Открытый урок «Тема дружбы в произведениях детских писателей»
Школа : АМОУ «основная школа д.Федорково»
Учитель русского языка и литературы Зюрина Нина Геннадьевна
Тема: «Дружба»
Цель: формирование представления о дружбе
как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
·
помочь
учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";
·
познакомить
с истинным толкованием слова "дружба" "друг"
·
учить
слушать, понимать и помогать друг другу;
·
формировать
добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть
терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
·
анализировать
свои поступки и окружающих
Оборудование:
·
мультимедийный комплекс
·
ватман
·
листы А 4
·
фломастеры
цветов: синий, зеленый, желтый, красный
·
толковый
словарь С.И. Ожегова
·
учебник
«Основы светской этики».
Ход урока.
1.Организационный момент.
– Я рада видеть
вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с
другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в
глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
2. Подготовка к
восприятию нового материала.
– Послушайте стихотворение и
определите тему урока.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
3. Сообщение темы урока.
– Молодцы! Тема нашего урока
«Дружба».
- Как вы думаете, на какие
вопросы мы сегодня должны будем ответить?
– Сегодня мы с вами мы
выясним:
• Что такое
дружба?
• Настоящий друг –
кто он?
• Какими
качествами должен обладать настоящий друг?
• Почему важно
дружелюбно относиться друг к другу?
4.Изучение новой темы.
а) беседа
– Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия
населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия
фонтанов, есть даже орден Дружбы народов.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
(отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о
дружбе»)
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы
детей)
б) работа с толковым словарем(можно дать работу в группах,
каждая группа должна найти определение в разных источниках)
– Дайте определение понятию дружба.
– Обратимся к толковому словарю
Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.
(Дружба – близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь
взаимным доверием, преданностью, любовью)
– Владимир Иванович Даль в своём
знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это
бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит
бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь
хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что
он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
в) работа с интерактивной
доской
– Мы выяснили что такое дружба. А кто
такой настоящий друг? Какими качествами он должен обладать? Давайте разобьем
слова на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.
Понимание, деликатность, мелочность,
близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие,
благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и
поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость,
честность.
– Прочитайте слова первого столбика.
Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает
слова на доске)
– Собери пословицу из слов.
г) работа в группах
– Дружба всегда для людей была важна.
О ней говорится в пословицах. О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
• Старый друг лучше …
• Друзья познаются в…
• Кто друга в беде покидает, тот
сам в беду …
• Дерево живет корнями, а
человек – …
• Друга – ищи , а нашел –…
• Человек без … ,что дерево без
корня.
• Друг за друга держаться –
ничего не…
• Кто друга в беде покидает, тот
сам в беду …
5. Разбор ситуаций в группах,
дискуссия. ( группам раздаются карточки с текстом .)
Ситуация № 1 (для первой группы.)
Аня была лидером в классе. Ее любили
все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и
застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если
она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других
достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала
редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были,
что называется «не разлей вода».
Вопросы для обсуждения:
1. Почему
непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
2.
Знаете ли вы такие примеры?
3.
Какие качества вы цените в друге?
Ситуация № 2 (для второй группы.)
Их везде можно было увидеть вместе: в
библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три
года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками.
Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками
которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие
восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто
ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту,
ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял,
что произошло с другом.
Вопросы
для обсуждения:
1. Что
случилось с Мишей?
2. Почему
он повел себя так?
3. А
как бы вы повели себя в такой ситуации?
4. Были
ли в вашей жизни подобные ситуации?
5. Можно
ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Истинная
дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий дуг
никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит
его радость.
Вывод.
-
Какими же личными качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий друг?
6.Дополни
фразу
«Настоящий друг - это…»
-
Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?
7.Создание проекта. (работа в группах)
1группа.
Составить рассказ или стихотворение о дружбе по опорным словам.
2
группа. Нарисовать плакат о дружбе.
3
группа. Составить правила дружбы.
4
группа. Где используется слово дружба.
8.Подведение
итогов.
Дерево
дружбы. Написать на ладошке качество, каким должен обладать настоящий друг и
прикрепить к дереву.
9.
Домашнее задание.
Взять
интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.