Главная / Русский язык и литература / Открытый урок на тему: Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Открытый урок на тему: Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

НОУ Православная гимназия

г.Тюмень












Конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

















Выполнил учитель

русского языка

Петрова Л.Н.







Содержание




Характеристика урока…………………………………………………… .. . с.2

Технологическая карта урока……………………………………………… с.4

План-конспект урока………………………………………………………… с. 6

Учебно-методические средства обучения.…………………….…………… с.13

Приложение 1 ……………………………………………………………… с.14

Приложение 2 ……………………………………………………………… с.15

Мультимедийная презентация урока




























Характеристика урока


Данная методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».


Цель урока: получение знаний о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.


Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения данной темы в курсе «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание сложноподчиненных предложений с придаточными определительными в тексте;

  • умение видеть смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение;

  • умение находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам;

  • умение производить их синонимическую замену;

  • правильное употребление в речи;

  • умение расставлять знаки препинания;

  • умение составлять схемы предложений с придаточными определительными.


Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

  • уметь видеть прекрасное в языке, художественном творчестве;

  • осознавать роль сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы ;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; групповой работы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в группе;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.


Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.


Тип урока - урок изучения нового материала. На изучение темы «Сложноподчиненные предложения» в рабочей программе по русскому языку в 9 классе выделен 21 час (по программе под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского ). Это первый урок по изучению типов придаточных предложений, ему предшествовали уроки по изучению строения СПП и знаков препинания в нем. Данный урок предшествует другим урокам изучения типов придаточных предложений.


Вид урока – комбинированный.

Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование художественного материала (мысли, высказывания и изречения старцев Оптиной Пустыни) – это незаменимый материал для различных видов деятельности на уроке. Это обусловлено, во-первых, житейской мудростью и высоким нравственным содержанием изречений и, во-вторых, их лингвостилистическими достоинствами. Кроме того, высказывания Оптинских старцев будут способствовать дальнейшему нравственному воспитанию гимназистов. Использование данного материала помогает в интересной форме повторить пройденное и развивает интерес к языку.

Введение в урок языкового материала позволяет быстро проверить знания, умения и навыки и постепенно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.

Активизация мыслительной деятельности учащихся достигается благодаря быстрой смене форм работы на уроке.


Технологическая карта урока


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подведение к определению темы; цели; задач; мотивация их принятия; планируемые результаты.

Создание ситуации успеха и эмоционального настроения.

 Приветствие

Настрой на рабочий лад

Запись даты и темы в рабочую тетрадь

 


Коммуникативные

3 мин.

Проверка усвоения теоретических знаний по теме

Проверка ЗУН:

1.Организация работы по заполнению таблицы (классификация сложных предложений)


2. Нахождение соответствий. Групповая работа.




3. Цифровой диктант.


4. Синтаксический разбор предложения

 

Индивидуальная работа




Работа в группах заполнение таблицы (на карточках).

Взаимопроверка


Самопроверка


Совместная работа

Вспомнить виды сложных предложений и их признаки, знаки препинания в СПП, синтаксический разбор. Наблюдение над языковым материалом.

Классификация сложных предложений по их значению и структурным особенностям; знаки препинания в СПП.


регулятивные

познавательные

коммуникативные

10 мин.

Изучение нового материала


1. Изучение нового материала по учебнику

Самостоятельная работа с учебником, групповая работа





Усвоить материал учебника 



 Умение воспринимать лингвистический текст, умение работать в группах

Личностные

коммуникативные

5 мин.










ФИЗМИНУТКА


2 мин.

Обобщение и систематизация знаний




Организация работы по закреплению

Демонстрация слайда № 1-3



Выполнение упр.91 (2), устно

Упр.93 (письм.), составить схемы предложений








Закрепить изученное

Знание особенностей придаточных определительных,распознавание их в тексте

регулятивные

познавательные

коммуникативные

10 мин.

Организация творческой работы



Организация синонимической замены (Упр.95) - устно


Творческая работа в группах (тексты изречений Оптинских старцев даются каждой из групп)


Совместная работа

.Закрепить изученное

Умение находить в тексте СПП с придаточными определительными




Умение производить синонимическую замену

Личностные познавательные

коммуникативные


7 мин.

Рефлексия

 Задание на дом

Выставление оценок

Психологическая разгрузка


 Запись задания в дневник

 

 

 

3 мин


План-конспект урока


Ход урока

1. Оргмомент.


Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные предложения», познакомимся с одним из типов придаточных предложений, закрепим умения и навыки распознавания таких предложений; поработаем над постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за употреблением этих предложений в речи, будем учиться уместному употреблению сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи.

Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать.

А девизом нашего урока будут служить следующие слова: «Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все». Слова эти были сказаны более 100 лет назад старцем Оптиной Пустыни Никоном. Скажите, что вы знаете об этом монастыре, какую роль он играл в духовной жизни нашей страны? (Ответ учащихся). Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к духовным сокровищам русского языка, вспомним некоторые из высказываний мудрых старцев, постараемся прочувствовать их и следовать им в нашей жизни. Духовная мудрость этих изречений послужит языковым материалом для усвоения новой темы.

Обратите внимание на построение этого высказывания. Скажите, называется ли то дело, которое надо выполнять тщательно, как пред Богом? Какое синтаксическое средство используется для этого? Правильно, придаточное предложение. Какова цель его? Верно, определить слово. С каким типом придаточных предложений мы сегодня познакомимся? Правильно, с теми, которые что-либо или кого-либо определяют, характеризуют. Итак, тема нашего урока? Верно, СПП с придаточными определительными. Постараемся следовать совету Никона Оптинского и тщательно выполнить то дело, которое нам сегодня предстоит. С Богом!

II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения».


Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о СПП. Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах, умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело. Для этого вам предлагаются следующие задания.

Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)

hello_html_m61a88182.png

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о классификации сложных предложений.
(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.)

Задание 2. Нахождение соответствий. Групповая работа. Кто быстрее и правильнее сделает? (Каждая группа получает карточку с заданием – Приложение 1.)

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1. Простые предложения –

...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Взаимопроверка: все 4 группы обмениваются между собой сделанными заданиями для проверки.

(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать неправильно усвоенное).

Задание 3. Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях сделайте запись: виды сложных предложений.

Простые Бессоюзные ССП СПП

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

  1. Благое говорить – серебро рассыпать, а разумное молчание – золото. (прп.Амвросий Оптинский)
    2. Большая часть наших грехов происходит оттого, что мы забываем заповеди Божии. (прп. Никон Оптинский)
    3. Душу спасти – не лапоть сплести. (прп. Лев Оптинский).
    4. Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение. (прп. Амвросий Оптинский).
    5. Если будешь только ожидать благоприятных условий для спасения, то никогда не начнешь богоугодной жизни. (прп. Никон Оптинский).

6. Память о смерти научит внимать самому себе. (прп. Лев Оптинский).

Проверка: простые – 3,6; бессоюзные – 4 (част.), ССП – 1, СПП – 2,5.

Итак, вы – молодцы, помните все, что связано с темой, мы это повторили и можем с Божией помощью идти дальше. Какое высказывание вам понравилось и запомнилось? Почему?

Давайте сделаем синтаксический разбор 6 предложения. 1 учащийся – у доски. Проверка.

III. Изучение нового материала


Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточные определительные.

Изучение материала учебника


Каждая группа читает материал (п.10) самостоятельно, устно составляет тезисы, выделяя главные мысли, готовится к ответу. Отвечает та, которая раньше всех приготовится. Объяснение темы происходит при помощи перекрестного диалога: 1 группа задает вопрос 2 группе, 2 – третьей, 3 – 4. Так все вместе приходят в следующим выводам:


- придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются
 определительными;

- они относятся к одному слову в главном предложении – существительному; всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!)

В подтверждение сказанного демонстрируются слайды 1-3 презентации.


Учитель обращает внимание на запись, сделанную на доске. Нужно сравнить эти предложения.


hello_html_5dbb3526.jpg

А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

  • глагол усиливает значение действия;

  • причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и придаточными определительными можно выражать одну и ту же мысль.

? В чем разница между ними? (отличаются или оттенками значения, или сферой употребления)

? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться предложения с причастным оборотом? (в художественном стиле речи)

? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными определительными? (как в книжной, так и в разговорной речи)

Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин.

hello_html_m398d36e7.jpg

IV. Обобщение и систематизация знаний. Для закрепления выполним упр.91 (2) устно, 93 – письменно (1 уч. выполняет на доске).

Для закрепления изученного поработаем в группах. Вам даны отрывки из произведений Оптинских старцев (Приложение 2.) Необходимо прочитать их и найти сложные предложения с придаточными определительными, доказав верность своего выбора.

Вопросы для первичного закрепления

  • На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

  • Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

  • Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения?

Подтвердите ваши ответы примерами, используя материал упражнения

У1. Рефлексия


Спасибо вам, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя. Сегодня можно поставить следующие оценки.


В конце нашего разговора я хочу напомнить вам хорошие слова, которые, я надеюсь, могут быть руководством к действию в вашей дальнейшей жизни. Когда старца Амвросия Оптинского спрашивали о том, как жить, батюшка отвечал: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Желаю и вам следовать этому совету.


Запишите домашнее задание:

П.10. усвоить теоретический материал темы.

Задание на выбор: упр. 87 или выписать 7 предложений с придаточными определительными из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», составить схемы предложений.

Урок окончен. До свидания.







ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


  1. Русский язык : Учебник для 9 кл. общеобразоват. Учреждений – (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.) – М., Просвещение; 2011.

  2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 9 класс. –М.,ВАКО;2010.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

  5. Используемые электронные ресурсы:

  1. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.













1. Простые предложения –

...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Приложение 1.


















Приложение 2


За гордость твою сильные и тяжелые тебе посылаются скорби – так надобно же искать врачевства сему недугу в противном гордости, т.е. в смирении, о чем и св. Исаак Сирин в 79 Слове пишет, что гордым посылаются скорби неудоботерпимые, – кто ж сему виною, сами они врачевство тем же полагают в смирении. И тебе советуем поискать сего спасительного врачевства, и, сознав себя сердечно достойною скорбей, принимай их с терпением и самоотвержением, как бы не ты их несла. Благодари Бога, что еще щадит тебя, не посылая больших, и во всех твоих поступках наблюдай, чтобы не действовало вражее семя – гордость, но к ближним будь благопочтительна и вменяй себя худшую всех, то, хотя и укоризны, и поношение придет, вменяя себя достойную – удобнее понесешь, а более приобретается смирение, когда мы не следуем своему разуму и воле, а по Бозе слушаем, к кому имеем расположение. О сем отцы наши и наставники нашего жительства пространно написали, вникни в их писания, как то: св. Дорофея, Иоанна Лествичника и прочих святых, которые написали о сей добродетели, как стяжать и искать ее нужно. И ты старайся этому следовать, и Господь тебя не оставит, и облегчит скорбь твою, и даже утешит.

Преп. Оптинский старец Лев



Он от любви посещает и болезнями, которые примет вместо делания; да и избавит чрез оные от того, чему бы могла подвергнуться бывши здоровая. Истинно, когда обратим внимание на наше жительство, увидим, как оное далеко отстоит от того пути, каким шли отцы наши и матери святые, и нам оставили образ – в описании жития их и учения. Мы все ищем отрадного пути, а убегаем тесного и прискорбного; то как нам не благодарить Господа, когда Он невольными скорбями или болезнями соделывает наше спасение. Благодарите Господа за любовь Его к нам, грешным, и приносите по силе, сколько можно, любовь и смирение, могущие заменить недостаток наш в жительстве и ходатайствовать о нас пред Богом о помиловании...

Преп. Оптинский старец Макарий



 Теперь опять возвращаетесь вы к своим занятиям, снова начнется для вас трудовая жизнь, может быть, полная скорбей. Что делать? Скорби неизбежны, хотя и хотели мы миновать их. Жизнь представляется нам в виде белой полосы, на которой черные точки – скорби, от которых нам желательно поскорей отделаться, а на самом деле жизнь есть черная полоса, и на ней рассеяны белые точки – утешения. «В мире скорбни будете, – сказал Христос, – но дерзайте, (яко) Аз победих мир» (Ин. 16, 33). А где найти утешение в скорбях, которые обступают нас со всех сторон? Необходимо углубиться в себя и в свой внутренний мир, т.к. в нем таится источник утешения.

Преп. Оптинский старец Варсонофий




Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы – незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога, для тех, конечно, скорбь тяжела, т.к. кроме земных удовольствий они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать, т.к. скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.

Преп. Оптинский старец Варсонофий



13


Открытый урок на тему: Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
  • Русский язык и литература
Описание:

      Конспект открытого урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными" был проведен в декаду гуманитарного цикла в НОУ Православная гимназия города Тюмени.

       По типу это урок изучения нового материала. Новая тема дается на языковом материале, выбор которого определяется православной направленностью учебного заведения. Это отрывки из произведений старцев Оптиной Пустыни, их мысли, высказывания. Использование подобных текстов способствует дальнейшему формированию христианского мировоззрения, нравственному воспитанию личности учащихся. 

       Надеюсь, что данная разработка урока пригодится для использования в школьной практике не только православных гимназий, но и общеобразовательных школ.

Автор петрова Людмила Николаевна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2813
Номер материала 5248
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓