Главная / Химия / Открытое заседание НОУ "Биохимик"

Открытое заседание НОУ "Биохимик"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 4 г. Новый Оскол

Белгородской области»










"Оценка качества пищевых продуктов"

(заседание НОУ «Биохимик»)











Подготовила: учитель химии

Горкаева Татьяна Юрьевна





















Новый Оскол, 2014 г.

Тема занятия "Оценка качества пищевых продуктов".


Цель занятия НОУ: популяризация молока и меда как природного продукта; повышение мотивации ответственного отношения молодежи к своему здоровью как главной ценности жизни.


Вступительное слово учителя


Что полезно –

Всем известно?

Я ответ найду легко.

На моей любимой чашке

Нарисованы ромашки,

Ну а в чашке….

Конечно же, сегодня речь и пойдет о молоке


Учитель: В одной английской школе провели эксперимент. Часть мальчиков, кроме обычной порции молока стала получать дополнительную. Педагоги следили, чтобы ребята это молоко обязательно выпивали. Спустя три года на медицинском осмотре выяснилось следующее: школьники, получавшие ежедневно дополнительно стакан молока, значительно обогнали своих сверстников в весе и росте. В среднем каждый из них прибавил по три килограмма. Этот опыт ещё раз подтверждает исключительную высокую биологическую ценность молока для развивающего организма.


Устный журнал "История молока".

На территории Европы стали держать стада для получения не только мяса, но и молока. В те времена человеческий организм ещё не мог переваривать молочный сахар. Но со временем у нас появился ген, ответственный за расщепление лактозы (молочный сахар, содержащийся в молоке).

Молоко издавна высоко ценили за его питательные свойства и даже считали лечебным продуктом. Великий врач древности Гиппократ назначал молоко при туберкулёзе и нервных расстройствах. А другой врач Авиценна считал его незаменимым продуктом для маленьких и пожилых людей.

В богатых семьях считалось, что молоко полезно пить только детям и старикам. А вот в крестьянских семьях молоко и, приготовленные из него масло и творог, были основными и ценными продуктами питания. Эти продукты любовно называли "белым мясом". В то же время молоко применяли для лечения нервных болезней, проблем с желудком, и в качестве противоядия.

Молоко считается важнейшим продуктом питания. На полках магазинов есть молоко с добавлением йода, железа или витаминов, обезжиренное, топлёное, цельное. Выбрать этот напиток можно на любой вкус и для любого желудка.

Молоко - уникальный продукт по пищевой и биологической ценности, усвояемости и значению для организма. Академик Иван Петрович Павлов назвал молоко изумительной пищей, приготовленной самой природой. Действительно, молоко и молочные продукты содержат все необходимые для организма пищевые вещества.

Каждый ребёнок, появившись на свет, питается только молоком. В молоке свыше двухсот полезных веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, органические кислоты, лактоза (молочный сахар) и другие компоненты.

Издавна человек замечал полезные свойства молока. Оно является незаменимым лекарством от многих болезней. Например, молоко рекомендуют употреблять при заболеваниях нервной системы, для улучшения состава крови. Молоком можно лечат кашель, бронхит, астму. Если у вас бессонница, то можно выпить немного подслащённого молока, и вы уснете. В другом случае молоко может и взбодрить, если выпить его с утра. При раздражительности и нервозности молоко просто необходимо!

Дыхательная и пищеварительная система работают отлично, если человек пьет молоко. А если вы хотите быть умным и интеллектуально развитым человеком, то молоко должно стать вашим другом. Благодаря содержанию полезных веществ в молоке, его прописывают многим больным, даже в борьбе с такой страшной болезнью, как туберкулез.


Слово представляется нашим гостям – учащимся 4 класса


С детства пью я молоко,
В нем и сила, и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам -
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Молоко всем помогает:
Зубы, десны укрепляет!
Чувствуешь себя легко,
Если пьешь ты молоко!


Первый ученик.

Поговорить о молоке
Нам хочется ребята,
И о полезности его
Нам забывать нельзя!


Второй ученик.

Молоко - продукт полезный,
Очень вкусный - всем известно.
Я скажу вам от души:
"Лучше пищи не ищи."


Третий ученик.

В нём есть белки, жиры и соли,
Витамины и кислоты.
Пейте молоко вы вволю -
Со здоровьем не будет заботы!


Четвёртый ученик.

В нём лактоза - молочный сахар,
Много кальция, магния, фосфора.
Молоко, как Великий Знахарь,
С ним не нужен вам будет доктор!


Пятый ученик.

Молоко полно элементами,
Здесь и микро- и макрочастицы.
Помогает бороться с болезнями,
Помогает всем нам учиться.

Учитель: А теперь давайте проведем исследования и определим, какие вещества входят в состав молока

Исследование состава молока

Инструктаж по технике безопасности

Работа с инструктивными картами (Приложение 1)

После работы учащиеся делают вывод о составе школьного молока


Учитель: Следующее исследование мы посвящаем другому продукту.

Любимый многими продукт
Легко заменит сладкий фрукт.
Что силу, молодость даёт?
Конечно, вкусный лекарь - мёд!


Устный журнал «Мед как продукт питания»

Наши далёкие предки с древних времён знали и умели ценить полезность мёда и перги. В природе нет более уникального продукта, чем мёд. Превосходство его над всеми и вся объясняется просто – это приготовленная самой природой композиция ценнейших веществ, которые попадают в кровь сразу из пищеварительного тракта, то есть организм не расходует свои силы и ресурсы на переработку данного продукта. Вот почему он быстро помогает истощённым, изнурённым ослабленным людям и дает энергию и долголетие здоровым. Благодаря этим свойствам его включают в рацион водолазов-глубоководников, лётчиков сверхзвуковых самолётов, где люди испытывают колоссальные перегрузки.   Первый педиатр Рима Соран Эфесский, живший во II веке, рекомендовал мед новорожденным детям, считая, что он повышает аппетит и полезен для желудка и для кишечника. В Испании мед добавляют к заменителям женского молока для сохранения здоровья грудничков и преждевременно рожденных, а также страдающих гипохромной анемией и желтухой детей. Под влиянием меда наблюдается прибавка массы ребенка и увеличение гемоглобина в крови, отмечается хорошая усвояемость пищи и благоприятное влияние на кишечную микрофлору. В Испании существует более 100 наименований детского питания с медом

Состав меда

В состав меда входит около 300 различных веществ, в том числе 65-80% углеводов, 20% воды и 7 -15% других веществ. Главные составные части натурального меда - глюкоза (30-39%) и фруктоза (33-43%). Они имеют наибольшее значение для человека как энергетические компоненты пищи и практически без предварительной переработки в пищеварительной системе сразу всасываются в кровь.

Витамины в меде

Витамины в меде имеют огромное значение, так как находятся в сочетании с другими весьма важными для организма веществами (углеводы, минеральные соли, органические кислоты) . Содержание витаминов в меде зависит от примеси к нему цветочной пыльцы. Установлено, что удаление цветочной пыльцы из меда приводит к почти полному отсутствию в нем витаминов.

Мёд повышает выносливость к различным неблагоприятным факторам внешней среды, включая проникающую радиацию, повышает устойчивость к различным ядам, улучшает умственную и физическую работоспособность, способствует восстановлению сил при утомлении, оказывает омолаживающее действие и способствует долголетию. 


Из истории использования меда

  • Китайские манускрипты гласят: «Мёд оздоравливает все внутренние органы, порождает силу, снижает жар. Длительное его употребление укрепляет волю, придаёт легкость телу, сохраняет молодость, продлевает годы жизни».

  • Древние врачеватели заметили, что мёд делает людей цветущими. Восточные трактаты относят мёд к продуктам питания и лекарствам, которые не вызывают побочных явлений.

  • Авиценна в своем труде записал: «мёд придаёт бодрость, способствует пищеварению, возбуждает аппетит, сохраняет молодость, восстанавливает память». Он так же считал, что людям в возрасте старше 45 лет необходимо систематически употреблять мёд, особенно с грецкими орехами.

  • В Японии мёд называют золотым чудом, которое способствует красоте и здоровью человека.

  • Древняя китайская фармакопея расценивает мёд как средство для омоложения и продления жизни. В их древнем труде сказано, что «длительное применение мёда – закаливает волю, облегчает тело, сохраняет молодость, удлиняет жизнь».

  • Письменные источники древнеиндийской медицины содержат высказывания об уникальности продуктов пчёл. В них сказано, что продлить активную жизнь человека до 100 лет и более можно при помощи эликсиров и диеты, в состав которых входит мёд.

  • Великий математик и мыслитель Пифагор утверждал, что достиг преклонного возраста, с сохранение работоспособности и ясности ума благодаря тому, что употреблял мёд.

  • Демокрит (прожил 107 лет) говорил: «Если будешь орошать внутренности мёдом, а наружность маслом, будешь жить долго, сохраняя здоровье».

  • Гиппократ прожил 109 лет, он питался исключительно растительной пищей и мёдом. Потомственные пчеловоды всегда отличались завидным здоровьем, рассудительным умом и продолжали трудиться с пчёлами до глубокой старости


Учитель: Предлагаю также провести качественный состав меда


Исследование состава меда

Инструктивная карта (Приложение 2)

После исследования учащиеся делают выводы о составе школьного меда

Учитель: Объясните, почему из большого ассортимента пищевых продуктов, мы выбрали для исследования молоко и мед.

Предположительные ответы учащихся…….

Заседание нашего НОУ закончилось.





















Приложение 1

Инструктивная карта по определению качества молока

Практическая работа «Определение качества молока»

1. Определение органолептических свойств молока.

1) Определение цвета молока: налить в стакан 50-60 мл молока. Поднести к стакану белый лист бумаги и сравнить образцы.

2) Определение консистенции молока: налить его в пробирку до середины объёма. Закрыть пробирку и слегка встряхнуть её, чтобы намокли стенки. Дать молоку стечь в течение 1-2 минут.

3) Определение запаха молока: налить в пробирку молока чуть больше половины её объёма, закрыть пробкой. Затем энергично взболтать и понюхать молоко. Запах определяется многократными короткими вдыханиями.

4) Определение вкуса молока: налить в стакан 10-20 мл молока. Затем взять глоток молока в рот, и держать его некоторое время.


2. Определение наличия посторонних примесей в молоке

Цель: определить наличие примесей в молоке

Оборудование и реактивы: пробирки, стеклянные палочки, уксусная кислота..

   Налить в пробирку молока. В молоко добавить несколько капель уксусной кислоты. Появление в молоке пузырей указывает на наличие примесей.


3. Определение наличия крахмала в молоке

Цель: определить наличие крахмала и содержащих его веществ в молоке.

Оборудование и реактивы: пробирки с молоком, раствор йода.

  Налить в пробирку 5-10 мл молока. Добавить в пробирку несколько капель раствора йода. Молоко с добавлением крахмала синеет, а чистое молоко желтеет.


4. Определение степени разбавленности молока

Цель: определить степень разбавленности молока.

В хорошо размешанное молоко погрузить стеклянную палочку толщиной в тонкий карандаш и приставшую каплю осторожно опустить на кусок фильтровальной бумаги, так чтобы капля имела, возможно, меньший объём, была сильно выпукла и походила бы формой на половинку мелкой горошины. Таких капель опускают на бумагу от 5 до 6. на некотором расстоянии друг от друга и оставляют в покое при комнатной температуре. Фильтровальная бумага постепенно всасывает воду и вокруг каждой капли образуется влажное кольцо. Если молоко не разбавлено водой, то кольцо вокруг капли будет очень узенькое и высыхает спустя полтора или два часа. Напротив, чем шире кольцо и чем быстрее оно высыхает, тем большим количеством воды разбавлено молоко.


5. Определение белка казеина в молоке

Цель: определить наличие белка в молоке.

Для обнаружения казеина необходимо взять 20 мл молока, затем приливают столько же воды и несколько капель уксусной кислоты для свертывания молока. При этом казеин сворачивается и образуется творожистый осадок (творог). Натяните на второй стакан марлю, сложенную в четыре слоя. Отфильтруйте через нее казеин. Собранный в марле казеин немного отожмите над стаканом. Промойте его через марлю под струей воды. Немного казеина поместите в пробирку. Проведите качественную реакцию на белок с гидроксидом меди (II). Добавьте в пробирку с казеином 2 мл раствора гидроксида натрия и 5 капель раствора сульфата меди (II) и перемешайте. Цвет раствора должен измениться на розовато-фиолетовый.

6.Обнаружение молочного сахара

Цель: определить наличие молочного сахара в молоке.

Фильтрат во втором стакане содержит лактозу и уксусную кислоту. Чтобы нейтрализовать кислоту, добавляйте понемногу мел и перемешивайте содержимое стакана стеклянной палочкой до тех пор, пока не перестанет выделяться углекислый газ. К 2 мл фильтрата прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия и перемешайте. Туда же прибавьте 5 капель раствора сульфата меди (II) и нагревайте, образуется осадок морковного цвета – реакция медного зеркала.


Приложение 2

Инструктивная карта по определению качества меда

Практическая работа «Определение качества меда»

Цель работы. Проверить качество меда простыми и доступными способами, которые можно использовать в домашних условиях.

Инструкция к практической работе

этапа

Действия

Наблюдения

1

Опустите в выданный вам образец меда кусочек хлеба, а через 5 мин достаньте его. Что произошло с хлебом (затвердел, размягчился, расползся)?

 

2

Попробуйте мед на вкус, подержите его несколько секунд во рту.
Опишите свои ощущения (першение, раздражение слизистой полости рта и т.д.)

 

3

Зачерпните мед ложкой, прокрутите ее и посмотрите, как он стекает – каплями или вязкой лентой.
Что образуется на поверхности меда: горка или впадина?

 


Способы определения водности мёда.

Способ определения водности мёда, известный в народе с давних пор.

Возьмите химический карандаш с неостро заточенным грифелем и фильтровальную бумагу (или промокательную бумагу), карандаш заточить так чтобы линия, которую он оставляет на бумаге, была бы, что называется, "жирной". Окуните плохо заточенный конец химического карандаша в капельку меда на 15-20 секунд, а затем проведите им по листку заранее приготовленной бумаги и понаблюдайте секунд 5-10. Если в мед, который вы тестируете, сахар не добавляли, то линия на бумаге будет черного цвета, как от простого карандаша, и с ней за время проведенного эксперимента ничего не произойдет. В том же случае, если в мед добавляли сахар, с линией произойдет следующая метаморфоза: она примет фиолетовую чернильную окраску и расплывется широкой полосой. Значит, содержание воды в меде превышает норму.



Определение примесей в меде.

Опыт 1 «Обнаружение примесей крахмала или муки»

Взять 5мл. водного раствора меда и добавить 3-5 капель йода.

Если наблюдаем синее окрашивание, значить примеси крахмала имеются.

Опыт 2 « Обнаружение примесей мела»

Взять 5мл. водного раствора меда и добавить 3-5 капель соляной кислоты.

Если наблюдаем выделение газа, значить примеси мела имеются.

Опыт 3 «Обнаружение примесей сахара».

Взять 5мл. водного раствора меда и добавить раствор AgNO3 .

Если наблюдаем выпадение осадка белого цвета, значить примеси сахара имеются. В чистом меде осадка не будет.







Открытое заседание НОУ "Биохимик"
  • Химия
Описание:

Тема  занятия "Оценка качества пищевых продуктов".

Цель занятия НОУ: популяризация молока и  меда как природного продукта; повышение мотивации ответственного отношения молодежи к своему здоровью как главной ценности жизни.
В ходе занятия учащиеся при использовании, теоретического и практического материала, определяют ценность таких пищевых продуктов как молоко и мед.
Практическая работа проводимая в ходе заседания, дает возможность проверить качество молока и меда простыми и доступными способами, которые можно использовать в домашних условиях.

 

Автор Горкаева Татьяна Юрьевна
Дата добавления 28.01.2015
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 521
Номер материала 55181
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓