Главная / Классному руководителю / Открытый классный час «Молодежные субкультуры»

Открытый классный час «Молодежные субкультуры»

Открытый классный час «Молодежные субкультуры»


Цели:

1. знакомство с понятием молодежной субкультуры;

2. формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе.


Задачи:

  1. повысить уровень информированности воспитанниц по проблеме «Молодежные субкультуры»;

  2. сформировать нравственный иммунитет в отношении к чуждым субкультурам и толерантное восприятие различных видов субкультур;

  3. научить вдумчиво относиться к проявлению новых движений и течений, имея гражданственную позицию, позволяющую сохранить традиционные ценности любви, добра, семьи;

  4. совершенствовать уровень самостоятельного поиска информационного материала, его классификации и изучения.

Направление: нравственно-эстетическое

Технология воспитания в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова


Ход классного часа

Классный руководитель. Сегодня мы поговорим об особой части общественной культуры, об ее ответвлениях – субкультурах, и об ее представителях в частности. Молодежных неформальных движений множество. Я рассмотрела только некоторые из них, но, на мой взгляд, они ярче всего раскрывают само явление. (слайд 1)

Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. (слайд 2). Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Ведущая 1. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Ведущая 2. Молодежные движения можно разделить на следующие группы:
- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: (слайд 3) воспитанницам предлагается узнать, к какому направлению относятся люди на слайде). После обсуждения …рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура. Итак, подробнее - Рокеры.

Ведущая 3. Рокерами называли британскую молодежь, жившую в 1960-х годах прошлого века. Появились рокеры в начале пятидесятых годов, а ассоциироваться с музыкой они стали только в шестидесятых. Их основными отличительными признаками стали привязанность к рок-н-роллу и езда на мотоцикле. В СССР привязанность к рок-н-роллу приобрела более другие формы. Мощные мотоциклы которые в те времена были у американских рокеров, для советских студентов были просто мечтой и поэтому хранился дома только в виде картинок или плакатов. Именно из-за этого главным отличием рокерской субкультуры в СССР стала музыка.  

Рокерская субкультура, пожалуй единственное течение, которое не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке. Нередко подобную музыку приверженцы рока начинают играть не отходя от кассы, создавая свои маленькие музыкальные команды. Рокерская субкультура очень близка к байкерской. Любители мотоциклов создали параллельную рокерам байкерскую субкультуру. Рокеры и байкеры абсолютно аполитичны и ставят себя над социальными проблемами.

Многие рокеры злоупотребляли кое чем, но это не мешало им выстраивать свою субкультуру на философских способах восприятия мира - это возможно услышать в текстах их песен. В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.

 Ввиду многогранности этой самой распространенной у нас культуры, представителей ее можно называть до бесконечности. С легендами рока ассоциируются у нас Виктор Цой («Кино»), Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.

Ведущая 2. Следующая группа (слайд 4) - Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: (девочки по фотографиям пытаются назвать) готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы. Остановимся на панках.

Панки внешне неприглядны. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны". Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Из англо-русского словаря: punk - неопытный юнец, простофиля, никчемный человек, плохой.

Панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие и бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Они занимались тем, что пили "индейский самогон" - хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был "черный джаз", исполнявшийся неграми. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и социума.

Постепенно панки тех лет превратились в людей, которые слушают "панк' и "панк-рок". Условно можно выделить две возрастные группы панков. Первая - подражают панкам 30-х годов и музыкантам на сцене. Они вызывающе одеваются, стараются как можно реже мыться, считают, что очень "круто" ругаться матом, мелко хулиганить, курить "травку" - на большее у них недостаточно развит интеллект. Слушают "панк" и "панк-рок", не вникая в суть.

Вторая группа панков - постарше. Ведут они себя не агрессивно, одеваются солиднее, к музыке относятся серьезно, многие сами играют на музыкальных инструментах. Изредка они не прочь почитать книги, правда, далекие от русской классической литературы.
Это течение антисоциальное, анархическое, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Панки всегда были против власти, режима, порядка, а потому никогда сами не пропагандировали какие-либо идеи кроме анархии.

Ведущая 3. Группы, связанные со спортом (определяем по картинкам): спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, проникло в Европу и Россию в 1970-х (в СССР в 1980-х годах их называли «рокеры»), когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.

До недавнего времени понятие «байкер» распространялось исключительно на владельцев чопперов и непременно ассоциировалось с вынесенным далеко вперёд передним колесом, обилием хрома, кожи, длинными волосами и бородой мотоциклиста. Однако, с конца 90-х годов на дорогах всё чаще стали появляться мотоциклы с высокооборотистыми двигателями и улучшенной пластиковыми обтекателями аэродинамикой — спортбайки.

Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классу чопперов, или кастомов (собранный вручную мотоцикл с использованием большого количества тюнинговых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность.

Немаловажным проявлением байкерской субкультуры являются многочисленные байк-шоу, байкслеты, мотошоу и другие мероприятия связанные с мотоциклами. Чаще всего такие мероприятия носят характер шоу с приглашением музыкантов, стриптизёрш, каскадёров. Немаловажной составляющей является употребление спиртных напитков, прежде всего пива.

На протяжении десятилетий сложилось два противоречивых, почти взаимоисключаемых образа байкеров. С одной стороны, это свободный и сильный человек, не боящийся «ни Бога, ни чёрта», ни смерти и риска, ни дождя и ни ветра, ни скорости и опасностей дальних дорог. Особенно этот образ воспитывается именно внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в СМИ, а следовательно, и в обыденном, обывательском, массовом сознании, стереотипами стали неуважительное отношение байкеров к закону и обывателям (цивилам, на жаргоне байкеров), разрушителей, врагов общества и законов, тесно связанных с преступлениями.


Ведущая 1. - Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры,а так же - Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры. (слайд 6).

Направление толкиенисты появилось примерно в 1960 году, своей идеи, оно полностью обязано писателю Д. Толкиену. Первые истоки были сформированы на территории США. За несколько лет после своего образования, под свое начало они смогли прилечь тысячи человек
Как правило, все работы и движение Толкинистов являются научные и исследовательские работы, в котором изучаются зыки созданного фантастического мира, тонкости написания серии книг и спорные моменты в сюжетах, которые появились по мере написания.

Именно от толкиенистов пошло новое направление – ролевики (ролевые игры, не путать с сексуальным термином). Они полностью имитировали своим внешним видом образ своего фантастического персонажа – орков, эльфов, хоббитов и других обитателей средиземноморья. Они полностью вживались в свой образ, причем порой до такой степени, что практически теряли с вязь с реальным миром.

Главной чертой, что отличает их от других субкультур – это пристрастие к литературе, причем это проявляется не только в чтении, но и в написании собственных книг, опять таки посвященной тематики своего легендарного писателя.
Что касается музыки, то тут предпочтение отдается как этническим мелодиям, так и песням, при этом воспевается мир фентези. Далее большая часть перешло под музыкальное воздействие стиля Power Metal, так как он полностью соответствует их идеологии.
Политическая активность также не наблюдается, поскольку практически все живут в мире Толкиена.

Ведущая 2. (слайд 7)- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

Лю́беры или любера́ — подростковое движение, возникшее в городе Люберцы Московской области в конце 70-х годов XX века и существовавшее до 1990-х годов во многих городах СССР.

Название произошло от города Люберцы под Москвой, где зародилось движение. Любера занимались культуризмом в подвалах («качалках»), рукопашным боем, боксом, плаванием, бегом, прыжками и другими видами спорта. Активно пропагандировали здоровый образ жизни. Враждовали с неформалами: хиппи, панками, металлистами и т. п. Жёсткая система тренировок и последующего отбора позволила им развить высокую боеспособность.

С самого начала в движении сформировались две группы: «спортсмены» — люди, целенаправленно занимающиеся спортом и несколько дистанцировавшиеся от уличной жизни, и «хулиганы» (деление очень условное), для которых спорт не являлся самоцелью. При этом первые у вторых пользовались непререкаемым авторитетом. Движение получило известность в середине 80-х и приобрело широкую популярность. Немалую роль в формировании субкультуры люберов сыграло появление в начале 1980-х годов небольших групп неофашистов, периодически организовывавших различные выступления (к примеру, 20 апреля 1979 и 1981 годов, приуроченные ко дню рождения Гитлера). 20 апреля 1982 года на Пушкинской площади произошло первое массовое столкновение люберов с московскими неофашистами, закончившееся рукоприкладством. По ряду данных, помощью люберчан отчасти воспользовалась московская милиция, также собиравшаяся разгонять неофашистов.

С 1989 г. движение стало распадаться и в 1990-м прекратило свое существование. На их место пришли подростки со значками Ленина, но люберами они однозначно не были. После распада движения, ряд его активных участников стали в основном рабочими на заводах, поступили в институты, занялись бизнесом, некоторые ушли в криминал. На данный момент многих нет в живых. Основная цель — подготовка к службе в армии.

Люберы предпочитали свободную одежду: широкие штаны. В зимнее время надевали обтягивающие вязаные шапочки, белые шарфы.

«Характерная униформа» люберов: широкие клетчатые штаны, кожаные куртки или «аляски», белые рубашки и узкие чёрные галстуки. В качестве головного убора долго продержались клетчатые кепки.

В плане музыкальных пристрастий люберов ничего не отличало от остальной молодежи. Сами они в основном слушали шлягеры 80-х, хотя некоторые из них признавались, что «любят послушать металл», но не признают внешнего вида представителей западных субкультур.


Ведущая 3. (слайд 8) - Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты. (Обсуждение основных различий объединений)

- Группы современного искусства и - Элита (мажоры, рейверы): (слайд 9) графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы. (блиц. информация от воспитанницы, поступающей в архитектурный институт).

Ведушая 1. И, немаловажные - Социально-активные группы (слайд 10): общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Классный руководитель. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг. (слайд 11).

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны…Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих

Ведущая 1. Многие незнающие люди укоряют всех неформалов. За что же их укорять? За то, что их желание выделиться из толпы, найти единомышленников не совсем стандартными способами? А может людей просто пугает все непонятное и неизведанное, а неформалы как раз и кажутся им такими?

Классный руководитель. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка…Может и вы станете неформалом, так как никогда не поздно стать в душе не таким, как все. Субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. Надеюсь, что и вы нашли или еще найдете место в этой жизни, друзей и необычных людей, которые придутся вам по духу.


































Анализ

Классного часа «Молодежные субкультуры» классного руководителя 11 учебного курса Лебедковой Олеси Александровны

Основной целью классного часа, проведенного на основе методической разработки «Молодежные субкультуры», является объяснение сущности неформальных объединений, классификация их типов, особенностей, обоснование опасностей, связанных с участием в неформальных объединениях. В ходе проведения классного часа особое внимание уделялось формированию гражданской позиции и общественного сознания воспитанниц, направленного на неприятие принципов бездуховности, насилия, отрицания моральных устоев и общечеловеческих ценностей.

Особое значение в процессе проведения классного часа уделено проблеме общества, испытывающего на себе негативное воздействие средств массовой информации, влекущей за собой проявление негативного отношения к обязанностям патриота и гражданина, личностную и нравственную деградацию.

Материал, используемых педагогом и ведущими воспитанницами, не только отражает насущные проблемы общества и подросткового возраста, когда формируются нравственные критерии и жизненная позиция, но и дает возможность своевременной профилактической работы в противодействии проявлению неформальных явлений в обществе.

Методическая разработка, взятая за основу проведения классного часа, отражает задачи и цели Пансиона, формируя гражданскую позицию воспитанниц, стремление перенимать лучшие морально-нравственные качества, вырабатывая умение анализировать современные события.

Классный час проведен методически грамотно, с соблюдением норм познавательной активности восприятия воспитанницами информационного материала, носит практический характер, позволяющий изучить правила поведения в непредвиденных обстоятельствах, сохранить нравственные критерии, несущие в себе общечеловеческие ценности.

Для достижения поставленных задач автор использует технологии классического лекционного воспитания, методы воздействия с помощью аудивизуальных технических средств, современные компьютерные средства, плакатный демонстрационный материал.

С целью наиболее полного представления о формах проявления молодежных субкультур педагог представляет полую развернутую классификацию всех типов, информация о которых позволит суметь принять нужное решение, способствующее сохранению нравственных и духовных категорий общества.

Разработка актуальна и может быть рекомендована педагогам для использования в воспитательной работе.


Начальник учебного курса 11 классов (Бужилова О.В.)



Открытый классный час «Молодежные субкультуры»
  • Классному руководителю
Описание:

Открытый классный час «Молодежные субкультуры»

 

Цели:

1. знакомство с понятием молодежной субкультуры;

2. формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе.

 

Задачи:

1.     повысить уровень информированности воспитанниц по проблеме «Молодежные субкультуры»;

2.     сформировать нравственный иммунитет в отношении к чуждым субкультурам и    толерантное восприятие различных видов субкультур;

3.     научить вдумчиво относиться к проявлению новых движений и течений, имея гражданственную позицию, позволяющую сохранить традиционные ценности любви, добра, семьи;

4.     совершенствовать уровень самостоятельного поиска информационного материала, его классификации и изучения.

Направление: нравственно-эстетическое

Технология воспитания в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова

Автор Лебедкова Олеся Александровна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 737
Номер материала 11502
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓