Инфоурок Технология Другие методич. материалыОткрытый урок по технологии "Экономное ведение домашнего хозяйства"

Открытый урок по технологии "Экономное ведение домашнего хозяйства"

Скачать материал

            Открытый урок  по технологии "Экономное ведение домашнего хозяйства"

 

 

Тема урока: Экономное ведение домашнего хозяйства.

Основополагающий вопрос: Почему возможности ограничены, а желания безграничны?

Дидактические цели.

1.         Формирование у учащихся познавательных интересов и их реализация в учебной работе.

2.         Формирование умений увидеть проблему и осуществить творческий поиск путей её решения.

3.         Формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

Методические задачи:

1.         Сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономике в обществе.

2.         Адаптация учащихся к рыночной экономической системе региона.

3.         Развить у учащихся целостность взглядов на семью, её роль в обществе.

4.         Научить планированию семейного бюджета.

5.         Научить производить расчёт расходуемой электроэнергии.

6.         Познакомит с резервами экономии в семье.

7.         Воспитывать уважение к членам семьи, ответственность.

8.         Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчётливость.

Дидактическое обеспечение: Образцы заполнения бланков, образцы изделий, выполненных учащимися, Презентация “Дом, хозяйство и закон” (Приложение 1).

Оборудование: компьютер, проекционная система.

Межпредметные связи: Экономика, обществознание, краеведение, информационные технологии, рукоделие.

Методы ведения урока: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Проблемные вопросы: Чем можно пожертвовать ради крупной покупки? Можно ли экономить на питании? Подсчет семейного бюджета.

Оформление доски: пословица “Счастлив тот, кто счастлив в своём доме”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала (1 часть).

Сообщение познавательных сведений.

•          Почему основная потребительская единица в экономике – семья?

•          Какие функции выполняет семья?

•          Что такое экономика?

Учитель (показ слайда; рис. 1). Домашняя экономика – это наука о повседневной жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей её членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводства её ресурсов, производства товаров и услуг.

Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные, эффективные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.

Экономика в переводе с греческого – закон ведения домашнего хозяйства. (Показ слайда 1 “Экономика”)

Семья находится в постоянной взаимосвязи с государственными учреждениями, предприятиями и фирмами. Подобно кругообороту веществ в природе, существует кругооборот ресурсов и денежных средств в экономике страны между предприятиями, фирмами, государством и домашними хозяйствами. Эта взаимосвязь показана на схеме. (Показ слайда 2 “Что, Как и для кого”)

•          Что понимается под предпринимательской деятельностью, и какие её виды вы знаете?

•          Что такое прибыль?

•          Что такое уровень благосостояния семьи?

Наша деятельность всегда направлена на удовлетворение каких-либо потребностей.

Потребность – осознанное желание иметь что-либо. Следует различать материальные и духовные потребности. (Показ слайда 3 “Пирамида потребностей”)

•          Мама считает, что вам не нужны карманные деньги, объясняя это тем, что вы не умеете их тратить. Папа полагает, что карманные деньги нужны всем. Как считаете вы? Почему?

•          На семейном совете было решено каждый месяц выдавать вам … рублей на карманные расходы. Как вы их будете тратить?

Существуют ложные и рациональные потребности (Показ слайда “Потребности семьи”)

Набор “необходимых” предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня благосостояния, уровня материального развития общества. Для каждой семьи список вещей, которые необходимо купить, будет строго индивидуальным, так как каждая семья имеет свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Все вещи можно разделить на четыре группы (Показ слайда 4 “Классификация вещей с целью покупки”)

Намечая покупку, мы можем расчертить пополам лист бумаги и перечислить все возможные “за” и “против”. И после этого принимать решение о покупке товара. После того как покупка намечена, проводим трёх ступенчатый анализ.

1.         Сначала нужно понять своё чувство: нравится ли намеченная покупка или не нравится.

2.         Сравнить её с другими, подобными вещами.

3.         Вообразить эту вещь в окружении других вещей или на себе, если это одежда.

И лишь после этого идём в магазин. (Показ слайда 5 “Правила покупки”)

Практическая работа: Перечислите свойства товара, которые нужно учитывать при покупки(сотовый телефон, зимняя обувь, компьютер, пуховик, диван …).

(Показ слайда 6 “Свойства товара”)

Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи. Прежде всего, нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

Бюджет – структура всех доходов и расходов за определённый период времени.

Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определённых целей. (Показ слайда 7“Всему есть мера”)

Структуру семейного бюджета, можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы. В каждом разделе выделены основные счета, куда заносятся доходы и расходы. (Показ слайда 8 “Структура семейного бюджета”)

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Условно все расходы можно подразделить на три группы: текущие (постоянные), периодические и единовременные (эпизодические).

•          Перечислите, Какие расходы можно отнести к каждой из этих групп.

•          Составьте таблицу доходов (расходов) своей семьи.

•          Заполните таблицу, имея в виду, что доход семьи в месяц составляет… рублей.

Покупки

Обязательные            Желательные Необязательные

Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. В каждой семье нужно иметь кассовую книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные.

•          Придумайте название и вариант ведения вашей хозяйственной книги.(“Мои финансы поют романсы”, “ Копейка рубль бережёт”…)

Главный источник средств для государства – налоги – обязательные платежи в государственную казну. Для того чтобы выполнить все свои функции, государству нужны деньги. Свои услуги государство оказывает либо бесплатно (образование, медицина…), либо по таким ценам, которых недостаточно, чтобы окупить затраты (муниципальное жильё, городской транспорт, телефон, радиовещание и телевидение). Мы выделили 4 группы основных расходов: обязательные платежи, питание, промтовары и культурно-бытовые услуги. (Показ слайда 9–10 “За что мы платим”)

•          Разработайте предложения по экономии тепловой энергии и электрической энергии в быту.

•          Заполните квитанцию по оплате электроэнергии. (Текущие показания счётчика – 0895, предыдущие – 0718, тариф –2 тенге. за 1кВт•ч).

•          Рассчитайте сумму подоходного налога, если процентная ставка равна – 13%, а сумма заработной платы –28000 тенге.

Кроме семейного существует также личный бюджет. Для тех, кто хочет улучшить свою систему денежных затрат, необходимо запомнить 4 правила: учёт, планирование, организация и контроль. Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят родители на ваши прихоти? Молодые люди любят ходить в кино, кафе, на дискотеки, поп концерты, покупают жевательную резинку, сладости. Как в любом бюджете, в бюджете школьника должны быть учтены и доходы, и расходы. (Показ слайда 11–12 “Личный бюджет”)

Постоянные расходы – это те, которые в течении года почти не изменяются. Например, плата за кружок или музыкальную школу, плата за завтраки в столовой.

Переменные – включают в себя периодические и единовременные расходы. Например, покупка кассет, посещение кино…

Непредвиденные – это те, которые невозможно учесть. Например, сломался сотовый телефон, потерялась ручка и т.д.

Сейчас очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

•          Разработайте проект увеличения доходной части семейного бюджета за счёт производства в семье, каких либо товаров и услуг или проект снижения расходной части семейного бюджета за счёт более рационального расходования средств.

•          Подсчитайте постоянные расходы на ваше содержание.

Заключительная часть.

Вопросы для закрепления:

•          Что такое домашняя экономика и её задачи?

•          Как, по вашему мнению, у человека формируются новые потребности? Какую роль в этом процессе играют радио, телевидение?

•          На примере своей семьи расскажите о том, из чего складываются доходы населения в нашей стране.

Домашнее задание.

Подумайте над следующими ситуациями.

1.         Чем можно пожертвовать ради крупной покупки?

2.         Вы приглашены на день рожденье, но у вас нет денег на покупку подарка. Как поступить в таком случае?

3.         К вам неожиданно пришли гости, а угостить их практически нечем. Как выйти из положения?

Литература.

1.         Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 9–10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 256 с.

2.         Изучение технологии с основами краеведения в 5–9 классах общеобразовательных учреждений г. Омска (вариант 2 девочки) Программа, методические рекомендации и технологические карты для учителей технологии/ Под ред. А.М. Соломатина. – Омск, 2002

3.         Голондарёва Н.Б. Технология 8-й класс (девочки). Поурочные планы по учебнику “Технология. 8-й класс” В. Д. Симоненко: Учитель–АСТ, 2003.

4.         Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синицина Н.В. Технология: Учебник для учащихся 8-й класс

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по технологии "Экономное ведение домашнего хозяйства""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок  по технологии "Экономное ведение домашнего хозяйства"

 

 

Тема урока: Экономное ведение домашнего хозяйства.

Основополагающий вопрос: Почему возможности ограничены, а желания безграничны?

Дидактические цели.

1.         Формирование у учащихся познавательных интересов и их реализация в учебной работе.

2.         Формирование умений увидеть проблему и осуществить творческий поиск путей её решения.

3.         Формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

Методические задачи:

1.         Сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономике в обществе.

2.         Адаптация учащихся к рыночной экономической системе региона.

3.         Развить у учащихся целостность взглядов на семью, её роль в обществе.

4.         Научить планированию семейного бюджета.

5.         Научить производить расчёт расходуемой электроэнергии.

6.         Познакомит с резервами экономии в семье.

7.         Воспитывать уважение к членам семьи, ответственность.

8.         Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчётливость.

Дидактическое обеспечение: Образцы заполнения бланков, образцы изделий, выполненных учащимися, Презентация “Дом, хозяйство и закон” (Приложение 1).

Оборудование: компьютер, проекционная система.

Межпредметные связи: Экономика, обществознание, краеведение, информационные технологии, рукоделие.

Методы ведения урока: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Проблемные вопросы: Чем можно пожертвовать ради крупной покупки? Можно ли экономить на питании? Подсчет семейного бюджета.

Оформление доски: пословица “Счастлив тот, кто счастлив в своём доме”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала (1 часть).

Сообщение познавательных сведений.

•          Почему основная потребительская единица в экономике – семья?

•          Какие функции выполняет семья?

•          Что такое экономика?

Учитель (показ слайда; рис. 1). Домашняя экономика – это наука о повседневной жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей её членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводства её ресурсов, производства товаров и услуг.

Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные, эффективные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.

Экономика в переводе с греческого – закон ведения домашнего хозяйства. (Показ слайда 1 “Экономика”)

Семья находится в постоянной взаимосвязи с государственными учреждениями, предприятиями и фирмами. Подобно кругообороту веществ в природе, существует кругооборот ресурсов и денежных средств в экономике страны между предприятиями, фирмами, государством и домашними хозяйствами. Эта взаимосвязь показана на схеме. (Показ слайда 2 “Что, Как и для кого”)

•          Что понимается под предпринимательской деятельностью, и какие её виды вы знаете?

•          Что такое прибыль?

•          Что такое уровень благосостояния семьи?

Наша деятельность всегда направлена на удовлетворение каких-либо потребностей.

Потребность – осознанное желание иметь что-либо. Следует различать материальные и духовные потребности. (Показ слайда 3 “Пирамида потребностей”)

•          Мама считает, что вам не нужны карманные деньги, объясняя это тем, что вы не умеете их тратить. Папа полагает, что карманные деньги нужны всем. Как считаете вы? Почему?

•          На семейном совете было решено каждый месяц выдавать вам … рублей на карманные расходы. Как вы их будете тратить?

Существуют ложные и рациональные потребности (Показ слайда “Потребности семьи”)

Набор “необходимых” предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня благосостояния, уровня материального развития общества. Для каждой семьи список вещей, которые необходимо купить, будет строго индивидуальным, так как каждая семья имеет свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Все вещи можно разделить на четыре группы (Показ слайда 4 “Классификация вещей с целью покупки”)

Намечая покупку, мы можем расчертить пополам лист бумаги и перечислить все возможные “за” и “против”. И после этого принимать решение о покупке товара. После того как покупка намечена, проводим трёх ступенчатый анализ.

1.         Сначала нужно понять своё чувство: нравится ли намеченная покупка или не нравится.

2.         Сравнить её с другими, подобными вещами.

3.         Вообразить эту вещь в окружении других вещей или на себе, если это одежда.

И лишь после этого идём в магазин. (Показ слайда 5 “Правила покупки”)

Практическая работа: Перечислите свойства товара, которые нужно учитывать при покупки(сотовый телефон, зимняя обувь, компьютер, пуховик, диван …).

(Показ слайда 6 “Свойства товара”)

Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи. Прежде всего, нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

Бюджет – структура всех доходов и расходов за определённый период времени.

Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определённых целей. (Показ слайда 7“Всему есть мера”)

Структуру семейного бюджета, можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы. В каждом разделе выделены основные счета, куда заносятся доходы и расходы. (Показ слайда 8 “Структура семейного бюджета”)

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Условно все расходы можно подразделить на три группы: текущие (постоянные), периодические и единовременные (эпизодические).

•          Перечислите, Какие расходы можно отнести к каждой из этих групп.

•          Составьте таблицу доходов (расходов) своей семьи.

•          Заполните таблицу, имея в виду, что доход семьи в месяц составляет… рублей.

Покупки

Обязательные           Желательные Необязательные

Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. В каждой семье нужно иметь кассовую книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные.

•          Придумайте название и вариант ведения вашей хозяйственной книги.(“Мои финансы поют романсы”, “ Копейка рубль бережёт”…)

Главный источник средств для государства – налоги – обязательные платежи в государственную казну. Для того чтобы выполнить все свои функции, государству нужны деньги. Свои услуги государство оказывает либо бесплатно (образование, медицина…), либо по таким ценам, которых недостаточно, чтобы окупить затраты (муниципальное жильё, городской транспорт, телефон, радиовещание и телевидение). Мы выделили 4 группы основных расходов: обязательные платежи, питание, промтовары и культурно-бытовые услуги. (Показ слайда 9–10 “За что мы платим”)

•          Разработайте предложения по экономии тепловой энергии и электрической энергии в быту.

•          Заполните квитанцию по оплате электроэнергии. (Текущие показания счётчика – 0895, предыдущие – 0718, тариф –2 тенге. за 1кВт•ч).

•          Рассчитайте сумму подоходного налога, если процентная ставка равна – 13%, а сумма заработной платы –28000 тенге.

Кроме семейного существует также личный бюджет. Для тех, кто хочет улучшить свою систему денежных затрат, необходимо запомнить 4 правила: учёт, планирование, организация и контроль. Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят родители на ваши прихоти? Молодые люди любят ходить в кино, кафе, на дискотеки, поп концерты, покупают жевательную резинку, сладости. Как в любом бюджете, в бюджете школьника должны быть учтены и доходы, и расходы. (Показ слайда 11–12 “Личный бюджет”)

Постоянные расходы – это те, которые в течении года почти не изменяются. Например, плата за кружок или музыкальную школу, плата за завтраки в столовой.

Переменные – включают в себя периодические и единовременные расходы. Например, покупка кассет, посещение кино…

Непредвиденные – это те, которые невозможно учесть. Например, сломался сотовый телефон, потерялась ручка и т.д.

Сейчас очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

•          Разработайте проект увеличения доходной части семейного бюджета за счёт производства в семье, каких либо товаров и услуг или проект снижения расходной части семейного бюджета за счёт более рационального расходования средств.

•          Подсчитайте постоянные расходы на ваше содержание.

Заключительная часть.

Вопросы для закрепления:

•          Что такое домашняя экономика и её задачи?

•          Как, по вашему мнению, у человека формируются новые потребности? Какую роль в этом процессе играют радио, телевидение?

•          На примере своей семьи расскажите о том, из чего складываются доходы населения в нашей стране.

Домашнее задание.

Подумайте над следующими ситуациями.

1.         Чем можно пожертвовать ради крупной покупки?

2.         Вы приглашены на день рожденье, но у вас нет денег на покупку подарка. Как поступить в таком случае?

3.         К вам неожиданно пришли гости, а угостить их практически нечем. Как выйти из положения?

Литература.

1.         Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 9–10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 256 с.

2.         Изучение технологии с основами краеведения в 5–9 классах общеобразовательных учреждений г. Омска (вариант 2 девочки) Программа, методические рекомендации и технологические карты для учителей технологии/ Под ред. А.М. Соломатина. – Омск, 2002

3.         Голондарёва Н.Б. Технология 8-й класс (девочки). Поурочные планы по учебнику “Технология. 8-й класс” В. Д. Симоненко: Учитель–АСТ, 2003.

4.         Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синицина Н.В. Технология: Учебник для учащихся 8-й класс

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 845
    • DOCX 52 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ильина Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ильина Ирина Викторовна
    Ильина Ирина Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 19194
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 971 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 571 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 240 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 071 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек