Инфоурок Литература КонспектыОткрытый урок по русскому языку "МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ"

Открытый урок по русскому языку "МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ"

Скачать материал

Открытый урок по русскому языку в 8 «Б» классе

по теме: «Морфология. Повторим орфографию»

 

Дата проведения урока          .                                                  

Количество в классе                31 чел.       

На уроке присутствовало       31_чел.  

Тип урока            Урок обобщения и систематизации изученного материала

Форма урока        Деловая игра «Я - учитель»

Оборудование:     Раздаточный материал, таблицы с орфограммами

Цели урока:

Образовательные:

·        Повторить орфограммы, изученные учащимися в 5 – 7 классах;

·        Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;

·        Формировать умение работать по алгоритму.

Развивающие:

·        Развивать учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы

Воспитательные:

·        Повысить мотивацию к изучению предметов;

·        Учить работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению;

·        Формировать умение отказаться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.

 

Ход урока

Этап I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

1.     Приветствие учителя.

2.     Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок. Он пройдёт в такой форме, когда вы, ребята, становитесь на место учителя, который готовит дидактический материал для урока. Начинаем деловую игру: «Я – учитель».

Этап II. Создание личностно ориентированной ситуации.

1.     Постановка учителем проблемы.

Проблемная задача: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал.

Этап III. Постановка цели урока, темы урока и определение участников и состав групп.

1.     Постановка учителем учебной задачи урока.

 - Чтобы всё правильно выполнить, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, нужно самим показать образец выполнения всех заданий.

2.     Учитель определяет участников и состав групп (группы были составлены заранее).

Этап IV. Основная часть урока.

1.     Учитель предлагает недеформированный (то есть без пропусков букв и знаков препинания) текст.

   Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая, ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

                                                                                                                                         А.П. Чехов

(Текст проецируется через ноутбук на экран).

2.     Учитель предлагает ученикам задание:

 подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» (по мнению школьников) места.

(На партах лежит раздаточный материал с текстом для каждого ученика. Ребята сначала выполняют это задание индивидуально, затем в группе, потом совместно с учителем приходят к общему мнению).

3.     Самостоятельная работа групп.

1)     Первые две группы на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают орфографический разбор. Другие две группы также на отдельном листке выполняют дополнительные задания: это морфологический разбор слов разных частей речи, о которых группы договорились заранее.

2)     Беседа по результатам выполненных заданий: ребята высказывают свою точку зрения, приводят свои аргументы в случае несогласия с товарищами по группе.

3)     После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков (при  этом необходимо иметь на столах словари, справочники).

Оставшиеся участники групп аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.

Выполненная работа выглядит так:

Первый справочный  листок

Безударные гласные, проверяемые ударением:

Выглянуло (глянуть)                          Далеко (даль)

Засверкала (посвёркивать)                Росой (росы)        Засветилась (свет)

Чередование гласных в корне:

Коснулось (касаться)

Правописание суффиксов:

Ветряной (мельницы) ветер             Утреннюю (полутень) – утро

Правописание окончаний:

Сходится  (сходиться, на -ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание -ит).

Размахивающего (человечка) (окончание определяем по вопросу - какого? Без ударения после шипящей окончание -его).

Правописание предлогов:

из-за – сложный предлог.

Понеслась навстречу другим полосам –  производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.

Правописание сложных слов:

ярко-жёлтая – прилагательное, обозначает оттенок цвета.

Полутень – полу - всегда пишется слитно.

Правописание наречий:

сзади, впереди –  запомнить.               

Сначала – нет зависимого слова: с начала урока.

Издали – нет зависимого слова: из дали моря.

Правописание местоимений:

Что-то – неопределённое местоимение.

Второй справочный листок

Сзади¹ - 2 слога, сзá-ди   [з á д' и]

с

        [з] - согласный, звонкий (парн.), твердый (парн.);

з   

а      [а] - гласный, ударный;

д      [д'] - согласный, звонкий (парн.), мягкий (парн.);

и      [и] - гласный, безударный.

       5 букв, 4 звука.

Размахивающего² (человечка) – причастие (от глагола «размахивать»).

Коснулось³ (что сделало?) – глагол.

1.   Обозначает действие предмета, неопределенная форма – коснуться.

2.  Морфологические признаки:

Постоянные: совершенный вид, возвр., I спряж, неперех.;

Непостоянные: в изъяв. накл., в ед. ч., в пр.  вр., в ср.р..

3. Что-то (что сделало?) коснулось.

    сущ.          нар.                гл.               нар.           пр.            сущ.    с.      нар.       пр.     

Солнце   уже   выглянуло  сзади   из-за   города  и  тихо,  без

сущ.          гл.              пр.     мест.       сущ.

хлопот   принялось   за   свою  работу.   [ ___==== и ==== ].

 

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами.)

4.      Упражнение на релаксацию.

Упражнение: исходное положение – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век. Способствует улучшению кровообращения и расслабления мышц глаз.

5.      Создание деформированного текста.

Деформированный текст, подготовленный учащимися.

Солнце уже выгл…нуло (с)зади (из)за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу. (С)начал…, д…леко (в)переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н, нн)ой мельницы, которая (из)д…ли похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая, (ярко)желтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что(то) теплое к…снулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (з, с)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.

                                                                                                                                         А.П. Чехов

Этап V. Подведение итогов урока.

Учащиеся высказывают своё мнение о проделанной работе. Оценивают свою роль в выполнении общего задания.

 

Этап VI. Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание:

1-й уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.

2-й уровень: взять недеформированный текст с подчёркнутыми орфограммами  из учебника и подготовить к нему только справочные листки.

3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника с деформированным текстом.


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по русскому языку "МОРФОЛОГИЯ. ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока Урок обобщения и систематизации изученного материалаФорма урока Деловая игра «Я - учитель»Оборудование: Раздаточный материал, таблицы с орфограммамиЦели урока: Образовательные:Повторить орфограммы, изученные учащимися в 5 – 7 классах;Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;Формировать умение работать по алгоритму.Развивающие:Развивать учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работыВоспитательные:Повысить мотивацию к изучению предметов;Учить работать в группе, толерантно относиться к чужому мнению;Формировать умение отказаться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 822 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.08.2020 150
    • DOCX 68.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Анастасия Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Анастасия Семеновна
    Кузнецова Анастасия Семеновна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 113567
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе