Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОткрытый урок на тему : "Творительный падеж"

Открытый урок на тему : "Творительный падеж"

Скачать материал

Тема урока :«Творительный падеж»

Цели урока:

Познакомить учащихся с основным значением творительного падежа, его вопросами и предлогами; формировать сознательное употребление в речи существительных в творительном падеже;

 развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства;

расширять словарный запас школьников, учить их использовать выразительные средства русского языка для описания красоты зимней природы

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент  

Наш сегодняшний урок  посвящен самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное. А сколько забав и радости приносит она!

 ІІ. Этап проверки знаний и умений учащихся.

Цель: создать условия для уточнения и повторения ранее усвоенных знаний. (А именно для распознавания падежей существительных.) 

1. Упражнения по распознаванию и правильном употреблении падежей имен существительных.

- Сколько же падежей в русском языке? (6)

- Назовите их по порядку, вместе с основными вопросами.

- Как определить падеж имени существительного? Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого?

Для этого вам надо отгадать загадки,которые приготовили наши ученики .  Назовите их по порядку, вместе с основными вопросами.(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах)

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?-

Ни с чем не спутает никто!

(Именительный падеж)

Кого же нет?

Я очень беспокоюсь,

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу друзья скорее помогите!

И как зовут меня скажите!

(Родительный падеж)

Я работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать? –

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу.

(Дательный падеж)

Кого винить мне видно сразу!

Пусть каждый здесь запомнит фразу.

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну скорей скажите,

Как меня зовут

(Винительный падеж)

Творите  чем ?Творите с кем ?

Я подскажу вам –нет проблем!

Предлогом «перед», «под» и над

В любой момент я очень рад.

(Творительный падеж)

Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в»,и «о»,и  «при»

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.(Предложный падеж)


Правильно падеж можно определить по основным вопросам, по предлогам, по окончаниям имен существительных, по роли в предложении.)

- Как в русском языке называют изменения имен существительных по падежам? (Склонение).

Давайте назовём их с вопросами, предлогами  и со словами - помощниками. 

падежи

предлоги

Слова-помощники

вопросы

Именительный

 

есть

Кто? Что?

Родительный

от,до,из,без,у,для,около,с,вокруг,после,возле

нет

Кого ?  Чего?(Где? Откуда?)

Дательный

к,по

дам

Кому ? Чему ? (Где? Куда?)

Винительный

в,на,за,через,про

вижу

Кого? Что?      (Где?  Куда?)

Творительный

над,под,с,за,перед,между

доволен

Кем ? Чем? Где ?

Предложный

о,об,в,во,на,при

думаю

О ком ? О чем ? Где ?

(Шесть падежей, каждый имеет своё название, вопрос и предлоги)

- Приготовьтесь к диктанту с использованием сигнальных карточек. Определите с их помощью падеж существительных.

2.Помогал отцу (Д.п.), заводить машину (В.п.), выпал из гнезда (Р.п.), скучал без мамы (Р.п.), подарил сестре (Д.п.), звонил по телефону (Д.п.), злая собака (И.п.), залез под стол (В.п.), читал книгу (В.п.).

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с падежами имён существительн



ІІІ. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Цель: создать условия для того, чтобы организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

Итак, тема нашего урока «Творительный падеж имён существительных».

- Чему вы будете учить себя на уроке?

(Будем учиться находить существительные в творительном падеже по вопросам и предлогам, с которыми они употребляются. Узнаем, каким членом предложения является существительное в творительном падеже.)

- А вы знаете, почему этот падеж назвали «творительным»?

- От какого слова произошло название падежа? (От слова «творить»)

- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

- С тем, - заявил Творительный,

  Я только лишь в ладу,

  Кто очень уважительно относится к труду.

- Творительный падеж в русской грамматике назвали так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину его иногда называли «орудийным».

- Труд учеников – учёба в школе и дома.

- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

- Чему вы будете учить себя на уроке?

(Будем учиться находить существительные в творительном падеже по вопросам и предлогам, с которыми они употребляются. Узнаем, каким членом предложения является существительное в творительном падеже.)

- Откройте тетради. Запишите число. Тему «Творительный падеж имён существительных»

1.Значение творительного падежа

   Указывает:

на место,

на лицо, с которым совершается или творится действие,

на предмет, с которым совершается действие.

Вопросы:  кем? чем? где?куда?

Вспомогательное слово: творю,доволен

Окончания: -ом, -ем ,-ой, -ей

Предлоги: над,под,с, за,перед, между

Член предложения: второстепенный член предложения – дополнение

Значение творительного падежа

   Указывает:

на место,

на лицо, с которым совершается или творится действие,

на предмет, с которым совершается действие.

Работа с правилом. (Стр.119 ) 

ІV. Этап усвоения новых знаний.

Цель: создать условия для восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

1.    Наблюдение над особенностями творительного падежа.

- Определите, какими предметами можно что-то делать, «творить».

Записать предложения, определить, на что указывают имена существительные, стоящие в творительном падеже 

Разноцветная радуга повисла над рекой. (Указывает место)

Юля с братом ходят в бассейн. (Указывает на лицо, с которым вместе выполняется действие).

Дедушка острым ножом срезал ивовый прут. (Указывает на предмет, которым совершается действие, творится).

- Вставьте подходящие по смыслу имена существительные и выделите у них окончания. (Дети выполняют задание в тетрадях самостоятельно)

1. Землю копали …

2. Бревно распиливали …

3. Суп ели …

4. Макароны ели …

- Проверка: лопатой, пилой, ложкой, вилкой.

- Объясните пропущенные орфограммы.

-На что указывают предметы ? (Предмет,которым совершается действие)

- В каком падеже стоят существительные, которые вы вставили? (В творительном)

- Как вы это определили? (По вопросу чем?)

- Какой есть ещё вопрос у творительного падежа? (Кем?)

- Чем они отличаются? (Вопрос чем? Задаём к неодушевлённым существительным, а кем? – к одушевлённым)

- Что ещё помогает правильно определить падеж существительных? (Предлоги)

- Вставьте нужные предлоги.

1. Летели … пашней.

2. Потемнело … грозой.

3. Ж.л … Москвой.

4. Сидел … Таней.

5. Погоня … л.сицей. 

- Какие предлоги вставили?

- Определите падеж существительных

Наблюдение за окончаниями существительных в творительном падеже.

 Природа подарила нам прекрасное время года - зиму. Подул ветер и закружились снежинки в веселом хороводе, а снежинки -то волшебные, они взяли и закрыли окончания существительных.

- А сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы правильно  вставить окончания.

Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже.

Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание?

1.Пришла (с чем?) с (метель, ветер, вьюга) Занесло (чем?) (снег) Украсила (чем?) (серебро, узор) Укрыла (чем?) (ковер)

2. Летел (над чем?) над (лес, поле, город) Любовались (чем?) (снежинка, ель) Играть (с кем?) с (подруга, Таня, Саша)

 Какая часть слова изменяется? (Окончание).


Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Задание

Узором  ,вьюгой   , солнцем , ковром   ,волшебницей,ветром , тучей,   замком                   метелью, серебром,снегом   сосной,  полем

-На какие группы можно разделить  эти слова? (На существительные мужского,женского и среднего рода)

- Спишите  эти существительные в три столбика по  родам, выделите окончания  (Работа выполняется с комментированием, один ученик показывает на доске образец выполнения, остальные  учащиеся в тетрадях).

Спишите  эти существительные в три столбика по  родам, выделите окончания
Не ошибись !

Мужской род         Женский род          Средний род

замком                     метелью                  серебром

снегом                      луной                        полем

узором                      вьюгой                     солнцем

ковром                     волшебницей        

ветром                     тучей          

     - Какие окончания имеют существительные в творительном падеже? \ ом, ем, ой, ей \

          Какие окончания в творительном падеже принимают существительные  М.ж.и ср.рода?

- Итак, по каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном падеже?

 \ вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончание \

Итак, ребята, мы ответили на два вопроса Почемучки.

Наблюдение над ролью существительных в творительном падеже в предложении.

- А сейчас понаблюдаем за ролью существительных в творительном падеже в предложении

За окном  снежная зима. В воздухе медленно кружились  пушистые   снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение.

4.Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.

Дети составили  предложение.

Зима укрыла землю белым  пушистым ковром.

 Запишите предложение, разберите предложение по членам предложения, найдите существительные и определите их падеж

(что?) зима- подлежащее, выраженное существительным, зима (что сделала?) укрыла – сказуемое, выраженное глаголом; второстепенные члены: укрыла (что?) землю –дополнение, выраженное существительным, укрыла (чем?) ковром –дополнение, выраженное существительным, ковром (каким?) белым, пушистым  - определения, выраженные прилагательными.

Вывод :Каким членом предложения является существительное в творительном падеже? -

Вывод: Существительное в творительном падеже является второстепенным членом предложения.

3.    Работа с правилом в учебнике на стр.119

 Таблица

Правописание О-и Е

В окончаниях существительных Тв. п. после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения е.

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания.

Любоваться (столица), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лисица), следит (птица),свернуться (кольцо)

Выводы: В окончаниях существительных Тв. п. после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения е

Работа по схеме в парах.

Творительный падеж

Вопросы: кем? чем?

Предлоги: над, перед, под, с,

Роль в предложении:

второстепенный член

V. Этап проверки понимания нового материала.

Цель: Создать условия для применения новых знаний на практике.

 - А сейчас мы будем применять полученные знания на практике.

Слова для этого задания принес Снеговик.

Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание?

Вставить окончания и определить падеж, род существительных

В  зимнюю дорог…,  перед  дальней дорог…,

За  высоким сугроб…,  по дремучей тайг…,

Под ледяную корк…,  через замерзшую речк….

Проверь !


В зимнюю дорогу (В.п.,ж.р.), перед  дальней дорогой (Т.п.,ж.р.)

За  высоким сугробом (Т.п.,м.р.),  по дремучей тайге (Д.п.,ж.р.).

Под ледяную корку (В.п.,ж.р),  через замерзшую речку (В.п.,ж.р.)


Предлоги

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Полил (___________)цветы (____________)водой.

 Шелестит (____________)ветер(___________) бумагой.

Затянуло (____________)небо (____________)тучей.

Живёт (___________)крот  (____________) под землёй.

Идти    (_____________) по тропинке (_______________) к лесу.

Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.

Съехать(_____________) на санках (_____________) с горы.

Построить (_____________) крепость (_____________) из снега.

Кататься (_____________) по лесу (_____________) на лыжах.

Поздравить (_____________) друга (_____________) с праздником.

Правописание О и Е в окончаниях существительных Т.п.

Вставьте пропущенные окончания. Определите склонение, падеж.

Упражнение 275 Поставьте ударение.

Под крышей,за дачей,камышом,перед встречей,тучей,с мячом,за рубежом,за врачом

- Какие окончания имеют существительные в творительном падеже под ударением и без ударения? \ ом, ем,ой,ей

Синтаксический разбор предложений

Тучи ползли по небу мохнатым зверем. Широкие поля  были покрыты снежной скатертью. За узкой речкой возвышался лес. Деревья покрыты серебром.

VІ. Этап закрепления нового материала.

Цель: Создать условия, для закрепления учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы.

Цель: Создать условия для конкретизации знаний учащихся.

X. Творческая работа.

 Наблюдение над употреблением существительных в творительном падеже.

- Давайте продолжим знакомство с творительным падежом.


Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама

 Идет волшебница зима.

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов;

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей, вокруг холмов;

 Брега с недвижною рекою,

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы…


- Чье произведение я прочитала?

Какому времени года посвятил эти строки А. Пушкин?

Об этой чудесной поре писали многие поэты,послушаем одно из них (открыли учебник на стр.121 Упр.280)

 (Читает  наизусть Диана)

 Заколдован невидимкой,

 Дремлет лес под сказку сна.

 Словно белою косынкой

 Подвязалася сосна

- Кто напомнит нам автора этих поэтических строк? (Сергей Есенин)

Скажите ,какие иллюстрации можно нарисовать к нему ?

Давайте посмотрим картины зимнего леса(клип)

2.Найти существительные в творительном падеже.

По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты снежной скатертью. Снег лежал лёгкой пеленой, словно лебяжий пух. За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес.

Мы сегодня уже говорили, что зиме посвятили свои творения многие писатели и поэты,в том числе и художники . Продолжим нашу литературную страничку ,послушаем стихотворение юного художника Азамата

Стихотворение. (читает наизусть)


 Чтоб от всех не отставать,

 Слыть сообразительным,

 Надо все теперь понять

 В падеже творительном.

 Что там долго говорить,

 Вот решился я … творить!

 Карандаш, бумагу взял

 И пейзаж нарисовал.

 Я - художник! Я - творец!

 Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржет.

 Я творю карандашом

 На листе своем большом.

 Вид украсил я с трудом

 Лесом, тучкой над прудом.

 Ну-ка, лист переверну

 И опять творить начну


 

Выпишите  из стихотворения существительные с предлогами в творительном падеже


Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржет.

 Я творю карандашом

 На листе своем большом.

 Вид украсил я с трудом

 Лесом, тучкой над прудом.

 Ну-ка, лист


переверну


V. Словарно-орфографическая работа.

Ржет-  несов. (о коне) кісінеу; оқырану                  Пруд-                     Реет-                      Коряга-

5. Игра “Где искать?”

Работа в группах.

 (Каждой группе раздать чистый лист бумаги для выполнения задания.)

Учитель задает вопросы, а ученик из каждой группы записывает ответ.

 – Под чем искать желуди? (Под дубом.) – Под чем искать еловые шишки? (Под елью.)

 – Под чем искать дом? (Под крышей.) – Под чем искать волосы? (Под шапкой.)

 – Выделить окончание, определить склонение, падеж.

(От каждой группы отвечает ученик и доказывает свой ответ.)У доски работают два ученика.

VIII.Итог урока: Цель: Создать условия для конкретизации знаний учащихся.

 Вот и подошла к концу наша зимняя прогулка. -Сегодня на уроке мы познакомились с самым  трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы.

 Что нового вы на ней узнали? Какое было у вас настроение?         

- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? \ творить \

- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

 \ Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу \

- Итак, проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках Т.п


Цель: Создать условия для конкретизации знаний учащихся. - Вернёмся к вопросам Почемучки. Что изучали на уроке? -Что узнали об этом падеже? На какие вопросы отвечает существительное в творительном падеже?

С какими предлогами употребляется?Каким членом предложения является существительное в творительном падеже?- Какой темой мы можем объединить эти слова? \ зима \

И продолжение этой темы в тексте «Деревья в лесу» выполните дома.

Домашнее задание :Текст «Деревья в лесу». Упр.277 стр.120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок на тему : "Творительный падеж""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока :«Творительный падеж»

Цели урока:

Познакомить учащихся с основным значением творительного падежа, его вопросами и предлогами; формировать сознательное употребление в речи существительных в творительном падеже;

 развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства;

расширять словарный запас школьников, учить их использовать выразительные средства русского языка для описания красоты зимней природы

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент  

Наш сегодняшний урок  посвящен самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное. А сколько забав и радости приносит она!

 ІІ. Этап проверки знаний и умений учащихся.

Цель: создать условия для уточнения и повторения ранее усвоенных знаний. (А именно для распознавания падежей существительных.) 

1. Упражнения по распознаванию и правильном употреблении падежей имен существительных.

- Сколько же падежей в русском языке? (6)

- Назовите их по порядку, вместе с основными вопросами.

- Как определить падеж имени существительного? Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого?

Для этого вам надо отгадать загадки,которые приготовили наши ученики .  Назовите их по порядку, вместе с основными вопросами.(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах)

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?-

Ни с чем не спутает никто!

(Именительный падеж)

Кого же нет?

Я очень беспокоюсь,

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Прошу друзья скорее помогите!

И как зовут меня скажите!

(Родительный падеж)

Я работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать? –

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу.

(Дательный падеж)

Кого винить мне видно сразу!

Пусть каждый здесь запомнит фразу.

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну скорей скажите,

Как меня зовут

(Винительный падеж)

Творите  чем ?Творите с кем ?

Я подскажу вам –нет проблем!

Предлогом «перед», «под» и над

В любой момент я очень рад.

(Творительный падеж)

Мне без предлогов свет не мил

Пусть будет «в»,и «о»,и  «при»

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.(Предложный падеж)


Правильно падеж можно определить по основным вопросам, по предлогам, по окончаниям имен существительных, по роли в предложении.)

- Как в русском языке называют изменения имен существительных по падежам? (Склонение).

Давайте назовём их с вопросами, предлогами  и со словами - помощниками. 

падежи

предлоги

Слова-помощники

вопросы

Именительный

 

есть

Кто? Что?

Родительный

от,до,из,без,у,для,около,с,вокруг,после,возле

нет

Кого ?  Чего?(Где? Откуда?)

Дательный

к,по

дам

Кому ? Чему ? (Где? Куда?)

Винительный

в,на,за,через,про

вижу

Кого? Что?      (Где?  Куда?)

Творительный

над,под,с,за,перед,между

доволен

Кем ? Чем? Где ?

Предложный

о,об,в,во,на,при

думаю

О ком ? О чем ? Где ?

               

(Шесть падежей, каждый имеет своё название, вопрос и предлоги)

- Приготовьтесь к диктанту с использованием сигнальных карточек. Определите с их помощью падеж существительных.

2.Помогал отцу (Д.п.), заводить машину (В.п.), выпал из гнезда (Р.п.), скучал без мамы (Р.п.), подарил сестре (Д.п.), звонил по телефону (Д.п.), злая собака (И.п.), залез под стол (В.п.), читал книгу (В.п.).

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с падежами имён существительн



ІІІ. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Цель: создать условия для того, чтобы организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

Итак, тема нашего урока «Творительный падеж имён существительных».

- Чему вы будете учить себя на уроке?

(Будем учиться находить существительные в творительном падеже по вопросам и предлогам, с которыми они употребляются. Узнаем, каким членом предложения является существительное в творительном падеже.)

- А вы знаете, почему этот падеж назвали «творительным»?

- От какого слова произошло название падежа? (От слова «творить»)

- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

- С тем, - заявил Творительный,

  Я только лишь в ладу,

  Кто очень уважительно относится к труду.

- Творительный падеж в русской грамматике назвали так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину его иногда называли «орудийным».

- Труд учеников – учёба в школе и дома.

- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

- Чему вы будете учить себя на уроке?

(Будем учиться находить существительные в творительном падеже по вопросам и предлогам, с которыми они употребляются. Узнаем, каким членом предложения является существительное в творительном падеже.)

- Откройте тетради. Запишите число. Тему «Творительный падеж имён существительных»

1.Значение творительного падежа

   Указывает:

на место,

на лицо, с которым совершается или творится действие,

на предмет, с которым совершается действие.

Вопросы:  кем? чем? где?куда?

Вспомогательное слово: творю,доволен

Окончания: -ом, -ем ,-ой, -ей

Предлоги: над,под,с, за,перед, между

Член предложения: второстепенный член предложения – дополнение

Значение творительного падежа

   Указывает:

на место,

на лицо, с которым совершается или творится действие,

на предмет, с которым совершается действие.

Работа с правилом. (Стр.119 ) 

ІV. Этап усвоения новых знаний.

Цель: создать условия для восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

1.    Наблюдение над особенностями творительного падежа.

- Определите, какими предметами можно что-то делать, «творить».

Записать предложения, определить, на что указывают имена существительные, стоящие в творительном падеже 

Разноцветная радуга повисла над рекой. (Указывает место)

Юля с братом ходят в бассейн. (Указывает на лицо, с которым вместе выполняется действие).

Дедушка острым ножом срезал ивовый прут. (Указывает на предмет, которым совершается действие, творится).

- Вставьте подходящие по смыслу имена существительные и выделите у них окончания. (Дети выполняют задание в тетрадях самостоятельно)

1. Землю копали …

2. Бревно распиливали …

3. Суп ели …

4. Макароны ели …

- Проверка: лопатой, пилой, ложкой, вилкой.

- Объясните пропущенные орфограммы.

-На что указывают предметы ? (Предмет,которым совершается действие)

- В каком падеже стоят существительные, которые вы вставили? (В творительном)

- Как вы это определили? (По вопросу чем?)

- Какой есть ещё вопрос у творительного падежа? (Кем?)

- Чем они отличаются? (Вопрос чем? Задаём к неодушевлённым существительным, а кем? – к одушевлённым)

- Что ещё помогает правильно определить падеж существительных? (Предлоги)

- Вставьте нужные предлоги.

1. Летели … пашней.

2. Потемнело … грозой.

3. Ж.л … Москвой.

4. Сидел … Таней.

5. Погоня … л.сицей. 

- Какие предлоги вставили?

- Определите падеж существительных

Наблюдение за окончаниями существительных в творительном падеже.

 Природа подарила нам прекрасное время года - зиму. Подул ветер и закружились снежинки в веселом хороводе, а снежинки -то волшебные, они взяли и закрыли окончания существительных.

- А сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы правильно  вставить окончания.

Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже.

Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание?

1.Пришла (с чем?) с (метель, ветер, вьюга) Занесло (чем?) (снег) Украсила (чем?) (серебро, узор) Укрыла (чем?) (ковер)

2. Летел (над чем?) над (лес, поле, город) Любовались (чем?) (снежинка, ель) Играть (с кем?) с (подруга, Таня, Саша)

 Какая часть слова изменяется? (Окончание).


Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Задание

Узором  ,вьюгой   , солнцем , ковром   ,волшебницей,ветром , тучей,   замком                   метелью, серебром,снегом   сосной,  полем

-На какие группы можно разделить  эти слова? (На существительные мужского,женского и среднего рода)

- Спишите  эти существительные в три столбика по  родам, выделите окончания  (Работа выполняется с комментированием, один ученик показывает на доске образец выполнения, остальные  учащиеся в тетрадях).

Спишите  эти существительные в три столбика по  родам, выделите окончания
Не ошибись !

Мужской род         Женский род          Средний род

замком                     метелью                  серебром

снегом                      луной                        полем

узором                      вьюгой                     солнцем

ковром                     волшебницей        

ветром                     тучей          

     - Какие окончания имеют существительные в творительном падеже? \ ом, ем, ой, ей \

          Какие окончания в творительном падеже принимают существительные  М.ж.и ср.рода?

- Итак, по каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном падеже?

 \ вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончание \

Итак, ребята, мы ответили на два вопроса Почемучки.

Наблюдение над ролью существительных в творительном падеже в предложении.

- А сейчас понаблюдаем за ролью существительных в творительном падеже в предложении

За окном  снежная зима. В воздухе медленно кружились  пушистые   снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение.

4.Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.

Дети составили  предложение.

Зима укрыла землю белым  пушистым ковром.

 Запишите предложение, разберите предложение по членам предложения, найдите существительные и определите их падеж

(что?) зима- подлежащее, выраженное существительным, зима (что сделала?) укрыла – сказуемое, выраженное глаголом; второстепенные члены: укрыла (что?) землю –дополнение, выраженное существительным, укрыла (чем?) ковром –дополнение, выраженное существительным, ковром (каким?) белым, пушистым  - определения, выраженные прилагательными.

Вывод :Каким членом предложения является существительное в творительном падеже? -

Вывод: Существительное в творительном падеже является второстепенным членом предложения.

3.    Работа с правилом в учебнике на стр.119

 Таблица

Правописание О-и Е

В окончаниях существительных Тв. п. после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения е.

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания.

Любоваться (столица), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лисица), следит (птица),свернуться (кольцо)

Выводы: В окончаниях существительных Тв. п. после шипящих и ц под ударением пишется о, а без ударения е

Работа по схеме в парах.

Творительный падеж

Вопросы: кем? чем?

Предлоги: над, перед, под, с,

Роль в предложении:

второстепенный член

V. Этап проверки понимания нового материала.

Цель: Создать условия для применения новых знаний на практике.

 - А сейчас мы будем применять полученные знания на практике.

Слова для этого задания принес Снеговик.

Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание?

Вставить окончания и определить падеж, род существительных

В  зимнюю дорог…,  перед  дальней дорог…,

За  высоким сугроб…,  по дремучей тайг…,

Под ледяную корк…,  через замерзшую речк….

Проверь !


В зимнюю дорогу (В.п.,ж.р.), перед  дальней дорогой (Т.п.,ж.р.)

За  высоким сугробом (Т.п.,м.р.),  по дремучей тайге (Д.п.,ж.р.).

Под ледяную корку (В.п.,ж.р),  через замерзшую речку (В.п.,ж.р.)


Предлоги

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Полил (___________)цветы (____________)водой.

 Шелестит (____________)ветер(___________) бумагой.

Затянуло (____________)небо (____________)тучей.

Живёт (___________)крот  (____________) под землёй.

Идти    (_____________) по тропинке (_______________) к лесу.

Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.

Съехать(_____________) на санках (_____________) с горы.

Построить (_____________) крепость (_____________) из снега.

Кататься (_____________) по лесу (_____________) на лыжах.

Поздравить (_____________) друга (_____________) с праздником.

Правописание О и Е в окончаниях существительных Т.п.

Вставьте пропущенные окончания. Определите склонение, падеж.

Упражнение 275 Поставьте ударение.

Под крышей,за дачей,камышом,перед встречей,тучей,с мячом,за рубежом,за врачом

- Какие окончания имеют существительные в творительном падеже под ударением и без ударения? \ ом, ем,ой,ей

Синтаксический разбор предложений

Тучи ползли по небу мохнатым зверем. Широкие поля  были покрыты снежной скатертью. За узкой речкой возвышался лес. Деревья покрыты серебром.

VІ. Этап закрепления нового материала.

Цель: Создать условия, для закрепления учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы.

Цель: Создать условия для конкретизации знаний учащихся.

X. Творческая работа.

 Наблюдение над употреблением существительных в творительном падеже.

- Давайте продолжим знакомство с творительным падежом.


Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама

 Идет волшебница зима.

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов;

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей, вокруг холмов;

 Брега с недвижною рекою,

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы…


- Чье произведение я прочитала?

Какому времени года посвятил эти строки А. Пушкин?

Об этой чудесной поре писали многие поэты,послушаем одно из них (открыли учебник на стр.121 Упр.280)

 (Читает  наизусть Диана)

 Заколдован невидимкой,

 Дремлет лес под сказку сна.

 Словно белою косынкой

 Подвязалася сосна

- Кто напомнит нам автора этих поэтических строк? (Сергей Есенин)

Скажите ,какие иллюстрации можно нарисовать к нему ?

Давайте посмотрим картины зимнего леса(клип)

2.Найти существительные в творительном падеже.

По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты снежной скатертью. Снег лежал лёгкой пеленой, словно лебяжий пух. За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес.

Мы сегодня уже говорили, что зиме посвятили свои творения многие писатели и поэты,в том числе и художники . Продолжим нашу литературную страничку ,послушаем стихотворение юного художника Азамата

Стихотворение. (читает наизусть)


 Чтоб от всех не отставать,

 Слыть сообразительным,

 Надо все теперь понять

 В падеже творительном.

 Что там долго говорить,

 Вот решился я … творить!

 Карандаш, бумагу взял

 И пейзаж нарисовал.

 Я - художник! Я - творец!

 Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржет.

 Я творю карандашом

 На листе своем большом.

 Вид украсил я с трудом

 Лесом, тучкой над прудом.

 Ну-ка, лист переверну

 И опять творить начну


 

Выпишите  из стихотворения существительные с предлогами в творительном падеже


Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржет.

 Я творю карандашом

 На листе своем большом.

 Вид украсил я с трудом

 Лесом, тучкой над прудом.

 Ну-ка, лист


переверну


V. Словарно-орфографическая работа.

Ржет-  несов. (о коне) кісінеу; оқырану                  Пруд-                     Реет-                      Коряга-

5. Игра “Где искать?”

Работа в группах.

 (Каждой группе раздать чистый лист бумаги для выполнения задания.)

Учитель задает вопросы, а ученик из каждой группы записывает ответ.

 – Под чем искать желуди? (Под дубом.) – Под чем искать еловые шишки? (Под елью.)

 – Под чем искать дом? (Под крышей.) – Под чем искать волосы? (Под шапкой.)

 – Выделить окончание, определить склонение, падеж.

(От каждой группы отвечает ученик и доказывает свой ответ.)У доски работают два ученика.

VIII.Итог урока: Цель: Создать условия для конкретизации знаний учащихся.

 Вот и подошла к концу наша зимняя прогулка. -Сегодня на уроке мы познакомились с самым  трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы.

 Что нового вы на ней узнали? Какое было у вас настроение?         

- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? \ творить \

- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

 \ Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу \

- Итак, проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках Т.п


Цель: Создать условия для конкретизации знаний учащихся. - Вернёмся к вопросам Почемучки. Что изучали на уроке? -Что узнали об этом падеже? На какие вопросы отвечает существительное в творительном падеже?

С какими предлогами употребляется?Каким членом предложения является существительное в творительном падеже?- Какой темой мы можем объединить эти слова? \ зима \

И продолжение этой темы в тексте «Деревья в лесу» выполните дома

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 513 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 324
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 610
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 859
    • DOCX 35.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Серикбаева Майра Берикбаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Серикбаева Майра Берикбаевна
    Серикбаева Майра Берикбаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72717
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек