Главная / Химия / Открытый урок на тему: «Воздух. Кислород. Горение.»

Открытый урок на тему: «Воздух. Кислород. Горение.»

Тема урока: Обобщающий урок на тему: «Воздух. Кислород. Горение.»

Цели урока:

Образовательные:

- повторение и систематизация знаний по теме «Воздух. Кислород. Горение»;

- расширить и углубить знания учащихся о кислороде;

- закрепить умения учащихся составлять формулы веществ по валентности и химические уравнения, называть вещества.

Развивающие:

- развитие умения учащихся обобщать сравнивать изученные факты;
- развитие интереса к химии, как к общечеловеческой культуре;

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

- умения работать в коллективе;

- стремления к непрерывному совершенствованию знаний;

-содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

- воспитывать самостоятельность, любознательность, соревновательность, познавательный интерес, умение работать в группах.

Тип урока: обобщающий урок.

Форма проведения: урок-соревнование.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, практический.

Технология: ИКТ, развивающее обучение.

Оснащение урока: учебная презентация, интерактивная доска, компьютер, электронный учебник, раздаточный материал

Оборудование и химические реактивы: прибор для получения кислорода, пероксид водорода, оксид марганца, сосуды для собирания кислорода, лучины, спички, спиртовка, сера, уголь, ложечки для сжигания веществ.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей, объявление темы, ознакомление с планом урока.

  3. Приветствия команд «Кислород» и «Воздух»

  4. Разминка

  5. Восстанови шпаргалку

  6. Подбери пару

  7. Конкурс капитанов

  8. Практическая работа

  9. Рефлексия

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке. Урок я бы хотела начать со стихотворения, посвященному кислороду.

Из атомов мир создавала природа,

Два атома легких взяла водорода.

Прибавила атом один кислорода,

И получились частицы воды,

Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,

Хотя и не знали причины горения…

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.

Девиз нашего сегодняшнего урока: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия» (Я. Берцелиус).

2. Наш сегодняшний урок будет происходить в форме игры-соревнования, где будут участвовать две команды «Кислород» и «Воздух». Какую же цель мы сегодня должны достичь? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока).Представляю вам наше компетентное жюри, которое будет оценивать ваши знания и следить за правильностью выполнения. Также у вас на столах лежат оценочные листы в течении урока вы должны их заполнить, в конце урока сдать мне.

3. Итак мы начинаем и наш первый конкурс «Приветствие» (8б)

Приветствие команды «Кислород».

1 ученик:

Мы вас приветствуем, соперники друзья.
В торжественный сей день,
День новых начинаний,
Сознаемся мы вам
Приложим все старания,
Чтоб вас сегодня обыграть.

2 ученик:

Кислород нам нужен всегда
Кислород нам нужен везде,
Кислородом дышит
Все живое на земле.

Капитан команды «Кислород»: Мы хотели бы сделать подарок команде соперников. Кислород входит в состав очень многих важных веществ. Мы дарим одно из них это – «Живая вода». Пусть они сделают глоток этого прекрасного вещества, и у них всегда на уроках химии будет ясная голова для получения знаний. Желаем успехов!

Дарят колбу с надписью «Живая вода».

Капитан команды «Воздух» принимает подарок.

Учитель: Далее слушаем приветствие команды соперников.

Приветствие команды «Воздух».

  1. Не математики, не физики,
    И, тем не менее, нужны,
    Мы просто химики-романтики
    И здесь как
    воздух мы важны

  2. И вот теперь на уроке мы,
    Сюда не так легко дойти,
    Дрожат колени от волнения
    Сердца забилися в груди.

  3. Но, тем не менее решительно
    Готовы мы в борьбу вступить
    И будем биться до последнего,
    На том стоял и будет стоять
    Отряд веселых менделят.

Капитан команды «Воздух»:

Вы, конечно, знаете, друзья,

Что на свете жить без воздуха нельзя
Так позвольте в виде сувенира
Подарить вам воздуха глоток.

Дышите на здоровье!

Дарит воздушный шарик с надписью «Чистый воздух» капитану команды «Воздух».

4. «Разминка». (7 б)

Учитель: У вас на столах лежат листы с заданиями. Если вы считаете данные утверждения верными для кислорода, ставите О2, если нет, то ставите минус.

  1. В промышленности получают из воздуха.

  2. Хорошо растворим в воде.

  3. Взаимодействует с простыми и сложными веществами.

  4. Применяют в качестве топлива.

  5. Сложное вещество.

  6. При обычных условиях- бесцветный газ.

  7. Собирают вытеснением воздуха.

  8. В природе встречается только в связном виде.

  9. Принимает участие в процессе окисления.

  10. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.

  11. Простое вещество.

  12. В лаборатории получают и перманганата калия.

  13. Малорастворимый в воде.

  14. Газ, имеющий запах.

  15. Разлагается при нагревании.

  16. Поддерживает дыхание.

  17. При -183 0С превращается в жидкость.

  18. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

  19. Легче воздуха.

  20. Получают из природного газа.

Правильные ответы (на вопросы диктанта).

1.О2, 2. -, 3. О2, 4. -, 5. -, 6. О2, 7. О2, 8. -, 9. О2, 10. -, 11. О2, 12. О2, 13. О2, 14. -, 15. -, 16. О2, 17. О2, 18. О2, 19. -, 20. –

Учитель. Обменяйтесь листами проведите взаимопроверку выставите оценки в листы оценивания. Сдайте листы с ответами жюри (жюри выводят средний балл).

  1. «Восстанови шпаргалку». (8б.)

Учитель: Эта шпаргалка найдена много лет назад в дневнике одного нерадивого ученика. Ею часто пользовались не раз и многие записи стерлись. Помогите их восстановить. Итак, задание: закончить уравнение реакций, уравнять. На столах у каждой команды листы с заданиями за каждое правильное уравнение по 2 балла. Ставьте оценки в лист о

Команде «Кислород»:

  1. S +…= SO3 2) …+O2=P2O5 3) Al+O2=… 4) Na+O2=…

Команде «Воздух»:

  1. N+…=N2O5 2) …+O2=SO3 3) Li+O2=… 4) Ba+O2=…



  1. «Подбери пару». (4б)

Учитель: У вас на столах по карточки со знаками химических элементов и индексами. Вы показываете их друг другу. Каждый подбирает себе пару, так чтобы формула оказалось правильной и дать название (это делается под музыку). Правильный ответ: Al2O3, SO3, Fe2O3, Na2O, MgO, SiO2, BaO, CuO, СО2, SО2, K 2O, P2O5, HgO.

  1. Конкурс капитанов. (5б)

Учитель: «Только смелым покоряются моря»,- так поется в песне, и мы считаем, что это относится по праву к капитанам наших команд.

Капитаны выходят берут конверты с заданиями, выполняют самостоятельно, результаты сдают экспертной комиссии.

Задание: По термохимическому уравнению S +O2 = SO2 + 297 кДж вычислите, сколько теплоты выделится при сжигании серы массой 80 грамм?

Задание: По термохимическому уравнению 3Fe +2O2 = Fe3O4 + 1116 кДж вычислите, сколько теплоты выделится при сжигании железа в кислороде количеством вещества 5моль?

Учитель: Пока наши капитаны готовятся, мы с вами прослушаем сказку и постараемся правильно ответить на вопросы.

Жил –был царь. Шел он однажды и увидел девушку, идущую навстречу в желтом красивом платье. Дотронулся до нее царь, и она сгорела ярким синим пламенем. Пошел он дальше, и увидел человека в черном кафтане. Дотронулся до него царь, и человек тоже сгорел. Огорчился царь, но понял какой он всемогущий и продолжил свой путь. Видит, идет юноша в красном кафтане. Дотронулся до него царь, и юноша загорелся, засветился в клубах белого дыма.

Вопросы:

Кто был царь? (кислород)

Кто девушка в желтом платье? (сера)

Человек в черном? (углерод)

Юноша в красном? (фосфор)



  1. Практические опыты. (10б)

Учитель: Давайте сейчас на опытах докажем, как получается кислород и его свойства.

Прежде чем приступить к практической работе вспомним правила техники безопасности при проведении опытов (электронный учебник).

Задание команде «Кислород»: получить кислород из пероксида водорода в присутствии катализатора оксида марганца. Доказать наличие кислорода в сосуде с помощью тлеющей лучины. Налить в стакан пероксид водорода 3%, зажечь спиртовку, поднести лучину в пламя и затушить пламя. Добавить оксид марганца поднести тлеющую лучину в стакан. Провести опыт несгораемый платок. Платок погружают в раствор силиката натрия (смешать силикатный клей с водой в отношении1:10) хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок пинцетом, погружают в стакан с ацетоном вынимают и тут же поджигают над пламенем спиртовки или с помощью лучинки.

Задание команде «Воздух»: получить кислород разложением перманганата марганца, доказать наличие кислорода в сосуде. Показать, как сера горит в кислороде. Написать уравнения соответствующих реакций. Собрать сосуд для получения кислорода пробирка, газоотводная пробка, стаканы для собирания кислорода. Нагреть пробирку, затем не прекращая нагревания опустить трубку в стакан собрать кислород методом вытеснения воздуха. Доказать наличие кислорода тлеющей лучинкой. Зажечь кусочек серы и внести его в сосуд с кислородом пронаблюдать, что произошло. Написать уравнения реакций.

  1. Рефлексия.

Составление синквейна по теме. Команда «Кислород» составляет про воздух, команда «Воздух» про кислород.

Синквейн:

1. Одно существительное.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Предложение о кислороде, воздухе.

5. Выразите одним словом, что есть кислород, воздух.

Учащиеся составляют синквейн, на ватмане рисуют все что связано с кислородом и воздухом, учитывая свое настроение на уроке. Пока учащиеся выполняют задание, экспертная комиссия подводит итоги, выводит победителей.

  1. Домашнее задание: подготовится к контрольной работе.

  2. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Награждение.






































Открытый урок на тему: «Воздух. Кислород. Горение.»
  • Химия
Описание:

Данный урок может проводиться при обобщении знаний по пройденному материаллу. К данной разработки прилагается презентация.

Перед проведением урока нужно приготовить оценочные листы для учащихся, объяснить как правильно заполнять, чтобы потом на уроке не занимать нужное время. Во время урока будет проводится практическое задание, его нужно выполнить заранее. На уроке нужно показать результат быстро, так как время ограничено. Учащихся нужно заранее разделить на команды и дать задание на приветствие.

Кабинет оформляется по усмотрению учителя. Мною были развешаны картинки с изображением природы, чистого вохдуха и т.д.

 

Автор Капирулина Ольга Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 748
Номер материала 49818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓