Главная / Русский язык и литература / Открытый урок на темы : «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир».По рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"

Открытый урок на темы : «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир».По рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"

Тема урока : «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир». Тип урока: урок-образ Цели урока: образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; показать богатство духовного мира крестьянских детей;мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;раскрыть внутренний мир героев и найти связь между портретами и рассказами ребят. воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста; Оборудование: портрет И.С. Тургенева, раздаточный материал (листы на столах), иллюстрации, презентация к рассказу “Бежин луг” Ход урока

Эпиграф “Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное  из всего, что я написал.

И.С. Тургенев

1. Оргмомент.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

2. Сообщение темы и цели урока.

Мы снова возвращаемся к творчеству И.С. Тургенева. Эпиграфом к уроку служат слова самого писателя. “Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное  из всего, что я написал.

Погружение в атмосферу, изображённую в рассказе “Бежин луг”

Рассказ о мальчиках в ночном – не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем России.

Итак,цель нашего урока –раскрыть внутренний мир героев и найти связь между портретами и рассказами мальчиков

У Давайте вспомним значение литературного понятия «портрет»?

Слайд № 1-Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).

У. По каким признакам можно характеризовать внешность человека?

1.Возраст,внешний вид,лицо,одежда

Перед вами рабочая карта,запишите план описания внешности

План описания внешности:

1. Возраст мальчика. 2. Внешний вид.3. Выражение лица.4. Одежда.

Слайд № 2 «Бежин луг»

У . А чему посвящен рассказ «Бежин луг»?

1.Жизни крестьянских мальчиков

У.Этот рассказ был написан во времена крепостного права.Писатель включил его в сборник под названием «Записки охотника»,вышедший из печати в 1852 г. В рассказе раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-героя.

Слайд №3 «Тургенев-охотник»

У.Итак,вы определили ,что главными героями рассказа являются мальчики,но сразу ли с ними встречается герой-рассказчик ?

1.Нет, он до этого целый день охотился, потом заблудился, наступила ночь, и только тогда он понял, где находится, и увидел крестьянских ребятишек, которых сначала принял за гуртовщиков.

Слайд №4 «Прекрасный июльский день»
У. Почему же так надолго откладывает писатель встречу со своими героями? С чего начинается рассказ?

  1. Рассказчик описывает «прекрасный июльский день».
    У. Какие чувства вызывает у него июльский день?

  2. Он им любуется: заря «разливается  кротким румянцем», солнце «светлое и приветное лучезарное— мирно всплывает», «весело» и «величаво».

Слайд №5 «Что за Притча ?»
У. И вот он заблудился. Какие чувства он испытывает?

1.Ему не по себе: его «охватила неприятная, неподвижная сырость», ему было как-то «жутко», мыши носились «таинственно». 

Слайд № 6 Автор использует поэтический , сказочный прием:охотник заблудился.Заблудился…и неожиданно для себя открыл особый мир природы,детский мир ,мир полный фантастических тайн,поверий,сказок,мир искренний и добрый.

Слайд № 7 «Ночь росла,как грозовая туча»

У.Тревога усиливается: ночь росла, «как грозовая туча»,.Какое настроение владеет РГ?

 1.Растет тревога все больше.

2.Настроение его изменилось от короткого любования к недоумению,непрятным ощущуниям жуткого и таинственного
У. И вот он увидел два огонька. Изменилось ли его настроение?

1.Обрадовался. Появились наконец люди — «маленькая кудрявая голова».

Слайд № 8 Бежин луг

«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.
У. Он наконец узнал, что зашел на Бежин луг.,увидел людей и «решился» подойти к крестьянским мальчикам, которые и становятся героями рассказа

Слайд № 9 «Встреча автора с мальчиками»
У. Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли «для фона»?
1.Природа у него тоже самостоятельный герой, и рассказчик — не просто рассказчик. 2.Автору интересно развернуть все внутренние переживания своего рассказчика-охотника.
У. И далее он не сразу переходит к описанию мальчиков, а сначала рассказывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?

1.Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это — «большой праздник».

Слайд № 10 «Кони на лугу»

У. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней зари табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. 

Слайд № 11«Закат»
У. Рассказчик подсел к мальчикам и стал глядеть кругом. И опять он обращает внимание на картину природы. Какой она ему кажется теперь? Какие чувства вызывает?

1.Он любуется торжественным и таинственным великолепием природы.

Слайд № 12 «Герои рассказа»
У. И вот наконец-то рассказчик начинает знакомить читателей с мальчиками. Сколько их было и как их звали?

1. (Пятеро — Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.)

У - Обратите внимание на экран, здесь изображены портреты мальчиков, сопоставьте эти портреты и описание внешности, которые даны автором в рассказе и назовите кому из мальчиков они принадлежат.

Слайд №13 Узнай героя.? Федя

««Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы».

1.Федя
У. Каким показался РГ старший мальчик Федя? Как к нему отнесся рассказчик?

1. Он богатый. Поехал в ночное для забавы.

2.Рассказчик им любуется: красивый мальчик.

3.Федя нравится рассказчику: много уменьшительных суффиксов.

Слайд № 14 Узнай героя.Павел

«На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

1. Павел
У. А Павлуша?

1.Малый был неказистый, но понравился рассказчику из-за своего ума.

Слайд № 15 Узнай героя. Илья

«На вид было не более двенадцати лет», «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».
У. Что думает рассказчик об Илюше?

1.Он немного больной, слабый — «тупая, болезненная заботливость».

2. Он опрятный, аккуратный.

3. Но рассказчик подчеркнул и некоторую тупость, может быть, от болезни

Слайд № 16Узнай героя. Костя

«Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».
У.Что заметил рассказчик у Кости? Как к этому отнесся?.

  1. Он возбудил любопытство рассказчика своим задумчивым и печальным взором.
    У.Почему не «взглядом»?

  2. «Взор» звучит более возвышенно.

Слайд № 17 Узнай героя.Ваня

. « …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».
У. Младшего Ваню рассказчик сначала и не заметил, но все мальчики его заинтересовали.

Выводы: Портреты ребят нарисованы с большой теплотой и нежностью.
У. Пока о бóльшем трудно судить, но вы знаете, что характер героя, его внутренний мир писатели раскрывают разными способами. Какими?

1.Речь,характер,поведение,поступки…

Запишите в рабочую карту

Слайд № 18 План характеристики героя

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер через речь и поступки

6. Отношение к нему автора и ваше.
У.Что-то мы уже узнали через портрет.(лицо,фигура,одежда) А еще герои раскрываются через их речь и поступки.

Слайд № 19 «Мальчики и их истории»

Безусловно ,характеристики детей были бы неполными,если бы мы не услышали ,о чем они говорили у костра.

Слайд № 20 Свет костра крестьянских ребятишек – их коллективного опыта и разума осветит кусочек необъятной тьмы вокруг и даст возможность их случайному гостю заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся. Что же выхватил свет костра народных примет и наблюдений?

Слайд № 21 «У костра»

У Давайте попробуем представить себе тихую росистую летнюю ночь,неподвижна река,горит костер,чуть поодаль щиплют траву кони.Тихо,уютно.У костра несколько ребят….

Слайд № 22 Инсценировка «У костра». Действующие лица:

Слайд № 23 «Млечный путь»

У.Кто из мальчиков больше всего историй рассказывает и про кого?
1.Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на могиле, про деда Трофимыча, про бабу Ульяну, покойного мальчика Ивашку, про Тришку-антихриста.

2.Он и про лешего говорил, и про водяного.
У. Что общего в историях Илюши?

1.Они все про страшное.
У. А сам Илюша верит в то, о чем рассказывает?

1.Он верит больше, чем все остальные.
2.Если бы не верил, то не рассказывал бы с такими эмоциями.

3. Он знал все поверья.
У. А вспомните его портрет, лицо, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Оправдывается ли это впечатление рассказчика ?
1.Эта «тупость» пропадает, когда он рассказывает.

2.Вообще он тихий, а тут оживляется.

3.Он боязливый, запуганный.

4. Говорит сиплым и слабым голосом.
У. Получается, что первое впечатление рассказчика подтверждается.

Илюша — большой знаток «страшных» историй и, главное, во все это верит. И ему самому страшно.

У.А какие истории рассказывает Костя?
1.Про плотника Гаврилу и русалку.

2.Про Феклисту и ее сына.
У. Это такие же истории, какие рассказывал Илюша? Или чем-то отличаются? Как они характеризуют Костю? Сопоставьте с портретом.
1.Рассказчик заметил у него задумчивый и печальный взор.

2.Он мечтательный, его истории — сказочные.

3.У него даже слова такие — «братцы мои»... Светлые, поэтические слова.
У. Рассказы Кости красивые, печальные. У мальчика явно поэтическая натура.

А Павлуша про что рассказывает?

1.У него смешные истории. Про жбан.Про то, как его звал водяной.
2.Павлуша все время рассуждает, все знает: кто кричит, что это может быть на самом деле.
У. Помните его портрет? Глядел умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. Он самый здравомыслящий из мальчиков, видит реальную картину жизни, знает и понимает природу. Кто кричит? Цапля, лягушки. Куда летят кулики. И хотя он и верит в водяного, в то, что может быть, «душа Акима-лесника жалобится», но рассказывает часто с юмором, умеет увидеть смешное.

Слайд № 24 Выводы: Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

У. Сравните речь Павлуши и Ильи

1.Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», используя повторы, характерные для устной речи; в его историях чувствуются интонации бывалого, опытного рассказчика, который знает все деревенские предания.

2..Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей.

Выводы:- Итак, какой мы можем сделать вывод в речи ребят?

Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.

Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.

Слайд № 25 Вывод: Тургенев точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Поступки героев

Слайд № 26 Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок и мелких оттенков, которые не затемняют целое, но помогают представить мир крестьянских мальчиков во всем его многообразии, в богатстве и скудности одновременно.
У.. Вспомните поступки героев; подумайте, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки героя-рассказчика?
У. Кто же из ребят претендует на главную роль?

1.Федя.
У. Почему?

1.. Он старше.

2.Как сыну богатого крестьянина, ему приходилось быть запевалой.
У. Да. Претендует Федя. А на самом деле кто лидер среди ребят?
1.Павлуша

У..Почему?

1.Он в критических ситуациях смелее себя ведет.

2. Когда все испугались и собаки залаяли, Павлуша бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.

3.Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.

4.И не побоялся после страшных историй пойти за водой.
У. А вы как-то не заметили еще одного героя — Ваню.

1.Он там молчит и не действует: «смирнехонько прикорнул».

2.Нет, нет, в конце есть его разговор про сестренку и звездочки
У. И как он характеризует Ваню?
А. Он добрый.

Слайд № 27 Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.
У.  Вы заметили, что рассказчик не только описывает мальчиков, их разговоры и поступки, но и, как и в начале рассказа, вновь и вновь обращается к описанию природы. Где и зачем?

1. После того как Павлуша их насмешил рассказом про бочара, рассказчик поглядел кругом: «торжественно и царственно стояла ночь». Он опять любуется красотой природы. Но странный звук возвращает мальчиков к «страшным» историям

Слайд № 28

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин)

У. Отношение рассказчика к героям

1.Они ему интересны, любопытны, он пытается их понять.

2.А любопытство вызвал Костя.

У.А можно ли судить о том, кто ему больше понравился?

1.Он сам говорит, что Павлуша ему нравится.

Вета « Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».
2. Рассказчику очень жалко, что Павлуша убился, упав с лошади.

Слайд № 29 «Рассвет» Как заканчивает рассказчик рассказ?
1.И заканчивает он опять описанием пейзажа. Сначала великолепие ночи, потом как бы грустит, что она кончается, потом утром ему весело.

2. Но кончает все равно грустно — рассказывает о смерти Павлуши.
У. Вот и попробуйте теперь определить ведущий эмоциональный тон рассказа. Какой он и почему?
Слайд № 30 Итог обсуждения. Можно выделить три ведущие линии:

1) в описаниях природы — любование ее торжественностью, величавостью, таинственностью;

2) в описаниях мальчиков — интерес, вглядывание, любование;

3) в поверьях, рассказанных мальчиками, — таинственность (в Илюшиных — страшная, в Костиных — поэтическая). Во всем рассказе — любование и таинственность.
Вывод : А мальчиков мы пытались понять по их портретам и через те истории, которые они рассказывали.
Задание на дом : Выпишите образы-звуки и образы-запахи


ПРИЛОЖЕНИЕ

Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

Автор замечает, что Федя в ночном не по нужде, а для забавы.

На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни

Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей.

Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. - Ваня - тихий.…очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

-Павлуша – смелый, уверенный, умный. Павлуша глядел умно и прямо …

-Костя – задумчивый, печальный, любопытный. Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом…

- Федя - гордый, любопытный.

-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый. лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость…

-Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

-Тургенев сначала называл их россказнями, затем преданиями, потом поверьями.

-Россказни- измышления, выдумки.

-Предание - устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.

- Поверье - суеверное предание , а также убеждение, основанное на таком предании или приметах.

-Современные учёные называют их быличками.

-Былички - народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами.

Открытый урок на темы : «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир».По рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока : «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир».                                                                                               Тип урока: урок-образ                                                                                                                   Цели урока:                                                                                                                                                              образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; показать богатство духовного мира крестьянских детей;мастерство Тургенева  в создании    портретных и сравнительных характеристик героев;раскрыть внутренний мир героев и найти связь между портретами и рассказами ребят.                                                                                                           воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;                                                                                                                                                             развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;                                                                                                                                      Оборудование: портрет И.С. Тургенева,  раздаточный материал (листы на столах), иллюстрации, презентация к рассказу “Бежин луг”                                                                                                                                                     Ход урока                                                                                                                          

Эпиграф “Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное  из всего, что я написал.

И.С. Тургенев

1. Оргмомент.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

2. Сообщение темы и цели урока.

Мы снова возвращаемся к творчеству И.С. Тургенева. Эпиграфом к уроку служат слова самого писателя. “Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное  из всего, что я написал.

Погружение в атмосферу, изображённую в рассказе “Бежин луг”

Рассказ о мальчиках в ночном – не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем России.

Итак,цель нашего урока –раскрыть внутренний мир героев и найти связь между портретами и рассказами мальчиков

     У Давайте  вспомним значение литературного понятия «портрет»?

Слайд № 1-Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).

 У. По каким признакам можно характеризовать внешность человека?

1.Возраст,внешний вид,лицо,одежда

Перед вами рабочая карта,запишите план описания внешности

План описания внешности:

1. Возраст мальчика. 2. Внешний  вид.3. Выражение лица.4. Одежда.

 Слайд № 2 «Бежин луг» 

У . А чему посвящен рассказ «Бежин луг»?

1.Жизни крестьянских мальчиков

У.Этот рассказ был написан во времена крепостного права.Писатель включил его в сборник под названием «Записки охотника»,вышедший из печати в 1852 г. В рассказе раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-героя.

Слайд №3 «Тургенев-охотник»

У.Итак,вы определили ,что главными героями рассказа являются мальчики,но сразу ли с ними встречается герой-рассказчик ?

1.Нет, он до этого целый день охотился, потом заблудился, наступила ночь, и только тогда он понял, где находится, и увидел крестьянских ребятишек, которых сначала принял за гуртовщиков.

Слайд №4 «Прекрасный июльский день»
У. Почему же так надолго откладывает писатель встречу со своими героями? С чего начинается рассказ?

  1. Рассказчик описывает «прекрасный июльский день».
    У. Какие чувства вызывает у него июльский день?
  2. Он им любуется: заря «разливается  кротким румянцем», солнце «светлое и приветное лучезарное— мирно всплывает», «весело» и «величаво».

Слайд №5 «Что за Притча ?»
У. И вот он заблудился. Какие чувства он испытывает?

1.Ему не по себе: его «охватила неприятная, неподвижная сырость», ему было как-то «жутко», мыши носились «таинственно». 

Слайд № 6 Автор использует поэтический , сказочный прием:охотник заблудился.Заблудился…и неожиданно для себя открыл особый мир природы,детский мир ,мир полный фантастических тайн,поверий,сказок,мир искренний и добрый.

Слайд № 7 «Ночь росла,как грозовая туча»

У.Тревога усиливается: ночь росла, «как грозовая туча»,.Какое настроение владеет РГ?

 1.Растет тревога все больше.

2.Настроение его изменилось от короткого любования к недоумению,непрятным ощущуниям жуткого и таинственного
У. И вот он увидел два огонька. Изменилось ли его настроение?

1.Обрадовался. Появились наконец люди — «маленькая кудрявая голова».

Слайд № 8  Бежин луг

«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту  русской природы, и выросших среди нее,  на первый взгляд, ничем не приметных героев.
У. Он наконец узнал, что зашел на Бежин  луг.,увидел людей и «решился» подойти к крестьянским мальчикам, которые и становятся героями рассказа

Слайд № 9 «Встреча автора с мальчиками»
У. Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли «для фона»?
1.Природа у него тоже самостоятельный герой, и рассказчик — не просто рассказчик. 2.Автору интересно развернуть все внутренние переживания своего рассказчика-охотника.
У. И далее он не сразу переходит к описанию мальчиков, а сначала рассказывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?

1.Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это — «большой праздник».

Слайд № 10 «Кони на лугу»

У. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней зари табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. 

Слайд № 11«Закат»
У. Рассказчик подсел к мальчикам и стал глядеть кругом. И опять он обращает внимание на картину природы. Какой она ему кажется теперь? Какие чувства вызывает?

1.Он любуется торжественным и таинственным великолепием природы.

Слайд №  12  «Герои рассказа»
У. И вот наконец-то рассказчик начинает знакомить читателей с мальчиками. Сколько их было и как их звали?

1. (Пятеро — Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.)

У - Обратите внимание на экран, здесь изображены  портреты мальчиков, сопоставьте эти   портреты и описание внешности, которые даны автором в рассказе и назовите кому  из мальчиков они принадлежат.

Слайд №13 Узнай героя.? Федя

««Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного  мелкими чертами лица, кудрявыми  белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы».

1.Федя
У. Каким показался РГ старший мальчик Федя? Как к нему отнесся рассказчик?

1. Он богатый. Поехал в ночное для забавы.

2.Рассказчик им любуется: красивый мальчик.

3.Федя нравится рассказчику: много уменьшительных суффиксов.

Слайд № 14 Узнай героя.Павел

 «На вид было не более двенадцати лет», «волосы  всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

1. Павел
У. А Павлуша?

1.Малый был неказистый, но понравился рассказчику  из-за своего ума.

Слайд № 15 Узнай героя. Илья

«На вид было не более двенадцати лет»,  «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».
У. Что думает рассказчик об Илюше?

1.Он немного больной, слабый — «тупая, болезненная заботливость».

2. Он опрятный, аккуратный.

3. Но рассказчик подчеркнул и некоторую тупость, может быть, от болезни

Слайд № 16Узнай героя. Костя

«Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».
У.Что заметил рассказчик у Кости? Как к этому отнесся?.

  1. Он возбудил любопытство рассказчика своим задумчивым и печальным взором.
    У.Почему не «взглядом»?
  2. «Взор» звучит более возвышенно.

Слайд № 17 Узнай героя.Ваня

. « …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».
У. Младшего Ваню рассказчик сначала и не заметил, но все мальчики его заинтересовали.

Выводы: Портреты ребят нарисованы с большой теплотой и нежностью.
У. Пока о бóльшем трудно судить, но вы знаете, что характер героя, его внутренний мир писатели раскрывают разными способами. Какими?

1.Речь,характер,поведение,поступки…

 Запишите в рабочую карту

Слайд № 18 План характеристики героя

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер  через речь и  поступки

6. Отношение к нему автора и ваше.                                                                                                                   
У.Что-то мы уже узнали через портрет.(лицо,фигура,одежда) А еще герои раскрываются через их речь и поступки.

Слайд № 19  «Мальчики и их истории»

Безусловно ,характеристики детей были бы неполными,если бы мы не услышали ,о чем они говорили у костра.

Слайд № 20 Свет костра крестьянских ребятишек – их коллективного опыта и разума осветит кусочек необъятной тьмы вокруг и даст возможность их случайному гостю заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся. Что же выхватил свет костра народных примет и наблюдений?

Слайд № 21 «У костра»

У  Давайте попробуем представить себе тихую росистую летнюю ночь,неподвижна река,горит костер,чуть поодаль щиплют траву кони.Тихо,уютно.У костра несколько ребят….

Слайд № 22 Инсценировка «У костра». Действующие лица:

Слайд № 23 «Млечный путь»

У.Кто из мальчиков больше всего историй рассказывает и про кого?
1.Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на могиле, про деда Трофимыча, про бабу Ульяну, покойного мальчика Ивашку, про Тришку-антихриста.

2.Он и про лешего говорил, и про водяного.
У. Что общего в историях Илюши?

1.Они все про страшное.
У. А сам Илюша верит в то, о чем рассказывает?

1.Он верит больше, чем все остальные.
2.Если бы не верил, то не рассказывал бы с такими эмоциями.

3. Он знал все поверья.
У. А вспомните его портрет, лицо, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Оправдывается ли это впечатление рассказчика ?
1.Эта «тупость» пропадает, когда он рассказывает.

2.Вообще он тихий, а тут оживляется.

3.Он боязливый, запуганный.

4. Говорит сиплым и слабым голосом.
У. Получается, что первое впечатление рассказчика подтверждается.

Илюша — большой знаток «страшных» историй и, главное, во все это верит. И ему самому страшно.

У.А какие истории рассказывает Костя?
1.Про плотника Гаврилу и русалку.

2.Про Феклисту и ее сына.
У. Это такие же истории, какие рассказывал Илюша? Или чем-то отличаются? Как они характеризуют Костю? Сопоставьте с портретом.
1.Рассказчик  заметил у него задумчивый и печальный взор.

2.Он мечтательный, его истории — сказочные.

3.У него даже слова такие — «братцы мои»... Светлые, поэтические слова.
У. Рассказы Кости красивые, печальные. У мальчика явно поэтическая натура.

А Павлуша про что рассказывает?

1.У него смешные истории. Про жбан.Про то, как его звал водяной.
2.Павлуша все время рассуждает, все знает: кто кричит, что это может быть на самом деле.
У. Помните его портрет? Глядел умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. Он самый здравомыслящий из мальчиков, видит реальную картину жизни, знает и понимает природу. Кто кричит? Цапля, лягушки. Куда летят кулики. И хотя он и верит в водяного, в то, что может быть, «душа Акима-лесника жалобится», но рассказывает часто с юмором, умеет увидеть смешное.

Слайд № 24 Выводы: Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

 У. Сравните речь Павлуши и Ильи

1.Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», используя повторы, характерные для устной речи; в его историях чувствуются интонации бывалого, опытного рассказчика, который знает все деревенские предания.

2..Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей.

Выводы:- Итак, какой мы можем сделать вывод в речи ребят?

Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.

Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.

Слайд № 25 Вывод: Тургенев точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Поступки героев

Слайд № 26  Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок и мелких оттенков, которые не затемняют целое, но помогают представить мир крестьянских мальчиков во всем его многообразии, в богатстве и скудности одновременно.
У.. Вспомните поступки героев; подумайте, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки героя-рассказчика?
У. Кто же из ребят претендует на главную роль?

1.Федя.
У. Почему?

1.. Он старше.

2.Как сыну богатого крестьянина, ему приходилось быть запевалой.
У. Да. Претендует Федя. А на самом деле кто лидер среди ребят?
1.Павлуша

У..Почему?

1.Он в критических ситуациях смелее себя ведет.

2. Когда все испугались и собаки залаяли, Павлуша бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.

3.Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.

4.И не побоялся после страшных историй пойти за водой.
У. А вы как-то не заметили еще одного героя — Ваню.

1.Он там молчит и не действует: «смирнехонько прикорнул».

2.Нет, нет, в конце есть его разговор про сестренку и звездочки
У. И как он характеризует Ваню?
А. Он добрый.

Слайд № 27 Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.
У.  Вы заметили, что рассказчик не только описывает мальчиков, их разговоры и поступки, но и, как и в начале рассказа, вновь и вновь обращается к описанию природы. Где и зачем?

1. После того как Павлуша их насмешил рассказом про бочара, рассказчик поглядел кругом: «торжественно и царственно стояла ночь». Он опять любуется красотой природы. Но странный звук возвращает мальчиков к «страшным» историям

Слайд № 28

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой».  (Н.И. Якушин)

У. Отношение рассказчика к героям

 1.Они ему  интересны, любопытны, он пытается их понять.

2.А любопытство вызвал Костя.

 У.А можно ли судить о том, кто ему больше понравился?

1.Он сам говорит, что Павлуша ему нравится.

 Вета « Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».
2. Рассказчику очень жалко, что Павлуша убился, упав с лошади.

Слайд № 29 «Рассвет» Как заканчивает рассказчик рассказ?
1.И заканчивает он опять описанием пейзажа. Сначала великолепие ночи, потом как бы грустит, что она кончается, потом утром ему весело.

2. Но кончает все равно грустно — рассказывает о смерти Павлуши.
У. Вот и попробуйте теперь определить ведущий эмоциональный тон рассказа. Какой он и почему?
Слайд № 30  Итог обсуждения. Можно выделить три ведущие линии:

1) в описаниях природы — любование ее торжественностью, величавостью, таинственностью;

2) в описаниях мальчиков — интерес, вглядывание, любование;

3) в поверьях, рассказанных мальчиками, — таинственность (в Илюшиных — страшная, в Костиных — поэтическая). Во всем рассказе — любование и таинственность.
Вывод : А мальчиков мы пытались понять по их портретам и через те истории, которые они рассказывали.
Задание на дом : Выпишите образы-звуки и образы-запахи

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

            Автор замечает, что Федя в ночном не по нужде, а для забавы.

            На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

            Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

            Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому  ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

            У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

            Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

            Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

            Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

            Ильюша - некрасивый, но опрятный  мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость.  Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

            Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня,  о покойном барине Иване Ивановиче,  о гаданье в родительскую субботу,  о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша  отличается от всех деревенских мальчиков  умением увлекательно рассказывать страшные истории.

В описании  Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю  о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни

Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и  не шевелился под своей рогожей.

Ваня  робок и молчалив, он  не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. - Ваня  - тихий.…очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

-Павлуша – смелый, уверенный, умный. Павлуша глядел умно и прямо …

-Костя –  задумчивый, печальный, любопытный. Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом…

- Федя - гордый, любопытный.

-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый. лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость…

    -Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

    -Тургенев сначала называл их россказнями, затем преданиями, потом поверьями.

-Россказни- измышления, выдумки.

-Предание - устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.

- Поверье - суеверное предание , а также убеждение, основанное на таком предании или приметах.

-Современные учёные называют их быличками.

-Былички - народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами.

Автор Серикбаева Майра Берикбаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4058
Номер материала 48786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓