Главная / Начальные классы / Открытое занятие "Шахматы в школе"

Открытое занятие "Шахматы в школе"

Открытое занятие кружка «Шахматы»

Цель: повторение базовых знаний, связанных с шахматной игрой;

закрепление полученных знаний с помощью дидактической игры;

развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления.

Оборудование: демонстрационная доска, шахматные фигуры, диск с презентациями, проектор, нетбуки для учащихся

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Учитель представляет детей гостям, рассказывает о программе, по которой обучаются дети.

  1. Информация о возникновении шахмат (для гостей)

Прообразом шахмат послужила игра чатуранга, которая появилась на северо-западе Индии в начале 6в.н.э..Но в современные шахматы играют двое, а в чатурангу играли четверо («чатуранга» так и переводится-4 армии). При игре использовали игральные кости. Примерно через 100 лет после изобретения чатуранги о ней узнали арабские купцы и завезли приглянувшуюся им забаву к себе на родину. Арабы изменили правило, оставив 2х игроков вместо 4х и поменяв некоторые ходы фигур. Новая игра получила название «шатрандж». На Руси «шатрандж» появился где-то в 8-9 веке. Игра пришла к нам через Персию со среднеазиатским названием «шахмат» (король умер), позднее славяне переделали это слово в «шахматы», изменив некоторые правила игры ( например, придумали рокировку, у арабов ферзь был самой слабой фигурой, а в современных шахматах он превосходит по силе ладью и слона, вместе взятых).

  1. Домашнее задание.

Дети проводили исследование. «Десятка лучших шахматистов мира»

  1. Логическая разминка.

А) Шахматная игра встречается во многих литературных произведениях. Гарри Поттеру удалось пройти через волшебную комнату, благодаря умению играть в шахматы. Отгадайте, о каких литературных героях идет речь.

- Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом?

- Знаменитый джин, друг Вольки, большой поклонник шахматной игры.

- Человечек из театра Карабаса Барабаса, весь клетчатый как шахматная доска.

- Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам по шахматам сеанс одновременной игры.

- Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье.

Б) Игра «Да-нет».

- на шахматной доске есть только диагонали

- на шахматной доске есть вертикали

- центр шахматной доски состоит из 4х полей

- конь ходит буквой П

- пешка может превратиться в другую фигуру

- от шаха есть защита

-в вертикали больше полей чем в горизонтали

-черный ферзь бьет черную фигуру

-первый ход делают белые

- мат конец игре

В) Ребусы.

- какие шахматные фигуры спрятались в словах КОНЬКИ, СПЕШКА, ОЛАДЬИ, ЗАСЛОНКА.

- вычеркни все одинаковые буквы из слов БАС, БАЛ, КОН, БАК и из оставшихся букв назови шахматную фигуру (СЛОН)

- КОФЕ – КО + ГРЯЗЬ – ГЯ =

Г) Игра «Рифма-обманщица»

- Знают Пашка, Иришка и Кешка

Нет фигуры важнее, чем …

- Буквой Г он ходит браво

И налево, и направо,

Ту фигуру знаю я

И зовут ее ….

- Знает любой в нашей квартире

Ферзей на доске ровно …..

- Советую запомнить всем

Полей в горизонтали ровно ….

  1. Повторение правил шахматной игры, хода каждой фигуры.

  2. Презентация «Начальное положение шахматных фигур».

  3. Шахматная партия «Бой с динозаврами», используя нетбуки.

  4. Итог занятия. Презентация о теме следующего занятия «Шахматная нотация».





Открытое занятие "Шахматы в школе"
  • Начальные классы
Описание:

Открытое занятие кружка «Шахматы»

Цель:  повторение базовых знаний, связанных с шахматной игрой;

           закрепление полученных знаний с помощью дидактической игры;

           развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления.

Оборудование: демонстрационная доска, шахматные фигуры, диск с  презентациями,  проектор, нетбуки для учащихся

Ход занятия.

1.      Организационный момент.

Учитель представляет детей гостям, рассказывает о программе, по которой обучаются дети.

2.      Информация о возникновении шахмат (для гостей)

Прообразом шахмат послужила игра чатуранга, которая появилась на северо-западе Индии в начале 6в.н.э..Но в современные шахматы играют двое, а в чатурангу играли четверо («чатуранга» так и переводится-4 армии). При игре использовали игральные кости. Примерно через 100 лет после изобретения чатуранги о ней узнали арабские купцы и завезли приглянувшуюся им забаву к себе на родину. Арабы изменили правило, оставив 2х игроков вместо 4х и поменяв некоторые ходы фигур. Новая игра получила название «шатрандж». На Руси «шатрандж» появился где-то в 8-9 веке. Игра пришла к нам через Персию со среднеазиатским названием «шахмат» (король умер), позднее славяне переделали это слово в «шахматы», изменив некоторые правила игры ( например, придумали рокировку, у арабов ферзь был самой слабой фигурой, а в современных шахматах он превосходит по силе ладью и слона, вместе взятых).

3.      Домашнее задание.

Дети проводили исследование. «Десятка лучших шахматистов мира»

4.      Логическая разминка.

А) Шахматная игра встречается во многих литературных произведениях. Гарри Поттеру удалось пройти через волшебную комнату, благодаря умению играть в шахматы. Отгадайте, о каких литературных героях идет речь.

- Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом?

- Знаменитый джин, друг Вольки, большой поклонник шахматной игры.

- Человечек из театра Карабаса Барабаса, весь клетчатый как шахматная доска.

- Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам по шахматам сеанс одновременной игры.

- Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье.

Б) Игра «Да-нет».

- на шахматной доске есть только диагонали

- на шахматной доске есть вертикали

- центр шахматной доски состоит из 4х полей

- конь ходит буквой П

- пешка может превратиться в другую фигуру

- от шаха есть защита

-в вертикали больше полей чем в горизонтали

-черный ферзь бьет черную фигуру

-первый ход делают белые

- мат конец игре

В) Ребусы.

- какие шахматные фигуры спрятались в словах КОНЬКИ, СПЕШКА, ОЛАДЬИ, ЗАСЛОНКА.

- вычеркни все одинаковые буквы из слов БАС, БАЛ, КОН, БАК и из оставшихся букв назови шахматную фигуру (СЛОН)

-  КОФЕ – КО + ГРЯЗЬ – ГЯ =

Г) Игра «Рифма-обманщица»

- Знают Пашка, Иришка и Кешка

  Нет фигуры важнее, чем …

- Буквой Г он ходит браво

   И налево, и направо,

   Ту фигуру знаю я

   И зовут ее ….

- Знает любой в нашей квартире

  Ферзей на доске ровно …..

- Советую запомнить всем

   Полей в горизонтали ровно ….

5.      Повторение правил шахматной игры, хода каждой фигуры.

6.      Презентация «Начальное положение шахматных фигур».

7.      Шахматная партия «Бой с динозаврами», используя нетбуки.

8.      Итог занятия. Презентация о теме следующего занятия «Шахматная нотация».

 

 

 

Автор Петрова Галина Геннадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 554
Номер материала 22246
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓