Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по русскому языку "МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ"

Открытый урок по русскому языку "МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ"

Открытый урок по русскому языку в 8 «Б» классе

по теме: «Морфология. Повторим орфографию»


Дата проведения урока .

Количество в классе 31 чел.

На уроке присутствовало 31_чел.

Тип урока Урок обобщения и систематизации изученного материала

Форма урока Деловая игра «Я - учитель»

Оборудование: Раздаточный материал, таблицы с орфограммами

Цели урока:

Образовательные:

  • Повторить орфограммы, изученные учащимися в 5 – 7 классах;

  • Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;

  • Формировать умение работать по алгоритму.

Развивающие:

  • Развивать учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы

Воспитательные:

  • Повысить мотивацию к изучению предметов;

  • Учить работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению;

  • Формировать умение отказаться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.


Ход урока

Этап I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

  1. Приветствие учителя.

  2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок. Он пройдёт в такой форме, когда вы, ребята, становитесь на место учителя, который готовит дидактический материал для урока. Начинаем деловую игру: «Я – учитель».

Этап II. Создание личностно ориентированной ситуации.

  1. Постановка учителем проблемы.

Проблемная задача: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал.

Этап III. Постановка цели урока, темы урока и определение участников и состав групп.

  1. Постановка учителем учебной задачи урока.

- Чтобы всё правильно выполнить, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, нужно самим показать образец выполнения всех заданий.

  1. Учитель определяет участников и состав групп (группы были составлены заранее).

Этап IV. Основная часть урока.

  1. Учитель предлагает недеформированный (то есть без пропусков букв и знаков препинания) текст.

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая, ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

А.П. Чехов

(Текст проецируется через ноутбук на экран).

  1. Учитель предлагает ученикам задание:

подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» (по мнению школьников) места.

(На партах лежит раздаточный материал с текстом для каждого ученика. Ребята сначала выполняют это задание индивидуально, затем в группе, потом совместно с учителем приходят к общему мнению).

  1. Самостоятельная работа групп.

  1. Первые две группы на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают орфографический разбор. Другие две группы также на отдельном листке выполняют дополнительные задания: это морфологический разбор слов разных частей речи, о которых группы договорились заранее.

  2. Беседа по результатам выполненных заданий: ребята высказывают свою точку зрения, приводят свои аргументы в случае несогласия с товарищами по группе.

  3. После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков (при этом необходимо иметь на столах словари, справочники).

Оставшиеся участники групп аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.

Выполненная работа выглядит так:

Первый справочный листок

Безударные гласные, проверяемые ударением:

Выглянуло (глянуть) Далеко (даль)

Засверкала (посвёркивать) Росой (росы) Засветилась (свет)

Чередование гласных в корне:

Коснулось (касаться)

Правописание суффиксов:

Ветряной (мельницы) ветер Утреннюю (полутень) – утро

Правописание окончаний:

Сходится (сходиться, на -ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание -ит).

Размахивающего (человечка) (окончание определяем по вопросу - какого? Без ударения после шипящей окончание -его).

Правописание предлогов:

из-за – сложный предлог.

Понеслась навстречу другим полосам – производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.

Правописание сложных слов:

ярко-жёлтая – прилагательное, обозначает оттенок цвета.

Полутень – полу - всегда пишется слитно.

Правописание наречий:

сзади, впереди – запомнить.

Сначала – нет зависимого слова: с начала урока.

Издали – нет зависимого слова: из дали моря.

Правописание местоимений:

Что-то – неопределённое местоимение.

Второй справочный листок

Сзади¹ - 2 слога, сзá-ди [з á д' и]

сhello_html_m41d1268a.gif

[з] - согласный, звонкий (парн.), твердый (парн.);

зhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m6f960220.gif

а [а] - гласный, ударный;

д [д'] - согласный, звонкий (парн.), мягкий (парн.);

и [и] - гласный, безударный.

hello_html_m2823cef2.gif5 букв, 4 звука.

Размахивающего² (человечка) – причастие (от глагола «размахивать»).

Коснулось³ (что сделало?) – глагол.

  1. Обозначает действие предмета, неопределенная форма – коснуться.

  2. Морфологические признаки:

Постоянные: совершенный вид, возвр., I спряж, неперех.;

Непостоянные: в изъяв. накл., в ед. ч., в пр. вр., в ср.р..

3. Что-то (что сделало?) коснулось.

сущ. нар. гл. нар. пр. сущ. с. нар. пр.

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без

сущ. гл. пр. мест. сущ.

хлопот принялось за свою работу. [ ___==== и ==== ].


(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами.)

  1. Упражнение на релаксацию.

Упражнение: исходное положение – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век. Способствует улучшению кровообращения и расслабления мышц глаз.

  1. Создание деформированного текста.

Деформированный текст, подготовленный учащимися.

Солнце уже выгл…нуло (с)зади (из)за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу. (С)начал…, д…леко (в)переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н, нн)ой мельницы, которая (из)д…ли похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая, (ярко)желтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что(то) теплое к…снулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (з, с)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.

А.П. Чехов

Этап V. Подведение итогов урока.

Учащиеся высказывают своё мнение о проделанной работе. Оценивают свою роль в выполнении общего задания.


Этап VI. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание:

1-й уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.

2-й уровень: взять недеформированный текст с подчёркнутыми орфограммами из учебника и подготовить к нему только справочные листки.

3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника с деформированным текстом.


Открытый урок по русскому языку "МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока Урок обобщения и систематизации изученного материала

Форма урока Деловая игра «Я - учитель»

Оборудование: Раздаточный материал, таблицы с орфограммами

Цели урока:

Образовательные:

Повторить орфограммы, изученные учащимися в 5 – 7 классах;

Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;

Формировать умение работать по алгоритму.

Развивающие:

Развивать учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы

Воспитательные:

Повысить мотивацию к изучению предметов;

Учить работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению;

Формировать умение отказаться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.

Автор Пилезина Наталья Александровна
Дата добавления 25.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 508
Номер материала MA-062648
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓