МИНИСТЕРСТВО
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
МИЧУРИНСКИЙ
АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Открытого лабораторно-практического занятия.
По предмету : «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
На тему: «Техническое обслуживание, ремонт
ходовой части и автомобильных шин ».
Разработали преподаватели
инженерно-технических
дисциплин:________ Можанин А.А.
АГРОГОРОДОК
Рассмотрено
на заседании Ц.М.К.
инженерно-технических
дисциплин
протокол
№_________
Председатель
Ц.М.К. ________
ИНСТРУКЦИОННАЯ
КАРТА
Пән: Техническое обслуживание
и ремонт автомобилей.
по предмету:
Сабақтың
тақырыб:
Техническое
обслуживание, ремонт ходовой части и автомобильных шин.
Тема занятия:
Ұзақтығы: 6часов.
Продолжительность:
Сабақтың мақсаты : Практически отработать
навыки и умения по выполнению
Цель занятия: балансировки колес легковых
автомобилей, демонтажа и монтажа шин;
проводить контрольно-диагностический осмотр ходовой части и органов
управления автомобиля ; контроль и регулировку углов развала схождения
передних
колес легкового автомобиля.
Оборудование: Стандартное оборудование
постов на СТОА: Шино-монтажный стенд; Балансировочнй стенд; Вулканизатор;
Двухстоечный подъемник; смотровая яма; Комплект оборудование для регулировки
развала и схождения колес автомобиля.
Содержание
работы:
Задание 1. Выполнить контрольно-диагностический осмотр
ходовой
части и органов управления автомобиля.
Задание 2. Выполнить контроль и регулировку
углов, развала схождения передних колес легкового автомобиля.
Задание 3. Выполнить работу по демонтажу, монтажу шин,
балансировку колес на стендах.
Вопросы по подготовке к
работе:
1.
Назовите основные правила техники безопасности при проведении работ по ТО и
ремонту автомобилей?
2.
Что входит в состав ходовой части легкового автомобиля?
3.
Перечислите основные неисправности, ходовой легкового части автомобиля?
Литература:
1.Кабанов
Е.И. «ТО автомобилей»: Лаб.практикум.-М.:Транспорт,1989.-с88.
2.
Баубек А. «ТО и диагностика автомобилей»: Учебное
пособие/Баубек.-Астана:Фолеант,210.-248.
Задание 3
ТЕМА: ДЕМОНТАЖ И МОНТАЖ ШИН, БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС.
Цель работы:
научить учащихся практическим навыкам в балансировке колес легковых автомобилей,
демонтажа и монтажа шин.
Оборудование рабочего места: станок для балансировки колес модели KWB - 402, стенд для демонтажа и
монтажа шин модели TWC - 401, электровулканизатор 6134, , наконечники для
воздухораздаточного шланга 458М1, комплект инструмента автомеханика, набор
балансировочных грузиков.
Демонтаж и монтаж шин.
Устройство стенда TWC-401:
1- Возвратная пружина
2- Ручка блокировки колонны
3- Поворотный рукав
4- Колонна
5- Колонна
6- Монтажная головка
7- Зажим
8- Поворотный стол
9- Ящик для смазки
10- Регулятор давления
воздуха, стрелочный
индикатор и сборка
устройства смазки.
11- Рукав отжимной лопатки
12- Рукоятка червячного
винта
13- Зажимной цилиндр
14- Ручка отжимной лопатки
15- Отжимная лопатка
16- Педаль управления поворотным
столом
17- Педаль управления
зажимом
18- Педаль управления
отжимной лопатки
19- Рычаг шины
Общие требования техники
безопасности на рабочем месте:
- Во избежание повреждений при
монтаже/демонтаже колес, в особенности легкоплавких дисков, используйте
специальный рычаг шины.
- Для упрощения демонтажа и лучшей
защиты шины и обода смазывайте поверхности между шиной и ободом в месте
прохождения отжимной лопатки.
- Проверяйте шины и обод на
повреждения (искривления, повреждение поверхности чрезмерный износ, коррозия)
перед демонтажем.
- Проявляйте особое внимание на
указание направления вращения на некоторых шинах и дисках.
- При надувании шины следите за
скачками давления.
- Устанавливайте шину только на
обод соответствующих размеров.
- Всегда следуйте указаниям по монтажу/демонтажу
для специфических колес.
Порядок выполнения работы:
Демонтаж шины.
1. Подготовка
- полностью
спустите колесо.
- удалите противовесы и грязь с обода (Рис. 03).
Примечание:
- Смажьте кромку
раствором мыла с помощью
кисти, перед тем
как лопатка коснется кромки (Рис. 04).
2. Поместите шину между отжимной лопаткой и
резиновой подкладкой и
удерживайте лопатку между
кромкой и шиной на расстоянии
около 1 см
от кромки (Рис. 05).
3. Нажмите педаль (18) (Рис.06), чтобы отделить
шину от обода.
- Повторите перечисленные
действия с другой
частью шины, чтобы полностью
отделить шину от обода.
4. Поместите шину на поворотный
стол. Обод с глубоким
ассиметричным вырезом поместите узким вырезом вверх.
- Нажмите педаль(17) (Рис. 07) до конца, чтобы
зажать обод.
Примечание:
- используйте различные зажимы, соответствующие ободу.
¾
В случае зажима с внутренней стороны, соберите
зажимные лапки вместе, установите колесо на
поворотный
стол и нажмите педаль (17), чтобы зажать обод.
5. В случае зажима с внешней стороны (рис. 08),
раздвиньте зажимные лапки, установите
колесо
на поворотный стол и нажмите педаль
(17),
чтобы зажать обод
6. Отодвиньте поворотный рукав и поверните
рукоятку болта (12), чтобы привести колонну в
рабочее положение (Рис.09), установите
расстояние 2~3мм от монтажной головки (Рис.10),
и затем зафиксируйте колонну.
Примечание:
Угол монтажной головки отрегулирован
производителем в соответствии со
стандартным
ободом (15"). Во избежание
повреждения шины при слишком большом
или
малом ободе.
7. Наденьте кромку шины на монтажную головку с
помощью рычага шины (Рис. 11).
8. После установки кромки слегка
нажмите педаль 16
(Рис.12) и поворотный стол начнет вращаться.
Предупреждение:
В случае затруднений при демонтаже,
немедленно остановите работу станка.
Поднимите педаль (16) (Рис.12), чтобы вращать
поворотный стол против часовой стрелки,
чтобы удалить препятствие.
Чтобы во время этой операции
не защемить
шланг, рекомендуется работать только тогда,
когда вентиль находится примерно в 10 см от
монтажной головки (Рис.13).
9. Если шина имеет камеру, ее необходимо удалить.
Поднимите нижнюю кромку шины после удаления
камеры из шины так, чтобы обод с
противоположной стороны попал в прорезь
(Рис.14). Нажмите педаль 17 (Рис.07) чтобы зажимные
кулачки разжались и окончательно удалить шину.
Предупреждение:
Держите руки и другие части тела подальше от
движущихся частей станка. Снимите ожерелья,
браслеты, и не носите свободную одежду при
работе на станке!
Монтаж шины
Примечание:
Убедитесь, что размеры шины и обода
полностью совпадают.
1. Жестко зажмите обод, также как и при демонтаже
шины.
- Используйте раствор мыла для смазки шины и
обода.
- Установите кромку шины на обод, так чтобы
левая сторона шины была сверху. Затем
установите монтажную головку в рабочее положение
(Рис.15).
2. Проверьте взаимное расположение монтажной
головки и обода. Отрегулируйте, если требуется.
- Придавите
шину и поверните поворотный стол по
часовой стрелке, чтобы нижняя кромка шины
попала в паз обода.
- Если требуется установка камеры, проверьте, не
содержит ли камера повреждений. Установите
камеру на обод. Убедитесь, что камера
находится в правильном положении во время
всей процедуры.
- Установите кромку шины на монтажную головку.
Поместите обод под выступающую часть на
конце монтажной головки. Придавите шину как
можно сильнее (Рис.16).
Примечание:
- Нет необходимости каждый раз
регулировать червячный болт, если размер
обода совпадает с размером шины.
- При проведении процедуры демонтажа
держите руки и голову подальше от
области между шиной и рукавом колонки.
Надув шины
Опасно!!!
Надув
может быть очень опасен! Соблюдаете
меры безопасности. Проверьте подключение
сжатого воздуха перед надувом.
Процедура надува шины показана на Рис.17. Станок
оборудован стрелочным индикатором для контроля
давления.
1. Открепите колесо от поворотного стола.
2. Подключите выход пистолета к клапану надува
воздуха колеса.
3. Медленно нажимайте курок пистолета, чтобы
контролировать давление в шине. Давление не
должно превышать 3.5бар.
4. Если давление превышает предел, нажмите
кнопку выпуска воздуха на пистолете, чтобы
сбросить давление.
Предупреждение: Опасность взрыва!
Соблюдаете меры предосторожности!
Производитель не несет ответственности за
причинение вреда в результате несоблюдения
мер предосторожности!
- Убедитесь, что размеры шины и обода полностью
совпадают. Убедитесь, что шина не имеет повреждений или чрезмерного
износа перед надувом.
- Если требуется надув шины при высоком давлении,
удалите шину со станка и производите надув в специальной защитной камере.
- Будьте предельно внимательны при надуве шины.
Держите руки и остальныечасти тела подальше от шины.
Таблица. Диагностические параметры
колес автомобиля
Диаметр обода колеса,
дюйм
|
Допустимые радиальное и осевое биения обода
колеса, мм
|
Допустимые радиальное и осевое биения шины, мм
|
Допустимый суммарный люфт, мм
|
До 15
|
1,5
|
5
|
1,5
|
16—18
|
2,0
|
6
|
1,8
|
19—22
|
3,0
|
8
|
2,0
|
Ремонт камер.
Порядок выполнения работы:
1. Зашероховать поврежденный
участок камеры (размером до 30 мм) на корундовом круге и очистить от пыли;
2. Промазать 1 раз клеем приготовленную заплату из
невулканизированной камерной резины, наложить ее на поврежденное место камеры
и прикатать роликом от середины к краям;
3. Заплату из вулканизированной
резины шерохуют по краю на ширину 40—45 мм, промазывают клеем, просушивают и
обкладывают со стороны, промазанной клеем, полосой сырой камерной резины
шириной 8—10 мм, затем наклеивают на камеру и
прикатывают роликом;
4. Ремонтируемую камеру накладывают заплатой на
рабочую плиту с нагревательным элементом и при помощи нажимного винта и
специальной плитки плотно прижимают к корпусу, создавая давление 0,4—0,5 МПа
(при этом винт удерживается фиксатором );
5.Сигнальная лампа загорается при достижении
температурного режима вулканизации (143° С).
6. Отремонтированную камеру
проверяют на герметичность путем погружения ее в ванну с водой.
7. Отремонтированную камеру монтируют
вместе с шиной. Давление воздуха в камере 0,05—0,1 МПа.
Балансировка колес
Перечень комплекта
наименование балансировочного оборудование
1. Клещи для снятия грузов 1 шт.
2. Кронциркуль 1 шт.
3. Установочные конуса 3 шт.
4. Быстрозажимная фиксирующая
гайка 1 шт.
5. Ходовой винт 1 шт.
6. Набор стандартных грузов 1 шт.
7. Пластиковый конус 1 шт.
8 . Пружина 1 шт.
Операция установки
Для достижения наиболее
точных результатов
балансировки очень важно
правильно
выполнить стандартную операцию
установки
колеса, которая одинакова для
любых типов
колёсных дисков: штампованных
металлических
и легкосплавных.
Порядок проведения
стандартной операции
установки колеса См. Рис. 18.
Рис. 18.
Порядок выполнения работы:
1. Включите станок
KWB-402, два экрана на
панели будут отображать
“850”. Установите
на экранах значения “A”,
и “8.0”
соответственно. См.рис. 19.
рис. 19.
2. Установите
колесо на шпиндель станка при помощи
соответствующего конуса и
закрепите его быстрозажимной
гайкой. См. рис. 20.
Предупреждение:
Вес колеса не должен
превышать 75 кг.
рис. 20.
3. Введите
значение параметра “A”, подведя
измерительное устройство к
верхнему краю
обода и считав
полученное значение.
Используйте кнопки [Up] и
[Down] для
введения величины “A”,
которое
отобразится на экране -
“a”. См. рис. 21.
рис. 21.
4.
Введите значение параметра “B”, измерив
ширину обода
кронциркулем. Используйте
кнопки [Up] и [Down] для
введения
величины “В”, которое
отобразится на
экране - “в”. См. рис. 22.
рис. 22.
5. Введите значение параметра
“D”.
Используйте кнопки [Up] и
[Down] для
введения величины “D”,
которое
отобразится на экране -
“d”. См. рис. 23.
рис.
23.
6.
Нажмите кнопку [START], колесо
раскрутится
и не позднее чем через 7
секунд остановится
автоматически.
См. рис. 24.
Предупреждение:
При наличии у станка
защитного кожуха,
раскрутка колеса
произойдёт
автоматически после
приведения его в
крайнее нижнее положение.
7.
После остановки колеса снимите показания
величин дисбаланса. На
левом экране рис.
24.
отображается дисбаланс
по внутренней
стороне обода, на
правом экране - по
внешней стороне обода.
8.
Прокрутите колесо, следя за индикаторами
на контрольной панели.
Загорание ламп
индикаторов указывает на
достижение
пиковых точек дисбаланса
колеса.
Индикаторы слева
указывают на пиковую
точку дисбаланса
внутренней части обода,
справа – на внешней части
обода..
9.
Установите грузы соответствующего веса
на определённые в процессе
балансировки
места обода.
10.
Необходимо повторить действия с 6 по 9 до
достижения показаний обоих
экранов “00”.
11.
Операция балансировки проведена
успешно. Снимите колесо со
станка.
Задание 1.
ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕ
ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ.
Внешние временные факторы
эксплуатации автомобиля значительно влияют на надежность работы узлов передних
управляемых колес, которые должны обеспечивать безопасность движения и экономичность
в расходе топлива. Резкое увеличение дорожных нагрузок вызывает повышенный
износ подшипников ступиц колес и других сопряженных деталей в соединениях
передней подвески автомобиля, что приводит к нарушению установки и
управляемости передних колес, повышенному износу шин, перерасходу топлива и
снижению устойчивости автомобиля.
Цель работы: научить учащихся
практическим навыкам по выполнению контрольно- диагностического осмотра ходовой
части и органов управления автомобиля.
Оборудование рабочего места: Подъемник, приспособления,
набор инструмента автомеханика.
Порядок выполнения работы:
1.
Проверить крепление дисков колес. Замером
с помощью диаметрического ключа установить степень затяжки гаек крепления
дисков колеса.
2.
Проверить состояние дисков колес. Внешним
осмотром определить наличие трещин, изломов, сколов на дисках. Трещины, изломы,
сколы на дисках не допускаются.
3.
Проверить состояние шин. Внешним осмотром
определить износ рисунка проектора шины, наличие механических повреждений,
давление воздуха в шине. Износы и механические повреждения более установленных
норм не допускаются. Давления воздуха шинах должно быть равным 0,2 л Н/мм2
(2л Г/см2).
4.
Проверить люфт в подшипниках ступицы
колеса. Зазор ( люфт) в подшипниках ступицы колеса проверяют поперечным
покачиванием предварительно вывешенного колеса. Для более точной проверки
колеса необходимо правой рукой покачивать колесо в вертикальной плоскости, а
большой палец левой руки положить на стык регулировочной гайки и упорной шайбы.
5.
Проверить наличие люфта рулевого
управления. Люфт рулевого управления проверяют резким покачиванием рулевого
колеса в обе стороны, наблюдая при этом за перемещением левого переднего
колеса. Допускаемая величина люфта рулевого управления.
6.
Визуально проверить нарушение герметичности
в гидронасосе и силовом цилиндре усилителя рулевого механизма.
7.
Визуально проверить подтекание смазки в
плоскостях разъема деталей, сальниках.
8.
Проверить дисбаланс колес. Проверить
статический дисбаланс колес вращением их и определением момента остановки
колеса.
Задание 2.
ТЕМА: КОНТРОЛЬ И
РЕГУЛИРОВКА УГЛОВ УСТАНОВКИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА
СТЕНДЕ
Цель работы: научить учащихся практическим навыкам в
диагностировании и регулировке углов установки передних колес легковых
автомобилей на современных электрооптических стендах с высокой точностью
измерения выходных параметров и в строгой технологической последовательности
операций.
Оборудование рабочего места:
Специальная
осмотровая канава тупикового типа, подъемное и поворотное устройства,
оптический стенд модели с экранами, комплект инструмента автомеханика, приспособления,
инструмент.
Порядок выполнения работы:
1. Измерение углов
установки передних колес производится с помощью стенда по положению острия
затемненного сектора (светового пятна), проектируемого на ту или иную шкалу
экрана проекторами.
1.1 Для проверки развала колес необходимо закрепить проекторы
на колесах автомобиля с помощью штативов и вывесить подъемником переднюю ось,
направить луч одного проектора на шкалу развала, поворачивая рукой колесо. С
помощью трех регулировочных винтов со звездочками устанавливают проектор в
плоскость вращения колеса, добиваясь минимального, перемещения светового пятна
по шкале. Те же операции производят со вторым проектором, затем опускают колеса
на поворотные круги.
1.2 Для измерения угла
развала
устанавливают колеса для прямолинейного движения, направляя луч одного
проектора на верхнюю шкалу и перемещая экран, подводят ее нулевое деление к
острию затемненного сектора светового пятна. Затем поворачивают проектор вниз,
направляя световое пятно на нижнюю шкалу развала, и по ее делению определяют
развал одного колеса. Аналогичным способом определяют развал второго колеса.
Полученные данные сверяют с нормативными (см. табл.1) и производят регулировочные работы. Для проверки
схождения колес одно из них ставят так, чтобы острие конца Светового пятна от
проектора, отразившись от зеркал экрана, расположилось против нулевого деления
шкалы того же проектора. Направляя луч второго проектора на зеркало второго
экрана, измеряют по положению острия затемненного конуса на шкале этого
проектора схождение колес. Полученные данные сверяют с нормативными и
производят регулировочные работы.
Соотношение поворота колес
определяют при повороте одного из них, например правого вправо на 20°.
Затемненный конус пятна проектора этого колеса должен расположиться на вертикальной
линии (отметка 20°) верхней правой шкалы. По положению пятна второго проектора
на левой верхней шкале второго (левого) экрана определяют поворот левого колеса
и соотношение поворота обоих колес. Так же определяют соотношение поворота
колес при повороте левого колеса на 20°.
Для проверки поперечного и
продольного углов наклона шкворня правого колеса устанавливают последнее в
прямое положение (схождение равно нулю). Затем поворачивают это колесо влево
на 20°, т. е. до совмещения светового пятна с верхней левой отметкой 20° на
экране. Поворачивая проектор на оси и перемещая правый экран, подводят пятно
на верхний крест экрана. Затем поворотом проектора опускают пятно вниз на
нижнюю шкалу и считывают значение угла у. Перемещая экран и поворачивая проектор,
направляют луч на крест отметки 20°. Закрепляют проектор в этом положении на
его оси винтом.
Поворачивают правое колесо
на 40° вправо до совпадения светового пятна с вертикальной правой отметкой 20°
и по угловой вертикальной шкале считывают значение поперечного наклона
шкворня правого колеса. Устанавливают пятно на верхнюю шкалу на значение угла,
равного углу у, перемещением экрана и поворотом проектора. Опустив пятно на
угловую шкалу, считывают значение продольного наклона шкворня правого колеса.
Выполняя аналогичные
операции по левому колесу, определяют поперечный и продольный углы наклона
левого шкворня.
Чтобы определить
правильность взаимного положения осей автомобиля, устанавливают передние колеса
в прямое положение; на задних колесах закрепляют штативы с линейками. Поворачивают
проекторы, закрепленные на передних колесах, на 180° и направляют световые пятна
на линейки, считывают с них получаемые значения. По разности этих значений на
левом и правом задних колесах оценивают взаимное положение осей автомобиля.
Полученные данные сверяют с
нормативными (см. табл. 1) и определяют техническое состояние углов поворота и
наклона шкворней и непараллельность осей.
2. Регулировочные
операции. Схождение передних колес легкового автомобиля ГАЗ-3110 «Волга»
регулируется изменением длины любой из боковых тяг (рис.1). Для этого
необходимо отпустить два болта 1 стяжных хомутов регулировочной трубки 2, вставить в отверстие бородок и поворачивать ее до
получения необходимого схождения. Затянуть стяжные болты моментом 15—18 Н-м.
Развал колес и угол наклона
шкворня (поочередно для правого и левого колес) регулируются при помощи
регулировочных прокладок 2. Для этого необходимо ослабить гайки 1 и болты крепления оси верхних
рычагов передней подвески, затем путем подбора необходимого количества
регулировочных прокладок 2 получить необходимый развал и угол наклона
шкворня. Затянуть болты , а затем болты 1 моментом 50—60 Н-м
Примечание. При регулировке
развала колес и углов наклона шкворня нарушается схождение колес, поэтому их
надо восстанавливать после каждой регулировки этих величин.
Рис. 1. Регулировка схождения передних колес автомобиля
ГАЗ-3110
По окончании работы учащиеся оформляют отчет
по содержанию работы, заполняют накопительную карту измерений.
Таблица 1. Изменение параметров,
элементов автомобилей ГАЗ-З110
Параметры технического
состояния
|
Значения параметров
|
минимальное
|
макси
мальное
|
среднее
|
норматив
ное
|
Давление воздуха в шинах,
кгс/см2
|
|
|
|
|
передних колес
|
0,98
|
2,45
|
1,8
|
1,771
|
задних колес
|
1,45
|
2,93
|
2,06
|
1,7+1
|
Схождение колес, мм
|
7
|
+10
|
3,4
|
1,5-3 ,0
|
Дисбаланс колес, гс-см
|
20
|
200
|
118,5
|
10
|
Биение колес, мм
|
0,26
|
5,03
|
1,84
|
1,2
|
Перекос осей, мм
|
0
|
12
|
2,57
|
0
|
Суммарный люфт рулевого колеса,
град
|
6
|
20
|
11.5
|
10
|
в элементах рулевого привода,град
|
3
|
7
|
4,9
|
4
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.