Главная / Биология / Открытый урок естествознания в 5 классе по теме: " Как относились к природе наши предки".

Открытый урок естествознания в 5 классе по теме: " Как относились к природе наши предки".

МБОУ Екатериновская СОШ

Как относились к природе наши предки.


Учитель химии и биологии

Ковалевская Нина Ивановна


Открытый урок естествознания в 5 классе по теме:
hello_html_4f715ed4.pnghello_html_m1df516d.png

" Как относились к природе наши предки".



Цели урока:

1.Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, о том, как относились к природе наши предки; дать ученикам общее представление о быте, религии и системе общественного устройства и управления.

2.Развивать умения работать с учебным материалом, извлекать знания при работе с учебником, умения анализировать материал, обобщать и систематизировать знания.

3. Воспитывать глубокое уважение к далекому прошлому своего народа и его истории, к труду, достижениям и успехам, чувства гордости за свой народ, за природу.

4. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, дарам земли, птицам и животным;

5. Прививать интерес к историческому прошлому России, обычаям и традициям славян



Оборудование: презентация «Как относились к природе наши предки», учебники, тетради.



Ход урока



1.Организационный момент.



2. Проверка домашнего задания.



3. Сообщение темы и цели урока:

предки- это люди, которые жили перед нами.

современники- это люди, которые живут с нами в одно время,

например, в настоящее время.

потомки- это люди, которые будут жить после нас.

Сегодняшний урок будет посвящён нашим самым далеким предкам-славянам, которые проживали на нашей территории.

- Мы сегодня постараемся понять, как относились к природе наши предки.

( Слайд 1.)

- В далеком прошлом люди жили в единстве с природой. Смена времен года влияла на весь уклад жизни и была основой мистических (религиозных) ритуалов – праздников.

( Слайд 2.)

- Основными праздниками у всех древних народов были: приход

зимы, весны, лета и осени.

Четыре этих дня являются днями солнцестояния и равноденствия, астрономическими началами времен года. ( Слайд 3)

- Древние славяне жили по солнечному календарю и праздники славян были ориентированы на Солнце (вращение Земли вокруг Солнца, смену времен года). Эти дни (два солнцестояния и два равноденствия) служили точками отсчета для занятия земледелием, строительством и другими делами. ( Слайд 4)

- Рождение Солнца (Коляда) – день зимнего солнцестояния, начало зимы

Коляда – бог новорожденного Солнца. В этот день древние славяне устраивали праздник в честь Коляды. Пели песни, славили богов, славили Коляду за то, что повернул Солнце к весне. Люди радовались, что несмотря на морозы, день теперь начнет прибавляться, Солнце на небе будет светить все дольше и все ярче. В христианскую эпоху к этому дню было приурочено Рождество Христово. ( Слайд 5)

Анищенко Кирилл расскажет о Коляде и колядках.

- В дни Зимнего Солнцеворота Природа замирает, в мире царит покой, стабильность и постоянство. Этой тихой, мощной энергией покоя пронизано все вокруг – и небо, и звезды, и деревья, и снег. Все излучает покой и тихую радость. И вместе с тем Солнце двинулось к Лету, что-то меняется к лучшему. Конец старого – это всегда начало нового. Люди идут в сад, отряхивают снег с деревьев и кустарников. Поздравляют сад с Зимним Солнцеворотом. Общаются с деревьями, домашними животными, пчелами и всей домашней живностью. То же самое можно сделать в лесу. (Слайд 6)

- Святки – начинались сразу после Рождения Солнца, в зимнее солнцестояние, и длились две недели. Эти дни у славян считались днями великой тьмы и были самыми благоприятными для гаданий. Небо открыто. Святки длятся с 21 декабря по 5 января и заканчиваются Водосвятием.

( Слайд 7)

ВИДЕО Из произведения Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

- Масленица – это проводы зимы. Классическая Масленица, как это было в языческой Руси, длится неделю с 14 по 20 марта, до дня весеннего равноденствия – 21 марта. ( Слайд 8)

- Это постоянный праздник – последняя неделя астрономической зимы. Его дата не меняется и сдвигается только вместе с днем весеннего равноденствия, то есть Масленица напрямую связана с движением Солнца.

( Слайд 9)

Что является символом Масленицы?

- 21 марта Велик день (Красная горка) – праздновалась в день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Это праздник встречи Весны, начало астрономической весны.

Древние славяне праздновали приход весны на возвышенности, которую называли Красной горкой. Водили хороводы, славили богов, катили с горы в реку горящее колесо – символ Солнца.

( Слайд 10) ВИДЕО РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА (0,53 сек)

- В этот день на Красную горку (возвышенность) слетались души умерших предков в виде птиц. Славяне кормили птиц, рассыпали зерна и хлеб, на горе ставили праздничные столы, приносили еду и пировали вместе с богами и душами предков. ( Слайд 11)

Презентация Сагайдачной Кристины Масленица.

- Заклички ( Слайд 12)

- Веснянки ( Слайд 13)

- Зеленые Святки (Русальная неделя) – последняя неделя астрономической весны. Длятся неделю с 14 по 20 июня, до дня летнего солнцестояния – 21 июня. ( Слайд 14)

- Эти дни у славян считались днями разгула тьмы и были благоприятными для гаданий. В эти дни, также как и в зимние Святки, древние славяне гадали, загадывали желания, обращались к Силам Природы с просьбами. Небо в эти дни открыто. Девушки гадали о замужестве.

На Русальной неделе не купались. Эти дни посвящены богиням рек, озёр и водоёмов.

Зеленые святки – веселый весенний праздник. Его праздновали в рощах, лесах, на берегах рек, так же весело и раздольно, как и Масленицу.

( Слайд 15)

Презентация Фоменко Эли «Троица»

- 21 июня – Купало (день летнего солнцестояния) – начало астрономического лета. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. С Купалы день начинает уменьшаться, а ночь возрастать.

Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием купальских костров, хороводами, прыгали через костры, совершали ритуальные купания в реках и источниках, девушки сплетали венки и пускали их по воде. С этого дня начинали купаться в реках. ( Слайд 16)

- Бабье лето – последняя неделя астрономического лета. Длятся неделю с 14 по 20 сентября, до дня осеннего равноденствия – 21 сентября.

В это время собран и подсчитан урожай, уже сделаны запасы на следующий год. В закромах изобилие от собранного урожая. Праздник урожая отмечался широким хлебосольством.

Встреча осени. Праздник урожая ( Слайд 17) ( Слайд 18)

- Овсень, Таусень, Усень, Авсень – эпитеты солнца (в зависимости от говора местности произносились по-разному). Это древнеславянские имена Солнца или название праздника в честь Солнца.

Солнце – источник света, тепла и плодородия. Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием костров и осенними хороводами – прощались с летом и встречали осень. Веселились, пекли большие пироги, чтобы на следующий год собрать хороший урожай.



В этот день обновляли в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. В доме ставили большие снопы. Желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден.

( Слайд 19)

- Боги славян ( Слайд 20)

- Праздники всегда проводили на открытом воздухе. Люди собирались в лесу, на лугу, на возвышенностях, холмах, горках. Веселились, пели и водили хороводы. В народных танцах люди много ходят по кругу, так как круг сохраняет энергию. Ритуалы использовали, чтобы установить духовную связь с природой. ( Слайд 21)

- Раньше люди поклонялись единому Богу, Солнцу и стихиям – Огню, Земле, Воде, Ветру. ( Слайд 22)

- На Природных Праздниках зажигался космический Огонь устремленный в Вечность. Когда Природа-Матушка сливалась с Человеком в едином порыве и вдохновенно творила новые миры и формы жизни!

Мы являемся Детьми Природы- Матушки и способны к самостоятельному развитию и получению необходимой информации. Она хранится в нас. В наших Душах и всём, что нас окружает. Это деревья, травы, камни, солнышко и небесные светила.

Именно с ними нам и нужно общаться, учиться любить их. Они есть Живые Веды Земли. Они не солгут и не обманут. В них нет корысти и гордыни. Нужно только научиться читать Живые Веды Земли. ( Слайд 23) ВИДЕО Олесь из Любоистока - Сквозь суету

4. Итог урока:

Как относились к природе наши предки?

Они любили, берегли, охраняли, покланялись, восхищались Природой-Матушкой и никогда не вредили ей. ( Слайд 24)

5. Повторение и обобщение

Конкурсы:

Конкурс "Жар птица"

Жар птица- воплощение лучезарного бога солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Этот конкурс мы посвящаем разгадыванию поэтических образов птиц, обитающих и до сих пор в наших лесах. думаю, что многих их них вы знаете.

1. Она считается у славян вещей птицей, посвящалась богине Весны и предсказывала начало гроз и дождей (кукушка)



2.Эта птица жила до трёх сот лет и единственная из многих приносила живую и мёртвую воду.(ворон)

3.В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегала от него.Её изображение и сейчас встречается на крышах домов (петух)/

4.Загадочная птица, любительница ночной жизни, Народная молва нарекла еёсторожем кладов и самой мудрой из птиц.(сова).

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности.

Мифы рассказывают, что самый главный бог славян, Перун, появлялся на Земле в облике этой птицы (орёл).

6.В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть

немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей (сокол).

Конкурс "Чудо-зверь"

Не менее богат и разнооразен в славянских преданиях мир зверей. Главой и владыкой звериного царства считался Идрик-зверь. Много у него было подданных, обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые и действительно жили и живут в наших лесах. Вот зверям и посвятим вопросы конкурса.

1. По народным повериям он олицетворение темнноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на Земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделён мудростью и действовал во многих русских сказках. (волк).

2.По преданиям это человек, превращённый злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человек никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться один из самых главных славянских богов-Велес

3. Это животное выступает спутником колдунов, однако он любим очень русским народом, По славянским повериям, это очень смышлёное животное. С ним связано много примет и пословиц. (кот)



4.в давние времена, когда обожествлялись силы природы, тёмная сила выезжала на этом животном чёрного цвета, а боги света ездили на таком же, но белого цвета.( конь)

5. Об этом своём друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, загадок, Он одной породы с волком, но с давних пор-его лютый враг.

(собака).

6.Самой хитрой она считается среди животных, Однако любити её русский народ, много сказок сложил про неё.(лиса)

Конкурс "Славянский месяц"

Славяне как многие другие народы, ещё в глубокой древности научились измерять время и выработали свою систему отсчёта У них календарный год делился на месяцыи и у каждого было своё название.

Народная примета гласит:

- В январе много частых и длинных сосулек-будет хороший урожай

- Частые снегопады и метели а январе- в июле частые дожди.

( по такому примеру характеристика других месяцев)

Конкурс "Знатоки старинных слов"


Жребий судьба


чело лоб


кудесник волшебник


око глаз


веверица белка


отрок младший воин в дружине


осенина осеннее время года


волхв языческий жрец


6. Домашнее задание и оценки.


Литература:

1. Учебник по естествознанию 5 класс , под редакцией Суравегиной И.Т.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

3. Преданья старины глубокой. – Ростов-на-Дону:

Издательство « Лукоморье».

4. СВЯТО-РУССКИЕ ВЕДЫ Звездная книга Коляды (полная версия).









Открытый урок естествознания в 5 классе по теме: " Как относились к природе наши предки".
  • Биология
Описание:

" Как относились к природе наши предки".

 

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, о том, как относились к природе наши предки; дать ученикам общее представление о быте, религии и системе общественного устройства и управления.

2.Развивать умения работать с учебным материалом, извлекать знания при работе с учебником, умения анализировать материал, обобщать и систематизировать знания.

3. Воспитывать глубокое уважение к далекому прошлому своего народа и его истории, к труду, достижениям и успехам, чувства гордости за свой народ, за природу.

4.  Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, дарам земли, птицам и животным;

 

5. Прививать  интерес к историческому прошлому России, обычаям и традициям славян

Автор Ковалевская Нина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1372
Номер материала 35294
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓