Главная / Начальные классы / Открытый урок на тему "Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования", по учебнику Нечаевой Н.В. (3 класс)

Открытый урок на тему "Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования", по учебнику Нечаевой Н.В. (3 класс)

Технологическая карта урока «Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования»

(по учебнику Нечаевой Н.В.)

Учитель МОАУ «Лицей № 7» г.Оренбурга

Аширова Мунира Рауфовна

Учебный предмет

Русский язык



Класс

3



Тип урока

Урок открытия нового знания



Цель урока

Формирование навыков индивидуального учебного действия в процессе работы над сложными словами.



Технологии, методы, приемы

Поисковые



Основные понятия, термины

Словообразование, корень слова, основа слова, лексическое значение



Планируемые результаты


Предметный

правописные умения:

каллиграфически правильно писать слова;

правильно списывать слова и предложения;

проверять написанное, сравнивая с образцом;

учебно-языковые умения:

- определять лексическое значение слова;

разбирать слова по составу;

речевые:

узнавать слово по толкованию его лексического значения;

составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле

Личностный:

осознавать важность понимания значения слова;

проявлять интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи.

Метапредметный:

принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в ее решении; выполнять учебные действия в умственной, материализованной и речевой форме; осуществлять контроль и оценку (р.);

находить в учебнике необходимую информацию, моделировать ее; использовать в практических целях; вычленять существенные признаки понятий, по их совокупности подводить факты под понятие; анализировать, группировать языковой материал; обобщать, делать выводы (п.);

слушать и понимать устную и письменную речь других;

участвовать в диалоге (к.)



Организация пространства


Формы работы

Ресурсы



Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Работа в группах

Книгопечатная продукция: Н, В.Нечаева, С.Г.Яковлева,

«Русский язык», 3 класс (ч. 1).

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, сигнальные карточки.

Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point



Технология обучения


Структура деятельности

Формирование УУД

Действия учителя

Действия ученика


I Организационный момент

коммуникативные

(Слайд1)

Ребята, прочитайте стихотворение на экране, улыбнитесь соседу, пожелайте удачи в работе.


Обучающиеся настраиваются на работу.


II Мотивация учебной деятельности учащихся

1.Минутка чистописания


Личностные


Познавательные


Регулятивные

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. (л ж с о е н и )

Повторите элементы в тетради и подумайте какое слово можем составить из этих букв?

- Как вы думаете, почему на уроке русского языка и вдруг сложение?

- Для чего нам что-то складывать в русском языке?


-Сложение


Дети высказывают свои версии

Получать новые слова


III Актуализация знаний



1.Словарная работа


Взаимопроверка



Рефлексия


2.Постановка учебной проблемы


Работа в группах (пробное действие)


коммуникативные


регулятивные


личностные


познавательные

-Как называется процесс образования новых слов?

-Какие способы словообразования вам уже известны?


- Какую работу мы проводим в начале урока? (Слайд 2)

- Запишите слова, решая орфографические задачи.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друга. (Слайд 3)

- Обменяйтесь тетрадями обратно. Посмотрите на замечания. Оцените себя.

- Для чего мы проводим орфографическую работу на каждом уроке?

- Найдите среди данных слов те, которые образованы приставочным способом? Суффиксальным? Приставочно-суффиксальным?

- Попробуйте в группах разобрать слово луноход? (Слайд 4)

- Кто готов рассказать о результатах своей работы в группе?

- С какой проблемой столкнулись?

- А что же делать?

-Словообразование.

-Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный.

-Словарную или орфографическую работу.

Дети по картинке или по вопросу определяют слово и записывают в тетрадь.

Обмениваются тетрадями и проверяют друг друга (на слайде появляется верная запись)

Рефлексируют свои ошибки и оценивают себя с помощью специальных знаков.

Ответы детей.

Каждая группа работает на карточках.


Ответы детей.

-Сложно определить корень.

Ответы детей.


IV Целеполагание

«Открытие» нового знания.

коммуникативные


регулятивные


познавательные


личностные


- Вспомните, что такое корень?

- Задумайтесь над значением слова. Что такое луноход? (Анимация)

- Вы правы! Значимые части двух слов объединились в одном. Такие слова называют сложными. Догадались почему?

- Какую работу вы выполняли в группе? Так какова будет тема урока?

- Какую цель мы поставим на уроке?



- Откройте учебники на с.57. Прочитайте, как в учебнике формулируется тема урока.


- Обсудите друг с другом, чему вы будете учиться сегодня на уроке.

-Значимая часть слова.


Ответы детей.



Ответы детей.

Обсуждают в паре, какова цель урока, договариваются, кто будет отвечать на класс.

Ученики читают название темы на с.57 и делают вывод, насколько правы они были в определении темы.

Обсуждают в паре, чему будут учиться на уроке, кто будет отвечать от пары.


V Работа по теме урока


Работа над правилом





Рефлексия

коммуникативные


личностные


познавательные


регулятивные


- Попробуйте в группах на тех же карточках записать по одному сложному слову.

- Давайте проверим.

- Прочитайте правило в учебнике. Что нужно запомнить о сложных словах?

- Поработаем над оперативной памятью. За одну минуту попробуйте выучить правило.

- Проверьте друг друга в паре.

- Кто желает рассказать на класс?

- Для чего мы проводили работу по запоминанию правила?

Обсуждают в группе, записывают и вешают на доску.

Обсуждение правильности записанных слов каждой группы.

Ответы детей. Делают вывод.

Каждый заучивает сам.

В паре проверяют друг друга.

1- 2 желающих рассказываю на класс.

Ответы детей.













Физкультминутка

VI Первичное закрепление


Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации







Взаимопроверка пар



Рефлексия


регулятивные


познавательные


коммуникативные




личностные


-Распределите каждое слово в нужный столбик по способу словообразования (Слайд 5)

Карточка (работа в парах)

Задание: Вам нужно “собрать в корзинку” сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах:

лист

луна

вода

буря

птица

падать

ходить

падать

ломать

ловить

- О чем нужно помнить при выполнении задания?



VIII Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Самопроверка


Рефлексия



коммуникативные


регулятивные


личностные



-Проверьте свои знания. Выполните упражнение в рабочей тетради с.

- Проверьте себя по ключу. (Слайд 6)

- Оцените себя, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, кто вообще не справился с заданием.

- Какие ошибки были допущены в работе?



Ученики самостоятельно выполняют упражнение.

Проверяют свою работу по ключу.

Оценивают с помощью специальных знаков.

Коллективное обсуждение, допущенных ошибок и их исправление.

IX Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


коммуникативные


личностные


Предлагаю вам домашнее задание на выбор.

  1. Выучить правило на с.57

  2. Упражнение в рабочей тетради на выбор 78 или 82.

- Посмотрите задания. Что непонятно?

- Кто уже определился в выборе домашнего задания?




Дети анализируют задания. Выбирают, что для них интереснее и важнее.

X Подведение итогов урока






Самооценка


Рефлексия


коммуникативные


личностные



- Ребята, давайте вспомним с чего мы начали урок? (Слайд 7)

- Так причем же здесь слово «сложение»?

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Оцените свою работу на уроке, по достижению цели.

- Продолжи любое предложение: (Слайд 8)

1.На уроке для меня было важно …

2.На уроке мне было сложно …

3.Мне было интересно…

Ответы детей.


Сложение основ при помощи соединительных гласных о и е

Ответы детей.




Оценивают свою работу с помощью цветных карандашей.

Высказывания учеников.


Открытый урок на тему "Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования", по учебнику Нечаевой Н.В. (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

        Формирование навыков индивидуального учебного действия в процессе работы над сложными словами, урок открытия новых знаний.

         В данном уроке используются поисковые методы, технологии и приемы.

        Форма работы на уроке: работа в парах, в группах, индивидуальная.

        Используемые на уроке ресурсы: Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева "Русский язык", 3 класс.

        Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, сигнальные карточки.

Автор Аширова Мунира Рауфовна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1192
Номер материала 5603
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓