Тема:
«Реки Казахстана»
Цель:
сформировать представление об особенностях речной сети Казахстана
Задачи:
1. дать
знания об особенностях режима, питания и характере течения рек; выявить
зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата;
2. совершенствовать
умение работы с картами атласа;
3. воспитывать
бережное отношение к воде, как к одному из главных источников жизни на Земле.
Оборудование - мультимедийный
комплекс, презентация MicrosoftPowerPoint,
физическая карта Казахстана, «Крупные реки Казахстана», карта.
Тип урока – изучение
нового материала
Формы
организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная, работа
с текстом учебника, работа в парах
Методы
обучения:
наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.
Ход
урока:
I.
Вводно-мотивационный
этап
II.
Изучение
нового материала
Создание
проблемной ситуации:
- ребята,
обратите внимание на слайд, почему наша планета голубая?
-тема нашего
урока: «Реки Казахстана»
Корзина
идей
Ребята,
подумайте и запишите все ассоциации, которые у вас возникают со словом «река» 5
минут
(ответы
учащихся).
Географический
диктант 8 минут
На
территории Казахстана насчитывается 85 тысяч больших и малых рек. Длина семи из
них превышает 1000 км: (кластер)
v Ертыс
v Есиль
v Тобыл
v Жайык
v Сырдария
v Иле
v Шу
Все реки
республики относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и внутреннему
бессточному бассейну.
Работа с картой
Таблица
1. Бассейн
Атлантического Океана
2. Бассейн
Каспийского моря
3. Бассейн
Аральского моря
4. Балхаш-Алакольский
бассейн
2.
Особенности речной сети
Посмотрите
внимательно на физическую карту Казахстана и скажите, какова главная
особенность речной сети?
-
Неравномерное распределение по территории.
Работа с
текстом учебника, заполнение таблицы (индивидуальная работа):
|
|
Густота речной
сети на каждые 100 км2
|
Равнинные
территории
|
Север (степная, лесостепная
зоны)
|
|
Центр
(полупустынная зона)
|
|
Юг (пустынная
зона)
|
|
Высокогорные
районы
|
Подножие гор
|
|
среднегорье
|
|
высокогорье
|
|
Вывод: густота
речной сети в равнинной части уменьшается с севера на юг, а в высокогорных
районах увеличивается от подножия к вершине.
- Различие
в возрасте (речные системы равнинной части – старые, а горных районов более
молодые).
3. Питание
и режим рек.
-Подумайте,
каков тип питание у рек Казахстана?
По карте
определите тип питания рек:
v лесостепной и
степной зон
v полупустынных и
пустынных зон
v высокогорных
районов
Расход
воды
– это объем воды, протекающий через поперечное сечение реки в единицу времени.
Годовой
сток
– расход воды в реке за год.
Половодье
у рек наблюдается весной, ледостав у рек равнинных территорий наблюдается в
конце ноября (толщина льда 70-90см). Ледовый покров сохраняется в течении 2-4
месяцев, а ледоход на реках начинается на юге – в начале апреля, на севере – в
конце апреля.
Горные
реки производят большую работу, постепенно разламывая и смывая горные породы.
Весь переносимый рекой твердый материал называют твердым стоком. От его
объема зависит мутность воды. Мутность равнинных рек составляет – 50-100 г/м3,
рек западной части – 500-700 г/м3, горных рек – от 700 до 1200 г/м3.
Таким образом самой мутной рекой Казахстана является – Сырдария.
III.
Закрепление
Тестирование
1.
Количество рек Казахстана, длина которых превышает 1000 км
А)
5 В) 9 С) 7 Д) 11 Е) 3
2.
Речная сеть наиболее развита на ….. страны:
А)
юге В) востоке С) западе Д) севере Е) в центре
3.
Главные особенности рек Казахстана:
А)
неравномерность распределения по территории
В)
различие в возрасте и питании
С)
различие в возрасте и неравномерности распределения по территории страны
Д)
различие в характере течения
Е)
все варианты верны
4.
Реки бассейна Северного Ледовитого океана:
А)
Сырдария, Шу В) Жайык, Жем С)Иле, Каратал
Д)
Есиль, Ертыс Е) Нура, Кон
5.
Реки бассейна Аральского моря:
А)
Сырдария, Шу В) Жайык, Жем С)Иле, Каратал
Д)
Есиль, Ертыс Е) Нура, Кон
6.
Реки бассейна Каспийского моря:
А)
Сырдария, Шу В) Жайык, Жем С)Иле, Каратал
Д)
Есиль, Ертыс Е) Нура, Кон
7.Самая
мутная река Казахстана:
А)
Ертыс В)Тобыл С) Есиль Д) Сырдария Е) Жем
IV.
Рефлексия
Комментирование
оценок.
V.
Подведение
итогов урока
В заключении посмотрим с Вами Видеофрагмент
VI.
Домашнее
задание - § 27, стр.105-110.
Творческое
задание – составить кроссворд «Реки Казахстана»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.