Главная / Русский язык и литература / Открытый урок на тему "Дружба в произведениях детских писателей"

Открытый урок на тему "Дружба в произведениях детских писателей"

Открытый урок «Тема дружбы в произведениях детских писателей»

Школа : АМОУ «основная школа д.Федорково»

Учитель русского языка и литературы Зюрина Нина Геннадьевна


Тема: «Дружба»

Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";

  • познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг"

  • учить слушать, понимать и помогать друг другу;

  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

  • анализировать свои поступки и окружающих

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс

  • ватман

  • листы А 4

  • фломастеры цветов: синий, зеленый, желтый, красный

  • толковый словарь С.И. Ожегова

  • учебник «Основы светской этики».

Ход урока.

1.Организационный момент.

Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

3. Сообщение темы урока.

Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».

- Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня должны будем ответить?

Сегодня мы с вами мы выясним:

Что такое дружба?

Настоящий друг – кто он?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?


4.Изучение новой темы.

а) беседа

Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

(отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»)

Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)

б) работа с толковым словарем(можно дать работу в группах, каждая группа должна найти определение в разных источниках)

Дайте определение понятию дружба.

Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)

Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

в) работа с интерактивной доской

Мы выяснили что такое дружба. А кто такой настоящий друг? Какими качествами он должен обладать? Давайте разобьем слова на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.

Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)

Собери пословицу из слов.

г) работа в группах

Дружба всегда для людей была важна. О ней говорится в пословицах. О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

Старый друг лучше …

Друзья познаются в…

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …

Дерево живет корнями, а человек – …

Друга – ищи , а нашел –…

Человек без … ,что дерево без корня.

Друг за друга держаться – ничего не…

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …


5. Разбор ситуаций в группах, дискуссия. ( группам раздаются карточки с текстом .)

Ситуация № 1 (для первой группы.)

Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

  2. Знаете ли вы такие примеры?

  3. Какие качества вы цените в друге?

Ситуация № 2 (для второй группы.)

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что случилось с Мишей?

  2. Почему он повел себя так?

  3. А как бы вы повели себя в такой ситуации?

  4. Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

  5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?


Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

Вывод.

- Какими же личными качествами, по вашему мнению, должен обладать настоящий друг?

6.Дополни фразу «Настоящий друг - это…»

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?


7.Создание проекта. (работа в группах)

1группа. Составить рассказ или стихотворение о дружбе по опорным словам.

2 группа. Нарисовать плакат о дружбе.

3 группа. Составить правила дружбы.

4 группа. Где используется слово дружба.


8.Подведение итогов.

Дерево дружбы. Написать на ладошке качество, каким должен обладать настоящий друг и прикрепить к дереву.

9. Домашнее задание.

Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»

Открытый урок на тему "Дружба в произведениях детских писателей"
  • Русский язык и литература
Описание:

Открытый урок «Тема дружбы в произведениях детских писателей»

Школа : АМОУ «основная школа д.Федорково»

Учитель русского языка и литературы Зюрина Нина Геннадьевна

 

Тема: «Дружба»

Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";

  • познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг"

  • учить слушать, понимать и помогать друг другу;

  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

  • анализировать свои поступки и окружающих

    Оборудование:

Автор Зюрина Нина Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1264
Номер материала 50581
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓