Главная / Русский язык и литература / Открытый урок А.С.Пушкин Стихотворение

Открытый урок А.С.Пушкин Стихотворение



Тема урока: А.С.Пушкин. «Обвал»

Цели  урока:  

  • Образовательные: создать образ  Кавказских  гор, используя  географические  карты,  учебник,  литературные  произведения.

  • Развивающие:

  • Ознакомить учащихся со стихотворением Пушкина «Обвал», связывать с географическими  понятиями.

  • Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного, патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: репродукции картин русских художников о Кавказе, аудиозапись стихотворения «Обвал», видеоролик «Горные обвалы».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. География – наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам, а и привлекать знания других предметов. Сегодня на уроке мы будем изучать природу Кавказа, используя знания, полученные вами на уроках литературы.

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием. (1- слайд)

На сегодняшнем уроке мы подробнее остановимся на изучении поэзии природы в творчестве А.С. Пушкина.

II.Обьяснение нового материала:

  1. Опережающие здания : Пушкин и Кавказ


Ученик выступает с рефератом «Кавказ в произведениях А.С. Пушкина».

Кавказские  впечатления  А.С.  Пушкина служили  темами  для  многих  его  произведений. На Кавказе им написаны поэма «Кавказский пленник», который вызвал много восторгов, и пленительное «Не пой, красавица, при мне...»
После второго пребывания на Кавказе Пушкиным созданы «Кавказ», «Обвал», «Монастырь на Казбеке», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Меж горных стен несется Терек» и другие. Пушкин посвятил Кавказу не одно стихотворение, несколько поэм, задумывал большой роман. (2-слайд)


Запишите в тетрадь дату, тему и эпиграф к уроку.


Любование природой есть следствие любви к ней,                                                                                        а любовь к родной природе –                                                                                       один из вернейших признаков любви к своей стране.

К.Паустовский.

(3-слайд)



2. Географическое положение Кавказа . (4-слайд)

Кавказские горы расположены к югу от Русской равнины, на границе климатических поясов: умеренного и субтропического. Поэтому природа здесь своеобразна и интересна.
Практическая работа.   Определение географического положения Кавказа.

а) Ответы на вопросы:

– В какой части России находится Кавказ?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы? 
– По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
– С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам? (5-слайд)

Предполагаемые ответы: 

– Кавказ расположен на юге Европейской части России.
– Горы протянулись с северо-запада на юго-восток от Чёрного и Азовского морей до Каспийского моря.

Граница России по Кавказским горам  проходит с государствами  Грузия и Азербайджан.

Заснеженные вершины Кавказских гор вдохновляли русских поэтов на создание поэтических произведений.

Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды. Это целый район, на территории которого находятся знаменитые своими минеральными водами города –курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки,  Кисловодск,  Минводы.

3. Реки Кавказа Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус.

Кавказский  период в творчестве А.С. Пушкина. (6-7 слайды)

В 1829 году Пушкин совершил поездку по Кавказу и написал «Путешествие в Арзрум», в котором есть отрывок, рассказывающий об этом же явлении (текст отрывка должен быть заранее приготовлен и разложен на партах):

«Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощи-лась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен!»

К теме Кавказа поэт постоянно обращается в многочисленных письмах.


Ребята , скажите пожалуйста, что такое обвал?

Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. (10-11 слайды)

Видеоролик « Горные обвалы» (12 слайд)

4.Чтение учителем стихотворения «Обвал»       

             

Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
      И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
      Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
      Загородил,
И Терека могущий вал
      Остановил.

Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
      Прошиб снега...
Ты затопил, освирепев,
      Свои брега.

И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал.
      И пылью вод
И шумной пеной орошал
      Ледяный свод.

И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
      Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол,
      Небес жилец.

5.А теперь послушайте аудиозапись стихотворения Попова .

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем отличаются прозаическое и поэтическое описания обвала?

- Какие картины вам представляются?

- Рассмотрите репродукций картин известных художников в учебнике.

- Что общего подметили вы в изображении природы Кавказа художниками и в восприятии поэта?

- Какие пушкинские строки можно подписать под этими репродукциями?

- Какая из них, по вашему мнению, более соответствует стихотворению А.С. Пушкина.

- Вспомним, что такое эпитеты. Олицетворения? (13-16 слайды)

       Эпитет – определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления и воспринять чувства автора по отношению к нему.

      Олицетворение – изобразительно-выразительное средство художественной речи: изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

      Найдите эпитеты (1в) и олицетворения (2в), рисующие «нрав»  Терека.


Мрачные скалы

Волнистая мгла

Тяжкий грохот

Могучий вал

Упорный гнев

Терек злой

Шумная пена

Бор ропщет

Истощась и присмирев

Освирипев

Рев, гнев Терека

- Слова какой смысловой группы, с каким значением преобладают, почему? (слова со значением действия создают изменяющуюся картину)

- С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом?

- Назовите слова, которые чаще употребляются не в обыденной речи, а в книгах, устаревшие слова (блещут, ропщут, средь, рега, влекся, рев, орошал, оттоль, ныне, ледяный, Эол)

- Какова их роль в стихотворении? (придают торжественность, величественность, т.к. изображается незаурядное событие: борьба двух стихий – водной и горной. Автор любуется этой борьбой, переживает)

- Какую роль играют  изобразительные средства?

Вывод: используемые автором изобразительные средства дают возможность увидеть картину, передают чувства автора, его настроение

-Ритм подчёркивает стремительность, быстроту разбушевавшейся реки; передаёт движение обвала, сначала медленное, затем оглушающее грохотом

Общий вывод: Поэт, осмысливая изображаемые явления, выбирает подходящие средства языка. Поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть краской живописи.

Ребята как вы понимаете значение слова Родина, Природа ? (17 слайд)


 6. Работа над выразительным чтением.
- С каким настроением будем читать стихотворение?
- Какие чувства важно передать при чтении? (Любовь к родной природе)         Сравнительный анализ стихотворений

-Послушайте два стихотворения А.С.Пушкина, в которых он также обращается к изображению Кавказа. Что сближает их со стихотворением «Обвал»?

Кавказ

Кавказ подо мною. Один в вышине 

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движение.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;


Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной,

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады

Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет –
И вдруг утих и смирен стал.

Всё ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.

           Эти стихотворные произведения зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота, прелесть окружает нас. Чудесное рядом и мир прекрасен!

7. Итоги урока

– Сегодня на уроке мы имели возможность с помощью двух разных предметов: географии и литературы  решать  одну  задачу.

– Какую общую задачу решали мы при помощи этих предметов?

Предполагаемый ответ:  создавали образ одного предмета исследования – Кавказа.  

– Какими методами при помощи географии и литературы решали мы поставленную задачу?

Предполагаемый ответ:  при помощи географии, оперируя фактами научных исследований, составили характеристику природы Кавказа, а при помощи литературы, используя произведения А.С. Пушкина, создали художественный образ Кавказа.

III. Заключительная часть

1.Проверка домашнего задания: Сочинение на тему «С чего начинается Родина?» (19 слайд)

2.Чтение сочинений учащихся.

Любимые стихи Пушкина – чтение наизусть

Песня «С чего начинается Родина?»


3.Подведение итогов. Выставление оценок за урок. Рефлексия

        Сегодня на уроке вы побывали в роли читателей, слушателей, и даже исследователей. Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту природы.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что было особенно интересно?
 Я вспомнил, что...

Я понял …

Было интересно...

Особенно понравилось...

Вызвало затруднение...

Было сложно..

Нужно выучить...

Оцените ваше эмоциональное состояние.

Дети выбирают смайлики, оценивая свою работу на уроке. (20 слайд)

           Наше путешествие в поэзию оказалось очень плодотворным. И вашу работу я хотела бы оценить. Оценки…. Домашнее задание будет творческим.

4.Домашнее задание: Выразительное чтение «Обвала», Письменно выполнить задание:   „Изображение природы Кавказа в стихотворении А.С.Пушкина «Обвал»“, нарисовать иллюстрации (по желанию). (21 слайд)

Урок закончен, спасибо за работу! (22-23 слайд)

«Путешествие в Арзрум»

«Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощи-лась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен!»



Открытый урок А.С.Пушкин Стихотворение
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок   по литературе в 9 классе по данной  теме прошел  очень интересно. На уроке присутствовали  коллеги  и администрация школы и был оценен  на  "отлично". Ребята  на уроке ознакомились с новыми  словами:мрачные скалы,волнистая мгла,тяжкий грохот, могучий вал,упорный гнев, шумная пена и другие. Узнали что такое  эпитет и олицетворение и научились различать.Прослушали аудиозапись и подготовили рефераты и слайды.Посмотрели  видеоролик о Кавказских горах.

 

Автор Бердибекова Аманкул Тастемировна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1684
Номер материала 19060
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓