Главная / Технология / открытый урок по технологии в 5 классе

открытый урок по технологии в 5 классе

 Тема: Народные традиции. Изготовление Кукол - «оберегов» своими руками.

Цели урока:

    Образовательные  - повторение свойств натуральных тканей растительного происхождения, закрепление умений работать по инструкционной карте, расширить кругозор учащихся, познакомить с народными обычаями и традициями изготовления кукол -оберегов, научить делать обереги Тамбовской губернии;

    Воспитательные – воспитание эстетического и художественного вкуса, аккуратности, воспитание трудовой культуры, уважения к народным обычаям и традициям;

     Развивающие – развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, творческие способности, самостоятельность, фантазию.

    Методы обучения:

Повторение пройденного материала. Устное изложение нового материала с использованием презентации куклы- «обереги», беседа, демонстрация образцов изделий , показ трудовых приемов, использование игровых моментов.

Наглядность:

Мультимедийная презентация, образцы славянских кукол «оберегов», куклы – обереги «Тамбовской губернии».

Оборудование: по 1 кусочку ткани белого и синего цвета (светлого и темного цвета), размером 15x15, ветошь, белые и темные нити длиной 25-30 см., красная нить ,ножницы, инструкционные карты №1; №2.

Межпредметные связи:

История: история куклы, обряды и традиции;

Математика: определение размеров лоскута, понятия «квадрат», прямоугольник, треугольник, схема складывания ткани;

Изо: цветовая гамма;

Технология: материаловедение, свойства тканей.

Тип урока : комбинированный

Ход урока

1.Организационный момент (2-3 мин.)

Проверка присутствия учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Теоретическая часть



Повторение пройденного материала по теме «материаловедение».

Здравствуйте ребята! Сегодня тема нашего урока : «Народные традиции. Изготовление кукол - «оберегов» своими руками. На уроке мы с вами познакомимся с обычаями, традициями, связанными с куклами « оберегами», научимся выполнять одну из кукол –«оберегов» Тамбовской губернии; а так как кукла делалась только из лоскутков ткани, мы повторим тему нашего прошлого урока «материаловедение», вспомним свойства и состав тканей из натуральных волокон. ( Слайд №1)

1.Фронтальный опрос:

  1. Какие ткани называют натуральными?

  2. Перечислите виды натуральных волокон?

  3. На каких станках вырабатывают пряжу?

  4. Как называются нити, идущие вдоль ткани?

  5. О каких профессиях вы узнали при изучении раздела «материаловедении?



Индивидуальная работа учащихся с кроссвордом ( 3 человека).

По вертикали

  1. Неосыпаемый край ткани.

  2. Поперечная нить в ткани.

  3. Ткань из волокон животного происхождения.

  4. Уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке, влажно-тепловой обработке.

  5. Растение, волокно которого являются сырьем для производства натуральных тканей.

  6. Механическое свойство тканей (образование складок, заминов при сидении и носке изделия).

  7. Процесс изготовления пряжи.

  8. Свойство ткани впитывать влагу.



«Материаловедение»

  1. Приложение 1.

  2. Теоретическая часть.

       Изложение нового материала по заданной теме проводится в процессе беседы, презентации.

Сегодня нам предстоит интересная творческая работа. Сегодня мы окунемся в загадочный мир народной куклы. Ее история известна с давних времен. Возраст самой древней куклы , найденной учеными на раскопках захоронений в Чехии, составляет 40 тысяч лет.

В наш век куклы- это, чаще всего детские игрушки. Но так было не всегда. В древности они играли особую роль. Куклы были основным оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство из них было связано с женскими образами.

Вопрос к учащимся: А знаете ли вы, почему?

Сообщение учащихся. Историческая справка. Кукла Коллодия (Слайд №2 )

По преданию, первая народная игрушка была Коллодия, сделанная еще древним человеком. С ней связана особая история. Тогда был обычай приносить женщин в жертву языческим богам, но однажды кому-то пришло в голову сделать подмену. Взяли березовое полено, нарядили его в цветастый платок и сарафан и отдали богам вместо живой женщины. Так эта подмена спасла жизнь женщине и стала первой куклой - игрушкой для богов. С тех пор стали делать такую куклу в Новый год и приносить в дар Морозу, т.к. все знали, насколько опасны весной заморозки, и во время праздника, чтобы задобрить Мороз, березовое полено, облаченное в цветные лоскуты, раздевали, сжигали и приговаривали:

Мороз, мороз,
Приходи в Рождество,
Не губи весной жито, пшеницу,
Всякую пашницу.

... В славянской же культуре куклу не жгли, так как она являлась покровительницей рода, мать. Под новый год делалась обереговая кукла "День и Ночь". На день хозяйка оборачивала её голову светлым платком, а на ночь - тёмным. Считалось, что такая кукла оберегала дом. Такие куклы были распространены в Тамбовской, Пензенской губерниях, а также в Поволжье. ( Слайд №3)

Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня говорим о куклах-оберегах именно Тамбовской губернии? Ответы детей.

Сообщение учащихся. Историческая справка о селе «Красносельском» (Слайд №4)

«Южный Урал издавна заселяли, сменяя друг друга, разные народы. К концу восемнадцатого века на берегах рек и озер, возникают первые русские поселения. Вокруг них образуются хутора, заимки, деревни, позднее - станицы, села. В 1832 году было основано село Николаевка(с.Красное), по имени тамбовского помещика Николая Семеновича Мордвинова. Из уст в уста , из поколения в поколение передавался рассказ о том, как в царствование Екатерины Второй тамбовский помещик Мордвинов одну деревню выиграл в карты, другую выменял на собак. Пользуясь особой благосклонностью царедворцев Мордвинов за символическую цену получил милостивое соизволение приобрести за счет казенных земель нетронутые земли в Увельских краях…»

Летом 1832 года 82-летний Мордвинов направляет своего управляющего в сопровождении слуги, двух урядников в увелъские края отыскивать эти свободные земли.

Здесь, на берегу реки Сухарыш , на запад от реки, посланцы графа облюбовали девять тысяч десятин земли и почти пять тысяч десятин соснового и берёзового леса. Места эти были благостными, не тронутыми людьми.

Весной 1836 года из деревни Ивино Тамбовской губернии двинулся

многокилометровым путём с запада на восток, на Урал, в края увельские, обоз с вынужденными переселенцами.

С домашним скарбом и домочадцами добирались семьи Банниковых, Садовниковых, Титовых, Летягиных, Семикашевых, Бабкиных, Токаревых и другие. Трудно жилось переселенцам , много пришлось перенести испытаний .Впереди был февраль, а затем октябрь 1917 года, гражданская война. Николаевцы по приказу В.К.Блюхера встали на защиту Советской власти. За революционные заслуги, за активное участие в боях гражданской войны, особым постановлением ВЦИК село Николаевка в 1919 году было переименовано в село Красное, ныне с. Красносельское.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Как вы думаете, какие? (ответы учащихся).

Делали кукол из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, корней травы, сучьев и веток деревьев, золы.

По своему назначению куклы делились на три большие группы:
обрядовые, игровые и обереги.
(Слайд №5)

1). (Слайд №6;7) Обрядовыми называются куклы, которые  используются при совершении какого-либо обряда. К таким относятся, например: Неразлучники и Мировое дерево. Это свадебные куклы, состоящие из двух: Жениха и Невесты. Они должны были отводить недобрые взгляды на себя и символизировали рождение новой дружной семьи.

Назовите сохранившиеся до наших дней куклы участвующие в обрядах. (Масленица, Коляда, Кострома). Неразлучники – символ и оберег крепкого союза. Поэтому делается как бы на одной руке, значит идти по жизни рука об руку, быть вместе и в радости и в беде. Эти куклы символизировали женское и мужское начало, соединенное в единое целое. С их появлением в доме поселится счастье, мир, и согласие между членами семьи.

"Десятиручка". Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. 
Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.
Куколку вешали на видное место там, где женщина проводила время за работой.

Масленица .В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

Физминутка. (приложение №2)

2). (Слайд №8;9) Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые делались без иголки и нитки К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались из куска ткани, закрученного вокруг своей оси и скреплённого ниткой. Таким же способом изготавливали руки. С помощью нитки прикрепляли к туловищу небольшой шарик – голову.

Игровой сшивной была кукла “на выхвалку”. Она шилась
девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию . Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для  своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки, где можно было познакомиться с будущим женихом.

Девка-баба.В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь домашний очаг.

Столбушка -Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.

Вепсская –кукла. Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.

Мурашенская парочка.Незадолго до свадьбы, подруги невесты готовили обереговую обрядовую свадебную куклу. Жених и невеста, будущие муж и жена опоясаны одним поясом - нитью жизни. Кукла должна была отвлечь от молодых людей любой негатив и защитить будущих супругов. При изготовлении такой куклы девушками читались определенные заговоры на счастливую супружескую жизнь и плодовитость жениха и невесты. Считалось, что чем искреннее пожелания, тем быстрее сами подружки невесты выйдут замуж и их семейная жизнь будет счастливой.

3).(Слайд №10;11) Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Такие куклы считались «оберегами».

Ребята, а знаете ли вы, что обозначает слово «Оберег». Ответы учащихся.

Оберег - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.

Оберег (С.И.Ожигов) - предмет, оберегающий, охраняющий от чего-либо.

Слово учителя.

Обереговые куклы защищают дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Кукол тщательно берегут. Им отводят специальное место в доме, ставят в красный угол, прячут в сундук, кладут в приданное. Каждая кукла имеет свое обережное значение и связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Счастьем, Здоровьем, Достатком. Куклы-обереги или Берегини передавались по наследству от матери к дочери, они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали от нечистой силы.

Обереги-колыбели для детей порой бывают очень необходимы. Дети, особенно маленькие, очень чувствительны к воздействию чужого биополя. Поэтому с ними часто происходит то, что мы называем сглазом.

Часто после общения с людьми, близкими или незнакомыми, ребенок начинает плакать, капризничать, плохо спать. Чтобы защитить ребенка от сглаза и от любого другого дурного воздействия есть обереги для детей.. Так, наши предки клали в колыбель ребенку куклу. Гости, любующиеся малышом, склонившись над его кроваткой, никак не смогут ему навредить. Ведь кукла возьмет весь негатив на себя. Кукла Берегиня имела особое значение.
Берегиня жилища. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от темных сил, ссор, болезней.

Пеленашка.В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.
Кувадка.
Мужчине, отцу ребёнка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребёнка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия.
Эти обряды называются «кувада»: в предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевлённые образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спелёнутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. Со временем этот обряд утратил силу, но куклы остались.
В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.


Чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть “правильно” сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, (иногда кукол так и называли –« рванки »), а затем сматывались, связывались между собой. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Куклу наряжали, но лицо не рисовали, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза. Поэтому «безликая кукла» была и игрушкой и оберегом.



Куклы «Обереги» Тамбовской губернии.

(Слайд №12;13)    Кукла-Счастье - народная кукла оберег. Коса, как символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь.В русских народных сказках, где герои ищут свое счастье, упоминается эта куколка как кукла-помощница. Так и сейчас считается, что если носить такую куколку собой, будет сопутствовать успех и счастье. День-Ночь-это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (день), а другая - из черной (ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую целую композицию.  Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.
Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

  Кукла-Веснянка. Обереговая куколка, куколка-помощница. С ней можно делиться горестями и радостями. Она оберег молодости и красоты. Берегиня дома относится к куклам столбушкам. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.

  1. Практическая часть.

Индивидуально - групповая работа. (проектная деятельность).

Сегодня мы с вами выполним одну из кукол «оберегов» - «День и Ночь».

Работать мы будем по технологической карте, на которой обозначены все этапы выполнения операций, последовательность и приемы работы.

Большую роль в изготовлении кукол играла цветовая гамма ткани. Каждый цвет имел свое значение.



Учащимся на рабочие столы раздаются памятки со значением цветовой гаммы.

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет,.); в то же время – цвет Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный – Растительность, Жизнь.
4) Чёрный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

Куклу - «Оберег» - «День и Ночь» можно изготовить двумя способами.

Демонстрация кукол- «оберегов»; раздача инструкционных карт. Деление учащихся на 2 группы.



Техника безопасности при работе с ножницами и иглами.

- ножницы на столе держать с сомкнутыми лезвиями,

- ножницы передавать кольцами вперед,

- нитки обрезаем, а не отрываем,

- иголки и булавки должны лежать в игольнице.

Выполнение работы.

Физминутка (Приложение №3)

    1. Группа выполняет работу по инструкционной карте №1 (Приложение №4)

    2. Группа выполняет работу по инструкционной карте №2 (Приложение №5)



  1. Анализ работ. Выставка кукол. Гадание на новой кукле.

После того, как куколка появилась на свет, на ней можно погадать. Выходят по одному желающему из каждой группы со своей куклой - «оберегом» (пара) , обмениваются ими. Нужно спросит у нового хозяина . Что нравиться в куколке, а что нет. Если человек находит какой-то изъян, нужно спросить , а что это значит, с чем ассоциируется этот недостаток. Все, что не понравится человеку в куколке - есть у него самого, и все, что понравится - тоже!

Поэтому это гадание очень полезно для тех людей которые радуются , что нашли недостаток , который можно и нужно исправить. Но помните, самую первую куколку – «оберег» нельзя дарить или отдавать кому-то, она должна оставаться в вашем доме, чтобы оберегать вас и приносить удачу.



  1. Рефлексия.

Понравился ли вам сегодняшний урок?

На какие группы делились старинные куклы?

Какое значение в жизни человека имели куклы-обереги ?

Какие куклы –«обереги» Тамбовской губернии вы запомнили?

Почему куклам – «оберегам» не рисовали лица?

Спасибо за урок!

Презентация (Приложение 6)











Приложения





Приложение №1










8



































































6




















7






1























3


4


5












2
















М




А



Т



Е



Р



И



А



Л



О



В



Е



Д



Е



Н



И



Е

































































































































Ответы

  1. Кромка

  2. Уток

  3. Шерсть

  4. Усадка

  5. Хлопчатник

  6. Сминаемость

  7. Прядение

  8. Гигроскопичность



Приложение №2

Физминутка 1

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь. Исходное положение – ноги на ширине плеч.

Приложение №3

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.





Приложение №4

Последовательность изготовления куклы День-Ночь.

Инструкционная карта №1.

1.В центр квадрата ткани15x15, выкладывается ветошь для набивки головы.
2. Квадрат ткани складывается по диагонали, формируется голова.
3. Отделяется голова, шея туго перехватывается нитками в тон.
4. По бокам формируются руки: уголки загибаются внутрь, завязывается пояс также в тон ткани. На голове куклы крепится нитка повязка (тоже в тон).
5. Вторая кукла делается точно так же, но из ткани и ниток другого цвета.
6. Из синей и белой ниток длиной 25-30 см. скручивается шнурок, на концах завязываются узелки.
7. Сине-белый шнурок привязывается сзади к повязкам на голове кукол.









1 2 3

Кукла День Ночь Кукла День НочьКукла День Ночь







4 5 6

Кукла День НочьКукла День НочьКукла День Ночь



7

Кукла День Ночь









Приложение №5

Последовательность изготовления куклы День-Ночь.

Инструкционная карта №2

1.Положить вату в середину квадратов 15x15.

2. Сформировать голову и завязать красной нитью .

3. Сформировать куклам тело.

4. Сложить полученные куколки вместе, затылок к затылку.                                             

5.Обмотать красной нитью в местах обмотки ткани.

6. Привязать к шее тесьму или шнурок, повесить куколку в любое удобное место.



1 2

http://www.winalite.cc/photo1/0-den-i-noch_2.jpghttp://www.winalite.cc/photo1/0-den-i-noch_1.jpg



3 4

http://www.winalite.cc/photo1/0-den-i-noch_3.jpghttp://www.winalite.cc/photo1/0-den-i-noch_4.jpg









5 6

http://www.winalite.cc/photo1/0-den-i-noch_5.jpg http://www.winalite.cc/photo1/0-den-i-noch_6.jpg







































Приложение 6

hello_html_m7e6be71b.png





















открытый урок по технологии в 5 классе
  • Технология
Описание:

Разработка данного конспекта урока направлена на изучение и уважение народных традиций и обычаев родного края. Способствует развитию личности , понимающей истоки культуры, умеющей оценивать непрерывную связь времен, ответственность за сохранение и приумножение национальных ценностей. Получит возможность выполнить куклу - «оберег» "День-Ночь" Тамбовской губернии - своими руками.

Этот урок разработан с учетом достижения следующих целей:

Образовательные - повторение свойств натуральных тканей растительного происхождения, закрепление умений работать по инструкционной карте, расширить кругозор учащихся, познакомить с народными обычаями и традициями изготовления кукол -оберегов, научить делать обереги Тамбовской губернии;

Воспитательные – воспитание эстетического и художественного вкуса, аккуратности, воспитание трудовой культуры, уважения к народным обычаям и традициям;

Развивающие – развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Автор Кутищева Светлана Михайловна
Дата добавления 07.05.2015
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1421
Номер материала 59034
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓