Главная / Русский язык и литература / открытый урок по литературе 8 класс

открытый урок по литературе 8 класс

Тема урока: «Береги честь смолоду».

Цели: 1.приобретение навыков самостоятельной работы;

2. развивать наблюдательность , гибкость мышления;

3. нравственное воспитаний учащихся.

Тип урока: урок – исследование.

Методы и приёмы: словесный, поисковый

Оборудование: портрет Пушкина, рисунки ребят, лист самооценки, продукты деятельности

Ход урока.

  1. Орг момент. Психологический настрой.

Ребята, добрый день. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке таких жизнерадостных, здоровых, готовых покорять новые вершины в приобретении знаний.

2.Актуализация знаний.

Ключевыми словами на сегодняшнем уроке будут слова, которые и в наше время имеют большое значение - это ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ.

Как же вы понимаете эти слова, с чем они у вас ассоциируются?

Ответы ребят: поступать неправильно, нечестно, подло, не по товарищески, обманывать .и.т.д

Верно. Важный жизненный урок о понятии чести и бесчестия преподал нам великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин в исторической повести « Капитанская дочка»

Ребята, возникли ли у кого- нибудь вопросы при чтении повести?

Ответы ребят:

(читая произведение, я задумался, почему герои повести Гринёв и Швабрин ведут себя совершенно по – разному, в чём.

причина такого поведения .

  1. Работа над темой урока.

Значит, исходя из содержания текста, у нас с вами появилась проблема. Как вы думаете какая?

Гринёв совершает добрые дела , честные поступки, а Швабрин, наряду с положительными поступками совершает бесчестные поступки.

Так какие цели можно определить :

Ответы ребят: Мы должны доказать , что Гринёв и Швабрин люди чести.

- Что же необходимо вам для этого?,

Ответы ребят :

- мы должны исследовать текст , найдя в нём подтверждение тому , что наши герои люди чести;

- выяснить, какие черты характеризуют человека чести.

Итак , на сегодняшнем уроке у нас исследованием данной проблемы будут заниматься две группы.

1 группа доказывает гипотезу, что Швабрин человек чести.

2 группа доказывает, что Гринёв тоже человек чести.( Ребята получают маршрут исследования и оценочные листы)

  1. Работа над исследованием.

1 группа:

Наша гипотеза была такова

«Швабрин человек чести»

Первое, что мы сделали, это обратились к толковому словарю Ожегова и выяснили, что же такое честь. (Ответы ребят Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя..

Поработав с текстом мы выяснили, что Швабрин совершает два хороших поступка.

  1. Во время застолья у Пугачёва он не выдаёт Машу Миронову

  2. И в суде при допросе он ничего не сказал о причастности Марьи Ивановны к этому делу.

Но мы задумались , что же послужило мотивом этих добрых дел.

Предположение ребят: -он не искренен в своих поступках, трус боялся только за себя.

Он делал это ради собственной выгоды. Поэтому мы решили рассмотреть и другую сторону медали ( найти в тексте примеры, которые подтверждали бы , что Швабрин не человек чести .Он предатель , изменник Отечества, он очень плохой человек. Первое это то, что он оговорил Машу перёд Гринёвым. Он Подлый, так поступают только непорядочные люди.

Второе не успел Пугачёв захватить крепость , а Швабрин уже на его стороне, мигом переметнулся к противнику. Значит он предатель , изменник. О какой чести может идти речь..

Третье он держит взаперти Машу, не даёт ей кушать , вынуждает выйти за него замуж не считаясь с тем , что Маша его не любит. Он думает только о себе о своём благе. Значит можно сказать , что Швабрин трус, предатель, подлец, а разве могут быть такие люди людьми чести. Конечно же нет. Он совершает бесчестных поступков больше чем честных. Он совершает два добрых дела из корысти, потому что ему так выгодно, а не потому что хочет помочь людям. Поэтому мы пришли к выводу что Швабрин человек без чести и совести. И наша первоначальная гипотеза не подтвердилась . Ну и продуктом нашей исследовательской деятельности является сборник пословиц, афоризмов о чести и бесчестии. (ребята зачитывают некоторые из него).

2 группа.

Наша гипотеза такова:

Гринёв человек чести.

Обращаясь к словарю синонимов мы выяснили , что слово честь имеет синонимы почтение и войти в честь.

Исследовав текст мы пришли к выводу, что Петруша Гринёв человек чести.

Во первых главные уроки жизни он получил не от учителя француза и не от дворового Савельича , а от отца. Для старика Гринёва он важно было честное служение Отечеству. Именно со словами « береги платье снову , а честь смолоду» Гринёв провожает своего сына на службу.

Первый эпизод . который подтверждает честность Петра Гринёва это возвращение карточного долга

Второй эпизод это барский подарок Гринёва вожатому.

Защищая честь Маши он вызывает Швабрина на дуэль.

Молодой офицер не может нарушить отцовскую заповедь, он не может как Швабрин изменить Отечеству Стать предателем, потому что ему присущи такие качества как благородство, верность , преданность отечеству, почтение. Рассматривая образ Петра Гринёва со всех сторон, мы с уверенностью можем сказать ,что он является обладателем очень многих достоинств, присущих далеко не каждому человеку не только того времени но и нашего. Эта тема очень актуальна и в наше время. Но что же является причиной бесчестия рождаются ими или становятся . Мы провели опрос учеников нашей школы( 10 класс , педагогов школы , и население села. Всего в опроси приняли участие 50 человек.

Никто из опрашиваемых не сказал что такими рождаются

Причины бесчестия были выдвинуты следующие:

1 место воспитание в семье

2 место окружающая среда

3 место школа.

Продуктом нашей деятельности является диаграмма в процентном соотношении.

5. Подведение итогов .Заполнение оценочных листов.



6 . Рефлексия.















































































Совесть, благородство и достоинство вот оно святое наше воинство…. (по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

15 грудня 2012 - Администратор

 

Как сердцу высказать себя,

Другому как понять тебя...

Ф.И. Тютчев

Преподавание литературы в школе – процесс не только образовательный, но и глубоко эмоциональный, воспитывающий, формирующий личность ребенка. Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Как сделать  урок литературы личностно ориентированными, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для наших детей величайшими ценностями, к которым нужно бережно и любовно относиться, как научить их понимать себя, другого человека, что поможет нам, педагогам, понять своих учеников? Изучая литературное произведение, я стараюсь использовать любую возможность обратиться к личностному опыту ребенка, вовлечь его в размышление не только над литературными проблемами, но и над общечеловеческими.

 

 

 

Тема Совесть, благородство и достоинство вот оно святое наше воинство….

 

Цели урока:

Обучающие:

помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;

актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного героя;

развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

показать значение родительского воспитания в становлении духовных качеств человека

проанализировать главы повести, сформулировать кодекс чести, составить свой собственный герб, выработать позицию в жизни.

Развивающие:

формировать исследовательские навыки;

развивать связную речь учащихся: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему.

Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и

окружающими людьми;

воспитывать у учащихся нравственные качества, а именно: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства ответственности за воспитание будущих детей; воспитание чувства уважения к своим родителям.

Оборудование: мультимедийная презентация , инструктивные карточки

Межпредметные связи: этика, ИЗО, история, музыка

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма проведения: урок-размышление

   Ценность урока:

- проблемные вопросы ставят учащихся в позицию исследователей, ведущих поиск истины;

- прием актуализации мира вещей, неожиданные вопросы стимулируют познавательную активность детей;

- учащиеся понимают, что поединок чести и бесчестья – это вопрос не только литературы; прежде всего это закон нашей жизни, закон единства и борьбы противоположностей…

 

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности        

                                                                                                          Слайд 2

-Ребята, попытайтесь найти ответ на загадку, заданную Г.Р. Державиным. Учитывайте, что автор спрятал его в самом тексте стихотворения. Ответ объясните.

           Довольно именем известна я своим,

          Равно клянется плут и непорочный им,

          Утехой в бедствиях всего бываю боле,

          Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

          Блаженству чистых душ могу служить одна;

          А меж злодеями не быть я создана.   

- Можно ли дать другой вариант ответа, вспомнив пословицу, которую А.С. Пушкин использовал в качестве эпиграфа к одному из своих произведений. Аргументируйте свой  ответ.

      (    В стихотворении Гаврилы Романовича Державина речь идет о чести

Самыми главными, достойными уважения являются такие моральные качества и этические принципы как честь, благородство, достоинство. Эти качества движут людьми, вдохновляют на новые начинания, свершения, подвиги. И тот, кто сможет их сохранить в себе в течение всей жизни, может уверенно сказать : «Я жил не зря». Это общеизвестные принципы , которыми руководствуются представители всех поколений и сословий: «Довольно именем известна я своим,..» И лжец и праведник «…клянется…им». Честь-это качество, которое дано изведать многим, только для одного оно самое дорогое, делающее человека добрее, совершеннее, а для другого лишь средство защиты, ширма, за которую можно спрятать свое бесчестье. Только человек, честный и достойный, может говорить о «жизни сладостной» и «самой лучшей доле».)

  1. Лингвистическаяшкатулка                                                                     Слайд 3

 Словарь Пушкина

Слово «честь» в произведениях Пушкина – одно из самых употребляемых. В словаре языка Пушкина оно употребляется 340 раз.

Оно менялось в зависимости от времени, обстоятельств, общественного строя, страны, сословия.

В словарях можно подсчитать число слов и выражений, связанных с этим понятием в различных языках:

 

- в русском – 27;

 - в английском – 14;

 - португальском – 31;

 - японском – 64.



Цитатная дорожка

Скажите мне ,а что такое честь ?

И с чем ее сегодня можно съесть?

А может, да простят меня, невежду,

Ее на теле носят как одежду?

Скажите мне, коль это не секрет,

Что, честь имеет вкус, объем и цвет?

А может, кто-то знает ей и цену?

Тогда - добро пожаловать на сцену!

 

- Какое высказывание из цитатной дорожки наиболее убедительно раскрывает проблему чести?

-Чьё высказывание вам кажется самым оригинальным ?

- Выскажите  собственное мнение:

 Почему честь так высоко ценится?

 

             Цитатная дорожка

 

Береги честь смолоду, а платье снову

Пословица

Есть достоинства выше знатности рода,

именно: достоинство личное.

                                        А.С. Пушкин

 

Честь - вот истинная красота.

                                       Ромен Роллан

 

Честь нельзя отнять, её можно потерять.

                                          А.П.Чехов

Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

                                              Пьер Корнель

 

Высказывания детей

( Честь и честность - слова одного корня . На честного человека всегда можно положиться: он не предаст, не обманет и не свернёт с пути ради собственной выгоды, потому что в его душе силён голос совести, он умеет отвечать за свои поступки).  

2. Целеполагание

                                                                                                            Слайд 4

    А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках.

 Вспомним, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин.

" Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он.

                                                                                                            Слайд 5

  Я приготовила своё высказывание, которое мы приобщим к нашей цитатной дорожке

 

Если бы Пушкин не вызвал на дуэль, не защитил честь своей жены, он никогда бы не защитил честь своей поэзии. Поэт не может быть с запятнанной честью.

                                                                                             Д.С.Лихачёв «Заветное»

   А.С.Пушкин считал честь, благородство, совесть важнейшими достоинствами человеческой души. Именно поэтому эпиграфом к повести « Капитанская дочка » стали слова « Береги честь смолоду»

       Каждое новое поколение утверждает свое понимание поэта. В наше время , в 21 веке, кажется уже, что понятия " честь и совесть" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения.

 И всё же …Можем ли мы сегодня, читая Пушкина, найти ответы, на вопросы, которые волновали не только А.С. Пушкина, но и нас с вами 

  Булат Окуджава однажды  сказал: « Святая наука расслышать друг друга сквозь ветер на все времена»

Ведь можно слушать и не слышать. Давайте прислушаемся и услышим, что хотел сказать нам А.С. Пушкин.

 Давайте определим, круг вопросов, над которыми размышлял автор и которые волнуют  нас сегодня.

 (Ученики определяют круг проблем)

                                                                                                                                  Слайд 6

                                             Сохранить честь... Важно ли это?

Проблемные вопросы

Легко ли жить по законам чести?

Как человеку сберечь честь в самых критических жизненных ситуациях?

 От чего зависит выбор жизненного пути человека?

Какой жизненный опыт можно приобрести, читая роман?

Слово  учителя:     . Именно на эти вопросы предстоит обрести ответ и Петру Андреевичу Гриневу, шестнадцати лет выпущенному отцом на самостоятельную дорогу жизни, 

Сегодня на уроке мы сделаем серьёзную заявку на взрослость , попытаемся выработать  собственную жизненную позицию,  сформулировали кодекс чести.

                                                                             

Работа над эпиграфом к уроку

 

                                                                      Читая Пушкина, можно

                                                                                                 превосходным образом ….. 

                                                                                             (воспитать в себе человека )           

                                                                                                                  В.Г.Белинский

 

- Ребята, попробуйте восстановить высказывание   литературного критика .

 ( Ученики высказывают свои предположения)

Словарик нравственных категорий

На ваших партах находится словарик нравственных категорий, которыми можно воспользоваться во время обсуждения поставленных вопросов

 

 Слово учителя :   Итак, вперед, по страницам произведения!                 

                                                                                                                                       Слайд 8  

 Каждый человек в определенный момент жизни покидает тихую пристань и отправляется в путешествие по бурным житейским волнам. Дорога - это всегда путь в неизвестность, именно там происходят различные встречи, появляются попутчики.

Как вы думаете, слово “дорога” в этой повести употребляется только в прямом значении или оно имеет ещё и переносное значение?

(Сюжет повести завязывается на дороге и развивается на ней. Но это не только дорога из одного мира в другой, это ещё и путь нравственных испытаний героя.)

- Значит, дорога для героя не только передвижение по земле, но и свидетельство его передвижения по жизни.

 

В творчестве А.С.Пушкина мотив дороги является одним из важнейших ценностных ориентиров, это путь поиска героем истины, путь обретения себя, нравственного самосовершенствования, возврат к своим истокам.

                                                                                                        Слайд 9

Определение смыслового поля переносного значения слова “дорога:

 дорога жизни, “жизненный путь”, “дорога к счастью”, “дорога чести”, “заблудиться по дороге жизни”.

На примере повести «Капитанская дочка» мы проследим, как  дорога испытывает человека на прочность.

  1. Презентация  творческого  проекта « Дорога чести»

                                                                                                                Слайд   10(Коллаж )

   Звучит фрагмент песни     «Кадетский вальс»

Слово учителя:   В «Кадетском вальсе» есть следующие строчки:                                

                                      Душу – Богу,

                                    Сердце – даме,

                                    Жизнь – государю,

                                    Честь – никому.

  Точка зрения, выраженная в песне Кобзона (XX век), органично вписывается в систему взглядов Пушкина и его героев (XIX век), может быть оценена как современная поэтическая интерпретация жизненного кредо дворянина

 

Пословица “Береги честь смолоду”, вынесенная в эпиграф, говорит о чести во всей её многомерности, прежде всего о той, которая достаётся человеку от предыдущих поколений. А.С. Пушкин был убеждён, что высшие проявления чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная честь — это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. “По отцу и сыну честь”. Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам.

Опережающее домашнее задание

Творческое задание

   Цель записок Петра Андреевича Гринёва — дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь её в новом, XIX веке.

Как можно было бы изобразить  герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь? Обоснуйте свой выбор.

 Презентация творческого задания 

      Выводы учащихся

 Сформулируйте правила воспитания в семье Гринёвых 

                                                                                                  

                                                                               Метод незаконченного

                                                                                            предложения

    Кодекс чести

1. Честь семейная

   Сформулируйте правила воспитания в семье Гринёвых

Заниматься воспитанием  …..  (необходимо с самого рождения ребенка )

Дети должны почитать ….       (своих родителей, не забывать их)

 

Личный пример ……-  (лучший способ воспитания)

 

Нужно приучать ребенка …….. (к труду, самостоятельности, не решать за него….. все проблемы, а дать ему возможность делать это самому)


2. Уплата долга за проигрыш. Благодарность за спасение.

Петр Гринев прощается с родителями и едет служить в самом скучном расположении духа. Вместо столичной гвардии с ее потехами ждет его унылая гарнизонная служба в оренбургских степях. Неудивительно, что при таком расположении духа соблазны так и липнут к нему . А началась она (дорога), как вы помните, с не очень приятного события: в дорожном трактире герой проигрывает деньги капитану Зурину, играя с ним на бильярде: “Чем чаще прихлёбывал я от моего стакана, тем становился отважнее”, “вёл себя как мальчишка, вырвавшийся на волю”

Первое искушение посетило Петрушу в Симбирске.

-    Каким предстаёт перед нами Пётр Гринёв?


Приём «Перевоплощение»     ( разыгрывание диалога)


- Петр Андреич, и все-таки, как Вы представляли военную службу?

Как же? Мечтал только о Петербурге, о веселой жизни офицера. Но не тут-то было, батюшка, к моему огорчению, отправил меня в сторону глухую и отдаленную.

Что-то вы, Петруша, глаза опустили, о чем-то вам стыдно рассказывать?

Да, день в Симбирске и начался, и кончился беспутно, мне стыдно перед Савельичем, “я чувствовал себя виноватым”, “всё это мучило меня”.но я должен был сдержать слово, разве по-честному было б сбежать поутру. А перед Савельичем я потом извинился.

Да уж, Петр Андреич, любопытные у вас представления о чести. Но с другой стороны, «любишь кататься — люби и саночки возить». Вторая проба характера — поступок с вожатым. Что вами руководило в этом случае?

 — Во-первых, чувство благодарности. Что с нами случилось бы в степи без вожатого? Во-вторых, интерес к этой какой-то таинственной, другой жизни. В-третьих, человеческое сочувствие, холодно ведь, по-христиански тулупчик и отдал.

 

(Мы   согласимся с тем, что первое дорожное испытание не в пользу Петруши. Он поддался соблазну, не устоял, не выдержал.  Но  б лагородство взяло верх.  Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается.

Значит, Гринев –совестливый и честный человек.)

                                                                                                                  

 Работа над созданием Кодекса  чести  ( ученики формулируют  утверждения, которые войдут в Кодекс чести )

 Человек чести всегда ……..   (добр и   бескорыстен в общении с другими)

Он всегда готов прийти на помощь ………. ( из чувства милосердия, уважения к человеку)

Для настоящего дворянина не должно быть …. (зазорным раскаяться, признать свою вину)

 3 Поединок чести 

 Слово учителя :   Нравственные испытания ожидали Гринёва и в Белгородской крепости, где он служил. Швабрин сделан автором антиподом Петра Гринева. Он, вторая половина некогда единого героя, призван показывать, как могла бы сложиться судьба Петра, если бы он делал выборы, подобные выборам Швабрина. 

 

Опережающее домашнее задание

Изобразите в технике «беспредметной» живописи внутренний мир одного из героев.

( Швабрина, Гринёва) .

 

Презентация творческого задания 

 

4.Момент истины

 Слово учителя: Наступили события, ради которых, собственно и был написан роман. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: « С честью пойдешь по жизни- умрёшь. Против чести пойдешь - жив будешь». Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринёв и Швабрин. Во время Пугачёвского бунта особенно проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других.

Крепость была захвачена Пугачевым. Наступил момент истины для каждого из обитателей крепости.

                                                                                                Просмотр идеофрагмента

А жизнь Гринёва действительно была в опасности, он же сам превыше жизни ставил другие ценности. “Я глядел смело на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей <...> “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!” “Целуй руку, целуй руку!” – говорили около меня. Но я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому.  Это выбор чести.

 

 Опережающее домашнее задание

 Словесная дуэль между Е. Пугачёвым и П. Гриневым

Тобой найден 1 лист из дневника любимого героя из произведений А.С. Пушкина. Что вы там прочитали?

Презентация творческого задания

 

5. Арест Гринёва.  Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

 

    Слово учителя:   Отказ Гринева от представления свидетелей приводит к его осуждению как пособника Пугачева и государственного преступника. Бюрократическая система вновь оказалась враждебной конкретным человеческим жизням.

 Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринёва роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертельная казнь, но Гринёв решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о такой ситуации, то его бы наверняка оправдали.

                                                                                                                             Кодекс чести

Работа над созданием Кодекса  чести  ( ученики продолжают формулировать утверждения, которые войдут в Кодекс чести )

 

Остаётся верен… (присяге)

Всегда готов встать на защиту ……… (чести и достоинства )

Проявляет   ……. (благородство души ) , готов …….   (жертвовать собой ради спасения бедной девушки )

 

Слово учителя:  Итак, пословица «Береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

П. Гринёв с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно. Во всех своих поступках он руководствовался своими убеждениями, не изменив присяге и понятии о чести и морали.

Понятия чести и совести нельзя применить к тем, кто поступился своими моральными принципами ради достижения корыстных целей. Герои заслужили своё счастье!

 

Выбор названия коллажа

Слово учителя: А.С.Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.

                                                                                                                            Слайд 11

Зачитывается коллективно составленный кодекс чести, завещанный А.С.Пушкиным.                               

 

КОДЕКС ЧЕСТИ

 

Уважай родителей.

Будь милосердным,бескорыстным в любви и дружбе!

Будь честен!

Будь готов всегда встать чести и достоинства.

 

Слово учителя: В зрелые годы, и особенно к концу жизни, А.С.Пушкин убедился, что российское дворянство в массе своей или растеряло понятие о чести либо никогда им не обладало в достаточной степени. Печально глядя на нравственное падение дворян в николаевские времена, Пушкин считал необходимым учить новые поколения дворян «чести вообще». И здесь наличие права на дуэль представлялось ему суровым, но великим средством воспитания. Право на поединок всю жизнь оставалось для Пушкина гарантией независимости.

 А.С. Пушкин оставил нам свое завещание- последнюю повесть. Она, как исповедь, обращена к новому поколению. Автор в первичном замысле хотел продолжить записки Гринева обращением своего героя к внуку.

- Как вы думаете, какой наказ мог бы дать Петр Гринев своему внуку в письме?

                                                                                                                            Слайд 12

             Послушайте это предисловие (оно так и не было включено в повесть).

 «Любезный внук мой Петруша!

                … Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю заповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых трудных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава Богу, дожил до старости, заслужив и почитание моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце своем два прекрасных чувства, мною в тебе замеченных: доброту и благородство».

         

4. Мини- дискуссия      

                                                                                                                                Слайд 13

Слово учителя: Каждое новое поколение утверждает свое понимание поэта. В 21 веке, кажется уже, что понятия " честь и совесть" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения

 

Выступление группы учеников -  социологов

      (анализ анкет учащихся 8-9 классов   по проблеме   « Современно ли понятие «честь» в нашем обществе?»

 

Создание проблемной ситуации

 

Я прямо заявляю при народе,

Что чести нет, - верней, она не в моде,

…… Слово оно

Из нашего исчезло лексикона.

Сегодня в мире юношей не счесть,

Которые не знают слова "честь"!

«Любовь к трем апельсинам» Леонид Филатов

 

 Проблемный вопрос: Нужно ли в нашем обществе соблюдать "кодекс чести"?

 

( Обсуждение и заслушивание аргументов. Подведение итогов дискуссии.

Учеников пришли к мнению, что честь – не историческое, а нравственное; оно вне времени, вечно).

 

Звучит песня Булата Окуджавы

                                                                                                       Слайд 14

        

                                                                                                     

                                                                                            

5. Рефлексия                                                                                                        

Открытие темы урока                                                                     Слайд 15

 - Как вы считаете , как может звучать тема нашего урока?

Совесть, благородство и достоинство –

вот оно, святое наше воинство…..

                                                                                                         Слайд 16

Обращение к эпиграфу

            ( ученики определяют, насколько  близкими к высказыванию оказались их предположения)                                                                                                           

                                                                                                               

                                                                                                                           Слайд 17

Что направляет каждого из нас,

определяя жизни путь?

Любовь? Желания? Мечты?

А что ещё, добавьте вы…

Дети: долг, честь, достоинство

 

       Сегодня мы совершили еще одно путешествие в страну по имени А.С. Пушкин. Вспомнили героев, встречи, поступки-все запало в нашу душу. Наше путешествие заставило вас вглядеться в себя, ведь вы говорили о собственных принципах поведения, формулировали свой нравственный кодекс. Сегодня был ваш урок. Ваш поединок с самим собой, и выбирали вы такие понятия как Доброта, Любовь, Честность, Искренность, Верность и Преданность.

Очень хочется, чтобы все мы отличались честностью, чистой совестью и благородством души. Тогда и жить нам легче было бы. А для этого и нужно-то запомнить всего три волшебных слова-напутствия, жизненное правило: «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ»!

Я надеюсь, что сегодняшняя встреча с героями «Капитанской дочкой» останется у вас в памяти надолго. И может быть, вы совсем по-новому будете смотреть на людей, вас окружающих и будете ценить в них те самые прекрасные свойства души, о которых мы с вами говорили, и которым посвящены строчки Булата Окуджавы

Домашнее задание  

-Попробуйте составить герб вашей семьи, в художественных образах выразите свое собственное понятие о чести.

Составьте акростих, синквейн со словом ЧЕСТЬ































































































































ЧЕСТЬ



БЕСЧЕСТИЕ



открытый урок по литературе 8 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

открытый урок по литературе в 8 классе по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Цели: 1.приобретение навыков самостоятельной работы;

 

            2. развивать наблюдательность , гибкость мышления;

 

             3. нравственное  воспитаний учащихся.

 

Тип урока: урок – исследование.

 

Методы и приёмы:   словесный, поисковый

 

Оборудование: портрет Пушкина, рисунки ребят, лист самооценки, продукты деятельности

 

Автор Чалых Надежда Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1275
Номер материала 32566
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓