Главная / Начальные классы / Открытие мира младшими школьниками на уроках окружающего мира. 1 класс

Открытие мира младшими школьниками на уроках окружающего мира. 1 класс

ОТКРЫТИЕ МИРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

7-8 лет – это возраст, когда дети готовы к открытию мира. Они хотят учится, но учиться активно, интересно. Учитель стремится создавать все необходимые условия, чтобы на уроке рождались открытия.

Каждый педагог знает, как важен чувственный опыт младшего школьника для успешного познания мира и как важна в начальной школе работа по дальнейшему совершенствованию сенсорных процессов. Известно, что чувственные восприятия, хотя еще весьма «смутные», образуются у ребенка с первых дней его жизни: он смотрит, слушает, осязает, ощущает вкус, запах, холод и жару. Но чтобы эти пока «смутные» ощущения поднялись до четких представлений, а затем и понятий, их нужно выстроить в определенные системы, связать с мышлением, речью. Это одна из самых главных задач процесса ознакомления младшего школьника с окружающим миром, потому что нельзя построить изучение окружающего мира только на чувственных образах, в этом случае обучение будет проходить, как говорят психологи, «на созревших плодах». Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его объектами, младший школьник должен приобретать не только богатый чувственный опыт, у него должны развиваться универсальные умения познавательной деятельности (анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы), т. е. то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Именно это дает скачок в развитии логического мышления, связной речи, способности рассуждать, создавать новое, импровизировать.

С большой увлеченностью я вместе со своими учащимися работаю на уроках окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова (программа «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, 1 класс). Этот предмет соединяет науку и искусство, путешествие и сказку, тайны и секреты, трудности и проблемы.

Уроки окружающего мира в течение первого месяца провожу в виде экскурсий в школьном дворе. Начинаю развивать интерес учащихся к природе, наблюдениям, учу сравнивать факты, явления и делать выводы. Одна из первых экскурсий так и называется «Что у нас над головой?». Обращаю внимание учащихся на яркое голубое небо и учу их разглядывать в плывущих облаках образы разных животных.

Представленный ниже урок является вторым по этой теме. По цели организации - урок закрепления и совершенствования знаний (интегрированный урок с элементами технологии).

Тема урока: «Что у нас над головой?»

Цель: формировать обобщенные знания детей о Солнце, облаках.

Задачи урока:

Образовательная:

Уточнить знания детей о дневном и ночном небе.

Закрепить элементарные сведения о Солнце и облаках.

Начать обучение распознаванию природных объектов.

Показать детям красоту ночного неба.

Развивающая:

Развивать представления о форме и размерах предметов.

Развивать у детей речь, память, кругозор, эмоциональную сферу, творческие возможности, мелкую моторику руки.

Разбудить познавательную потребность детей, их любопытство.

Воспитательная :

Воспитывать любовь и интерес к окружающему миру, аккуратность, доброжелательность.

Оборудование:

  1. Картинки Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи – героев учебника.

  2. Карточки с загадками.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Презентация к уроку.

  5. Клип к песне «Облака – белогривые лошадки».

  6. Бархатная синяя (голубая) бумага.

  7. Вата.

  8. Вылепленные из пластилина фигуры разной формы и цветов, в том числе разноцветные шарики, среди которых есть желтый.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Органиционный момент - 1 мин.

  2. Постановка цели - 1 мин.

  3. Проверка домашнего задания и актуализация знаний - 3 мин.

  4. Воспроизведение учащимися ранее полученных знаний в новых ситуациях - 21 мин.

  5. Обобщение и систематизация знаний - 3 мин.

  6. Контроль усвоения изученного - 5 мин.

  7. Рекомендации для занятий в семье - 1 мин.

















ХОД УРОКА

Содержание урока

Методическое обоснование

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня наш урок необычный. У нас гости. Может быть, кто-то волнуется, но вы ребята способ-ные, умные , и у нас все получится. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

  1. Постановка цели.

Муравьишка, заходи,

В класс скорее проходи!

Ты за парту с нами сядь

И открой свою тетрадь.

На вопросы отвечать

Мы начнем сейчас опять.

А вопрос наш не простой:

Что у нас над головой?

На предыдущем уроке мы с вами начали отвечать на этот вопрос. Сегодня продолжим.

  1. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

К нам в гости пришла Мудрая Черепаха, чтобы проверить, какие вы внимательные, умные, догадливые. Она хочет загадать вам загадку:

Голубая простыня весь свет покрывает. (небо)

- Что можно увидеть на небе днем? (облака, солнце)

- Кто наблюдал за облаками? Расскажите.

- Какие облака нарисовали в рабочей тетради?

Мудрая Черепаха предлагает нам совершить сегодня путешествие на самолете, чтобы ближе познакомиться с облаками и другими объектами.

4. Воспроизведение учащимися ранее полученных знаний в новых ситуациях.

У.: К полету приготовиться!

Д.: Есть приготовиться! (Дети встают)

У.: Пристегнуть ремни!

Д.: Есть пристегнуть ремни! (Имитируют движение)

У.: Завести моторы!

Д.: Есть завести моторы!

У.: К старту готовы?

Д.: Готовы! (Стоят на месте)

У.: 5,4,3,2,1...

Д.: Пуск! (Хлопают в ладоши, садятся)

Мы взлетаем. Самолет поднимает нас в небо.А у Мудрой Черепахи еще есть загадка.

Небо – синяя река,

Островки в ней … (облака)

Итак, мы поднимаемся на высоту 2 км. И видим эти облака. На что они похожи? Как называются?

(Кучевые облака)

Именно на этой высоте образуются грозовые облака.

Затем учитель от имени Муравья Вопросика рассказывает, как однажды тот летал на облаке. Учитель спрашивает: «Верите ли вы Муравьишке? Могло ли это быть на самом деле?»

Обсуждая с учителем эти вопросы, дети вспоминают, что облако — это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды и поэтому летать на нем можно только в сказке.

Молодцы. Набираем скорость, поднимаемся еще выше на 3-5 км. И перед нами уже другой вид облаков. Как они называются? Что напоминают?

(Слоистые облака)

Какие облака еще можно встретить?

(Перистые)

Они образуются еще выше, где холоднее, и состоят из льдинок.

А на высоте 20-100 км образуются «светящиеся» облака. Но увидеть их можно только на восходе или закате солнца.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт. ( солнце)

С чем сравнивается солнце в загадке? (Огонь, фонарь, пекарь).

Мудрая Черепаха предлагает найти на учительском столе модель Солнца (разложены вылепленные из пластилина фигуры разной формы и цветов, в том числе разноцветные шарики, среди которых есть желтый) и объяснить, почему именно эту модель выбрали.

Ученик: Солнышко-весёлышко,

Ты такое теплое!

Солнышко-весёлышко,

Ты такое доброе!

Почему же, хоть чуть-чуть,

На себя не дашь взглянуть?

М. Пляцковский

Ребята, как вы думаете, почему? Что представляет из себя солнце? (Огромный раскаленный шар, оно очень яркое. На него можно смотреть только через темные очки.)

Правильно.

Существует легенда об Икаре. Может быть кто-то слышал?

Много лет томился в заточении на Крите великий художник, скульптор и строитель Дедал. Царь Минос не хотел, чтобы мастер строил великолепные дворцы для какого-то другого царя, и поэтому не отпускал его. Думал-думал Дедал, как вырваться из плена, и наконец придумал. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла – для себя и своего сына Икара.

И вот настало утро, когда отец и сын покинули остров.

- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.

Но Икару по душе был вольный полёт. Ему захотелось подняться высоко-высоко, к самому солнцу!

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, рассыпались перья. Напрасно махал Икар руками – ничто больше не удерживало его в воздухе. Он стремительно упал и исчез в глубине моря...

Но люди узнали об этом смелом полёте, и тоже захотели покорить воздух. Прошло много веков – и им это удалось!

Вот такая легенда.

А можем ли мы долететь до солнца?

Солнце находится очень-очень далеко.До него долететь невозможно.

А сейчас отгадайте загадку:

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером. (Ночь)

Муравьишка приготовил для вас вопрос:

- Какого цвета небо ночью?

- Что можно наблюдать на небе ночью? Отгадайте загадки:

Раскинут ковёр,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни гороху не собрать. (звёзды на небе)


Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (Луна – месяц)

А теперь немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В небе плавает Луна, (наклоны рук над головой)

В облака зашла она.

1,2,3,4,5 - (Хлопки руками)

Можем мы Луну достать. (тянемся вверх)

6.7,8,9,10 – (хлопки над головой)

И пониже перевесить.

10,9,8,7 – (ходьба на месте)

Чтоб Луна светила всем.


Что вы можете рассказать о ночном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное)

- А что образуется из звезд? (Созвездия)

- С каким созвездием мы знакомились на прошлом уроке? (Созвездие Большой Медведицы)

Созвездие названо Медведицей.Но у медведя маленький хвост. А у созвездия большой. Кто помнит почему?

У этой медведицы хвост стал таким, потому что ее тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из древних сказок-легенд. Оказывается, это не просто медведица, а заколдованная красавица по имени Каллисто. Злая волшебница превратила ее в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас ее — схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие».

Обратите внимание на то, что самые яркие звезды этого созвездия образуют фигуру, которая напоминает… Что же? (Дети высказываются, фигура напоминает ковш.) Сколько ярких звезд в этом созвездии? (7)

На небе обычно трудно разглядеть все звезды Большой Медведицы, зато семь ярких звезд ковша всегда хорошо видно.

После этого желающим (2-3 учащихся) предлагается выйти к доске и попробовать нарисовать ковш Большой Медведицы. Другие дети проверяют, сколько звезд нарисовано, правильно ли они расположены и соединены. Оценивая работы, дети выбирают самый точный рисунок.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, что же мы видели сегодня во время полета? ( Облака – кучевые, слоистые, перистые, «светящиеся»; Солнце, Луну, звезды, созвездие).

Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик очень довольны вашей работой и предлагают вам отдохнуть и посмотреть маленький мультфильм (презентация к песне «Облака – белогривые лошадки»)

  1. Контроль усвоения изученного.

А сейчас я предлагаю вам проявить свою фантазию.

Перед вами есть лист бархатной бумаги и вата. Пожалуйста, изобразите с помощью ваты облака – растягивая ее в слои или комкая.

На этом наше путешествие заканчивается. Предлагаю вернуться домой на Землю.

У.: К приземлению приготовиться!

Д.: Есть приготовиться! (Дети встают)

У.: Приглушить моторы!!

Д.: Есть приглушить моторы!

У.: Отстегнуть ремни!

Д.: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение)

У.: 5,4,3,2,1...

Д.: Полет окончен! (Дети садятся)

7. Рекомендации для занятий в семье

1. Вечером, когда стемнеет, вместе с родителями полюбуйтесь звездным небом. Найдите ковш Большой Медведицы. Убедитесь, что он состоит из семи звезд.

2. А самые творческие могут сочинить небольшую сказку про облака ( в кого превратились, что делали)



Создание спокойной рабочей атмосферы на уроке. Снятие напряжен-ности, тревожности. Психологическая уста-

новка на плодотворную учебную деятельность.

Создание эмоциональ-ной мотивации. Повы-сить познавательный интерес, подготовить детей к активному оперированию знаниями помогает игровой прием.

На доске герои учебника - Муравьишка Вопросик и название темы урока,

Мудрая Черепаха.

Форма работы – фронтальная. Расшире-

ние представлений об окружающей действительности. Развитие слухового восприятия, умения слушать одноклассников.

Создание эмоциональной мотивации с переходом на познавательную мотивацию.


Слайд 1 «Самолет на земле»


Эмоциональная разрядка.

Активизация воображения. Задействованы три канала: слуховой, зрительный, кинестетический.




Слайд 2 «Взлетающий самолет»


Привлечение зрительной памяти, развитие воображения.

Слайд 3,4 «Кучевые облака»

Слайд 5 «Грозовые облака»

Опора на зрительную основу. Развитие умения фантазировать.

Создание проблемной ситуации, для разрешения которой необходима работа мыслительных операций.


Слайд 6,7 «Слоистые облака»




Слайд 8,9 «Перистые облака»


Слайд 10,11 «Светящиеся» облака»


Развитие познавательной мотивации, повышение активности класса.

Слайд 12 «Солнце»

Расширение словарного запаса детей.

Переключение видов деятельности. Развитие представлений о форме и размерах предметов.



Создание эмоциональной мотивации.







Слайд 13 «Раскаленный шар»

Активизация восприятия,развитие устойчивого внимания, памяти.




Создание эмоциональной мотивации.

Привлекаю зрительную память.


Слайд 14 «Доменико Пиола Дедал и Икар 1670е»








Слайд 15 «Карло Сарачени Падение Икара»















Развитие познавательной мотивации, повышение активности класса. Заинтересовать работой.

Иллюстративно – демонстрационный метод






Слайд 16,17 «Звезды»








Слайд 18,19 «Луна», «Месяц»


Применение приема релаксации с целью профилактики переутомления и повышения работоспособности.





Слайд 20 «Ночное небо»

Развитие коммуникативно - речевых навыков.

Слайд 21 «Созвездие Большой Медведицы»

Обогащение словаря детей.














Слайд 22 «Звезды в ковше»

Опора на зрительную ос-нову с переходом на слуховую.

Слайд 23 «Звезды соединены линиями»



Итоговая регуляция.







Слайд 24 «Небесные тела»

Активизация работы долговременной памяти.

Применение приема релаксации с целью профилактики переутомления и повышения работоспособности.

Активизация творческого воображения детей. Развитие мелкой моторики руки.


Вызвать у детей чувство радости, удовлетворения от урока.







Слайд 25 «Самолет на земле»

Укрепление связи «ученик – учитель – семья».

Нацеливаю детей на сознательное выполнение задания. Дифференциация на основе выбора с целью обеспечения ситуации успеха и развития рефлексии.

Данный урок построен с использованием коллективной формы обучения. С целью обеспечения ситуации успеха применяется самостоятельная и дифференцированная работа по степени творчества, на основе выбора.

На данном уроке используются научные знания о природе на уровне, отвечающем особенностям психического развития детей младшего школьного возраста. Познание детьми природы, воспитание любви к ней невозможно без яркого эмоционального слова. Решению этих задач на уроке способствует использование загадок, легенд –сказок, песни «Облака – белогривые лошадки». Через слово, музыку, наглядные образы происходит формирование у детей образного мышления.

На уроке дети учатся применять логические операции: анализ, сравнение. Это прослеживается на таких моментах, как умение находить решение проблемной ситуации, отгадывания загадок.

Органичная взаимосвязанность этапов урока позволяет учащимся быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

На данном уроке применяются игровые, информационные технологии. Считаю, что их использование оправдано, так как пробуждает и поддерживает интерес учащихся к познанию окружающего мира. А использование интеграции с технологией будит фантазию, воспитывает в маленьком ученике творческие навыки. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. При выполнении аппликации учащиеся начинают понимать, что родная природа служит основой творчества. Общение с природой пробуждает интерес к искусству, и, наоборот, под воздействием произведений искусства углубляется интерес к природе, формируется отношение к ней.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, загадках. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал: "Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой".

Одна из целей уроков — приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что все это он увидел сам.









































ПРОЕКТ УРОК

ПРЕДМЕТ: Окружающий мир

КЛАСС: 1 «А»

ТЕМА : Что у нас над головой ?(продолжение)

ПРОГРАММА : Традиционная (1-4)

УЧЕБНИК: Окружающий мир 1 класс,

автор А.А.Плешаков

ТИП УРОКА

ПО ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ: Закрепление и совершенствование знаний

(интегрированный урок с элементами технологии)



Выполнила: учитель начальных классов

Володина Юлия Вадимовна

Педагогический стаж – 9 лет






Открытие мира младшими школьниками на уроках окружающего мира. 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

 Предлагаю конспект урока окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова (программа  «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, 1 класс) на тему "Что у нас над  головой?"

  Данный урок построен с использованием коллективной формы обучения. С целью обеспечения ситуации успеха применяется самостоятельная и дифференцированная работа по степени творчества, на основе выбора.

 На данном уроке используются научные знания о природе на уровне, отвечающем особенностям психического развития детей младшего школьного возраста. Познание детьми природы, воспитание любви к ней невозможно без яркого эмоционального слова. Решению этих задач на уроке способствует использование загадок, легенд –сказок, песни. 

 

Автор Володина Юлия Вадимовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 540
Номер материала 52407
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓