольчатых червей?

- Какой способ движения у моллюсков?

Полуостров Угадай

1. Я ползу своей дорогой,
Домик на себе несу.
Нужно мне совсем немного -
Жить спокойно я хочу! (улитка)

2. Это самые «умные» и «воспитанные» животные среди беспозвоночных. Они многое запоминают во время экспериментов со второй – третьей попытки. Кроме того, они легко дрессируются, их можно быстро научить различать геометрические фигуры по форме,

цвету, местоположению и др. В неволе они начинают узнавать человека на второй

третий день после знакомства(осьминог)

3. У какого животного самые большие глаза? (кальмар)

4. У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?  (одинаково)

5. Головоногий то моллюск -
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его?  (кальмар)

6. Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила. (осьминог)

Легенды о моллюсках

1. Самым  крупным  беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой  Зеландии штормом был выброшен  кальмар длиной 17,37 м. Два самых  длинных его  щупальца были  по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.

2. Самые  большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.

3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.

4. Самой быстрой  наземной улиткой считается  обыкновенная  садовая улитка  Хеликс  асперза.  Расстояние  в 31 см она  преодолевает  за 2 мин. 31 сек.

5. Самые  ценные раковины  имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр  вида ципреи  был продан  в Нью-Йорке  одному  коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.

6. Самая большая жемчужина  была размерами  с голубиное  яйцо и весила 6,8 г. Стоимость  этой жемчужины – 350  кг золота.

7. Укус морских  улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление  и иногда остановку дыхания.

8. Европейская  устрица  может менять  свой пол несколько раз в год. Созревшая  для размножения, она  сначала  функционирует  как самка,  а через некоторое  время  как самец и так  по нескольку  раз.

9. Присоски  осьминогов  обладают  большой силой. На каждом  щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна  присоска диаметром 6 мм  удерживает вес в 170 г.

10. Ежегодно  во всем мире  добывается  свыше 800 000 т мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 т. телятины

Охраняемые виды моллюсков

Моллюски в настоящее время подвергаются самым разнообразным воздействиям со стороны человека, из которых основными можно считать те, которые связаны с изменением их среды обитания. Всего в Красную книгу МСОП занесены 123 вида и подвида моллюсков. Они стали редкими или находятся под угрозой исчезновения. Как и все остальное живое на нашей планете, они заслуживают охраны. Об этом нужно помнить всем, поскольку это один из элементов живой природы. Встретив этих животных в природе, не стремитесь уничтожать их, а понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного для себя!

Рефлексия:

Напишите свое мнение об уроке на щупальцах осьминога

Домашнее задание: разгадать кроссворд

Открытый урок по биологии на тему: "Тип Моллюски. Класс Головоногие моллюски"
  • Биология
Описание:

Тема: Тип моллюски. Класс головоногие моллюски

Цель: Повторить и закрепить материал об образе жизни, строения и многообразии моллюсков.

Задачи:

Образовательные:
– Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи

Развивающие:
– Развивать биологический кругозор учащихся,
– Развивать коммуникативные навыки учащихся,
– Развивать у учащихся умение работать в группах

 

Воспитательные: 
– воспитание экологической грамотности и любви к живой природе

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная, групповая.
Тип урока (по целям): обобщающий
Вид урока (по форме проведения): урок с элементами ролевой игры.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические.

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий, фронтальный опрос, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия. 

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Формируемые компетенции:  учебно-познавательные, информационные, коммуникативные,

Оснащенность урока: проектор, ноутбук, презентация, видеофильмы, раковины моллюсков, таблицы «Типы Моллюсков», рисунки учебника и других книг, коллекции ископаемых моллюсков, музыкальное сопровождение.

План урока

1. Сборы в дорогу - 5 мин

2. Мыс Осьминог - 1 мин

3. В поисках сокровищ - 25 мин

4. Полуостров Угадай  - 7 мин

 

5. Легенды о моллюсках - 7 мин

Автор Кубаева Алия Ришатовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1437
Номер материала 23496
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓