Главная / Начальные классы / Открытый урок « И.А.Бунин. « Детство». Литературное чтение 4 класс

Открытый урок « И.А.Бунин. « Детство». Литературное чтение 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3













Открытый урок


« И.А.Бунин. « Детство».

Литературное чтение 4 класс


Латникова Екатерина Николаевна

Учитель начальных классов


МБОУ СОШ №3
















Тема: «И.А.Бунин. «Детство»

Тип урока: реализуемый

Цели урока:

1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».

2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.

4. Прививать любовь к русской поэзии.


Образовательные задачи:

-формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;


-развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;


-воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.


Оборудование.

Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»; Толковый словарик русского языка; Конверты с заданиями; Портрет И.А.Бунина, эпиграф к уроку «У каждого из слов душа своя…» Аудиокассета «Лесные звуки»; Наглядный материал; Мультимедийная презентация.


Ход урока. (1 слайд)

I.Мотивация.


Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки!

Теперь тихонько сядем (2 слайд)

-Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнём,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу подведём.

Руку левую на стол,

Сверху правую кладём.



-Знаете ли вы, что такое айсберг? (3 слайд)

Выясняем, что это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.


II. Цели учебной деятельности.

На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя..»

(4 слайд)

Нам предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина.

(5,6 слайд)

Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит: (7 слайд)

Весело жить –

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить…


Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.


Но для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

(8 слайд)


(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).


На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.


Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.


Ребята, работаем, помогая друг другу.


(9 СЛАЙД)

Карточка с заданием для художников:


Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.


Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?


У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.


Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.


Задание: (решите, кто будет отвечать)


Почему вы выбрали именно эти цвета?


Какие цвета не использовали, почему?


Карточка с заданием для поэтов: (10 слайд)


Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты.


Вспомните, что такое эпитет?


Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках.


А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.


Художники, несите свои солнышки, прочитайте соё задание всем.


А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.


Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!


Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?


III. Усвоение содержания учебного материала.


1) первичное восприятие текста

Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». У каждого на столе оно лежит.Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? (Чтение стихотворения учителем, включается аудиокассета «Лесные звуки») (11слайд)

-Понравилось?

2) вторичное восприятие текста

(Чтение детьми текста «про себя»)

3) словарная работа

- Какие непонятные слова вы встретили?

-В бору.

-Ароматом.

-Палатам. Зной.

(вывешиваются карточки на доске)

- Ребята, у вас на столах лежат толковые словарики, найдите в них значения вот этих слов

4) работа с толковым словариком. (12 слайд)

-Аромат. Это приятный запах.

-Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать.

-Бор. Это лес, в котором растут сосны.

-Палаты. Это помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые , расписные, светлые.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Прильнуть – прислониться.


IV. Обеспечение осознанности формируемых знаний.

О чем это стихотворение?

-Это стихотворение о самом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.

Чтение стихотворение по частям

(13 слайд)


Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…


Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

(14 слайд)

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам!

-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.

(15 слайд)

А теперь мы посмотрим на репродукцию И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».

Я предлагаю сходить в этот лес и окунуться в его красоту.

Физминутка: (16 слайд)

(22 слайд)

Посмотрите на сосны, какие они?

-Большие.

-Огромные.

-Красивые.

-Стройные.

-Высокие.

Что мы еще видим на картине?

- Траву, землю.

Почувствуйте аромат этого леса, вдохните его.

-Почему картина называется «Сосны, освещенные солнцем»?

-Потому что с одной стороны они желтые. Значит, на них падает солнечный свет.

-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. ---Кто создает палаты солнечные?

-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.

Их создает природа.

(23 слайд)


Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк…

-Что необычного в этих строчках?

-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»

- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.


- «Песок - как шелк…». Красивое сравнение. Необычное.

-В чем его необычность? Думаем все вместе.

-Шелк – мягкий, нежный.

-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок блестеть на солнце?

Обратить внимание детей на многоточие:

-Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шелк…».

-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

(24 слайд)


Прильну к сосне корявой…

- Подберите к этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.

-В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

(25 слайд)

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.


-Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И.И.Шишкина? Почему?

-Совпадает. Пейзаж красивый и стихотворение красивое.

- И картина, и стихотворение вызывают радостное настроение.

-Какими вы представляете себе людей, которые могут так воспринимать природу?

- Поэт зорко видит, тонко чувствует и точно, образно передает свои впечатления!


V. Обеспечение прочных формируемых знаний.

1)выразительное чтение

(Чтение несколькими учащимися)

VI. Контроль усвоения.

- Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».

-В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

-В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

-Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».


VII Рефлексия:

Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.

Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.

У нас сейчас зима, а так хочется, чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи, вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.

-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой- красный листочек.

-Я считаю, что научился читать стихи – но только глазами- жёлтый.

- Я считаю, что было трудно на уроке- зелёный листочек.

-А теперь покажите своё настроение. (26 слайд)

Ребята, мне очень понравилось как вы работали и хочу подарить на память сову. Скажите, пожалуйста, почему именно сову?

Сова – символ мудрости и знаний

А закончить урок я хочу словами писателя  Александра Блока.

«Так знать и любить природу,
как умеет Бунин, мало кто умеет…»
(27 слайд)

И я очень надеюсь ,что и мы с вами этому научились.


VIII. Домашнее задание. -Домашнее задание каждый выберет себе сам.

  1. Научиться читать стихотворение выразительно.

  2. Выучить наизусть.

  3. Нарисовать рисунок к стихотворению и подтвердить его словами из текста.

Открытый урок « И.А.Бунин. « Детство». Литературное чтение 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «И.А.Бунин. «Детство»

Тип урока: реализуемый

Цели урока:

1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».

2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.

4. Прививать любовь к русской поэзии.       

 

Образовательные задачи:

-формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

 

-развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

 

-воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

 

Оборудование.

Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»; Толковый словарик русского языка; Конверты с заданиями; Портрет И.А.Бунина, эпиграф к уроку «У каждого из слов душа своя…» Аудиокассета «Лесные звуки»; Наглядный материал; Мультимедийная презентация.

 

Тема: «И.А.Бунин. «Детство»

Тип урока: реализуемый

Цели урока:

1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».

2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.

4. Прививать любовь к русской поэзии.       

 

Образовательные задачи:

-формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

 

-развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

 

-воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

 

Оборудование.

Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»; Толковый словарик русского языка; Конверты с заданиями; Портрет И.А.Бунина, эпиграф к уроку «У каждого из слов душа своя…» Аудиокассета «Лесные звуки»; Наглядный материал; Мультимедийная презентация.

 

Автор Латникова Екатерина Николаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1030
Номер материала 11197
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓