Открытый урок на тему «Типы словарей
и их предназначение».
Цели урока:
1. Увидеть особенности словарей
разных типов.
2. Выяснить, каково предназначение
того или иного словаря.
3. Расширить свои знания о словарях.
Предполагается достижение следующих
УУД:
1. Построение активного речевого
взаимодействия со сверстниками.
2. Точное, правильное, логичное,
выразительное и доказательное изложение своих наблюдений.
3. Извлечение необходимой информации
из различных источников.
4. Осуществление самоконтроля,
самооценки действий и т. д.
Ребята, работа, наша начнется с того,
что мы посмотрим ролик, который для вас приготовили ваши одноклассники.
Они думают, что, посмотрев его, вы
сможете определить тему и цели урока.
Просмотр ролика
Согласитесь, в подобной ситуации,
которая была показана в ролике, может оказаться каждый из нас. И кто нам
поможет справиться с возникшими трудностями?
(Словари разных типов.)
Мы будем говорить об особенностях
словарей разных типов и о том, какие задачи они помогут нам решить.
На партах лежат словари и вопросы,
которые помогут вам двигаться в нужном направлении, чтобы не заблудиться. Но вы
можете и не пользоваться этими вопросами.
Представляю вам группу, которая
назвала себя так «Любознательные» Они вместе со мной готовили этот урок, нашли
много интересного материала о словарях и, вклиниваясь в сюжетную линию урока,
будут стараться расширить ваши знания о словарях.
Им слово:
1-й ученик
22 ноября в России отмечается
замечательный праздник – День словарей и энциклопедий. Этот праздник для тех,
кто хочет много знать, непрерывно повышает свой интеллектуальный и культурный
уровень. России необходимы умные и образованные люди, поэтому нам нужно с
детства дружить со словарями. Они помогут не только правильно писать слова,
определять их значения, объяснять происхождения слов, но и расширят кругозор,
дадут сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы,
приобщат к культуре народа.
2-й ученик
Почему именно 22 ноября объявлен Днем
словарей и энциклопедий? Это день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя
«Толкового словаря живого великорусского языка».
3-й ученик
Лексикография (греч. Lexicon
– словарь, graphien – писать) – раздел науки
о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей.
Кроме того, под лексикографией
понимают совокупность всех существующих словарей русского языка.
4-й ученик
Комментирует таблицы, на которых
показано, на какие группы делятся словари разных типов
5-й ученик
Приступая к работе со словарями,
помните:
1. Слово со всей системой его
значений, грамматических и стилистических помет, с необходимым иллюстративным
материалом составляет словарную статью.
2. Слово, открывающее словарную
статью, называют заглавным словом, или заголовком.
Учащиеся, работающие в группах, в
течение 10-12 минут изучают словари: толковый, орфографический, иностранных
слов, фразеологический, орфоэпический, этимологический. Затем делятся своими
наблюдениями с одноклассниками. После их выступления «Любознательные» добавляют
информацию по тому или иному типу словарей.
По толковому словарю
Над своим словарем Даль работал 53
года с 1819 года.
В словаре около 200 000 слов.
Для толкования слов Даль использовал
около 30 000 пословиц, поговорок и загадок русского народа.
Самый полный «Словарь современного
русского литературного языка» в 17-ти томах был издан в 60-х годах прошлого
века.
Самым популярным толковым словарем в
России был и остается однотомный «Словарь русского языка» Сергея Ивановича
Ожегова. Его первое издание относится к 1949 году. С 1992 года словарь Ожегова
стала редактировать профессор Наталья Юльевна Шведова, ученица Сергей
Ивановича.
По орфографическому словарю
Наиболее популярными орфографическими
словарями являются словари под редакцией Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова, С. Г.
Бархударова, Д. Э. Розенталя.
По этимологическому
словарю
Первым русским этимологическим
словарем был «Корнеслов русского языка» Ф. С. Шимкевича, вышедший в 1842
году.
В 1950 году в Германии вышел 3-х
томный «Русский этимологический словарь» Макса Фасмера. Через 20 лет он был
издан в 4-х томах на русском языке. Этот словарь является самым обширным из
словарей данного типа.
По словарю иностранных
слов
Наиболее известными являются
«Толковый словарь иноязычных слов» Л. П. Крысина, «Словарь
иностранных слов» Н. Г. Комлева.
По фразеологическому
словарю
Наиболее популярными являются
«Словарь фразеологических синонимов русского языка» В. П. Жукова,
«Фразеологические обороты русского языка» Н.М. Шанского,
«Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения» Н. С.
Ашукина, М. Г. Ашукина.
По орфоэпическому словарю
Основным орфоэпическим словарем
долгие годы был словарь - справочник Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова
«Русское литературное произношение и ударение». Школьники обычно пользуются
«Школьным орфоэпическим словарем русского языка» П. А. Леканта, В. В. Леденева.
Завершающий этап урока.
Непродолжительная беседа
с учениками.
Сумели
ли мы увидеть, какие задачи помогают решать словари разных типов? Как бы вы
оценили свою работу на этом уроке? Чью работу вы бы отметили и с какой стороны?
В чем минус этого урока? (Минус этого урока в том, что мы ничего не успели
записать)
Однако
«Любознательные» подумали и об этом. Они приготовили для вас памятки по каждому
рассмотренному типу словарей, куда вписали основные и самые нужные сведения. Их
нужно вклеить в «Тетрадь для правил».
Памятка
ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ
Фиксируют и объясняют лексическое значение слов.
В толковых словарях приводятся также некоторые
грамматические, орфографические и стилистические сведения о словах.
При толковании слов сначала приводится основное и
прямое его значение, а затем – переносное.
Наиболее известными и распространенными являются
«Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля и «Толковый словарь
русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
СЛОВАРЬ ДАЛЯ
Над своим словарем Даль работал 53 года с 1819
года.
В словаре около 200 000 слов.
Для толкования слов Даль использовал около 30 000
пословиц, поговорок и загадок русского народа.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Функция орфографического словаря – показать
правильное написание слова.
Помимо правописания из орфографического словаря
можно узнать: объяснение значения паронимов, объяснение правописания слова,
правильное образование грамматических форм, двоякое допустимое ударение.
Наиболее популярными орфографическими словарями
являются словари под редакцией Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова,
С. Г. Бархударова, Д. Э. Розенталя.
СЛОВАРИ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
Фиксируют слова, которые заимствованы из других
языков.
Словарная статья содержит толкование лексического
значения слова, указание на язык – источник.
Наиболее известными являются «Толковый словарь
иноязычных слов» Л. П.
Крысина, «Словарь иностранных слов» Н. Г. Комлева.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Фиксируют фразеологические единицы языка, дают их
описание и толкование.
Словарная статья включает заголовочный
фразеологизм, его грамматическую и стилистическую характеристику, толкование
фразеологизма, синонимы и антонимы устойчивого сочетания, иллюстративный
материал.
Наиболее популярными являются «Словарь
фразеологических синонимов русского языка» В. П. Жукова,
«Фразеологические обороты русского языка» Н.М. Шанского, «Крылатые слова:
Литературные цитаты, образные выражения» Н. С. Ашукина, М. Г. Ашукина.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Объясняют происхождение слова.
Показывают изменения в значении и грамматическом
облике на протяжении существовании слова.
Устанавливают родственные связи с другими словами
русского языка.
Наиболее полным этимологическим словарем является
четырехтомный «Русский этимологический словарь» Макса Фасмера. Следует отметить
этимологические словари под редакциями А. Г.
Преображенского, Г. П. Цыганенко, Н. М. Шанского.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Основное назначение орфоэпических словарей –
показать литературные нормы произношения, ударения, образования некоторых
грамматических норм.
Основным орфоэпическим словарем долгие годы был
словарь - справочник Р. И. Аванесова, С. И. Ожегова «Русское
литературное произношение и ударение». Школьники обычно пользуются «Школьным орфоэпическим
словарем русского языка» П. А. Леканта, В. В. Леденева.
Домашнее
задание разноуровневое. Каждый выбирает то, что ему по душе и по плечу.
Домашнее задание.
Задание 1
1. Изучить словарь паронимов,
ответить на вопрос «Какова функция словаря паронимов?»
2. Расскажите об особенностях
словарной статьи в словаре паронимов. Задание выполните письменно.
Задание 2
Составьте словарик из 10 слов,
которые наиболее часто употребляются учениками вашего класса.
Словарик может быть на выбор.
1. Толковым
2. Орфографическим
3. Орфоэпическим
4. Синонимов
5. Омонимов
6. Антонимов
Для подготовки урока использованы:
статья учителя Н. П. Шматковой «О типах словарей русского языка»,
опубликованная в журнале «Русский язык» 2011 год; материал элективных курсов Т.
В. Потемкиной, С. В. Сабуровой «Словари и их роль в повышении общей
лингвистической культуры».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.