Открытый
урок по русскому языку в 8 «Б» классе
по
теме: «Морфология. Повторим орфографию»
Дата проведения
урока .
Количество в
классе 31 чел.
На уроке присутствовало
31_чел.
Тип урока Урок
обобщения и систематизации изученного материала
Форма урока Деловая
игра «Я - учитель»
Оборудование: Раздаточный
материал, таблицы с орфограммами
Цели
урока:
Образовательные:
·
Повторить орфограммы, изученные учащимися
в 5 – 7 классах;
·
Вызвать интерес к занятию, придать ему
проблемно-творческий характер;
·
Формировать умение работать по алгоритму.
Развивающие:
·
Развивать учащихся потребность в
творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы
Воспитательные:
·
Повысить мотивацию к изучению предметов;
·
Учить работать в группе, толерантно
относиться к чужому мнению;
·
Формировать умение отказаться от своего
суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.
Ход урока
Этап
I. Организационный момент. Создание
эмоционального настроя.
1. Приветствие учителя.
2. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Он пройдёт в
такой форме, когда вы, ребята, становитесь на место учителя, который готовит
дидактический материал для урока. Начинаем деловую игру: «Я – учитель».
Этап II. Создание
личностно ориентированной ситуации.
1. Постановка учителем проблемы.
Проблемная
задача: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут
пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники. Требования к
готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен
пройденный материал.
Этап III. Постановка цели урока, темы урока и определение участников и состав
групп.
1. Постановка учителем учебной задачи урока.
- Чтобы всё правильно выполнить, необходимо
договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания.
Кроме того, нужно самим показать образец выполнения всех заданий.
2. Учитель определяет участников и состав групп (группы были составлены заранее).
Этап IV. Основная часть урока.
1. Учитель предлагает недеформированный (то есть
без пропусков букв и знаков препинания) текст.
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот
принялось за свою работу. Сначала,
далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной
мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками,
поползла по земле широкая, ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса
засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то
теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула
через бричку и лошадей, понеслась навстречу
другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень,
улыбнулась и засверкала росой.
А.П. Чехов
(Текст проецируется через ноутбук на экран).
2. Учитель предлагает ученикам задание:
подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» (по мнению школьников)
места.
(На партах лежит раздаточный материал с
текстом для каждого ученика. Ребята сначала выполняют это задание
индивидуально, затем в группе, потом совместно с учителем приходят к общему
мнению).
3. Самостоятельная работа групп.
1) Первые две группы на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают
орфографический разбор. Другие две группы также
на отдельном листке выполняют дополнительные задания: это морфологический разбор слов разных частей речи, о которых группы
договорились заранее.
2) Беседа по результатам выполненных заданий: ребята высказывают свою точку зрения,
приводят свои аргументы в случае несогласия с товарищами по группе.
3) После проверки и обсуждения результатов
группа выбирает двух редакторов,
которые готовят окончательный вариант справочных листков (при этом необходимо иметь на столах словари, справочники).
Оставшиеся участники
групп аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.
Выполненная
работа выглядит так:
Первый справочный листок
Безударные гласные,
проверяемые ударением:
Выглянуло (глянуть) Далеко
(даль)
Засверкала (посвёркивать) Росой
(росы) Засветилась (свет)
Чередование гласных в
корне:
Коснулось
(касаться)
Правописание суффиксов:
Ветряной
(мельницы) – ветер
Утреннюю (полутень) – утро
Правописание окончаний:
Сходится (сходиться, на -ить, не исключение,
глагол 2-го спряжения, окончание -ит).
Размахивающего
(человечка) (окончание
определяем по вопросу - какого? Без ударения
после шипящей окончание -его).
Правописание предлогов:
из-за – сложный предлог.
Понеслась навстречу
другим полосам – производный предлог,
можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.
Правописание сложных
слов:
ярко-жёлтая – прилагательное, обозначает оттенок цвета.
Полутень – полу -
всегда пишется слитно.
Правописание наречий:
сзади,
впереди – запомнить.
Сначала
– нет зависимого
слова: с начала урока.
Издали – нет зависимого слова: из дали моря.
Правописание местоимений:
Что-то – неопределённое местоимение.
Второй справочный листок
Сзади¹ - 2 слога, сзá-ди
[з á д' и]
с
[з] -
согласный, звонкий (парн.), твердый (парн.);
з
а [а] - гласный, ударный;
д [д'] - согласный,
звонкий (парн.), мягкий (парн.);
и [и] - гласный,
безударный.
5 букв, 4 звука.
Размахивающего²
(человечка) – причастие (от глагола
«размахивать»).
Коснулось³ (что сделало?) – глагол.
1. Обозначает действие предмета, неопределенная форма – коснуться.
2. Морфологические признаки:
Постоянные: совершенный вид, возвр.,
I спряж, неперех.;
Непостоянные: в изъяв. накл., в
ед. ч., в пр. вр., в ср.р..
3. Что-то (что сделало?) коснулось.
сущ. нар. гл. нар. пр. сущ. с. нар. пр.
Солнце уже выглянуло
сзади из-за города и тихо, без
сущ. гл. пр.
мест. сущ.
хлопот принялось
за свою работу.
[ ___==== и ==== ].
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и
обстоятельствами.)
4.
Упражнение
на релаксацию.
Упражнение:
исходное положение –
сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5
секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век. Способствует
улучшению кровообращения и расслабления мышц глаз.
5.
Создание
деформированного текста.
Деформированный
текст, подготовленный учащимися.
Солнце
уже выгл…нуло (с)зади (из)за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу. (С)начал…, д…леко (в)переди, где небо сход…тся с
землею, около курганчиков и ветр…(н, нн)ой мельницы, которая (из)д…ли похожа на
маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая, (ярко)желтая полоса; через
минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и
охватила холмы; что(то) теплое к…снулось Егорушкиной спины, полоса света,
подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и
лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (з, с)бросила
с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.
А.П. Чехов
Этап
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся
высказывают своё мнение о проделанной работе. Оценивают свою роль в выполнении
общего задания.
Этап
VI. Домашнее задание.
Дифференцированное
домашнее задание:
1-й
уровень: составить
аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.
2-й
уровень: взять
недеформированный текст с подчёркнутыми орфограммами из учебника и подготовить
к нему только справочные листки.
3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из
учебника с деформированным текстом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.