Тема: Воздух – щит Земли. Охрана воздуха.
Цели и задачи:
1. Через методы критического мышления
познакомить детей с составом и основными физическими свойствами воздуха;
познакомить с понятием "атмосфера"; определить значение воздуха для
человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
2. Развивать мышление, речь, умение
работать в команде, умение слушать
3. Воспитывать активную жизненную позицию
гражданина своего государства.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный
момент:
Всем, всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей, лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. Психологический настрой:
А теперь представьте, что у вас в груди
вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается
по всему вашему телу, по рукам, ногам. И его столько, что оно уже не вмещается
в вас. Ребята давайте, пошлём немного тепла и света всем людям нашей планеты,
чтобы все люди, а особенно дети на планете Земля были здоровы.
2.
Сообщение
темы и целей урока.
Загадка:
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же.
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Сегодня на уроке мы начинаем изучение
новой темы «Воздух –щит Земли. Охрана воздуха». Прочтите тему нашего
сегодняшнего урока.
- Что обозначает слово «щит»? (ответы
детей). Я попросила Бауржана найти значение слова в толковом словаре (ЩИТ м.
1. Старинное ручное вооружение в виде круглой или прямоугольной деревянной или
металлической доски для защиты от ударов)
- Давайте определим цели нашего урока.
Обсудите ваши вопросы в группах и запишите иx
в колонку «Хочу знать»
Знаю.
|
Хочу узнать.
|
Узнал.
|
|
Что такое воздух?
Из чего он состоит?
Как человек их использует?
Как воздух защищает нашу планету?
Как человек заботится об охране воздуха?
Почему нужно заботиться об охране
воздуха.
|
|
3.Актуализация опорных Знаний, Умений,
Навыков.
- Кое - что о планете воздухе вы уже
знаете из раздела «Воздух и погода». Обсудите в группах и запишите все,
что вам известно в первую колонку. (Без формы, без цвета, без запаха, упругий,
поддерживает горение, сжимается и разжимается, нужен всем…)
4. Работа по теме урока.
Вы назвали известные вам свойства воздуха.
А сейчас я предлагаю каждой группе подготовить свой материал, который я дала
вам на опережения, с помощью которых мы закрепим известную информацию и узнаем
новую.
Состав воздуха.( готовит 1 группа)
- А знаете ли вы, что такое воздух и из
чего он состоит?
Это не просто газ, а смесь разных
газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – состоит из смеси
разных необходимых для жизни человека, животных и растений газов, находящихся в
пространстве над землей. Какие газы входят в состав воздуха?
Азот занимает
самый большой процент в составе воздуха – 78%.
Это одно из необходимых и важнейших
веществ, для жизнедеятельности любого организма. Он нужен растениям для
полноценного развития. Без азота пожухла бы трава, огромные деревья
превратились бы в карликов, ягоды и фруктовые плоды стали бы мелкими.
Кислород –
21%.Это самый важный газ. Он необходим нам для дыхания. Кислород поддерживает
горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить
на газовой плите обед.
Углекислый газ-
1% занимает объем в 700 раз меньше, чем кислород. Дышат люди,
животные, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется
углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого
газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они
возвращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух. Кроме
того, в воздухе содержатся и другие газы, пыль, водяные пары.
- Если вы получили новую информацию,
обсудите и запишите ее.
Воздух – щит Земли.( 2 группа)
1) - Воздух есть везде – на улице, в
комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено
воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали
бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне,
была бы, лишь безжизненным небесным телом.
- Сейчас мы представим, что находимся в
космосе,
Что вы увидели? (Планета окутана
воздухом, как одеялом)
- Вся планета Земля окутана
невидимым прозрачным покрывалом. Это атмосфера.
Слово «атмосфера» происходит от двух слов
«атмос» - дыхание, «сфера» - шар. Другими словами, атмосфера это воздушная
оболочка Земли. Ее еще называют воздушным океаном. Оказывается, мы с вами ходим
по дну воздушного океана. Если эта информация была для вас новой,
запишите ее в графе «Узнал».
- Зачем же нужна атмосфера? Об этом вы узнаете
из учебника на странице . Прочтите первый абзац и новые сведения запишите.
Вывод:
Воздушный слой – защитник Земли. Он
защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от
камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете
днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.
Охрана воздуха. (3 группа)
Как вы понимаете выражение: «Воздух должен
быть чистым!»
- В воздухе должно быть больше кислорода и
меньше углекислого газа. А вот растения, наоборот, на свету поглощают
углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют
лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и
полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды,
которые убивают бактерии. А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный.
Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано? Источники загрязнения
Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу,
пыль;
Автомобили выделяют отработанные
газы, в которых много вредных веществ;
· Пожары,
извержения вулканов;
· Загрязнение
земли непереработанным мусором.
-Что люди должны сделать, чтобы воздух был
чистым?
Сейчас немало делается для охраны воздуха:
1. На предприятиях работают установки,
улавливающие пыль и сажу, ядовитые газы.
2. Разрабатываются новые машины, которые
не будут загрязнять воздух.
3. Используются источники энергии, не
связанные со сжиганием каменного угля, древесины. Это солнечная энергия,
энергия воды и ветра.
4. Растения не зря называют «зелеными
легкими планеты». Озеленяются населенные пункты. 4 больших дерева могут в
течение суток обеспечивать одного человека необходимым для его дыхания объемом
кислорода. 1 тополь выделяет столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны или 7
елей. К тому же, тополь очень неприхотлив.
- Может ли один человек или одно
государство справиться с проблемой охраны воздуха? (Это забота всех государств
земного шара)
- Наш Казахстан не стоит в стороне от
решения глобальных проблем. В Казахстане действует «Закон об охране окружающей
среды». 9 января 2007 года Президент Н.Назарбаев подписал Экологический Кодекс
Республики Казахстан, в котором объединены все существующие экологические нормы
и правила.
- Обсудите информацию и сделайте запись в
графе «Узнал»
Вопросы Почемучки:
- А сейчас вас ожидают вопросы Почемучки.
Каждая группа получит по два вопроса, вы должны будете прочесть вопрос, и
сказать о каких свойствах воздуха идет речь?
1.группа:1. Почему при ударе мяч
отскакивает от пола?
При ударе
мяча о пол или землю воздух,который в нём находится,мгновенно сжимается.Но
поскольку воздух упругий,то сразу и расширяется,в результате чего мяч после
удара отскакивает
2.Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
Между
перьями образуется прослойка из воздуха, которая держит тепло.
Физминутка. Танцуем сидя.
2) Работа в рабочей группе.
Работа с дополнительным материалом.( текст
для функциональной грамотности)
1.Воздушная оболочка, атмосфера, состоит
из нескольких слоев. У поверхности земли имеются водяные пары. Из них
образуются облака. Из этого слоя выпадают осадки. Во втором слое содержание
газов уменьшается. Из – за отсутствия водяных паров облака здесь не образуются.
В следующих слоях содержание газов, совсем незначительно. За ними начинается
безвоздушное пространство.
2.Воздушный слой – защитник Земли. Он
предохраняет ее от сильного перегрева или переохлаждения. Отсутствие воздушного
слоя на Луне приводит к тому, что днем поверхность ее раскаляется до +120
градусов, а ночью остывает до -160 градусов. В таком температурном интервале не
может существовать ни одно земное существо.
(Обмен информацией в рабочих группах)
5.
Обобщение ( показ фильма об Охране воздуха)
Составление синквейна.
- Назовите тему урока одним словом
(Воздух);
- Назовите 2-3 признака воздуха
(Прозрачный, бесцветный, без запаха);
- Назовите действия, которые производит
воздух (Сжимается и расширяется);
- Выразите в одном предложении свое впечатление
о теме урока (Воздух должен быть чистым!);
- Какое слово наиболее точно определяет
значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
6. Итог урока
– На какие вопросы мы искали ответы?
- На все ли ответили?
– Что нового узнали на уроке?
7. Оценивание: Обсудите в группах оценки,
которые вы сегодня заработали за урок.
8.
Рефлексия: Сегодня на уроке мы достаточно говорили о воздухе, о Земле.
И урок хочу закончить словами из стихотворения:
Люби родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относится добрей!
Раз наша Земля – это единственная планета,
на которой существует жизнь, нам необходимо её беречь.
Через несколько дней наша
страна будет отмечать один из самых главных праздников – День Независимости РК.
Я хочу предложить вам, на цветочках написать пожелания нашей стране используя
слова: мир, благополучие, счастье, небо, солнце, люди.
( Заслушать пожелания учащихся. Затем они
крепят их на модель Земли)
- Посмотрите,
какая красивая стала наша Земля.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.