Главная / Начальные классы / Открытый урок на тему: "Если хочешь быть здоров - закаляйся!"

Открытый урок на тему: "Если хочешь быть здоров - закаляйся!"

Негосударственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №63 Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги».













Урок здоровья "Если хочешь быть здоров - закаляйся!"













Подготовила: Коломийцева О.Л.

учитель I категории

















г. Батайск

2011 г.

Цели:

  1. Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.

  2. Рассмотреть некоторые формы закаливания.

  3. Познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами по закаливанию организма.

  4. Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.

Задачи:

1. Воспитывать ценностное отношения к своему здоровью.

2. Способствовать стремлению вести здоровый образ жизни;

3. Побуждать к применению закаливающих процедур.

Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, плакат с надписью: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», толковый словарь, рисунок человека, мяч, грамоты учащихся за успехи в спорте, портреты долгожителей.

Раздаточный материал:

карточки с признаками здоровья


























Девиз: Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1. Организационный момент.


Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы.

Учитель: Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Итак, сегодня мы с вами будем говорить о здоровом образе жизни, о том, как нам сохранить и укрепить свое здоровье.


2. Постановка цели. Проблема урока.


Учитель: Вы уже достаточно взрослые, у вас есть небольшой жизненный опыт, знания. Давайте попробуем предположить, что надо делать для того, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет (личная гигиена, режим дня, физкультура, свежий воздух, питание, закаливание, хорошее настроение).

- А вот о чём мы сегодня поговорим более подробно, вы узнаете, прослушав одну историю.

«Представь себе, что я весь - лицо»

В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.

- Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? - спросил юноша.

- Но ты же не закрываешь лицо? - вместо ответа заметил старик.

- Но то же лицо, оно привыкло! - воскликнул юноша.

- Так представь себе, что я весь - лицо, - ответил старик.


Учитель: Как вы понимаете ответ старика? Объясните...

- Старик был закалённым.

- А что такое закаливание? (ответы детей)

- А где мы можем узнать точное определение?

-Давайте обратимся к толковому словарю.


3.Толковый словарь: (читает ученик)

Закалка – физическая или нравственная стойкость, выносливость.

(Закаливание - это тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным погодным условиям, получение организмом стойкости для сопротивления болезням).


4. Какие формы закаливания мы знаем? Давайте поговорим с вами о формах закаливания.

Разберёмся по порядку.

а)Подъём и зарядка.

- Ребята, с чего вы начинаете своё утро?

Итак, мы знаем, что наш день начинается с подъёма и зарядки.

- А для чего мы делаем зарядку? (Для того, чтобы быстрей прошёл сон.)

- Во время зарядки кровь быстро движется по сосудам, она согревает наше тело, добирается до клеток головного мозга. Наши мускулы становятся крепче, а значит, и мы чувствуем себя здоровыми и сильными.

-Можно сказать, что зарядка - закаливающая процедура?

Зарядка

- Молодцы, ребята. Зарядку сделали, что дальше? Посмотрите на экран.


б) Умывание.

По утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею,

Уши вымою и шею.

Пусть течёт водица-

Я хочу …(умыться).

- Умывание можно назвать закаливающей процедурой?

- Какой водой мы умываемся и полощем горло? ( прохладной )


(На доске вывешиваются слова: умывание прохладной водой, полоскание горла водой комнатной температуры)


в)Обтирание

- Можно начать утро и по другому. Послушайте, пожалуйста:

Воду в тазик я налью,

Горстку соли растворю,

Лучше соли не простой,

А особенной морской!

Мама мягкой рукавицей

Оботрёт меня водицей,

Спину, руки, шею, грудь.

Скажет мне: “Здоровой будь!”

- Как называется этот вид закаливания?

(На доске вывешивают слова: обтирание)

-Расскажите более подробно, как правильно проводить эту процедуру?

Правила обтирания (рисунок человека)

В таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли. Проверяют температуру воды. При первом обтирании температура воды должна быть 30-40 градусов. Постепенно температуру снижают, доводя ее до комнатной. Варежку, сшитую из махрового полотенца, надевают на руку, опускают в воду и растирают варежкой шею, грудь, спину, ноги (от тазобедренного сустава). После обтирания тело растирают другой сухой варежкой докрасна в том же порядке, что и обтирание. В заключение тело обтирают полотенцем.

- Чем полезно обтирание? (Это очень полезная процедура - ведь к коже приливает кровь, кожа слегка краснеет, улучшается кровообращение).


в) Контрастный душ.

- Делать обтирание совсем не обязательно. А можно сделать вот что, послушайте:

Утром я едва проснусь -
Сразу в душе обольюсь.
На весёлый летний дождь
Душ немножечко похож.
Он поёт, журчит, звенит-
Веселит он и бодрит.
И ленивый, сладкий сон
Струйками прогонит он!

-Ребята, а кто-то из вас принимает по утрам душ? Расскажите, как вы это делаете?

- Какую воду выбираете: тёплую или прохладную? Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Встань под теплый душ на 1,5 минуты, затем облейся прохладной водой. Принимаете ли вы душ каждое утро? (ответы детей)

(На доске вывешивают слова: обливание прохладной водой)


г) Мытьё ног на ночь.

-Есть ещё одна замечательная процедура, которую мы чаще всего делаем вечером. Какая?

- Одна из замечательных закаливающих процедур - мытьё ног прохладной водой. Особенно приятно и полезно мыть ноги на ночь – во-первых, смоете с ног пот и грязь, а во-вторых, будите крепче спать. Ведь мытьё ног на ночь благоприятно действует на сон!

(На доске вывешивают слова: мытьё ног на ночь.)

- А сейчас представьте, наступило лето, мы на берегу реки…


д) Купание в открытых водоёмах

- Ребята, как вы думаете, когда мы купаемся летом в реке или на озере, наш организм закаляется? (ответы детей)

(Вывешиваются слова: купание в открытых водоёмах)

Правила купания


Физкультминутка “Пловцы”

К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывём как дельфин.
Качаясь на волне, плывём на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.


- А только ли в открытых водоёмах можно купаться? (бассейн)


Рассказ Насти Бобровой.


е)После купания можно принимать воздушные и солнечные ванны.

Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай загорание в кружевной тени деревьев 5 - 10 минуты, с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2 - 3 минуты пребывания на солнце. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока. И еще не забудь, выходя на солнце, надень на голову панаму или платок. Случается, что некоторые ребята плохо переносят солнечные лучи, тогда загорать им нужно еще осторожнее. А если врач вообще запретил загорать, не нужно унывать. Можно принимать воздушные ванны в теплую облачную погоду.

(Вывешиваются слова: воздушные и солнечные ванны).

- А воздушные ванны мы принимаем только после купания?

ж)Прогулки на свежем воздухе.

Многие люди боятся мороза, и в холодные зимние дни предпочитают сидеть дома, у теплой печки. Но это не совсем правильно - бояться мороза не стоит. Наш организм имеет замечательную способность. Он постепенно приспосабливается к самым трудным условиям жизни. Вспомните, как у вас замерзают руки и нос в начале зимы, когда на улице мороз всего в 2-3 градуса. А в феврале вы уже играете в снежки на пятнадцатиградусном морозе как ни в чем не бывало. За два зимних месяца вы успеваете привыкнуть к холоду. Есть люди, которые не боятся купаться круглый год: летом - в реке, зимой - в проруби. Вода дымится от мороза, а они с удовольствием плавают между льдин, а затем обтираются снегом. Таких людей в шутку прозвали «моржами».

Но если мы с вами последуем их примеру, то обязательно простудимся и заболеем. Нужно постепенно закаливать свой организм - приучать его не бояться мороза: гулять не меньше 2-3 часов каждый день. Чем меньше вы будете бояться мороза, тем быстрее закалите свой организм.

Летом можно гулять и дольше, но только с покрытой головой и не перегреваться.


- Одежда для прогулок должна быть по сезону.

(жаркий летний день, морозное зимнее утро, поздняя осень) три ученика у доски

- Пока ребята работают, мы с вами поиграем в мяч.


Игра в мяч.

- Я назову начало пословицы, а вы её окончание.

1. Здоровье сгубишь – новое не купишь.

2. Береги платье снову, а здоровье смолоду!

3. Я здоровье берегу - сам себе я помогу!

4. Здоровье дороже богатства.

5. В здоровом теле - здоровый дух.


з)Босохождение

- Ребята, а вы любите ходить босиком?

- А как вы думаете, это полезная процедура?

А ещё после купания очень полезно походить босиком по песку, мелкой гальке. Современные учёные доказали, что хождение босиком способствует активизации нервно- мышечных процессов, нормализует артериальное давление, способствует насыщению тканей кислородом, полезно при плоскостопии. Как следствие, у людей, которые любят ходить босиком, всегда хорошее настроение и ощущение здоровья во всём теле. Дело в том, что подошва является наиболее мощной зоной человеческого тела. На одном квадратном сантиметре сосредоточено большое количество рецепторов, каждый из которых связан с внутренним органом. Хождение босиком, это своеобразный массаж всего организма.


Сократ и другие философы Древнего мира считали хождение босиком одним из способов развития умственных способностей человека. Не случайно в те далёкие времена дети надевали обувь только по достижении 18 лет.


- Такой же массаж можно сделать и на руках, на пальцах.

А я хочу ребят научить самомассажу пальцев. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Тоже самое делайте дома со стопами. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.


- Посмотрите на доску, о скольких видах закаливания мы вспомнили.

- Подумайте и скажите, какие природные факторы помогают нам при закаливании?

- Посмотрите на доску. Составьте поговорку из слов на доске. (Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!)


5. Правила закаливания.

Для того чтобы закаливание было эффективным, следует соблюдать определённые правила:

- У каждого из вас на столе лежат листы с утверждениями. Оставьте только то, что записано правильно. Остальное вычеркните.

- Что у вас получилось? Проверка.

Обязательно перед закаливанием посоветуйся с родителями, с какой температуры воды лучше начать, какие виды закаливания подойдут для твоего организма.

Закаливание должно быть ежедневным, постоянным. Делать водные процедуры нужно каждый день, без пропусков. Для этого нужна не малая сила воли.

Закаливание должно быть постепенным, лучше начинать с воздушных процедур: умываться и делать зарядку в одних трусиках при комнатной температуре, 15-20 минут. Следить, чтобы на коже не появлялись “пупырышки”, надо сразу одеться.

Обливание следует начинать с тёплого душа, постепенно снижая температуру воды на 1 градус каждые два-три дня, доведя её до 15-18 градусов.

Закаливание должно быть приятным. Нельзя мёрзнуть на морозе, загорать до ожогов, купаться до гусиной кожи.

Нельзя начинать закаливание во время болезни.

Используй разные средства закаливания: солнце, воздух и воду. (Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!)

Всегда носить тёплую одежду.

Выполнять процедуры регулярно не обязательно. Устал, можно сделать перерыв.


6. Признаки здоровья.

Учитель: Каким должен быть здоровый человек? Выделите признаки здоровья: (на экране)

бодрый

рассеянный

грустный

румяный

бледный

медлительный

сильный

слабый

красивый       ловкий                           сутулый                            неуклюжий

толстый 

 стройный           


- Итак, если человек будет закаляться, то будет бодрый, сильный, румяный, ловкий, стройный,  красивый.  Именно такими были люди, которых вы видите на экране.


7.Долгожители.

- Посмотрите на экран. Вы знаете этих людей? Эти люди – долгожители. Так в нашей стране называют людей, которые прожили свыше 70 лет.

Великий полководец Александр Васильевич Суворов детство провёл в отцовском имении в деревне. Рос слабым мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того, чтобы переубедить отца, каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой и часами ездил верхом. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и питался простой солдатской пищей. (Прожил 70 лет.)

Длинную и интересную жизнь 82 года прожили великий русский писатель Л.Н. Толстой. Он увлекался простым физическим трудом, вёл здоровый образ жизни, ходил босиком утром по росе, был вегетарианцем, употреблял натуральные продукты питания, отказался от курения и алкоголя и увеличил этим продолжительность своей жизни. Таким образом он набирался сил и энергии от матушки земли.

Известны случаи долгожительства, когда люди достигают 100 лет и более, сохраняя при этом физическую и умственную активность. В России у нас 350 тысяч долгожителей, тех, кому больше 90 лет. Столетних в стране - 6 тысяч 800 человек.

- А как вы думаете, как же удаётся людям прожить такую долгую жизнь? (ведут здоровый образ жизни, они здоровы)


Казаки

Казаки были долгожителями. Случалось, жили и дольше 100 лет, сохраняя дееспособность и острый ум, если, конечно, не погибали в бою.

Поскольку казаку было необходимо всегда сохранять боеготовность, он много внимания уделял профилактике недугов.

Любой врач подтвердит: болезни обходят стороной тех, кто соблюдает личную гигиену. В отличие от своих европейских современников, которые зачастую пренебрегали водными процедурами, предпочитая обливать себя духами, носили напудренные парики, под которыми чего только не водилось, казаки купались каждый день при любой погоде, а зимой обтирались снегом. Идя в бой, всегда надевали чистые рубахи — в случае ранения их использовали как перевязочный материал.

В Древней Руси новорожденного младенца сначала распаривали на горячей печи, а затем окунали в холодную воду либо сугроб. Когда дети становились на ноги, их в любое время года заставляли выбегать обнаженными, чтобы узнать, "какая сегодня погода". Крестьянские дети до самой зимы ходили босиком и простудные заболевания были им не знакомы. У жителей древней Москвы было принято купание в ледяной воде после жаркой бани.

Цыгане сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали.


Итог урока.

- Вот так закалялись люди в разные времена.

- Прочитайте слова на экране. “Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.”

-Как вы их понимаете?

-Ребята, а вы согласны с этими словами:

Эти слова и будут итогом сегодняшнего урока.


Заключение.

_ В заключении мне хотелось бы, чтобы вы продолжили фразы на экране:

Сегодня я вспомнил

узнал

задумался



Учитель: Подошёл к концу наш урок. Хочется, чтобы он оказался для вас полезным, заставил задуматься, вызвал желание вести здоровый образ жизни.






Открытый урок на тему: "Если хочешь быть здоров - закаляйся!"
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.

2.     Рассмотреть некоторые формы закаливания.

3.     Познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами по закаливанию организма.

4.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.

Задачи:

1. Воспитывать ценностное отношения к своему здоровью.

2. Способствовать стремлению вести здоровый образ жизни;

3. Побуждать к применению закаливающих процедур.

Автор Коломийцева Ольга Леонидовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 753
Номер материала 38869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓