Главная / Классному руководителю / Открытый классный час о А. С. Кучине

Открытый классный час о А. С. Кучине







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги»








Внеклассное мероприятие

«Легендарный онежский капитан»

(возраст 14-18 лет)






Автор разработки:

Некрасова С. М.,

учитель химии и физики,

высшая кв. категория

Соавтор:

Ионова А. О. ,

учитель истории и обществознания,

высшая кв. категория




г. Онега

2013

Содержание.

  1. Пояснительная записка. Стр. 3

  2. Разработка классного часа. Стр. 3-12

  3. Приложения.

    1. Презентация - «А. С. Кучин».

    2. Презентация «Викторина, посвященная А. С. Кучину».

    3. Фонограмма песни про Онегу в исполнении русского народного хора

    4. Фонограмма песни «Есть только миг» в исполнении М. Боярского

    5. Фонограмма фрагмента рок оперы «Юнона и Авось»







































1. Пояснительная записка


Внеклассная деятельность в общеобразовательном учреждении играет важную роль для формирования чувства патриотизма, гордости за свою малую родину. В рамках данного внеклассного мероприятия реализуется связь поколений, формируется чувство коллективизма, патриотизма, создаются условия для творческого развития учащихся.

Главная задача данного мероприятия - формирование гордости за своих земляков, развитие любви к родному краю.

В данной методической разработке предлагается внеклассное мероприятие, посвященное 125-летию со дня рождения легендарного русского капитана А. С. Кучина. Мероприятие разработано преподавателями химии и истории для учащихся 8 и 11 классов.


2. Разработка внеклассного мероприятия «Легендарный онежский капитан»

(8, 11 классы)

Одной из важнейших целей проведения данного внеклассного мероприятия является формирование у учащихся любви к родному краю, гордости за своих земляков, привлечение к получению новых знаний, умений и навыков. Стимулируется желание учащихся показать свои творческие способности, интеллектуальный потенциал. Данное мероприятие направлено на развитие личности ребенка.

По словам С. Л. Рубинштейна «управлять данным процессом значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь».

Данное мероприятие отвечает следующим основным целям:

1. Пробуждение и развитие у учащихся чувства патриотизма.

2. Расширение и углубление знаний учащихся о родном крае, его знаменитых людях.

3. Оптимальное развитие творческих способностей учащихся.

4. Воспитание культуры поведения.

5. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся об искусстве.

7. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности родного края.

8. Воспитание у учащихся чувства коллективизма, умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

9. Установление более тесных деловых контактов между учителями и учащимися, более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания учащихся по истории родного края;

  2. Показать разнообразие использования знаний на практике и в повседневной жизни;

  3. Оказать воздействие на формирование чувства коллективизма, умение отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения.

Оформление:

- Выставка, посвященная А. С. Кучину (подготовлена библиотекарем школы Бусыгиной Т. А.)

- компьютерная презентация, посвященная жизни А. С, Кучина

- компьютерная викторина к 125-летию со дня рождения А. С. Кучина

- слово ПАТРИОТИЗМ, напечатанное на листе формата А4, буквы спрятаны, открываются при отгадывании викторины


2. Разработка мероприятия.

1. Звучит гимн города Онеги (фонограмма в исполнении Русского народного хора).

2. Учитель 1.

У Белого моря, в таежной глуши,

Раскинулся маленький город.

Из бруса дома, деревянны мосты,

Мой город, ты очень мне дорог.

3. Учитель 2.

Наш город по праву можно назвать настоящей жемчужиной Беломорья. Славится Онежский край не только своей природой, но и прекрасными людьми.

Дорогие ребята, Вам посчастливилось родиться на земле великих поморов, жить и расти на родине М. В. Ломоносова, знаменитого сына великой России.

СТИХОТВОРЕНИЕ


Валуны да песчаные кручи,
Дальше в море - вода солоней.
Здесь характер испытывал Кучин

На крутой беломорской волне.
Был он парнем поморского рода,
Знал науку, водил корабли,
Называли его самородок, 
Самородок онежской земли.
Где бы ветры его не носили,
Свято верил в призванье свое.
С юных лет он творил для России
Для немеркнущей славы ее.
Имя Кучина нет, не забыто!
И не зря о нем память живет
От седых берегов Антарктиды
До родных приполярных шпрот.
Валуны да песчаные кручи,
Солона в Белом море вода.
Не расстанется с родиной Кучин,
Он в сердцах онежан навсегда.


Онежане гордятся тем, что именно здесь родился легендарный поморский капитан – А. С. Кучин. Кто он, этот молодой и красивый юноша, смотрящий на нас со старой потертой фотографии, так по-поморски открыто и искренне? В ходе нашего классного часа мы прикоснемся к страницам истории родного края, узнаем некоторые интересные факты из жизни А. С. Кучина. Знаменитый 24-летний капитан, какой он?

4. Учащиеся кадетского класса знакомят своих одноклассников и учащихся 8 класса с основными моментами жизни и деятельности онежанина А. С. Кучина. (ИКТ- презентация).

5. Учитель 1.

Любовь…. Это чувство, которое невозможно описать обычными словами. Любовь бывает разной. Можно любить своих близких, любить животных, любить родной край. Любовь…. она способна творить чудеса, ей подвластно все. Она может разрушать и созидать, возвращать к жизни даже тогда, когда нет ни единой надежды, ни одного шанса…. любовь…

6. Звучит музыка из рок-оперы «Юнона и Авось», учащиеся кадетского класса танцуют.

7. Учитель 1.

«...Я так долго не имею от тебя вестей, но верю в то, что ты жив, что любишь меня. Пусть  любовь  сохраняет нас, лю­дей...»

Именно слова норвежской девушки Аслауг Паульсон, обращенные к возлюбленному А. С. Кучину стали началом тесных дружественных отношений между Онегой и Норвегией.

8. Рассказ учащейся 8 класса о дружественных связях между Онегой и коммуной Гамвик.

ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Помнит Русь могучая

Капитана  Кучина,

Путь его в бессмертие пролег...

Е. Токарев


Несмотря на то, что прошло уже много лет с тех далеких времен, в которые жил и творил великий онежский капитан Александр Кучин, его имя не забыто.

В музее Владимира Ивановича Русанова, который создан в Орле, есть макет судна «Геркулес», управлял которым наш земляк - капитан Кучин.

Мы, потомки поморского капитана, отлично понимаем, что Кучина можно назвать поистине выдающейся личностью.

В 24 года у Александра Кучина было за плечами более десяти лет настоящего морского стажа. Судьба онежского капитана трагична, полна тайн и загадок. Есть такое выражение, которое мы часто слышим в нашей повседневной жизни – онежане те же норвежане.

Действительно, между онежанами и норвегами существуют теплые и дружественные отношения, которые имеют свою давнюю историю. Неудивительно, что огромную роль в установлении дружеских связей между нашим городом и норвежской коммуной Гамвик сыграл именно капитан Кучин, ведь он был человеком разносторонних интересов.

Можно сказать, что Норвегия для Александра Кучина стала второй родиной. Ведь именно здесь он нашел свою настоящую любовь. Кучин любил свою невесту Аслауг так же крепко, как и сама норвежка. Удивительно, но после того, как пропала экспедиция Русанова, в которой принимал участие и капитан Кучин, Аслауг так и не вышла замуж, а ее письма долгое время приходили в Россию, они были полны отчаяния и любви.

Именно слова норвежской девушки «...Я так долго не имею от тебя вестей, но верю в то, что ты жив, что любишь меня. Пусть  любовь  сохраняет нас, лю­дей...», обращенные к возлюбленному стали началось тесных дружественных отношений между Онегой и Норвегией.

В соответствии с договором о дружбе и сотрудничестве коммуны Гамвик с

муниципальным образованием "Город Онега и Онежский район":

- в августе 1992 года в г. Мехамн (Норвегия) состоялись Дни культуры Онеги с участием народного коллектива-хора русской песни Дворца культуры, художников и народных мастеров;

-с 1965 осуществляется совместное участие в Баренц-проекте 3809 "Дружба, культура, здоровье" в международных семинарах и конференциях, организованных в рамках программ Баренц-региона;

-делегация коммуны Гамвик принимала участие в праздничных мероприятиях, посвященных 70-летию Онежского района, 220-летию города Онеги;

-в июне 2001 года образцовый коллектив - академический хор Дворца культуры принял участие в фестивале камерных хоров в г.Мехамне;

-с помощью коммуны Гамвик в городе Онега была оборудована пекарня, обучены специалисты для работы на ней;

-в Онежскую центральную районную больницу приобретено оборудование для телемедицины;

-закуплены строительные материалы для ремонта домов жителей онежских населенных пунктов, пострадавших от весеннего паводка в 1997 году;

-в городе Онега создан центр социального здоровья молодежи;

- в городской детской библиотеке организован кружок по изучению норвежского языка;

-в школах организовано бесплатное питание учащихся из малообеспеченных семей(1999-2000гг.)

-в 2001 году оказана финансовая помощь Онежскому детскому дому.

В издательстве "Помор" был выпущен русско-норвежский словарь 4 тыс, слов.,18-летний А.С. Кучин - составитель этого словаря в будущем полярный исследователь, капитан, океанограф тесно связан с Норвегией.

Сотрудничество и дружба А. С. Кучина с норвежскими учеными и рядовыми моряками отражена в экспозициях краеведческих музеев Варде, Тромсе, Архангельска и Онеги.

О международном сотрудничестве г. Онеги и Онежского района с Норвегией.

(1988-2001 гг.)

1. 24-25 сентября 1988 года в г. Онеге на праздничных мероприятиях, посвященных 100-летию со дня рождения А.С. Кучина была директор музей из г. Варде (Норвегия) Пирье Саариниеми.

Онега приняла участие в митинге в честь открытия мемориальной доски А. С. Кучину на доме, где он жил, в научно-практической конференции; в праздничном гулянии. В подарок музею преподнесла книги.

В августе 1989 года Онегу посетил специальный корреспондент Норвежского телевидения Мортен Джентофт с группой Архангельского телевидения. Онега была в сценарии фильма, как существенное звено, поскольку имеет непосредственное отношение к истории развития связей с норвежскими мореплавателями и промышленниками.

Мортен Джентофз на встрече с председателем горисполкома А.В.Суворовым передал предложение коммуны Гамвик провинции Финнмарк об установлении дружественных связей с нашим городом.

М.Джентофт подарил музею несколько журналов, в которых опубликованы материалы о праздновании 100-летия А.С.Кучина в г.Онеге.

В сентябре 1991 года Онегу посетили родственники невесты А.С.Кучина из Норвегии-племянница Ева Берихардсен и семья её сына Арне: жена Арне-Кирстеи, их дети Магнус и Гейр.

Гости побывали у родственников А.С. Кучина ( Н.П.Мищенко) в городе, на острове Кий, на экскурсии в музее; встретились с председателем горисполкома В.Ф.Орловым

В январе 1992 года, по приглашению главы администрации В.М.Федорова, город посетил Халгейр Енсен-руководитель фирмы "Отто Енсен-пекария" из Мехамна (коммуна Гамвик).Знакомился с производством Онежского хлебокомбината, побывал в музее, выезжал в Клещево, д.Тамица, передал в администрацию письмо от Союза предпринимателей коммуны Гамвик.

20 февраля 1992 гола с официальным визитом в г. Онегу прибыла норвежская делегация из коммуны Гамвик (Норвегия)

В составе делегации: мэр коммуны-Рогер Хансен, руководитель предприятия " Нордкинпродукт" Харе Ларсен, глава маркетинговой фирмы "Нордкун интвиклинг ас"

Региер Петерсон, управляющий банком Вигдис Густавсен, первый секретарь Российского посольства в Норвегии Владимир Кулугин.

Делегация побывала в знаменательных местах города, в коллективах предприятий;

посетили Пурнему, Тамицу.

22 февраля состоялось подписание договора между г. Онегой и муниципалитетом коммуны Гамвик о дружбе, сотрудничестве и партнерских связей. Во Дворце культуры был организован вечер дружбы.

Александр Степанович Кучин, находясь в Норвегии, всегда скучал по своему родному Онежскому краю.

В своих письмах на родину, Кучин всегда писал о том, что ему снится родной город, его тихие и уютные улочки, по которым так хочется пройтись. Я горжусь тем, что родилась в том же городе, что и Александр Кучин, постараюсь также как он, любить свой край, преумножать его богатства.

9. Учитель 2.

27 февраля 1912 года А.С.  Кучин  получил телеграмму от молодого полярного геолога из Орла В.А. Русанова. По поручению правительства Русанов занимался организацией экспедиции на Шпицберген и пригласил также молодого, но уже опытного морехода  Кучина  участвовать в ней. Тот немедленно согласился.
Российское правительство было очень заинтересовано в русановской экспедиции. Шпицберген сохранял тогда статус "ничейной земли", его стремились колонизировать ряд стран, в том числе и Россия. Норвегия претендовала на полный суверенитет над островом. Но Грумант (русское название Шпицбергена) уже несколько столетий осваивали русские поморы - до них никто не отваживался зимовать здесь.
России нужно было "материализовать" данную историческую реальность в рамках существовавшего международного соглашения, регламентирующего эксплуатацию природных ресурсов Шпицбергена. На практике эта регламентация осуществлялась следующим образом: научные и промышленные представители разных государств ставили на берегу заявочные столбы, от количества которых зависел размер доли каждой из участвующих в соглашении сторон. Обозначить долю России и заявить о ней и должна была экспедиция Русанова.
2 апреля 1912 года В.А. Русанов и А.С.  Кучин  выехали в Норвегию для покупки подходящего парусно-моторного судна. После посещения ряда портов и визитов в различные фирмы Русанов остановил выбор на куттере "Геркулес", построенном в 1908 году и уже испытанном полярными льдами. Это был небольшой, но зато отличавшийся превосходной проходимостью и легкостью хода корабль, имевший в длину чуть более 20-ти, а в ширину около 6-ти метров, с двумя шлюпками и моторным фансботом (норвежский катер), оснащенный керосиновым двигателем фирмы "Alpha".
28 июня 1912 года "Геркулес", ведомый капитаном  Александром   Кучиным , вышел из Александровска-на-Мурмане в свое последнее плавание. Как когда-то Амундсен, Русанов, кроме заявленной цели - обследования Шпицбергена - имел и "личную": после Шпицбергена Северным морским путем достигнуть Тихого океана, о чем государственные чиновники, естественно, не знали. В августе "Геркулес" находился в западном устье пролива Маточкин Шар. 18 числа он отдал якорь и навсегда исчез в тумане.
Остался лишь текст сообщения, отправленного Русановым перед уходом из Маточкина Шара в Архангельск на попутном судне "Королева Ольга Константиновна": "Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом оттеснены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на Восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов". Больше вестей с "Геркулеса" не было...
Одним из первых забил тревогу отец  Кучина . Однако лишь в 1914 году под давлением общественности Морское министерство направило в Карское море поисково-спасательное судно "Эклипс" под руководством опытного норвежского капитана Отто Свердрупа. Никаких следов "Геркулеса" тогда обнаружить не удалось. А с началом войны поиски и вовсе прекратились, несмотря на продолжающиеся призывы С.Г.  Кучина .
До сих пор остается неведомым, что произошло с русановской экспедицией, в каких широтах нашел свое последнее пристанище А.С.  Кучин . В начале 1920-х годов его именем назвали новооткрытый мыс на Новой Земле в заливе Русанова. Позже на островах у западного берега Таймырского полуострова, где были найдены неизвестно как попавшие сюда личные вещи членов экипажа и обломки "Геркулеса", гидрографы установили несколько памятных знаков.

10. Звучит музыка (из х/ф «Земля Санникова»)….

Учитель 1 читает стихотворение отца А. С. Кучина…

Где ты где мой сын любимый

Где ты гибнешь мой родной

Ты взываешь – я не слышу

Только чувствую душой.


Там где горы ледяные

Там где вечные снега

Там где лета не бывает

Где всю зиму стоит тьма.


Ты зачем ушел наш милый

За чем бросил ты родных

Бросил ты свою невесту

Бросил ты друзей своих


Отец с матерью горюют

Сестры плачут о тебе

Вот проходит год за годом

А не знаем где ты где

Снарядил бы за тобою

Я Корабль и Ледокол

Долго долго проискал бы

Но тебя бы я нашел


Осмотрел бы всяку льдину

Снежны горы исходил

Отыскал б следы твои я

Ничего не пропустил


Если злой судьбе угодно

Чтоб я голову сложил

Вместе лег бы я с тобою

Жизнью бы не дорожил


Но увы судьба злодейка

Всегда шла против меня

Сребра злата не давала

И забрала вот тебя

Родные А. С. Кучина так и не смогли смириться с гибелью сына. Разве можно пережить гибель своего ребенка?! Отец Александра Кучина часто бывал в Архангельском краеведческом музее, останавливался у экспозиции, посвященной легендарной экспедиции, в которой пропал его сын. Глаза сурового поморского мужчины наполнялись слезами, а сердце переполнялось гордостью за своего сына.

24 летний Александр Кучин остался в памяти своих земляков жизнерадостным, любознательным молодым человеком, который мечтал приносить пользу своему краю, своей стране. Обладал молодой поморский капитан удивительным качеством, которого так не хватает нам, современным людям. Для того чтобы понять, о чем идет речь, я предлагаю Вам, ребята, ответить на несколько вопросов викторины, посвященной онежскому капитану.

Викторина (10 вопросов, ИКТ – презентация).

Патриотизм не может быть напоказ, это чувство, которое помогает человеку стать лучше, чище, порядочнее. А. С. Кучин был настоящим Патриотом, ему снилась Онега, ее тихие и уютные улочки.

11. Стихотворение (читает учащаяся кадетского класса).

Приоткрой над тайною завесу
Грозный ледовитый океан.
Поднялся на мостик "Геркулеса"
Двадцатитрехлетний капитан.

Распрощались с берегом матросы,
Зашумели ветром паруса.
А ему все виделись березы
И любимой дальние глаза.


Горизонт багряным светом залит,
Не желают расступаться льды.
Рядом с ним неистовый Русанов - 
Что их ожидает впереди?

Где-то там, у берегов Таймыра,
Экипаж исчезнет без следа.
Ярко светит над вершиной мира
Знак судьбы - Полярная звезда.

Пролетят события и годы,
Жизнь и цель исполнится в свой срок.
Следом их пойдут атомоходы
Под советским флагом на Восток.

Не страшны им ледяные кручу,
Потому что через океан
Курс вперед прокладывает Кучин-
Двадцатитрехлетний капитан.

12. Учитель 2

Ребята, мы искренне надеемся на то, что в ваших сердцах зародилась искорка любви к родному краю, из которой со временем разгорится настоящее пламя любви к своей малой родине.

Родился вихрастый смышленый парнишка
В краю, где озера и лес, как родня, 
Где ветер срывает сосновые шишки,
Шторма бьют баркасы, цепями звеня.
От запахов моря, смолы, парусины
Кружилась у парня порой голова,
Когда уходил он с отцом на путину, 
И лодку вздымал набегающий вал.
Деревня Куша стала жизни началом,
Россия послала на подвиг во льды, 
Онега, как мать, издалека встречала, 
Хранит по сей день морехода следы.
Он рос и мужал в беломорских просторах,
И вот уже надежном, идущем по створам,
Отважный моряк, капитан корабля.
Атлантики шум, берега Антарктиды
И Арктика снова, бесстрашный поход
Средь белых снегов, где теряешь из виду
В двух метрах торос, а вокруг грозный лед.
Ушел он на рейс-получилось на вечность,
Сыскал на Таймыре последний приют...
Пусть время летит, как весна скоротечно,
Но много успел за неполные тридцать,
Он столько успел славный русский помор,
Что многим за год, за всю жизнь не приснится...
И Север поет ему гимн до сих пор.
Деревня Куша стала жизни началом,
Россия послала на подвиг во льды, 
Онега, как мать, издалека встречала,
Хранит по сей день морехода следы.


Открытый классный час о А. С. Кучине
  • Классному руководителю
Описание:

 

Внеклассная  деятельность в общеобразовательном учреждении играет важную роль для формирования чувства патриотизма, гордости за свою малую родину. В рамках данного внеклассного мероприятия реализуется связь поколений, формируется чувство коллективизма, патриотизма, создаются условия для творческого развития учащихся.

 Главная задача данного мероприятия -  формирование гордости за своих земляков, развитие любви к родному краю.

 

В данной методической разработке предлагается внеклассное мероприятие, посвященное 125-летию со дня рождения  легендарного русского капитана А. С. Кучина. Мероприятие разработано преподавателями химии и истории для учащихся 8 и 11 классов. 

Автор Некрасова Светлана Марьяновна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 461
Номер материала 13259
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓