Главная / Биология / Открытый урок-тренинг по биологии в 10 классе химико-биологического профиля. Тема: "Ботанический турнир"..

Открытый урок-тренинг по биологии в 10 классе химико-биологического профиля. Тема: "Ботанический турнир"..

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ –

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА»




ПЛАН – КОНСПЕКТ

открытого урока-тренинга по биологии в 10 классе

химико-биологического профиля





Тhello_html_4965504d.gif
ЕМА:

.

hello_html_582bd24c.gif




Автор урока: Саутиева Замира Владимировна

учитель биологии МКОУ СОШ №6, многопрофильной на третьей ступени обучения. Учитель высшей категории,

Почетный работник общего образования

Российской Федерации




г.Беслан, 2010

Цель: Активизировать знания по курсу ботаники, подготовка к ЕГЭ.


Оборудование: Набор заданий для трех групп, ТСО - компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскоп, набор препаратов по ботанике, таблицы, гербарные экземпляры используемых растений.



Ход урока


Ihello_html_m3465d989.gif
hello_html_983246b.gif
hello_html_m4687632c.gif
hello_html_5ef5830a.gif
hello_html_42d07183.gif
hello_html_3a88d330.gif
. Класс делится на три группы: «Ботаники», «Биологи», «Умники», между которыми проходит турнир

1. Выпишите номера способов распространения плодов и семян, против них укажите номера растений, семена и плоды которых распространяются таким способом.


I. Животными.

II. Ветром.

III. Водой.

IV. Саморазбрасыванием.


  1. Тополь черный.

2. Желтая акация.

3. Клен остролистый.

4. Бешенный огурец обыкновенный.

5. Череда трехраздельная.

6. Одуванчик лекарственный.

7. Рябина обыкновенная.

8. Лопух войлочный.

9. Ольха серая.

10. Брусника.

11. Горох полевой.

12. Мать – и – мачеха обыкновенная.

13. Кувшинка белая.



2. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.


  1. Как азотные удобрения влияют на рост и развитие растений?

  2. Как фосфорные удобрения влияют на рост и развитие растений?

  3. Как калийные удобрения влияют на рост и развитие растений?


  1. Усиливают рост стеблей и листьев.

  2. Ускоряют созревание плодов.

  3. Усиливают рост корней, клубней, луковиц.

  4. Повышают холодостойкость растений.



3. Выпишите номера тканей, против них запишите номера клеток, входящих в состав этих тканей.

I.Покровная ткань.

II. Образовательная ткань.

III. Фотосинтезирующая ткань.

IV. Проводящая ткань.

V. Запасающая ткань.

VI. Механическая ткань.


1. Клетки камбия.

2. Зеленые клетки мякоти листа.

3. Клетки кожицы.

4. Клетки сердцевины.

5. Сосуды.

6. Клетки мякоти плодов.

7. Клетки зоны деления корня.

8. Лубяные волокна.

9. Клетки пробки.

10. Клетки коры корня.

11. Клетки конуса нарастания.

12. Ситовидные трубки.

13. Древесинные волокна.

14. Внутренние клетки коры стебля.

15. Волокна жилок листа.



4. Перепишите текст, вставляя пропущенные слова.

Клетка снаружи имеет плотную ….… Под ……. расположено живое бесцветное полужидкое вещество - …...., в которой находится округлое или овальное тельце - ….… В цитоплазме расположены полости - …...., заполненные ….…, и многочисленные мелкие тельца - ….… Зеленые пластиды носят название ….….

hello_html_ffd182b.png5. Рассмотрите рисунок 1 с изображением продольного разреза молодого корня. Какие зоны (участки) корня обозначены цифрами 1 – 4? Какие функции выполняет каждая из зон?



6. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.


  1. Что называют тканью?

  1. Группу клеток, имеющих одинаковое строение и выполняющих разные функции.

  2. Г

    рис. 1

    руппу клеток, имеющих одинаковое строение и выполняющих одинаковые функции.
  3. Группу клеток, имеющих разное строение и выполняющих одинаковые функции.


  1. Какие из перечисленных тканей входят в состав корня?

  1. Образовательная.

  2. Всасывающая.

  3. Проводящая.

  4. Покровная.

  5. Основная.



7. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.


  1. По какой части стебля передвигаются вода и минеральные вещества?

  1. По коре.

  2. По древесине.

  3. По сердцевине.


  1. В какой части стебля откладываются в запас питательные вещества?

  1. В коре.

  2. В древесине.

  3. В сердцевине.



8. Выпишите номера растений, против номеров растений запишите номер, обозначающий простой или сложный лист.

      1. Шиповник коричный.

      2. Желтая акация.

      3. Клен остролистый.

      4. Рябина обыкновенная.

      5. Малина обыкновенная.

      6. Тополь черный.

      7. Пшеница мягкая.

      8. Ясень обыкновенный.

      9. Липа мелколистная.

      10. Дуб черешчатый.

      11. Кукуруза.

      12. Земляника лесная.


    1. Простой лист.

    2. Сложный лист.


9. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.

  1. Что необходимо растению для осуществления процесса фотосинтеза?

  1. Вода.

  2. Минеральные соли.

  3. Тепло.

  4. Свет.

  5. Углекислый газ.

  6. Кислород.

  7. Органические вещества.


  1. Какой газ поглощается при фотосинтезе?


  1. Какой газ выделяется при фотосинтезе?

  1. Азот.

  2. Кислород.

  3. Углекислый газ.


  1. Какое вещество образуется в результате фотосинтеза?

  1. Жир.

  2. Минеральные соли.

  3. Крахмал.

  4. Вода.

  5. Белок.

  6. Сахар.


10. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

Корневая система растений из почвы поглощает ……., которая по ……. корня через ……. доставляется в ……. листа. Из ……. листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим ……. Через устьица к клеткам основной ткани поступает ……. В хлоропластах из ……. и ……. при участии ……. образуется органическое вещество ……. Происходит процесс ……., при этом выделяется ……..



11. Составьте таблицу:

Виды и особи


Рассматриваемые объекты

Число видов

Число особей

1 рожь посевная,

1 душистый колосок обыкновенный



1 овес посевной,

2 тимофеевки луговые



3 мятлика луговых,

1 просо посевное



1 ячмень обыкновенный,

1 рис посевной



2 ковыля восточных,

3 пырея ползучих




12. Выпишите номера вопросов, против номеров вопросов запишите номера правильных ответов.

    1. Зародыши семян каких растений имеют две семядоли?

    2. Зародыши семян каких растений имеют одну семядолю?

  1. Дуб черешчатый.

  2. Яблоня лесная.

  3. Морковь посевная.

  4. Пшеница мягкая.

  5. Лук репчатый.

  6. Подсолнечник однолетний.

  7. Фасоль обыкновенная.

  8. Ландыш майский.

  9. Рожь посевная.

  10. Кукуруза.

  11. Горох полевой.



13. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства сложноцветных.

  1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.

  2. Плод – семянка.

  3. Чашечка цветка заменена хохолком из волосков или пленок.

  4. Венчик образован пятью неодинаковыми лепестками, сложенными как приподнятые крылья бабочки.

  5. Плод – зерновка.

  6. Цветки крупные, одиночные.



14. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства бобовых.

  1. Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные с прилистниками.

  2. Плод – стручок или стручочек.

  3. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

  4. Плод – боб.

  5. На корнях образуются вздутия, в которых живут бактерии, усваивающие азот воздуха.

  6. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.

  7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

  8. Тычинок в цветке много.

  9. Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

  10. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.



15. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства злаков.

  1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.

  2. Мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь соединяются в более сложные соцветия.

  3. Плод – семянка.

  4. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

  5. Листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

  6. Плод – ягода.

  7. Плод – зерновка.

  8. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.

  9. Стебель – соломина с узлами.

  10. Цветки могут быть трубчатыми, язычковыми или воронковидными.



16. Составьте таблицу:


Значение плодово – ягодных культур


Плодово – ягодные культуры

Значение в жизни человека




17. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.

  1. Какие из перечисленных факторов среды относятся к группе факторов не живой природы?

  2. Какие из перечисленных факторов среды относятся к группе факторов живой природы?

  1. Растения.

  2. Воздух.

  3. Свет.

  4. Грибы.

  5. Рельеф местности.

  6. Животные.

  7. Температура.

  8. Бактерии.

  9. Вода.

  10. Почва.

  11. Ветер.



18. Используя рисунок 4, приготовьте рассказ о взаимосвязях растений с факторами неживой и живой природы.

hello_html_m78d81b0c.jpg



19. Составьте таблицу:


Значение зерновых культур


Зерновые культуры

Значение в жизни человека



20. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

У растений семейства пасленовых цветок имеет ……. околоцветник, чашечка состоит из ……. сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ……. сросшихся лепестков, тычинок ……. Пестик ……. Плод - ……. или ……..



21. Выпишите номера растений, относящихся к семейству пасленовых.

      1. Дурман обыкновенный.

      2. Одуванчик лекарственный.

      3. Белена черная.

      4. Чина луговая.

      5. Чечевица пищевая.

      6. Картофель.

      7. Подсолнечник однолетний.

      8. Люпин желтый.

      9. Пырей ползучий.

      10. Красавка белладонна.

      11. Физалис обыкновенный.

      12. Донник белый.

      13. Ярутка полевая.

      14. Томат обыкновенный.

      15. Манжетка обыкновенная.

      16. Перец однолетний.



22. Выпишите номера растений, относящихся к семейству злаков.

  1. Люпин желтый.

  2. Рожь посевная.

  3. Овес посевной.

  4. Василек луговой.

  5. Клевер розовый.

  6. Одуванчик лекарственный.

  7. Ковыль перистый.

  8. Тимофеевка луговая.

  9. Спаржа лекарственная.

  10. Пырей ползучий.

  11. Рис посевной.

  12. Горчица культурная.

  13. Тростник обыкновенный.

  14. Ярутка полевая.

  15. Ячмень двурядный.

  16. Душистый колосок обыкновенный.

  17. Просо посевное.

  18. Купена лекарственная.

  19. Мятлик луговой.

  20. Хрен деревенский.

23. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.

  1. Как питаются водоросли?

  1. Сами вырабатывают органические вещества.

  2. Питаются готовыми органическими веществами за счет других.

  1. В каких частях клетки водоросли содержится хлорофилл?

1. В цитоплазме.

2. В хроматофоре.

3. В оболочке.

4. В ядре.

  1. Как бы объясните различную окраску водорослей?

1. Маскировка.

2. Приспособление к фотосинтезу.

  1. Каковы способы размножения водорослей?

  1. Половой.

  2. Бесполый.



24. Перепишите, вставив пропущенные слова.

Хламидомонада через оболочку поглощает ……. На свету в хроматофоре в процессе ……. образуется ……. и выделяется …….

Хламидомонада при дыхании поглощает ……. и выделяет…….


25. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.

    1. Представители какого отдела имеют цветки?

  1. Водоросли.

  2. Мхи.

  3. Папоротникообразные.

  4. Голосеменные.

  5. Покрытосеменные.

    1. Представители какого отдела растений образуют плоды?

        1. Водоросли.

        2. Мхи.

        3. Папоротникообразные.

        4. Голосеменные.

        5. Покрытосеменные.

    1. Представители какого отдела растений образуют семена?

        1. Водоросли.

        2. Мхи.

        3. Папоротникообразные.

        4. Голосеменные.

        5. Покрытосеменные.

    1. Из чего развивается зародыш семени?

  1. Из спермия.

  2. Из яйцеклетки.

  3. Из зиготы.

    1. Из чего развивается семя?

  1. Из семязачатка.

  2. Из зиготы.

  3. Из завязи.

    1. Из чего развивается плод?

  1. Из семязачатка.

  2. Из зиготы.

  3. Из завязи.



26. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов.

  1. Чем отличаются высшие споровые растения от низших растений?

  1. Наличием вегетативных органов.

  2. Отсутствием вегетативных органов.

  1. Каково строение мха кукушкин лен?

  1. Корень.

  2. Стебель.

  3. Листья.

  4. Ризоиды.

  1. Каково строение мха сфагнума?

  1. Корень.

  2. Стебель.

  3. Листья.

  4. Ризоиды.

  1. Что вырастает из зиготы мха?

  1. Листостебельное растение.

  2. Коробочка на ножке.

  1. Что вырастает из споры мха?

  1. Листостебельное растение.

  2. Коробочка на ножке.



II. Подведение итогов.

Первое место – оценка «5»,

Второе место – оценка «4»,

Третье место – оценка «3».


III. Домашнее задание: выучить, запомнить ответы на вопросы, воспользоваться шансом – исправить оценку «3», сохранить конспект для подготовки к ЕГЭ.






Ответы


1

    1. 5, 7, 8, 10

    2. 1, 3, 6, 12

    3. 9, 13

    4. 2, 4, 11

2

Азот усиливает рост стеблей и листьев.

Фосфор ускоряет созревание плодов.

Калий усиливает рост корней, клубней, луковиц.


3

  1. 3, 9, 10

  2. 1, 7, 11, 14

  3. 2

  4. 5, 8, 12, 13

  5. 4, 6

  6. 15


4

Оболочку; оболочкой; цитоплазма; ядро; вакуоли; клеточный сок; пластиды; хлоропласты.


5

Зона деления; зона роста; зона провидения; зона всасывания.


6

  1. 2

  2. 1, 2, 3


7

  1. 1

  2. 2

  3. 3


8

  1. 3, 6, 7, 8, 9

  2. 1, 2, 4, 5, 12


9

  1. 1, 4, 5

  2. 3

  3. 2

  4. 3, 6


10

Воду с минеральными веществами; по сосудам; древесину; мякоть; жилок; хлоропласты; углекислый газ; углекислый газ и вода; света; сахар; фотосинтеза; крахмал.


11

2 – 2

2 – 3

2 – 4

2 – 2

2 – 5


12

  1. 1, 2, 3, 6, 7, 11

  2. 4, 5, 8, 9, 10


13

1, 2, 3


14

1, 4, 5, 7, 9


15

2, 5, 7, 8, 9


16

Смородина черная – пищевое

Бирючина обыкновенная – эстетическое

Клюква обыкновенная – научное

Шиповник коричный – лекарственное


17

  1. 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11

  2. 1, 4, 6, 8


18

  1. Солнечные лучи – фотосинтез

  2. Дождь – вода

  3. Ветер – отрицательно

  4. Насекомые – положительное и отрицательное влияние

  5. Личинки – подъедают корни

  6. Бактерии – превращают органические вещества в минеральные

  7. Дождевые черви – рыхлят почву, обогащая ее кислородом

  8. Грызуны – вредители



19

Пшеница – пищевое

Пырей ползучий – сорняк

Овес – лекарственное

Кукуруза – научное


20

Двойной; пять; пять; пять; один трехлопостный; ягода или коробочка.


21

1, 3, 5, 6, 8, 12, 14, 16



22

2, 3, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19


23

    1. 1

    2. 2

    3. 2

    4. 1, 2


24

  1. Органические вещества

  2. Фотосинтез

  3. Сахар

  4. Крахмал

  5. Кислород

  6. Углекислый газ


25

  1. 5

  2. 4, 5

  3. 4, 5

  4. 3

  5. 1

  6. 3


26

  1. 1

  2. 2, 3, 4

  3. 2, 3

  4. 2

  5. 1

14


Открытый урок-тренинг по биологии в 10 классе химико-биологического профиля. Тема: "Ботанический турнир"..
  • Биология
Описание:

Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

Корневая система растений из почвы поглощает ……., которая по ……. корня через ……. доставляется в ……. листа. Из ……. листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим ……. Через устьица к клеткам основной ткани поступает ……. В хлоропластах из ……. и ……. при участии ……. образуется органическое вещество ……. Происходит процесс ……., при этом выделяется ……..

Автор Саутиева Замира Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 816
Номер материала 32600
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓