Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17
Слайд № 18
Слайд № 19
|
Работа над новым материалом.
Карта западной части Евразии.
Здоровьезберегаю-щая пауза
Групповая работа
Разучивание шага полонеза
Учащиеся дирижируют вальс.
Просмотр видеофильма.
Повторение изученной песни.
Закрепление.
(Вопросы для закрепления материала).
Домашнее задание.
Итог урока
|
- И так ребята сейчас давайте посмотрим на карту в учебнике окр.
мир на стр. 145 и найдем небольшую страну на западе от нашей границы России
Польшу. Как вы думаете, почему мы о ней заговорили? Правильно, ребята.
Как называется столица Польши?
- Сейчас мы с вами послушаем ребят, которые
подготовили сообщение о Фредерике Шопене.
202
года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений.
Его имя – Фредерик Шопен. Отец – француз, сын крестьянина.
Мать – полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано,
обладала красивым голосом.
Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.
У него было три сестры – разносторонне развиты.
Шопен тоже очень любил учиться. Его гениальность
проявилась очень рано, он поражал всех своими способностями, музыкальной
одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность
проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать
ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд. Родители были
мудры и очень бережно относились к своему ребенку.
С 6 лет Шопен начал профессионально заниматься на фортепиано с
Войцехом Живным - пианистом, чех по происхождению. Занятия были серьёзные,
несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ.
Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати
годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий
с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Почти
одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое
сочинение. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.
Фредерик Шопен –
величайший мелодист мира. Он жил в трудную, но интересную эпоху.
Его называли самым романтичным и поэтичным музыкантом
19 столетия, еще называли - душой фортепиано Господь дал ему божественный
музыкальный дар. Но примерно к 19 годам. Шопен начинает кашлять, кашлять
сильно …Он обращается к врачам и выясняется, что у него туберкулез, жуткая
форма, последняя стадия… И когда Шопен старается узнать¸ сколько же ему
остается жить, то врачи в ответ ничего не могут сказать конкретного, а в
конце концов отвечают – год, полтора…
- Туберкулёз – это болезнь лёгких. Сейчас эта болезнь излечима.
Дети наблюдаются у врачей с постановкой реакции манту, а дети с 14 лет и
взрослые один раз в год проходят флюорографию лёгких.
Шопен проживает еще 20 лет!!!
Почему? Врачи ошиблись, медицина на низком уровне? Нет! Все
нормально, диагноз верный. Туберкулез или чахотка, как тогда говорили,
в то время не лечился, был смертельно опасной болезнью. Да и сам Шопен был
настолько хрупким и болезненным человеком, что у его организма просто не было
сил бороться. И все же…. Прожил 20 лет, хотя обещали лишь год-полтора.
В чем же секрет? Ответ мы находим в
некоторых источниках. Жорж Санд, возлюбленная Шопена, с которой он прожил в
Париже, более 10 лет вспоминает, что когда Шопен играл и сочинял – он не
кашлял! Вы можете себе представить – когда Шопен сочинял и играл, он не
кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем
разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все
время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или
точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая
воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнена дыханием, что
кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи. Но болезнь
прогрессировала, здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена
не стало.
- Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку
Шопена?
- Сегодня мы познакомимся со всемирно известными
произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у
композитора.
- Как я уже говорила - Шопен сочинял на
нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что
это? Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем эти
произведения и составим небольшую словесную характеристику каждого
танца. У каждой группы должно получиться три столбика полонез, вальс, мазурка.
- Все внимательно слушаем музыку полонез.
Вальс и мазурку.
- Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Давайте проведём
жеребьёвку. И так 1 группа даёт характеристику…, 2 группа …, 3гр…
- Молодцы, ребята! А сейчас перед вами три определения,
каждая группа находит определение к каждому танцу.
… танец – шествие торжественный вход в большой зал открывались
придворные балы.
… бальный танец с плавным вращательным движением пар.
… весёлый, подвижный танец.
- Проверяем.
- Переходим к практической части. Танец полонез, разучим
шаг полонеза. Под горделивое, величественное звучание музыки -
своеобразного торжественного марша. Длинной вереницей выступали
танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного,
существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.
- Нестареющий, вечно молодой – вальс! Поэтично и
нежно звучат вальсы Шопена. Представьте себя дирижёрами, движениями рук
передайте те чувства, которые передает музыка вальса.
- Кульминацией бала была мазурка. Мазурка (от
названия польской области Мазовии). В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” о мазурке звучат такие
слова: Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел
мазурки гром,
В огромной зале
все дрожало,
Паркет трещал
под каблуком,
Тряслися,
дребезжали рамы…
- Давайте посмотрим видео, где показан танец мазурка.
- Фредерик
Шопен - величайший мелодист мира. Он писал не только танцевальную
музыку, но у Шопена есть раннее песенное произведение. Песня «Желание» написана Ф. Шопеном на стихи его
друга, польского поэта Стефана Витвицкого. Внимательно послушайте песню
«Желание» и скажите, почему Шопен дал ей такое название?
- Творчество Фредерика Шопена - это огромный
мир необыкновенной красоты. Он, прежде всего нас учит чувствовать и любить.
- Какое время года сейчас? У Шопена есть замечательное
музыкальное произведение «Зима». Какое было домашнее задание?
- Сейчас мы будем читать отрывки из стихотворений
под эту замечательную музыку Фредерика Шопена.
- На улице зима, стихи о зиме под музыку Шопена мы
прочитали, а как же без песни.
- Сейчас споём песню о зиме, которую мы изучили на
прошлом уроке «Серебристые снежинки».
- Молодцы!
- Ребята, посмотрите на эти даты 1810 – 1849 и
скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен. Всего 39 лет –
это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю
жизнь.
Похоронен Шопен в
Париже , а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в
Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.
- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему
не молкнет чуткое сердце Шопена?
- Одно из замечательных свойств музыки Шопена – ее
доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
Давайте
ответим на вопросы кроссворда.
Кроссворд: “Шопен” - по вертикали.
Назовите родину
великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)
- О
каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?
(Полонез)
- Назовите
песенное произведение Шопена?
- Любимый
инструмент Шопена. (Фортепьяно)
- Музыка,
какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?
(танцевальная)
- Ребята! Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок, который
возник в вашем воображении при восприятии музыки Фредерика Шопена
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. мне захотелось…
- У нас с вами впереди еще столько нового и интересного.
А наше музыкальное путешествие продолжится на следующих уроках. А теперь наш
урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена
(звучит «Полонез»).
|
- Наверное потому, что Польша - Родина великого композитора.
- Варшава.
- Мне очень захотелось услышать музыку Фредерика Шопена!
- Фортепьяно
- Это танцы.
Слушание (Дети подбирают слова и словосочетания)
Ученики каждой группы дают характеристику танцам.
Пластическое интонирование
Слушание. Дети делятся своими впечатлениями.
- Зима.
- Выучить стихотворение о зиме.
Пение.
- Фредерик Шопен прожил всего 39 лет.
Ответы детей
.
Каждый ученик работает индивидуально.
О
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.