Инфоурок Всеобщая история КонспектыОткрытый урок по теме: " Владимир Святославович. Принятие христианства".( 6 класс)

Открытый урок по теме: " Владимир Святославович. Принятие христианства".( 6 класс)

Скачать материал

 

Открытый урок по истории по теме:

«Князь Владимир Святославович. Крещение Руси»

 в 6-м классе.

учитель истории: Кабиров Р.М.

 

 

Тип урока:  комбинированный урок, включающий в себя обобщающее повторение.

Цель урока: обобщить знания о  деятельности князя Владимира, расширить  знания о принятии христианства на Руси.

 Задачи урока:

•           показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства на Руси, выяснить сущность и причины возникновения христианства у восточных славян, выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

•           создать условия для развития умений работать с текстом, публично выступать, систематизировать материал.

•           способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.

Методы:

•           репродуктивно-словесный;

•           частично-поисковый;

•           диалогический;

•           проблемный.

Ход урока:

1.       Организационный момент

2.       Актуализация знаний

3.       Обобщение изученного материала

4.       Рефлексия. Подведение итогов урока.

 

1.       Урок начинается с прослушивания аудиозаписи  «Русь называют Святою». 

2.       После прослушивания ученица читает выразительно отрывок из  стихотворения  о крещении Руси.

 

Когда-то… князь Владимир свой народ

Укутал верой, принесённой с Византии…

Под алой мантией, согрев славянский род,

Он заложил в умах величие России.

 

Во время смуты или тягостных годин

Колоколов церковных всем милее звуки…

Простолюдин по крови ты, иль – дворянин,

Нательный крестик помогал ослабить муки.

 

Руси защитникам: солдату, офицеру,

Лишь звуки музыки послышатся едва…

Текст – «…за Царя, за Родину, за Веру…»

Не просто громкие, - священные слова.

 

Храня историю, той… Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной… обломки…

Уже одиннадцатый век… нам крест нести

Дай, Бог, помогут… православные потомки…

 

Учитель: Ребята, мы не просто так прослушали это дивное пение и стихотворение, это поможет нам закрепить знания в области Христианства. Скажите, где мы можем услышать такое пение? (в церкви) А о чем было стихотворение? (о принятии  новой веры).  Тема сегодняшнего урока «Князь Владимир. Крещение Руси». Нам предстоит выяснить, почему князь Владимир Святославич выбрал христианство или провославие, почему и как повлияло это на дальнейшее развитие государства.

1.       Прежде чем вспомнить правление кн. Владимира , давайте вспомним кто же правил государством до него и вкратце еще раз напомним  о их политике .

2.       Ученики загадывают загадки о первых князьях одноклассникам

Вызов:

Загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград  дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5.Его призвали новгородцы, 
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

Учитель: Молодцы ребята! Спасибо!

Задание для всего класса. А теперь ребята!

Перед вами листы для проверки знаний по пройденным темам. Я буду читать утверждение, если вы согласны с утверждением, поставьте «+» в бланк ответов, если считаете что утверждение неверно, поставьте «-». И на основе этих утверждений мы с вами должны выяснить, делал ли кто нибудь из этих князей попытку принятия христианства?

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

7

8

9

+

10

+

11

+

12

+

13

 

14

 

15

 

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

1. Игорь был убит древлянами во время сбора дани в 945 году. (да)

2. Образование государства Киевская Русь связано с именем князя Олега. (да)

3. Владимир создал систему обороны от печенегов (да)

4. Собираясь в военный поход князь Святослав говорил: “иду на Вы”. (да)

5. Автором Повести временных лет является монах по имени Нестор. (да)

6. Власть в Киевской Руси принадлежала народному вече. (нет);

7. Новгородские и киевские земли объединил Святослав. ( нет);

8. Печенежский хан приказал вставить череп Игоря в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши. (нет)

9. Княгиня Ольга провела первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов. (да)

10. Князь Олег, после удачного похода прибил свой щит на ворота Царьграда. (да)

11. Торговый путь, соединявший Варяжское море с Русским назывался «путь из варяг в греки». (да)

12. Полюдье – это объезд киевским князем своих земель с целью сбора дани. (да)

13. Князь Игорь первым принял личное крещение, которое произошло в Византии. (нет)

14. Рюрик был первым киевским великим князем. (нет)

15. Князь Святослав во время осады Византии, приказал поставить корабли на колеса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. (нет)

16. Святослав в 968 году захватил ряд болгарских поселений, а город Переяславец объявил новой столицей. (да)

17. Ольга, соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощрено отомстила за гибель близкого человека. (да)

18. Игорь совершил большой поход на Константинополь, но он был неудачным. Византийцы сожгли ладьи русов особой горючей смесью – «греческим огнем». (да)

19. В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далекий Царьград, здесь она приняла православную веру. (да)

20. Олег объявил Киев «матерью городов русских», столицей своих земель. (да)

 

 

Учитель : Ну и что мы можем сказать ребята по поводу, политики вышеупомянутых князей, была ли попытка принять христианства? ( княгиня Ольга! Не то что попытка! А именно приняла! И не «князь», а княгиня!). ( Раздаю листочки для оценивания).

Определите, успешно ли вы справились с заданием. Кто считает, что ответил на все вопросы правильно и получил «5»? Как вы это определили? Соедините одной линией все «+», если получился рисунок – 5, вы успешно справились с заданием.

Проверим выполнение задания на smart-доске.

Проверка задания на smart-доске.

Учитель: Итак ! Мы продолжаем наше путешествие по страницам истории нашего государства! И непосредственно наш основной вопрос сегодня!

 (слайд 2)

Тема урока: «Князь Владимир Святославич. Принятие христианства» 
О чем мы сегодня должны узнать? (ответы детей) О крещение Руси.

Цель урока:

Определить причины, особенности и значение принятия христианства на Руси.

 

(слайд 3)
Работать сегодня мы будем по следующему плану:


1. Начало правления князя Владимира

2. Причины принятие христианства на Руси.
3. Крещение Руси.
4. Значение принятия христианства. 

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. 
1. Причины принятие христианства на Руси.

(слайд 4)

Учитель: После усобицы между сыновьями Святослава великим Киевским князем становится Владимир Святославич (980 – 1015 гг.). Покорив вятичей и радимичей, которые перестали Киеву платить дань,  Владимир объединил северные и южные регионы Руси. Он понимал, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

(слайд 5)

Ещё в 980г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства, т.е. превратить язычество в государственную религию.

Что такое религия? Язычество? У восточнославянских племен были единые боги?

На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главных божеств:

Перуна (бог грозы и молнии, глава пантеона, покровитель княжеской власти, дружины, жречества, военной силы)

Хорса (бог солнца)

Макоши (богиня плодородия и достатка)

Стрибога (бог ветра)

Даждьбога (бог солнечного света)

Семаргла (крылатый пес, охранитель посевов)

 (слайд 6)

Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Князь Владимир».

Какую цель преследовал Владимир, проводя религиозную реформу?

Смогла ли данная реформа объединить восточно-славянские племена?

Действительно, попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной.

Я предлагаю вам послушать историю, после которой Владимир, как указывает летописец, задумался над вопросом: «А так ли хороша религия – язычество?».

Сообщение ученика.

(слайд 7)

В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги –неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

 

Учитель: Федор и Иван стали первыми известными мучениками на Руси за веру.

А какие языческие обряды и традиции нельзя назвать цивилизованными? (жертвоприношение, кровная месть, многоженство, вместе со знатным человеком хоронили одну из его жен).

 После тщательных раздумий князь все таки пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога.

Я прошу на карте показать территории соседних государств, которые верили в одного бога и назвать их религию.
Работа с картой

Учащиеся показывают на карте и называют:
– Хазарский каганат (хазары – иудаизм)
– Византия (православие), 
– Волжская Булгария (ислам), 
– Польша (католичество).
(слайд 8)

 

Учитель: Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая объединила бы всех жителей. В летописи “Повесть временных лет” описана легенда о выборе князем Владимиром веры.
Как об этом рассказывает летописец, мы сейчас узнаем.

(слайд 9)

 

 

Вопросы:

 Учитель: Какие религии и почему отверг князь Владимир.

(Ислам- нет веселья, печаль из-за запрета на спиртное; иудаизм –нет единого государства, буддизм – нельзя проливать кровь)

Отверг Владимир и католичество так как нет красоты в богослужении.

Какую религию выбрал и почему?

 (Православие по греческому образцу: близость по духу, близкие связи с Византией, красота храмов, были на Руси христиане, бабка княгиня Ольга тоже приняла крещение)

Великий князь решился быть христианином.

 

Что такое христианство? (кто-то из учеников отвечает)

Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

 

2. Крещение Руси.

(слайд 10)
Учитель:  

В 987г. в войсках византийского императора вспыхнул бунт, он обратился с просьбой о помощи к Владимиру.

Учитель задает классу:

Вопросы: Какое условие поставил Владимир византийскому императору?   (Владимир согласился помочь с условием, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну).

Для чего нужен был такой брак Руси? (Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя – до сих пор ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя).

Какое требование выдвинул византийский император? (Принять Владимиру христианство и крестить всю страну).

Какой вопрос не могли решить правители? (Правители не смогли договориться, что должно быть первым крещение Владимира или свадьба с Анной).

Кто и каким образом помог Владимиру захватить Корсунь? (Анастас)

Какое событие еще раз подтолкнуло Владимира к крещению?  (Болезнь – недуг глаз).

 

(слайд 11)

Получив согласие Владимира креститься, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни 988 г, Владимир (ему 25 лет) с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, избавился от слепоты, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернул Византии город Корсунь. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Вслед за ними крестились многие бояре. 
988 год – год крещения Руси.

Учитель задает вопросы классу:

Какое современное название города Корсунь? (Севастополь, византийцы называли Херсонес, Корсунь – в русских летописях)

На территории какого государства находится этот город? (Россия, с марта 2014г.)
(слайд 12)

 

 

Работа с документом в группах

Учитель: А теперь ребята назовите праздники, которые почитались нашими далекими предками. (Масленица, крещение, рождество, колядки, пасха). 

На ваших столах есть открытки с названиями этих праздников. Я прошу найти одинаковые открытки и создать группы. Выберите капитана в группе. Прошу капитанов подойти ко мне и получить свитки с заданиями.

В каждом свитке содержится отрывок из древнерусских летописей, вы должны с ним познакомиться, прокомментировать и ответить на вопросы к документу.

 

1 группа ( Масленица)

“Повесть временных лет” о крещении Руси.

“Корсунь же отдал грекам как благодарность  за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор».

Вопрос: Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему? Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение.

 

2 группа ( Крещение)

«….Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам».

Вопрос: О каком событии описано в отрывке из «Повести временных лет»? Почему киевляне с радостью приняли крещение?

 

А вот при крещении новгородцев появилась такая поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». На какую мысль наталкивает эта поговорка? (Распространение христианства не было мирным процессом. Язычество долго не уступало место христианству).

 

3 группа (Рождество)

«…Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».

Вопрос: Какие изменения произошли после принятия крещения? Почему матери оплакивали детей, отданных в обучение книжное, как покойников?

 

4 группа ( Колядки)

«Христианство способствовало  укреплению  княжеской  власти.  Духовенство  внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог… Наконец, принятие христианства коренным образом  изменило  международное  положение  Киевской  Руси.

Вне  христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племен в единый русский народ.  До принятия  христианства  человек осознал себя древлянином, тиверцем,  кривичем.  Став  христианином,  православным, он  ощутил  себя  русским…»

Вопрос: Какое значение имело принятие христианства?

 

5 группа ( Пасха)

«По свидетельствам летописей, Владимир после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго. По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел несколько жен, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.»

Вопрос: Какие изменения, по свидетельствам летописей произошли с Владимиром после крещения?

Отчеты групп о работе с историческими источниками.

1 группа – слайд 13

2 группа – слайд 14

3 группа - слайды 15,16

4 группа – слайд 17

5 группа – слайд 18

 

Учитель:

Название ваших групп соответствует древнерусским праздникам. Скажите, как наши современники относятся к этим праздникам?

А какие это праздники - языческие или православные?

Процесс христианизации на Руси затянулся надолго. На несколько веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианства и язычества: люди молились перед иконами и продолжали праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун – Илья Пророк, Велес – св. Власий, Макошь – Св. Параскева Пятница и т.п.). Таким образом, на Руси установилось двоеверие, которое сохранилось до нашего времени. 
(Слайд 19)
После принятия христианства сложилась четкая церковная организация.


3. Значение крещения Руси

(Слайд 20)

В чем значение крещения Руси? (ответы детей)

(Объединение восточнославянских племен, укрепление власти князя, создание церковной организации, развитие просвещения и культуры, смягчение нравов)

(Слайд 21)

Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир.

Еще раз обратите внимание на годы жизни Владимира, прозванного в народе «Красное солнышко» (ок. 960 - 15.07.1015), скажите, какое событие в 2015 году русская православная церковь будет чтить?

(слайд 22)

15 июля 2015 г. - тысячелетие со дня смерти Владимира Крестителя. Родился Владимир около 960 года - 1055 лет со дня рождения.
Закрепление. 

Выставление оценок.

(слайд 23)

Домашнее задание: прочитать §5.

Рефлексия.
Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с одним из самых значительных событий нашей страны. Если вы на уроке узнали много нового и интересного, то в шкатулочку положите зеленый кружок. А если вам было не интересно или не узнали ничего нового, то в другую шкатулочку положите белые кружочки.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по теме: " Владимир Святославович. Принятие христианства".( 6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Война - незаживающая рана, которую получил мир». Дж. Б. Пристли.«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом». Г.К.Жуков«Помните, какой ценой завоевано счастье. Пожалуйста, помните!..» Роберт Рождественский.«Нам свои боевые не носить ордена,Вам все это, живые, нам - отрада одна,Что недаром боролись мы за Родину-мать...»А.Т.ТвардовскийМы не знаем войны...Нам она лишь по книгам знакома,По рассказам и песнямСвидетелей дней грозовых,В ком доныне звучатОтголоски далекого грома,Кто прошел этот адИ случайно остался в живых...

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 669 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методический материал: «Сарматская культура, Таштыкская культура, культура хунну (сюнну)» (5-11 класс)
  • Учебник: «Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.
  • Тема: Глава 1. Первобытность и Древний мир
  • 01.01.2021
  • 550
  • 0
«Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.01.2020 1035
    • DOCX 61.4 кбайт
    • 40 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Захарова Вероника Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Захарова Вероника Николаевна
    Захарова Вероника Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86556
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 168 человек из 58 регионов
  • Этот курс уже прошли 769 человек

Курс повышения квалификации

Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 539 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции