Инфоурок Математика Другие методич. материалыОткрытый урок геометрии в 11 классе с применением ИКТ «Цилиндр, его элементы »

Открытый урок геометрии в 11 классе с применением ИКТ «Цилиндр, его элементы »

Скачать материал

 

              КГУ «Целинная средняя школа»

               район имени Габита Мусрепова

            Северо- Казахстанская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок геометрии в 11 классе с применением ИКТ

 

«Цилиндр, его элементы »

 

 

 

 

Учитель математики : Гришкевич А. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014год

 

                                                                                  

 

Тема урока: Цилиндр, его элементы.

 

Цель урока:

   . закрепление у учащихся знаний о  теле вращения – цилиндре ( элементы  цилиндра,                                        формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра).

 

      Цель ученика: уметь решать типовые задачи на цилиндр  в заданиях ЕНТ.

 

      Задачи урока:

1. сформировать навыки решения типовых задач;

2. развивать пространственные представления на примере круглых тел;

3. продолжить формирование логических и графических умений.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения:  словесный, практическая деятельность, работа с книгой, проблемный.

 

Оборудование: доска, таблица №3, набор моделей.

 

Ход урока

1. Организационный момент: 

1. целеполагание

2. психологический настрой.

 

2. Актуализация опорных знаний.

1) Работа по карточкам.

Учащимся предлагается заполнить лист с заданиями.

Возможен вариант работы с применением копировки (в таком случае один экземпляр сдается учителю, а второй ученик  проверяет в ходе дальнейшей работы на уроке).

Карточка.

1. Нанесите на рисунок основные элементы цилиндра.



2.Изобразите а) осевое сечение цилиндра;  б) сечение цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра; в) сечение цилиндра плоскостью,  проходящей параллельно оси цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?

 

3. Запишите формулы для вычисления площади поверхности цилиндра.

Что можно найти  по этим формулам? Что должно быть известно в этих случаях?

Учащиеся сдают листы с заданием.

 

3. Устная работа по моделям. (с целью обобщения знаний и проверки выполненной работы)

1) Какая фигура называется цилиндром?

Цилиндр – это геометрическое тело, состоящее из двух равных кругов, расположенных в параллельных плоскостях и множества отрезков, соединяющих соответственные точки этих кругов.

2) Почему цилиндр называют телом вращения?

Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

3) Назовите виды цилиндров?

Наклонные цилиндры, прямые цилиндры, цилиндрические поверхности.

4) Назовите элементы цилиндра.

Основания цилиндра – равные круги, расположенные в параллельных плоскостях.

Высота цилиндра - это расстояние между плоскостями его оснований.

Радиус цилиндра – это радиус его основания.

Ось цилиндра – это прямая, проходящая через центры основания цилиндра (ось цилиндра является осью вращения цилиндра).

Образующая цилиндра - это отрезок соединяющий точку окружности верхнего основания с соответственной точкой окружности нижнего основания. Все образующие параллельны оси вращения и имеют одинаковую длину, равную высоте цилиндра.

Образующая цилиндра при вращении вокруг оси образует боковую (цилиндрическую) поверхность цилиндра.

5) Что представляет собой развертка цилиндра?

Разверткой боковой поверхности цилиндра является прямоугольник со сторонами H и C, где H – высота цилиндра, а C – длина окружности основания.

6) Как найти площадь боковой поверхности цилиндра?

Sб = H · C = 2πRH

7) Как найти площадь полной поверхности цилиндра?

Sп = Sб + 2S =  2πR(R + H).

8) Назовите основные виды сечений цилиндра. Какая фигура получается в каждом случае?

Осевое сечение цилиндра – сечение цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра (осевое сечение цилиндра является плоскостью симметрии цилиндра). Все осевые сечения цилиндра – равные прямоугольники.

Сечение плоскостью, параллельной оси цилиндра. В сечении – прямоугольники.

Сечение плоскостью перпендикулярной оси цилиндра. В сечении круги, равные основанию.

9) Приведите примеры использования цилиндров.

Цилиндрическая гастрономия. Цилиндрическая архитектура. Цилиндры фараона (выступление ученика 1-2 мин).

 

4. Закрепление материала. Решение задач. 

Ученики видят список задач для классной работы. По желанию учащиеся имеют возможность решать с опережением на оценку.

№1. (задача с практическим содержанием).

Найдите площадь поверхности (внешней и внутренней) шляпы, размеры которой (в см) указаны на рисунке.

 

№2. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите: а) высоту цилиндра; б) So цилиндра.

 

№3 Площадь осевого сечения цилиндра равна 10 м2, а площадь основания – 5 м2. Найдите высоту цилиндра.

 

№4 Концы отрезка АВ лежат на разных основаниях цилиндра. Радиус цилиндра равен r, его высота – h, расстояние между прямой АВ и осью цилиндра равно d. Найдите: a) высоту, если r = 10, d = 8, AB = 13.

 

№5* Через образующую АА1 цилиндра проведены две секущие плоскости, одна из которых проходит через ось цилиндра. Найдите отношение площадей сечений цилиндра этими плоскостями, если угол между ними равен j.

 

5. Обучающая самостоятельная работа .

Самостоятельная работа по вариантам. (Возможна организация парной работы).

Плоскость g, параллельная оси цилиндра, отсекает от окружности основания дугу AmD с градусной мерой a. Радиус цилиндра равен a, высота равна h, расстояние между осью цилиндра ОО1 и плоскостью g равно d.

Вариант 1.

1) Докажите, что сечение цилиндра плоскостью g есть прямоугольник.

2) Найдите AD, если a =10 см, a = 60°.

 

Вариант 2.

1) Составьте план вычисления площади сечения по данным a, h, d.

2) Найдите AD, если a =8 см,   a = 120°.

6. Постановка домашнего задания.

Повторить формулы 1 и решать № 25. 

7. Рефлексивно- оценочный блок.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились?

Какое у вас настроение в конце урока?

Можете ли вы объяснить решение данных задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок геометрии в 11 классе с применением ИКТ «Цилиндр, его элементы »"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока:

   . закрепление у учащихся знаний о  теле вращения – цилиндре ( элементы  цилиндра,                                        формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра).

 

      Цель ученика: уметь решать типовые задачи на цилиндр  в заданиях ЕНТ.

 

      Задачи урока:

1. сформировать навыки решения типовых задач;

2. развивать пространственные представления на примере круглых тел;

3. продолжить формирование логических и графических умений.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения:  словесный, практическая деятельность, работа с книгой, проблемный.

 

Оборудование: доска, таблица №3, набор моделей. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 543 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 446
    • DOCX 2.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гришкевич Анна Иосифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гришкевич Анна Иосифовна
    Гришкевич Анна Иосифовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2223
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 207 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 864 человека

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 328 человек

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек