Инфоурок География Другие методич. материалыОткрытый урок по истории: «Деятельность П.А. Столыпина».

Открытый урок по истории: «Деятельность П.А. Столыпина».

Скачать материал

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1  с.Октябрьское»

 

 

Открытый  урок по истории:     

 

 «Деятельность

        П.А. Столыпина».

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1 с.Октябрьское

 

 

 

Тема урока: « Деятельность П. А. Столыпина»

Данный материал широко раскрывает реформаторскую деятельность П.А. Столыпина. Помогает  учащимся в более доступной форме понять  смысл реформ начало 20 века и само  личность великого реформатора в период 1906  - 1911 годов.

Цели урока : 1) изучить личность П.А. Столыпина  как политического  и экономического деятеля  в историческом контексте; 2) развить  способности анализировать  обобщать  и выделять из теста  важные  факты; 3) прививать  учащимся  интерес  к выдающимся  деятелям  нашей  страны, ярким примером которых является  П.А. Столыпин.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний ( Урок- дискуссия)

Оборудование: ПК, Презентация , учебник, портрет П.А.Столыпина, дополнительная литература, карта.

ПЛАН УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Вводная часть  А) доклад на тему: « Личность  П.А.Столыпина». 3. Работа над новым материалом. 4. Подведение итогов. 5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА; 1. Организационный момент.

Пётр Арка́дьевич Столы́пин (2 [14] апреля 1862,[1] Дрезден, Саксония — [18] сентября 1911, Киев) — государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, Гродненского и Саратовского губернатора, министра внутренних дел,премьер-министра.

В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов[2][3][4]. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром.

На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю какстолыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов.

Во время выступлений перед депутатами Государственной думы проявились ораторские способности Столыпина. Его фразы «Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стали крылатыми.

Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие[5][6][7]:150. На Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.

 

2. Вводная часть. Учитель ; История не складывается из случайностей, история не творится безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс. История – непрерывное  череда поступков множества личностей  , каждая из которых  формируется в определённых общественных условиях .Очевидно, что в истории России за первые годы  20 века  с исключительной силой поступила личность именно П.А.Столыпина. С чего началась история его жизни , мы сейчас узнаем из доклада.

  А) ДОКЛАД  НА ТЕМУ: « Личность П.А.Столыпина». Столыпин  Пётр Аркадьевич (1862-1911) начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел. В 1899 году Столыпин стал  ковенским губернским предводителем  дворянства, а  в 1902 году был назначен  гродненским губернатором. Постепенно потомок старинного рода сумел ярко проявить себя на государственной службе . С 1903 года Столыпин занял пост губернатора одной  из самых беспокойных поволжких губерний- Саратовской. В разгар революций  1905 года Столыпин  проявил себя умным, распорядительным администратором. Он мог поддержать порядок в губернии  и избежать кровопролития. Продвигаясь по службе , Столыпин 26 апреля 1906 года был назначен министром внутренних дел в правительстве Горемыкина. За день до « разгона» думы 8 июля 1906 года Столыпин был назначен представителем  Совета министров и при этом сохранил за собой пост министра внутренних дел.  Возглавив правительство, Столыпин стал проводить борьбу с революцией с ещё более  решительно. 12 августа 1906 года  на него было совершено покушение на Аптекарском острове ( здесь проживала его семья). От взрыва погибли 27 человек и многие получили ранения. Потрясённый этими событиями  , Столыпин 19 августа в экстренном порядке  подписал указ о военно- полевых судах. Суть которого заключалось в том, что судо производство над революционерами должно совершаться в рамках  48 часов, а исполнение приговора – в 24 часа. Таким образом, с августа 1906 – по апрель 1907 года было вынесено  1102 смертных приговора . После неоднократных попыток думы отменить эти суды Столыпин чётко заявил : « Умейте отличать кровь на руках от крови на руках палача». Потом член ЦК кадетской  партии  А. Тыркова отметила: « На этот раз правительство выдвинуло человека сильного и даровитого. С ним нам придётся считаться».

 3. Работа над новым материалом.

   Учитель: Да, Столыпин  -  человек энергичный. Благодаря этим качествам он смог подавить революцию. Но он был убеждён , что для стабилизации положения в России недостаточно карательных мер « Революция, – считал он, – болезнь  ненаружная , а внутренняя ,и одними наружными лекарствами её не вылечишь». Столыпин полагал, что осуществляя программу  преобразований ,  он сможет « вылечить» Россию. Какова была расстановка политических сил в этот период?

   Ученик : Столыпин, проводя новый политический курс « порядок и реформы», попал в сложную ситуацию . С одной стороны , революция была подавлена , но волнения в обществе остались. Большая часть населения не доверяла власти. Также были недовольные со стороны революционеров и буржуазной оппозиции. Последние выступали против карательных действий правительства. С другой  стороны Столыпин подвергался большой критике со стороны черносотенцев . Он не давал черносотенцам полной воли, держал их под контролем, чтобы избежать погромов и кровопролития. Столыпин не был лишён поддержки. Октябристы глубоко верили в его курс. Это были богатые и влиятельные люди: крупные предприниматели, помещики. В итоге получилось, что левые и правые критиковали Столыпина , а центр был готов оказать самую мощную поддержку .

   Учитель: Каким образом развивалась ситуация вокруг Государственной Думы?

   Ученик: В подобной сложной ситуации вокруг Государственной Думы главным стал вопрос о судьбе думы. Черносотенцы, поддерживающие разгон Второй Думы, настаивали на необходимости окончательно избавиться  от этого учреждения. Они стремились вернуться к самодержавию. Столыпин , наоборот, считал , что дума  чрезвычайно полезна для поддержания порядка в стране. Выборы депутатов , думские прения давали понять массам , что о них думают и заботятся. Но дума должна стать управляемой со стороны власти, попасть под её контроль. Для того чтобы осуществить эти планы Столыпин 3 июня 1907 года принимает новый избирательный закон.

    Учитель: Третьеиюньский государственный переворот; Какие произошли изменения в думе благодаря новому закону?

   Ученик: 3 июня 1907 года новый избирательный закон полностью перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. 1 ноября 1907 года . На своё первое собрание собралась Третья Государственная Дума. В новой  думе по составу превосходили  Октябристы ( 154) и Монархисты (147). Кадеты получили 54 мандата , социал- демократы – 19. Теперь, когда состав думы стал наилучшим правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.

   Учитель: Рассмотрим аграрную реформу Столыпина. Каковы её основные направления и итоги?

   Ученик: Основная направленность аграрной реформы – разрушение общины. В новых указах появляющихся в период  с 1907 – 1911 год; правительство чётко обозначило свои цели -  земли закрепить за отдельными хозяевами общины. Крупных хозяев нацеливали  на превращение своих хозяйств в независимые друг от друг хутора. За 1907 – 1914 года из общины выделилось 2,5 млн крестьян ( 22% всех крестьянских хозяйств). Ещё одно направление , которое также было нацелено на укрепление зажиточных крестьян, - это создание Крестьянского банка. Он был посредником между помещиками , которые хотели продать свои земли, и крестьянами , желавшими купить их. Так, банк способствовал переходу помещичьих земель в руки сельской буржуазии. Причём это осуществлялось в свободной форме, путём купли – продажи и на выгодных условиях для помещиков. А крестьянам банк предоставлял на льготных условиях суды для этой покупки. Ещё одна проблема стояла перед Столыпиным – сельская беднота. По его мнению, решение этой проблемы заключалось  в массовом переселение людей. Этим Столыпин рассчитывал  с одной стороны, ослабить нехватку земель в центральных губерниях, а с другой – переместить ожесточённую часть населения  на окраины России, подальше от помещичьих имений. Большая часть людей переселилась в Сибирь.

    Учитель: Как мы видим, Столыпину удалось многое сделать за свою жизнь, но многое так и не успел. Он не решил главную свою задачу – расширить социальную опору за счёт зажиточных крестьян. В 1911 году Столыпин был убит в Киеве. Ещё при жизни главы правительства стало понятно, что его политика , успокоившая только на время Россию, не могла предотвратить нового революционного взрыва. Уже 1910 году опять появилась забастовочное движение, которое усилилось к 1911 году. Тоже и происходило и в среде студенчества и демократической интеллигенции. Прошла крупная забастовка  на Ленских приисках в 1912 году, расстрелянная воинской командой. Начались волнения в армии и на флоте. Как итог- восстания в Троицких лагерях под Ташкентом. В дальнейшем революционное движение продолжало неудержимо нарастать.

4. Подведение итогов.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнали Столыпина , как сильную личность и хорошего политического деятеля. Для закрепления материала ответьте на следующие вопросы:

А) Дайте характеристику Столыпину , как политическому деятелю?

Б) Какие цели преследовало  аграрная реформа?

В) Почему Столыпинская политика  в итоге потерпела неудачу?

5. Домашнее задание

Мини-эсссе по теме : « Реформы П.А. Столыпина».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по истории: «Деятельность П.А. Столыпина»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1  с.Октябрьское»

 

 

Открытый  урок по истории:     

 

 «Деятельность

        П.А. Столыпина».

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1 с.Октябрьское

 

                                                     

 

 

Тема урока: « Деятельность П. А. Столыпина»

Данный материал широко раскрывает реформаторскую деятельность П.А. Столыпина. Помогает  учащимся в более доступной форме понять  смысл реформ начало 20 века и само  личность великого реформатора в период 1906  - 1911 годов.

Цели урока : 1) изучить личность П.А. Столыпина  как политического  и экономического деятеля  в историческом контексте; 2) развить  способности анализировать  обобщать  и выделять из теста  важные  факты; 3) прививать  учащимся  интерес  к выдающимся  деятелям  нашей  страны, ярким примером которых является  П.А. Столыпин.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний ( Урок- дискуссия)

Оборудование: ПК, Презентация , учебник, портрет П.А.Столыпина, дополнительная литература, карта.

ПЛАН УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Вводная часть  А) доклад на тему: « Личность  П.А.Столыпина». 3. Работа над новым материалом. 4. Подведение итогов. 5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА; 1. Организационный момент.

Пётр Арка́дьевич Столы́пин (2 [14] апреля 1862,[1] Дрезден, Саксония — [18] сентября 1911, Киев) — государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, Гродненского и Саратовского губернатора, министра внутренних дел,премьер-министра.

В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов[2][3][4]. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром.

На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю какстолыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов.

Во время выступлений перед депутатами Государственной думы проявились ораторские способности Столыпина. Его фразы «Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стали крылатыми.

Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие[5][6][7]:150. На Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.

 

2. Вводная часть. Учитель ; История не складывается из случайностей, история не творится безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс. История – непрерывное  череда поступков множества личностей  , каждая из которых  формируется в определённых общественных условиях .Очевидно, что в истории России за первые годы  20 века  с исключительной силой поступила личность именно П.А.Столыпина. С чего началась история его жизни , мы сейчас узнаем из доклада.

  А) ДОКЛАД  НА ТЕМУ: « Личность П.А.Столыпина». Столыпин  Пётр Аркадьевич (1862-1911) начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел. В 1899 году Столыпин стал  ковенским губернским предводителем  дворянства, а  в 1902 году был назначен  гродненским губернатором. Постепенно потомок старинного рода сумел ярко проявить себя на государственной службе . С 1903 года Столыпин занял пост губернатора одной  из самых беспокойных поволжких губерний- Саратовской. В разгар революций  1905 года Столыпин  проявил себя умным, распорядительным администратором. Он мог поддержать порядок в губернии  и избежать кровопролития. Продвигаясь по службе , Столыпин 26 апреля 1906 года был назначен министром внутренних дел в правительстве Горемыкина. За день до « разгона» думы 8 июля 1906 года Столыпин был назначен представителем  Совета министров и при этом сохранил за собой пост министра внутренних дел.  Возглавив правительство, Столыпин стал проводить борьбу с революцией с ещё более  решительно. 12 августа 1906 года  на него было совершено покушение на Аптекарском острове ( здесь проживала его семья). От взрыва погибли 27 человек и многие получили ранения. Потрясённый этими событиями  , Столыпин 19 августа в экстренном порядке  подписал указ о военно- полевых судах. Суть которого заключалось в том, что судо производство над революционерами должно совершаться в рамках  48 часов, а исполнение приговора – в 24 часа. Таким образом, с августа 1906 – по апрель 1907 года было вынесено  1102 смертных приговора . После неоднократных попыток думы отменить эти суды Столыпин чётко заявил : « Умейте отличать кровь на руках от крови на руках палача». Потом член ЦК кадетской  партии  А. Тыркова отметила: « На этот раз правительство выдвинуло человека сильного и даровитого. С ним нам придётся считаться».

 3. Работа над новым материалом.

   Учитель: Да, Столыпин  -  человек энергичный. Благодаря этим качествам он смог подавить революцию. Но он был убеждён , что для стабилизации положения в России недостаточно карательных мер « Революция, – считал он, – болезнь  ненаружная , а внутренняя ,и одними наружными лекарствами её не вылечишь». Столыпин полагал, что осуществляя программу  преобразований ,  он сможет « вылечить» Россию. Какова была расстановка политических сил в этот период?

   Ученик : Столыпин, проводя новый политический курс « порядок и реформы», попал в сложную ситуацию . С одной стороны , революция была подавлена , но волнения в обществе остались. Большая часть населения не доверяла власти. Также были недовольные со стороны революционеров и буржуазной оппозиции. Последние выступали против карательных действий правительства. С другой  стороны Столыпин подвергался большой критике со стороны черносотенцев . Он не давал черносотенцам полной воли, держал их под контролем, чтобы избежать погромов и кровопролития. Столыпин не был лишён поддержки. Октябристы глубоко верили в его курс. Это были богатые и влиятельные люди: крупные предприниматели, помещики. В итоге получилось, что левые и правые критиковали Столыпина , а центр был готов оказать самую мощную поддержку .

   Учитель: Каким образом развивалась ситуация вокруг Государственной Думы?

   Ученик: В подобной сложной ситуации вокруг Государственной Думы главным стал вопрос о судьбе думы. Черносотенцы, поддерживающие разгон Второй Думы, настаивали на необходимости окончательно избавиться  от этого учреждения. Они стремились вернуться к самодержавию. Столыпин , наоборот, считал , что дума  чрезвычайно полезна для поддержания порядка в стране. Выборы депутатов , думские прения давали понять массам , что о них думают и заботятся. Но дума должна стать управляемой со стороны власти, попасть под её контроль. Для того чтобы осуществить эти планы Столыпин 3 июня 1907 года принимает новый избирательный закон.

    Учитель: Третьеиюньский государственный переворот; Какие произошли изменения в думе благодаря новому закону?

   Ученик: 3 июня 1907 года новый избирательный закон полностью перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. 1 ноября 1907 года . На своё первое собрание собралась Третья Государственная Дума. В новой  думе по составу превосходили  Октябристы ( 154) и Монархисты (147). Кадеты получили 54 мандата , социал- демократы – 19. Теперь, когда состав думы стал наилучшим правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.

   Учитель: Рассмотрим аграрную реформу Столыпина. Каковы её основные направления и итоги?

   Ученик: Основная направленность аграрной реформы – разрушение общины. В новых указах появляющихся в период  с 1907 – 1911 год; правительство чётко обозначило свои цели -  земли закрепить за отдельными хозяевами общины. Крупных хозяев нацеливали  на превращение своих хозяйств в независимые друг от друг хутора. За 1907 – 1914 года из общины выделилось 2,5 млн крестьян ( 22% всех крестьянских хозяйств). Ещё одно направление , которое также было нацелено на укрепление зажиточных крестьян, - это создание Крестьянского банка. Он был посредником между помещиками , которые хотели продать свои земли, и крестьянами , желавшими купить их. Так, банк способствовал переходу помещичьих земель в руки сельской буржуазии. Причём это осуществлялось в свободной форме, путём купли – продажи и на выгодных условиях для помещиков. А крестьянам банк предоставлял на льготных условиях суды для этой покупки. Ещё одна проблема стояла перед Столыпиным – сельская беднота. По его мнению, решение этой проблемы заключалось  в массовом переселение людей. Этим Столыпин рассчитывал  с одной стороны, ослабить нехватку земель в центральных губерниях, а с другой – переместить ожесточённую часть населения  на окраины России, подальше от помещичьих имений. Большая часть людей переселилась в Сибирь.

    Учитель: Как мы видим, Столыпину удалось многое сделать за свою жизнь, но многое так и не успел. Он не решил главную свою задачу – расширить социальную опору за счёт зажиточных крестьян. В 1911 году Столыпин был убит в Киеве. Ещё при жизни главы правительства стало понятно, что его политика , успокоившая только на время Россию, не могла предотвратить нового революционного взрыва. Уже 1910 году опять появилась забастовочное движение, которое усилилось к 1911 году. Тоже и происходило и в среде студенчества и демократической интеллигенции. Прошла крупная забастовка  на Ленских приисках в 1912 году, расстрелянная воинской командой. Начались волнения в армии и на флоте. Как итог- восстания в Троицких лагерях под Ташкентом. В дальнейшем революционное движение продолжало неудержимо нарастать.

4. Подведение итогов.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнали Столыпина , как сильную личность и хорошего политического деятеля. Для закрепления материала ответьте на следующие вопросы:

А) Дайте характеристику Столыпину , как политическому деятелю?

Б) Какие цели преследовало  аграрная реформа?

В) Почему Столыпинская политика  в итоге потерпела неудачу?

5. Домашнее задание

Мини-эсссе по теме : « Реформы П.А. Столыпина».

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 716 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 05.10.2020
  • 394
  • 6
«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 439
    • DOCX 25.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тотрова Лариса Казбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тотрова Лариса Казбековна
    Тотрова Лариса Казбековна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22334
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 22 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе