Главная / Русский язык и литература / Открытый урок на тему: "Комплексный анализ художественного текста"(подготовка к ЕГЭ, 10-11 класс)

Открытый урок на тему: "Комплексный анализ художественного текста"(подготовка к ЕГЭ, 10-11 класс)

Комплексный анализ художественного текста Подготовка к ЕГЭ
Цели: Нам предстоит закрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста...
Мотивация деятельности. Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, остр...
Лексическая работа Нравственность. Эстетика. Этика. Интерпретация.
Лексическая работа Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные...
 Андрей Платонович Платонов (Климентов).
Цель его творчества – открыть истинный смысл и правду жизни, помочь людям ста...
Отрывок из произведения Андрея Платонова “Любовь к Родине, или Путешествие во...
Памятник А. С. Пушкину в Москве
Вспомним основные признаки текста. 1) авторство 2)смысловая цельность, завис...
Признаки художественного стиля: образность, недопустимость стандарта, эмоцион...
Основная мысль текста: Итак, автор рассказал нам о старом скрипаче, для котор...
- Почему людям так необходима была музыка этого чудного скрипача? (изредка он...
Какую же проблему ставит А. Платонов, над чем заставляет задуматься нас, чита...
Авторская позиция. Жизненные ценности Материальные Близкие Деньги Имущество З...
Как создан образ скрипача? Каковы его жизненные ценности? Материальные Неприт...
В каких произведениях говорится о воздействии музыки, искусства на человека? ...
Афоризмы и цитаты о музыке: Музыка - единственный всемирный язык, его не надо...
Выводы. Рефлексия. «В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?»
Звуки музыки доходят до глубины человеческого сердца, трогают его нежной и му...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Комплексный анализ художественного текста Подготовка к ЕГЭ
Описание слайда:

Комплексный анализ художественного текста Подготовка к ЕГЭ

№ слайда 2 Цели: Нам предстоит закрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста ка
Описание слайда:

Цели: Нам предстоит закрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ. Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности. Сформировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.

№ слайда 3 Мотивация деятельности. Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый
Описание слайда:

Мотивация деятельности. Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие. Новиков Николай Иванович 1744 -- 1818

№ слайда 4 Лексическая работа Нравственность. Эстетика. Этика. Интерпретация.
Описание слайда:

Лексическая работа Нравственность. Эстетика. Этика. Интерпретация.

№ слайда 5 Лексическая работа Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и
Описание слайда:

Лексическая работа Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе и выполнение их, поведение. Эстетика – наука о прекрасном. Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека. Интерпретация – истолкование смысла, содержания чего-то. 

№ слайда 6  Андрей Платонович Платонов (Климентов).
Описание слайда:

Андрей Платонович Платонов (Климентов).

№ слайда 7 Цель его творчества – открыть истинный смысл и правду жизни, помочь людям стать
Описание слайда:

Цель его творчества – открыть истинный смысл и правду жизни, помочь людям стать лучше

№ слайда 8 Отрывок из произведения Андрея Платонова “Любовь к Родине, или Путешествие вороб
Описание слайда:

Отрывок из произведения Андрея Платонова “Любовь к Родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)” ”Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр от своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется. Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным”

№ слайда 9 Памятник А. С. Пушкину в Москве
Описание слайда:

Памятник А. С. Пушкину в Москве

№ слайда 10 Вспомним основные признаки текста. 1) авторство 2)смысловая цельность, зависяща
Описание слайда:

Вспомним основные признаки текста. 1) авторство 2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли. 3)тематическое и идейное единство. 4)грамматическая связь между предложениями. 5)абзацное членение – выделение микротем. 6)композиционная стройность, завершенность.

№ слайда 11 Признаки художественного стиля: образность, недопустимость стандарта, эмоциональ
Описание слайда:

Признаки художественного стиля: образность, недопустимость стандарта, эмоциональность и экспрессивность, динамизм, ярко выраженная авторская индивидуальность. 

№ слайда 12 Основная мысль текста: Итак, автор рассказал нам о старом скрипаче, для которого
Описание слайда:

Основная мысль текста: Итак, автор рассказал нам о старом скрипаче, для которого очень важно было играть для людей, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.

№ слайда 13 - Почему людям так необходима была музыка этого чудного скрипача? (изредка они (
Описание слайда:

- Почему людям так необходима была музыка этого чудного скрипача? (изредка они (звуки) доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью).

№ слайда 14 Какую же проблему ставит А. Платонов, над чем заставляет задуматься нас, читател
Описание слайда:

Какую же проблему ставит А. Платонов, над чем заставляет задуматься нас, читателей? (выбрать 2 правильных ответа) 1. Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу? 2. В чем заключается сила искусства (музыки)? 3. Как воспринимают люди окружающий мир и себя в этом мире? 4. Какую пользу (и как) может приносить человек обществу? 5. Какой человек может быть наделен даром понимать настоящее искусство? 6. Все ли люди способны испытывать эстетическое наслаждение от музыки?

№ слайда 15 Авторская позиция. Жизненные ценности Материальные Близкие Деньги Имущество Здор
Описание слайда:

Авторская позиция. Жизненные ценности Материальные Близкие Деньги Имущество Здоровье  и др.***** Внешний мир Духовные Нравственные Этические Эстетические ***** Внутренний мир

№ слайда 16 Как создан образ скрипача? Каковы его жизненные ценности? Материальные Непритяза
Описание слайда:

Как создан образ скрипача? Каковы его жизненные ценности? Материальные Непритязателен Бескорыстен Духовные Потребность быть полезным Любовь к искусству Любовь к людям

№ слайда 17 В каких произведениях говорится о воздействии музыки, искусства на человека? 1.
Описание слайда:

В каких произведениях говорится о воздействии музыки, искусства на человека? 1. В. Короленко «Слепой музыкант» 2. Л.Н. Толстой «Война и мир» 3. А. Куприн «Гранатовый браслет» 1. Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. 2. Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. 3. Княгиня Вера, слушая музыку Бетховена, переосмыслила свою жизнь и стала по-другому смотреть на мир.

№ слайда 18 Афоризмы и цитаты о музыке: Музыка - единственный всемирный язык, его не надо пе
Описание слайда:

Афоризмы и цитаты о музыке: Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Бертольд Ауэрбах Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Дмитрий Шостакович Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Ромен Роллан Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе. Б.Авербах Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльми, способствует полету воображения... Платон

№ слайда 19 Выводы. Рефлексия. «В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?»
Описание слайда:

Выводы. Рефлексия. «В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?»

№ слайда 20 Звуки музыки доходят до глубины человеческого сердца, трогают его нежной и мужес
Описание слайда:

Звуки музыки доходят до глубины человеческого сердца, трогают его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.

Открытый урок на тему: "Комплексный анализ художественного текста"(подготовка к ЕГЭ, 10-11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:

  • Повторение стилистических, лекс
  • Закрепление  ЗУНов комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.
  • ических, синтаксических, морфологических законов построения текста.

         Развитие творческого и познавательно-поискового интереса учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей.

          

         Воспитание устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.

 

1. Введение

Сегодня у нас с вами урок интегрированный: урок словесности с применением ИКТ; урок комплексного применения ЗУНов при анализе художественного текста.

Записываем в тетрадях число и тему урока. 

 Цели. Нам предстоитзакрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.

Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности.

Сформировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.

 Мотивация деятельности. Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие.

Учитель: Сегодня нас ожидает серьезный разговор о духовных качествах человека, необходимых для жизни в обществе…Речь пойдет о нравственных ценностях, без которых нам в современной жизни не обойтись. О высоком искусстве – музыке, которая дарит нам гармонию, исцеляет душу…. 

Для создания спокойного, но уверенного разговора попытаемся создать вместе благоприятный эмоциональный климат. Послушаем музыку и поразмышляем, какую роль играет музыка, да и вообще искусство в нашей жизни…( гармония…размышления ребят)

Начнем с лексической работы. Прочитайте слова, знание значений которых нам понадобится при комплексном анализе текста, выясните их значение.

  1. Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе и выполнение их, поведение.
  2. Эстетика – наука о прекрасном.
  3. Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.
  4. Интерпретация – истолкование смысла, содержания чего-то. 

 

 

 Работа с текстом

Учитель: Перед вами автор текста, с которым нам предстоит работать. Андрей Платонович Платонов (Климентов).
Мы видим изображение писателя в разные годы жизни. Студент, военный корреспондент, муж и отец, инженер-электрик, строитель, наконец, замечательный писатель, человек с чутким и беспокойным сердцем.

Его литературное наследие - романы, рассказы, повести, сказки, очерки, статьи. 
Какие произведения вы уже читали? (Сказки «Неизвестный цветок», «Волшебное кольцо», рассказы «Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Корова», «Юшка», « Три сына»).
Цель его творчества – открыть истинный смысл и правду жизни, помочь людям стать лучше. Есть у него и рассказ “Любовь к Родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)”, отрывок из которого мы сейчас прослушаем и попробуем проанализировать. (Слайд   )

Учитель читает текст (Приложение 1). Звучит музыка - скрипка (Приложение 2).

3. Анализ текста

Учитель:  - Доставляет ли нам отрывок эстетическое наслаждение?

(Музыка - всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Благодаря высокому искусству достигается гармоничная связь между всеми живущими… и Вселенной)

- Докажите, что перед нами текст?

Текст - произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

- Вспомним основные признаки текста.

1) авторство

2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли.

3)тематическое и идейное единство.

4)грамматическая связь между предложениями.

5)абзацное членение – выделение микротем.

6)композиционная стройность, завершенность.

Определите тип речи? (элементы повествования и описания)

-Найдите признаки художественного стиля.
Художественный стиль используется в 
художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Образность, недопустимость стандарта, эмоциональность и экспрессивность, динамизм, ярко выраженная авторская индивидуальность. 

- Определим тему текста, подумаем, как его можно озаглавить? (“Старый скрипач”.)

– Что автор сообщает о музыканте? Почему он играет? (Зачитать.) В каком предложении выражена основная мысль текста? (задание А29) Найдите ключевые слова.
Итак, автор рассказал нам о старом скрипаче, для которого очень важно было играть для людей,
потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.

- Почему людям так необходима была музыка этого чудного скрипача?

(изредка они (звуки) доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью).

 

- Какую же проблему ставит А. Платонов, над чем заставляет задуматься нас, читателей? Вам предлагается страничка тренажера – 6 вариантов, 2 из которых дают точный ответ.
1. Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу?

2. В чем заключается сила искусства (музыки)?

3. Как воспринимают люди окружающий мир и себя в этом мире?

4. Какую пользу (и как) может приносить человек обществу?

5. Какой человек может быть наделен даром понимать настоящее искусство?

6. Все ли люди способны испытывать эстетическое наслаждение от музыки?

Ученики записывают в тетради.

-Прокомментируйте с помощью предложений текста основную проблему.

- В каких предложениях автор озвучил свою позицию?

Жизненные ценности

Материальные

Близкие
Деньги
Имущество
Здоровье 
и др.*****

Внешний мир

Духовные

Нравственные
Этические
Эстетические

*****

Внутренний мир

– Ребята, как вы понимаете значение этих слов – материальные и духовные ценности?
Посмотрим, как создан образ скрипача?
Каковы его жизненные ценности? Требует что-то скрипач взамен от людей, которые слушают его удивительную музыку?

Непритязателен
Бескорыстен

Потребность быть полезным
Любовь к искусству
Любовь к людям

 

– Какой художественный приём применяет автор для создания этого образа?
(антитезу: непритязательный человек, ничего не требующий от людей за его виртуозную игру всеми силами души стремится быть полезным обществу, очень любит людей и искусство, способен служить миру бескорыстно, всей душой).

Учитель. - Где обычно играл скрипач?
Памятник А.С. Пушкину в центре Москвы, на Тверском бульваре. Самое оживлённое, любимое место москвичей, гостей города. 

 Жизнь людей, которые любят, понимают, увлекаются искусством, богаче, возвышеннее, интереснее. Таков скрипач. И автор поднимает его на пьедестал. Почему? С одной стороны, это позволяет быть увиденным, а можно сказать, что это делает его духовно выше (поднимает над людьми).
- Почему его автор поставил играть у памятника Пушкину? Что у них общего? (служение искусству, людям – СЛУЖЕНЬЕ МУЗ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ)
- Скрипач стоит высоко, но не рядом. Почему? Какое слово их разделяет? (Почти.)
Как объясните?

Величие искусства яснее всего проявляется в музыке и литературе.

Пушкин- признанный гений в веках. Скрипач-самоучка поклоняется искусству, способен служить миру, даря людям свой талант.

Учитель: А теперь вспомним, в каких художественных произведениях говорится о воздействии музыки на человека?  (В. Короленко «Слепой музыкант», Л. Н. Толстой «Война и мир», А. И. Куприн «Гранатовый браслет»)

Учитель: Посмотрите, что говорили великие люди о воздействии музыки на человека.

(выпишите две понравившиеся цитаты)

5. Выводы. Рефлексия.

Учитель: Каким образом комплексный анализ художественного текста помог нам ответить на основной вопрос урока: «В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?»

(Выслушиваются ответы учащихся.)Слайд

Звучит музыка *видеофайл (Приложение 3).

Музыка звучит в моём сердце, в унисон с тобой живёт моя душа, она радуется и волнуется, грустит и думает, шагает в ногу с героями. Ты погружаешься в прекрасный светлый мир, который дарит музыка, вызывая восторг и счастье, наполняет тебя изнутри и очаровывает волшебными звуками. Музыка дарит наслаждение и радость, отправляешься за ней в дальний путь прекрасный и интересный, полный разных сюрпризов и тайн.

Звуки музыки доходят до глубины человеческого сердца, трогают его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.

я понял, что…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

меня удивило…

мне захотелось…

я погружаюсь…

музыка дарит…

меня переполняют такие чувства, как…

6. Домашнее задание:

написать сочинение по данному тексту

Автор Койбаева Людмила Оттовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1775
Номер материала 34887
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓