Главная / Музыка / открытый урок 4 класс на тему

открытый урок 4 класс на тему


ХОД УРОКА

    № слайда

 Этапы урока

Действие учителя

Работа детей

Слайд №1

Слайд № 2

I.Организационный момент:

  

Построение перед классом.

Вход детей под музыку  Шопена «Вальс № 1»

 

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Когда вы вошли, мне показалось, что в классе стало теплее, светлее и уютнее от ваших лучистых глаз. Сейчас у нас урок музыки.

  "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

                                                                           Д. Б. Кабалевский.

 

- Как называется тема раздела , которого мы проходим? Сегодня мы снова отправляемся в концертный зал.

- Какой музыкальный кит пригласил вас на урок?

- И сегодня танец поведет нас в концертный зал. Ведь  пьесы танцевального характера   могут звучать в концертном зале.

       Вход

 

- Мы проходим тему «В концертном зале»

 - Танец.

Слайд № 3

Слайд № 4

Постановка темы урока

Выход на тему.

Целеполагание

Шопен

На слайде фортепьяно

  - Сегодня вы вошли в класс под музыку великого зарубежного композитора. Посмотрите на слайд и прочитайте имя этого композитора.

Выдающийся композитор, исполнитель танцевальной музыки по праву считается  Фредерик  Шопен. Любимым инструментом Шопена был…

 – Давайте угадаем :       Форте - громко,
                                       Пиано - тихо.
                                       Кто наигрывает мне?
                                       Без ошибки, без изъяна
                                       Ну, конечно...

 И для него он сочинял множество музыки, в том числе: вальсы, полонезы, мазурки  и д. р. И сегодня мы услышим танцевальную музыку Шопена, да и сами попробуем под нее танцевать, дирижировать.

  Тема нашего урока звучит так: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…», в конце урока мы должны будем объяснить эти слова.

 - Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке?

Фредерик Шопен

(фортепиано)  Ответы детей

- Узнать о жизни композитора .

- Хочу узнать, что значение слов полонез, мазурка.

- Хочу услышать музыку Фредерика Шопена.

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Работа над новым материалом.

Карта западной части Евразии.

Здоровьезберегаю-щая пауза

Групповая работа

Разучивание шага полонеза

Учащиеся дирижируют вальс.

Просмотр видеофильма.

Повторение изученной песни.

Закрепление.

(Вопросы для закрепления материала).

Домашнее задание.

Итог урока

- И так ребята сейчас давайте посмотрим на карту в учебнике окр. мир на стр. 145 и найдем небольшую страну на западе от нашей границы России  Польшу. Как вы думаете, почему мы о ней заговорили? Правильно, ребята.  Как называется столица Польши?

   

   - Сейчас мы с вами послушаем ребят, которые подготовили сообщение о Фредерике Шопене.

        202  года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Его имя – Фредерик Шопен. Отец – француз, сын крестьянина.

Мать – полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.

Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.

У него было три сестры – разносторонне развиты.

    Шопен тоже очень любил учиться. Его гениальность проявилась очень рано, он поражал всех своими способностями, музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд.   Родители были мудры и очень бережно относились к своему ребенку.

С 6 лет Шопен начал профессионально заниматься на фортепиано с Войцехом Живным - пианистом, чех по происхождению. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.

  Фредерик Шопен – величайший мелодист мира. Он жил в трудную, но интересную эпоху.

  Его называли самым романтичным и поэтичным музыкантом 19 столетия, еще называли - душой фортепиано Господь дал ему божественный музыкальный дар. Но примерно к 19 годам. Шопен начинает кашлять, кашлять сильно …Он обращается к врачам и выясняется, что у него туберкулез, жуткая форма, последняя стадия… И когда Шопен старается узнать¸ сколько же ему остается жить, то врачи в ответ ничего не могут сказать конкретного, а в конце концов отвечают – год, полтора…

- Туберкулёз – это болезнь лёгких. Сейчас эта болезнь излечима. Дети наблюдаются у врачей с постановкой реакции манту, а дети с 14 лет и взрослые один раз в год проходят флюорографию лёгких.

Шопен проживает еще 20 лет!!!

Почему? Врачи ошиблись, медицина на низком уровне? Нет! Все нормально, диагноз верный.   Туберкулез или чахотка, как тогда говорили, в то время не лечился, был смертельно опасной болезнью. Да и сам Шопен был настолько хрупким и болезненным человеком, что у его организма просто не было сил бороться. И все же…. Прожил 20 лет, хотя обещали лишь год-полтора.

      В чем же секрет? Ответ мы находим в некоторых источниках. Жорж Санд, возлюбленная Шопена, с которой он прожил в Париже, более 10 лет вспоминает, что когда Шопен играл и сочинял – он не кашлял! Вы можете себе представить – когда Шопен сочинял и играл, он не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнена дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи. Но болезнь прогрессировала, здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.

   

  - Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку Шопена?

   - Сегодня мы познакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у композитора.

   - Как я уже говорила  -  Шопен сочинял на нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что это? Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем  эти произведения и  составим небольшую словесную характеристику каждого танца. У каждой группы должно получиться три столбика  полонез, вальс, мазурка.

- Все внимательно слушаем музыку полонез.

     Вальс и мазурку.

- Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Давайте проведём жеребьёвку. И так 1 группа даёт характеристику…, 2 группа …, 3гр…

  - Молодцы, ребята! А сейчас перед вами три определения, каждая группа находит определение к каждому танцу.

танец – шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.  

 

бальный танец с плавным вращательным движением пар.

 

весёлый, подвижный танец.

  - Проверяем.

     

 - Переходим к практической части. Танец полонез, разучим шаг полонеза.  Под  горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша.  Длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.

    - Нестареющий, вечно молодой – вальс! Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена. Представьте себя дирижёрами, движениями рук передайте те чувства, которые передает музыка вальса.

    - Кульминацией бала была мазурка. Мазурка (от названия польской области Мазовии).  В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” о мазурке звучат такие слова:   Мазурка раздалась. Бывало
                                   Когда гремел мазурки гром,
                                   В огромной зале все дрожало,
                                   Паркет трещал под каблуком,
                                   Тряслися, дребезжали рамы…
  - Давайте посмотрим видео, где показан танец мазурка.

   

        - Фредерик Шопен -  величайший мелодист мира. Он писал не только танцевальную музыку, но у Шопена есть раннее песенное произведение.  Песня «Желание» написана Ф. Шопеном на стихи его друга, польского поэта Стефана Витвицкого. Внимательно послушайте песню    «Желание» и скажите, почему Шопен дал ей такое название?

 

   - Творчество Фредерика Шопена  - это огромный мир необыкновенной красоты. Он, прежде всего нас учит чувствовать и любить.

  - Какое время года сейчас? У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима». Какое было домашнее задание?

   - Сейчас мы будем читать отрывки из стихотворений под эту замечательную музыку Фредерика Шопена.

 - На улице зима, стихи о зиме под музыку Шопена мы прочитали, а как же без песни.

    - Сейчас споём песню о зиме, которую мы изучили на прошлом уроке «Серебристые снежинки».

          - Молодцы!

    - Ребята, посмотрите на эти даты 1810 – 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен. Всего 39 лет – это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Похоронен Шопен в Париже , а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.

 

- Ребята, давайте ответим на главный  вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

- Одно из замечательных свойств музыки Шопена  –  ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.                                               Давайте  ответим на вопросы кроссворда.

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали.

 Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)

  1. О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? (Полонез)

  2.  Назовите песенное произведение Шопена?  

  3. Любимый инструмент Шопена. (Фортепьяно)

  4. Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальная)

- Ребята! Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки Фредерика Шопена

1.     сегодня я узнал… 

2.     было интересно… 

3.     мне захотелось… 

 

-   У нас с вами впереди еще столько нового и интересного. А наше музыкальное путешествие продолжится на следующих уроках. А теперь наш урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена (звучит  «Полонез»).

 

 

- Наверное потому, что Польша - Родина великого композитора.

- Варшава.

- Мне очень захотелось услышать музыку Фредерика Шопена!

   - Фортепьяно

- Это танцы.

Слушание (Дети подбирают слова и словосочетания)

Ученики каждой группы дают характеристику танцам.

Пластическое интонирование

Слушание. Дети делятся своими впечатлениями.

- Зима.

- Выучить стихотворение о зиме.

Пение.

- Фредерик Шопен прожил всего 39 лет.

Ответы детей

.

Каждый ученик работает индивидуально.

О



открытый урок 4 класс на тему
  • Музыка
Описание:

Цель:сформировать представление об особенностях композитторского творчества Фредерика Шопена.

Задачи:

-научить определять в звучании особенности танцевально-музыкального жанра( полонез, вальс, мазурка)

-размышлять о музыке и ее авторе.

Музыкальный материал:Вальс №1,Ф.Шопен

                                  Полонез №3 ля мажор Ф. Шопен

                                  Мазурка №1 си-бемоль мажор Ф. Шопен

                                  

Автор Ахмадеева Алия Алибековна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 856
Номер материала 30599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓