Главная / Биология / открытый урок 7 класс биология

открытый урок 7 класс биология

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ.

ОТРЯДЫ: БЕЗНОГИЕ, ХВОСТАТЫЕ, БЕСХВОСТЫЕ»


Бирюкова Надежда Васильевна

МАОУ СОШ №35 г. Тамбов


Данный урок является пятым по счёту уроком в теме «Позвоночные. Тип хордовые». Он связан с предыдущими уроками в данной теме и опирается на знания таких тем как « Тип хордовые», «Классы рыб: хрящевые и костные».


Девиз урока

«И зверье, как братьев наших меньших,

никогда не бил по голове»

(С. Есенин).


Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.

Тип урока: комбинированный.

Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.

Используемые формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная, применялся дифференцированный подход.

Оборудование:

  • таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Развитие. Многообразие»;

  • демонстрационный материал: скелет лягушки;

  • влажные препараты: размножение лягушки;

  • красная книга Белгородской области;

  • интерактивный плакат.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие учителя, пожелание здоровья, хорошего настроения на уроке, собранности, отличной работоспособности.

II. Проверка домашнего задания

  • Тест (После его выполнения осуществляется взаимопроверка)

Вариант 1

А1. Чем покрыто тело рыбы?

  1. Мехом

  2. Кожей

  3. Плавниками

  4. Хрящами.

А2. Какое у рыбы сердце?

  1. Двухкамерное

  2. Однокамерное

  3. Трёхкамерное

  4. Отсутствует.

А3. Какой орган выделения у рыб отсутствует?

  1. Почки

  2. Мочеточники

  3. Мочевой пузырь

  4. Парные трубочки

А4. Какой орган есть только у большинства костных рыб?

  1. Плавательный пузырь

  2. Жабры

  3. Хорда

  4. Почка

В1. Как можно определить возраст рыбы?

В2. На какие два класса подразделяется надкласс рыбы?


Вариант 2

А1. Какие плавники рыб относятся к парным?

  1. Спинные

  2. Хвостовые

  3. Подхвостовые

  4. Грудные.

А2. Сколько кругов кровообращения у рыб?

  1. Один

  2. Два

  3. Три

  4. Нет вообще.

А3. Какого органа нет у хрящевых рыб?

  1. Хорды

  2. Жабр

  3. Плавательного пузыря

  4. Позвоночника

А4. Как называется перемещение рыб на большие расстояния?

  1. Переселение

  2. Эмиграция

  3. Миграция

  4. Иммиграция

В1. Что является органом слуха у рыб?

В2. Закончи предложение. Сердце рыбы состоит из предсердия и …..


ОТВЕТЫ

Вариант 1

Вариант 2

А1 - 2

А1 - 4

А2 - 1

А2 - 1

А3 – 4

А3 – 3

А4 - 1

А4 - 3

В1 – по годичным кольцам на чешуе

В1 – внутреннее ухо

В2 – хрящевые, костные

В2 – желудочка


  • «Загадочные рыбки» - дифференцированное задание (Вырезаны трафареты рыбок разной окраски. На них с обратной стороны написаны вопросы. На оценку «5» - красные рыбки, на оценку «4» - зелёные; на оценку «3» – жёлтые.

Вопросы на «5»:

  1. Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?

  2. Покажите отделы тела и плавники рыб.

  3. Перечислите особенности размножения рыб.

  4. Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?

Вопросы на «4»:

  1. Перечислите известные вам отряды костных рыб.

  2. Перечислите представителей костных рыб.

  3. Перечислите представителей хрящевых рыб.

  4. Почему осетровые рыбы очень ценятся?

Вопросы на «3»:

  1. Каково хозяйственное значение рыб?

  2. Каких рыб своей местности вы знаете?

Актуализация знаний учащихся

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).

Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных.

Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.

Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.

Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые».

Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.

Что вы знаете о земноводных? (Класс делится на 2 группы, каждая из которых записывает всё, что знает о земноводных. Заслушивается одна из групп, а вторая добавляет то, что не было сказано первой, таким образом, формируется коллективное мнение).

Ребята, а что бы вы ещё хотели бы узнать о земноводных?

Определить цели и задачи урока учащимся помогают картинки, проецируемые на экран.

III. Изучение нового материала

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

    1. Общая характеристика

Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.

Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.



Задание 1. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника (стр. 115-116).

  1. Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.

  2. Отделы тела - голова, туловище, конечности.

  3. Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)

  4. Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.

  5. Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды

  6. Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное.

  7. Среда обитания - суша, вода

  8. На суше - во взрослом состоянии.

  9. В воде - размножение, рост, развитие.

2) Скелет лягушки

Задание 2. Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13. Найдите эти кости на демонстрационном материале скелета лягушки.

hello_html_m3dd00def.jpg


hello_html_e5efd3a.gif



Сравните скелет рыбы и лягушки. Выявите черты сходства и отличия.

hello_html_m2719be97.jpg













3) Внутреннее строение

Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.


hello_html_30db9a57.png


  1. В каких органах происходит обогащение крови кислородом?

  2. Перечислите органы пищеварительной системы.

  3. Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.

  4. Сколько кругов кровообращения?

  5. Чем представлена выделительная система?

Проблемные задачи:

  1. Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

  2. Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

4) Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя с использованием слайдов); показ влажного препарата «Развитие земноводных».

5) Классификация земноводных – рассказ учителя с использованием слайдов.

6) Значение Земноводных. Ребята, а что вы знаете о значении Земноводных? (ответы детей), показ слайдов. Памятники лягушке: в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве, В Казани.

7) Охрана Земноводных

А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:

Спи, царевич мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Я тебе на сон грядущий
Песенку спою
Я спою о том, как гибнет
Наш несчастный род,
Проживая жизнь в болотах,
Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки –
Просто так, зазря.
Убежать от них, укрыться
Нам почти нельзя.
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.
Вынуждены мы громко квакать
И лишь мух хватать.
Часто губят нас напрасно,
Не думая о том,
Что Земля – планета наша –
То наш общий дом.

Численность многих земноводных в последнее время сокращается, поэтому их необходимо охранять.

Охраняемые Земноводные Тамбовской области (Сообщения учащихся)

IV. Закрепление изученного материала

Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

  1. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)

  2. Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)

  3. Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)

  4. Амфибии первыми встали…. (на ноги)

  5. У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)

  6. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)

  7. Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в…(слюнтяев)

  8. В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)

  9. Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)

Задание 2. Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в морях. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

Задание 3. В фрагменте сказки «Царевна – лягушка» найти биологические ошибки (демонстрация фрагмента фильма)

Задание 4. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки: 

1. обтекаемая форма тела,

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения,

4. слизистая кожа,

5. легочное дыхание,

6. развитие яиц в воде,

7. наличие барабанных перепонок,

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха,

11. слюнные железы.

Признаки рыб

Признаки земноводных

 



Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11

Задание 5. Решите кроссворд. В клетках нужно записать названия тех земноводных, которые заканчиваются на букву «а»:

hello_html_m28d9603f.jpg

Ответы: 1. Жаба. 2. Квакша. 3. Лягушка. 4. Жерлянка. 5. Саламандра.


Задание 6. «Чёрный ящик».

В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты - сконструировал Луи де Корле в 1929 г. и ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).

Задание 7. Биологическая задача.

Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда, но если ее посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи, с чем именно экологи упоминают эту особенность?

(Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого).

А старец Паисий Святогорец сравнивает эту особенность лягушки с человеком в другом отношении. Если на человека вылить «грязь» духовную, он убежит, а если постепенно отравлять словами и дурными поступками в компании, он постепенно начнет привыкать и скоро сам станет таким. Подобно тому, как человек должен стараться избегать загрязнять природу, должен избегать засорения и своего духовного мира, «не свариться»).

Рекорды Земноводных

  • Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.

  • Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.

  • Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.

  • Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания.

      1. Домашнее задание

Изучите п. 24, ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

  • Биологическую сказку о Земноводных.

  • Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».

  • Интересные сообщения о лягушках.

  • Рисунки с изображением Амфибий.

VI. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!


Список использованной литературы.

  1. Контрольно – измерительные материалы. Биология: 8 класс/ Сост. Е.В. Мулловская.- М.:ВАКО, 2011.- 112 с.

  2. Касаткина Н. А. Биология 6-7 класс. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия:- Волгоград: Учитель, 2005.- 154 с.

  3. Попова Л. А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2009.- 192 с.

  4. Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Рабочая тетрадь.- Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011 – 128 с.

  5. Филиппова М.В. Биология. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-9 кл.- М.: ЭНАС, 2007.-72 с.

  6. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 224 с.

  7. Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология. 7 класс.

  8. Журнал «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), № 42, 2004 год.

  9. www.biology.ru

  10. http://www.zemnovodik.ru

  11. http://www.zemnovodik.ru

  12. http://www.ecosystema.ru

  13. http://search.icq.com

  14. 14. http://bufodo.apus.ru/index2.html

открытый урок 7 класс биология
  • Биология
Описание:

Данный урок является пятым по счёту уроком в теме «Позвоночные. Тип хордовые». Он связан с предыдущими уроками в данной теме и опирается на знания таких тем как « Тип хордовые», «Классы рыб: хрящевые и костные».

 

Девиз урока

«И зверье, как братьев наших меньших,

никогда не бил по голове»

(С. Есенин).

 

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.

Тип урока: комбинированный.

Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.

Используемые формы обучения:групповая, коллективная, индивидуальная, применялся дифференцированный подход.

Оборудование:

·        таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Развитие. Многообразие»;

·        демонстрационный материал: скелет лягушки;

·        влажные препараты: размножение лягушки;

·        красная книга Белгородской области;

 

·        интерактивный плакат.

Автор Бирюкова Надежда Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1227
Номер материала 52084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓