Инфоурок География Другие методич. материалыОткрытый урок «Русско-японская война 1904-1905 гг.»

Открытый урок «Русско-японская война 1904-1905 гг.»

Скачать материал

МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

по сравнительному граждановедению

 «Мозаика    гражданского образования»

 

 «Русско-японская война 1904-1905 гг.»

(Сравнительный анализ Русско-японской и Крымской войн)

9 класс, история, I концентр

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель истории и обществознания

МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Берикова Н.Б.

 

 

 

 

 

 

 

Яшкуль, 2007 г.

 

                                                                             Учитель истории и обществознания

                                                                                     Яшкульской многопрофильной гимназии

   Берикова Н.Б.                                                                                                         

 

 

Т/у: « Русско-японская война 1904-1905 гг.»        

( сравнительный анализ Русско-японской и Крымской войн)

Урок истории в 9 классе, 1 концентр, рассчитан на 2 урока.

 

Тип урока: комбинированный.

                          

Цели занятия:

-обобщить изученный материал по истории Отечества

- дать возможность учащимся (работая с текстом учебника) - рассмотреть Русско-японскую и Крымскую войны

- провести сравнительный анализ указанных исторических явлений

- выяснить, как рассматриваемые события отразились на ходе развития страны

-  продолжить формирование умений анализировать информацию, делать выводы, высказывать свои точки зрения, развивать навыки работы с текстом, умение выделять главное

- сотрудничать в групповой работе, устанавливать причинно-следственные связи

Урок истории в 9 классе, 1 концентр, рассчитан на 2 урока.

 Оборудование: исторические карты: Русско-японская война 1904-1905 гг , Крымская война 1853-1856 гг,  иллюстрации портретов Николая I и Николая II, листы с таблицами и заданиями для учащихся, учебники.

Основные даты и понятия: восточный вопрос, большая азиатская политика, нейтрализация Черного моря, экспансия, Крымская война 1853-1856 гг, март 1856г-Парижский мирный договор, Русско-японская война 1904-1905 гг, 23 августа(5 сентября) – Портсмутский мирный договор.

Форма урока: групповая работа

План урока:

1Николай II и Николай I

Геополитическое положение России в начале XX  и в середине XIX века.

2.Русско-японская и Крымская войны: причины; ход; итоги; последствия.

 

Подготовительный этап: учащимся предварительное задание изучить литературу и документы, касающиеся тем. На уроке необходимо вывесить карты: Крымская война 1853-1856 гг, Русско-японская война 1904-1905 гг; подготовить листы с таблицами для занятий учащихся , поручить наиболее активным учащимся выполнить индивидуальные задания к уроку (сообщения о Николае I и Николае II)

Учащиеся разбиваются на группы:

Задание 1-ой группы - работа с текстом учебника по теме «Русско-японская война»;

 Задание 2-ой группы – работа с текстом учебника по теме «Крымская война 1853 – 1856 гг.»

 Определите причины, повод, ход событий и последствия  войн.

Задание 3-ей группы – Заполнить сравнительную таблицу: «Русско - японская и Крымская войны»

Подготовительный этап – 30 минут. Презентация своего задания – 5-10 минут.

Проблемное задание: Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну1904-1905гг с Крымской войной 1853-1856 гг? Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем вы можете их объяснить?

Ход урока:

I. Слово учителя: Тема нашего урока «Русско-японская война1904-1905 гг. и Крымская война 1853-1856 гг.»

Наша задача – выяснить, что объединяет эти войны и на основе сравнительного анализа Русско-японской и Крымской войн найти общие черты по следующим вопросам: причины, ход войны, итоги и последствия.

II. Сообщения о Николае II  и Николае I

В биографии царей прослеживается много общего, оба были убежденными консерваторами по своим взглядам, не замечавшими растущей военной, и экономической отсталости России, не видели того, что империя стоит на пороге жестокого кризиса. Современники считали их «людьми среднего масштаба». Оба просчитались в определении приоритетных направлений внешней политики и начали войну в условиях международной изоляции.

III. Сообщение о Русско-японской войне 1904-1905 гг.

Вопросы:

1.     Каковы причины Русско-японской войны? Что послужило поводом к войне?

2.     Охарактеризуйте международную обстановку накануне войны. Имела ли Россия союзников?

3.     Расскажите об обороне Порт-Артура.

4.     Какое влияние оказала война на авторитет власти?

5.     Почему ученые связывают поражение в русско-японской войне с активизацией общественно – политического движения в стране?

6.     Каковы условия Портсмутского мира? Покажите на карте территориальные потери России после русско-японской войны.

 - Таким образом, внешняя политика России в начале 20 века была направлена на сохранение своего влияния в традиционных для империи регионах: на Балканах и Ближнем Востоке, а также на расширение сфер влияния на Дальнем Востоке.

 - Царское правительство сделало ставку на войну с Японией с целью отвлечь общество от нарастающих внутренних проблем.

 - Поражение в русско-японской войне обострило внутренние экономические и политические проблемы, оживило общественное движение и подтолкнуло страну к революции.

IV. Сообщение о Крымской войне 1853-1856 гг.

Вопросы:

1.     Каковы причины Крымской войны? Что послужило поводом к войне?

2.     Охарактеризуйте международную обстановку накануне войны. Имела ли Россия союзников?

 

 

3.     Почему оборона Севастополя считается единственной для русской армии страницей всей Крымской войны?

4.     Каковы условия Парижского мира? Почему они оказались легкими для России?

5.     Что означало поражение в Крымской войне для внутриполитической обстановки в России?

Таким образом, внешняя политика Николая I  была слишком самоуверенной. Россия, привыкшая еще со времен Петра считать себя в состоянии самостоятельно  решить любые внешнеполитические задачи, теперь уже была не в состоянии делать это, что и показала война.

 - война не только истощила Россию экономически, но, если так можно выразиться, она истощила существующую систему морально: стали видны все недостатки управления, вся отсталость России от западных стран в экономическом, военном и в социальном отношении

 - война привела к нарастанию недовольства обществом состоянием дел в России

 - значительно ослаб авторитет России на международной арене

 - война имела одно положительное последствие для России: стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены.

V. Результаты работы 3 группы: Сравнительная таблица русско-японской и крымской войн.

 

Вопросы для сравнения

Русско-японская война

Крымская война

Причины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнеполитическая изоляция России

 

 

 

 

Соотношение сил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход войны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мирный договор

 

 

 

 

 

 

Причины поражения

 

 

Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке, война вспыхнула вследствие обострения противоречий:

- экономические: КВЖД и российская экспансия в Маньчжурии, аренда Россией Ляодунского п-ова и Порт-Артура;

- политические: борьба за сферы влияний в Китае и Корее, война как средство отвлечения от революционного движения в России

 

 

- помощь Японии от Англии и США, Франция – нейтралитет, Германия – углубление англо-русских противоречий

 

 

 Хотя по общей численности сухопутных и морских сил Россия в целом превосходила Японию, она была плохо подготовлена к этой войне. На Дальнем Востоке находилась лишь часть солдат -100 т. Из1135т. И те были разбросаны на большой территории от Порт-Артура до Владивостока. Японская армия была лучше вооружена. Тихоокеанская эскадра вдвое уступала японской.

 

 

26.01.1904 – нападение на русский флот в Порт-Артуре и крейсер «Варяг» в Чемульпо

Активность русского флота под командованием Макарова

 Высадка японцев на материк

Оборона Порт-Артура – Кондратенко, Стессель

Август 1904 – битва при Ляоян

Февраль 1905 – Мукденское сражение

Май 1905 – Цусима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 1905 г. – Портсмут. Арендные права на Ляодунский полуостров

Южно-Маньчжурская ж/д

Южная часть Сахалина

Право рыболовства

 

Военно-техническая отсталость

Бездарность командования

Нестабильность в стране в связи с революцией

Обострение Восточного вопроса:

- противоречие между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима проливов;

- помощь со стороны России национально-освоб. дв – ям балканских народов в борьбе против Османской империи

- политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке

 

- помощь Турции от Англии и Франции, враждебный нейтралитет Австрии и Пруссии.

 

 

 

Крепостная Россия отставала в военно-техническом отношении от Англии и Франции Рекрутская система формирования армии, содержание армии численностью более  1млн. человек, войска рассредоточены по всей территории, отсутствие разветвленной системы железных дорог, нарезные оружия, отсутствие парового флота.

 

 

 

1853 г. – начало 1854 г. – военные действия в Валахии и Молдавии

18 ноября 1853 г. – сожжение турецкого флота в Синопской бухте. Нахимов

Январь1854 г. – ввод англо-французской эскадры в Черное море,

Март 1854 г. – вторжение русских войск в пределы Турции, Англия и Франция объявили России войну, Австрия - нейтралитет

1854 г. – действия английских эскадр против русского флота на Балтике

Осень 1854 г. – высадка

англо-французской армии под Евпаторией в Крыму

8 сентября 1854 г. – август 1855 г.   осада Севастополя

 

 

 

Март 1856 г. – Парижский мирный договор

Потери – острова в дельте Дуная и южную часть Бессарабии, «нейтрализация Черного моря»

 

Военно-техническая отсталость

Бездарность командования

Нестабильность в стране в связи с революцией

 

VI. Выполнение проблемного задания:

Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну 1904-1905 гг. с Крымской войной 1853-1856 гг.? Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем вы можете их объяснить?

  Таким образом, при изучении русско-японской и Крымской войн мы находим общие черты:

 - политический просчет Николая II  и Николая I;

 - международная обстановка накануне войны сложилась таким образом, что Россия оказалась в одиночестве пред целой коалицией европейских держав;

 - соотношение сил было не в пользу России;

 - Экономическая и  военно-техническая отсталость страны;

 - бездарность и ошибки ряда царских военачальников;

 - ошибки в разработке стратегических планов ведения войны;

 - самоотверженность и героизм простых солдат и офицеров;

 - обе войны  привели к революционной ситуации.

VII  Закрепление изученного материала.

1. Ученые историки считают, что Николай 1 проиграл войну еще до ее начала. Уместна ли на ваш взгляд, данная оценка по отношению к

Николаю II ?

2. «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война» Эта фраза принадлежит министру внутренних дел российского правительства К.В. Плеве.

Как вы думаете, что побудило его к такому высказыванию? Какая конкретно-историческая ситуация отражена в этих словах?

3. Работа с документом

Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».

 - Как вы понимаете эту фразу?

 

VIII. Работа со словарем: дайте определение терминам – восточный вопрос, нейтрализация Черного моря, большая азиатская политика, экспансия.

IX. Итоги урока.

Русско-японская и Крымская войны, явившиеся логическим завершением имперской политики России, продемонстрировали не только несостоятельность власти в двух важнейших сферах – военной и внешнеполитической, но и стали провоцирующим фактором в вызревании внутриполитического кризиса. Обе войны (и Крымская, и русско-японская) привели, по сути дела, к революционной ситуации. Последствия: после русско-японской войны к революции в стране, после Крымской войны к буржуазно-демократическим реформам 60-70 гг. 19 века, отмене крепостного права.

X. Домашнее задание: п. 4 История России 9 класс Данилов А.А., Косулина М.Ю.  и п.14 История России 8 класс Данилов А.А., Косулина М.Ю. Подготовить сообщения по темам: «Подвиг врачей в Крымскую войну», «Русско-японская война: украденная победа»

 

 

         

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок «Русско-японская война 1904-1905 гг.»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели занятия:

-обобщить изученный материал по истории Отечества

- дать возможность учащимся (работая с текстом учебника) - рассмотреть Русско-японскую и Крымскую войны

- провести сравнительный анализ указанных исторических явлений

- выяснить, как рассматриваемые события отразились на ходе развития страны

-  продолжить формирование умений анализировать информацию, делать выводы, высказывать свои точки зрения, развивать навыки работы с текстом, умение выделять главное

- сотрудничать в групповой работе, устанавливать причинно-следственные связи

Урок истории в 9 классе, 1 концентр, рассчитан на 2 урока.

 Оборудование: исторические карты: Русско-японская война 1904-1905 гг , Крымская война 1853-1856 гг,  иллюстрации портретов Николая I и Николая II, листы с таблицами и заданиями для учащихся, учебники.

Основные даты и понятия: восточный вопрос, большая азиатская политика, нейтрализация Черного моря, экспансия, Крымская война 1853-1856 гг, март 1856г-Парижский мирный договор, Русско-японская война 1904-1905 гг, 23 августа(5 сентября) – Портсмутский мирный договор.

Форма урока: групповая работа

План урока:

1Николай II и Николай I

Геополитическое положение России в начале XX и в середине XIX века.

2.Русско-японская и Крымская войны: причины; ход; итоги; последствия.

 

Подготовительный этап: учащимся предварительное задание изучить литературу и документы, касающиеся тем. На уроке необходимо вывесить карты: Крымская война 1853-1856 гг, Русско-японская война 1904-1905 гг; подготовить листы с таблицами для занятий учащихся , поручить наиболее активным учащимся выполнить индивидуальные задания к уроку (сообщения о Николае I и Николае II)

Учащиеся разбиваются на группы:

Задание 1-ой группы - работа с текстом учебника по теме «Русско-японская война»;

 Задание 2-ой группы – работа с текстом учебника по теме «Крымская война 1853 – 1856 гг.»

 Определите причины, повод, ход событий и последствия  войн.

Задание 3-ей группы – Заполнить сравнительную таблицу: «Русско - японская и Крымская войны»

Подготовительный этап – 30 минут. Презентация своего задания – 5-10 минут.

Проблемное задание: Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну1904-1905гг с Крымской войной 1853-1856 гг? Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем вы можете их объяснить?

Ход урока:

I. Слово учителя: Тема нашего урока «Русско-японская война1904-1905 гг. и Крымская война 1853-1856 гг.»

Наша задача – выяснить, что объединяет эти войны и на основе сравнительного анализа Русско-японской и Крымской войн найти общие черты по следующим вопросам: причины, ход войны, итоги и последствия.

II. Сообщения о Николае II и Николае I

В биографии царей прослеживается много общего, оба были убежденными консерваторами по своим взглядам, не замечавшими растущей военной, и экономической отсталости России, не видели того, что империя стоит на пороге жестокого кризиса. Современники считали их «людьми среднего масштаба». Оба просчитались в определении приоритетных направлений внешней политики и начали войну в условиях международной изоляции.

III. Сообщение о Русско-японской войне 1904-1905 гг.

Вопросы:

1.     Каковы причины Русско-японской войны? Что послужило поводом к войне?

2.     Охарактеризуйте международную обстановку накануне войны. Имела ли Россия союзников?

3.     Расскажите об обороне Порт-Артура.

4.     Какое влияние оказала война на авторитет власти?

5.     Почему ученые связывают поражение в русско-японской войне с активизацией общественно – политического движения в стране?

6.     Каковы условия Портсмутского мира? Покажите на карте территориальные потери России после русско-японской войны.

 - Таким образом, внешняя политика России в начале 20 века была направлена на сохранение своего влияния в традиционных для империи регионах: на Балканах и Ближнем Востоке, а также на расширение сфер влияния на Дальнем Востоке.

 - Царское правительство сделало ставку на войну с Японией с целью отвлечь общество от нарастающих внутренних проблем. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 367 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 690
    • DOCX 69 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Берикова Надежда Бадаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Берикова Надежда Бадаевна
    Берикова Надежда Бадаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10336
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 981 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 380 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе