Инфоурок Начальные классы КонспектыОткрытый урок по окружающему миру "Как зимуют птицы?"

Открытый урок по окружающему миру "Как зимуют птицы?"

Скачать материал

                                                  КГУ  «Береговая  средняя школа»

 

 

 

 

 

Открытый урок

по окружающему миру

 

 

 

«Как зимуют птицы?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

                                       

 

 

     

 Урок по окружающему мира в классе предшкольной подготовки.

Тема: Как зимуют птицы? Слайд №1

Цель: познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой.

Задачи урока:

 Расширять кругозор,  раскрыть важность заботы о птицах зимой . Знать значение птиц для человека и представителей живой природы .Обратить внимание на экологическую проблему –  

 уничтожение птиц.

Развитие познавательных и мыслительных процессов, памяти, внимания, речи.

Воспитание  чувства долга и ответственности перед природными богатствами. Прививать любовь и гуманного     отношение к птицам, животным; интерес к изучению животного мира.

Тип: комбинированный.

Применяемая технология: ИКТ

  Методы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический.

Оборудование: инд. карточки, слайдовая презентация.

Базовые понятия: как зимуют птицы; перелетные и зимующие птицы.

 

                       Ход урока.

1.      Оргмомент.

1.Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

 

2. Психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

                  1.Фронтальный опрос.

         -Природа. На какие два вида делится природа??

         - Что мы относим к живой природе?

         - А птицы относятся к какой природе?

          -Какие два вида птиц вы знаете? (домашние и дикие)

          -Почему они так называются?

          - Назовите дом. птиц.

          - Назовите диких птиц.

          -Какое время года у нас сейчас?

 

     Слайд №3-12.

       -Как они называются?

     Слайд№13.

       (Перелетные)

       -А почему они улетают осенью в теплые края? (нет корма )

      -А какие остаются зимовать? Назовите.

      Слайд № 14-17.

      -Как они называются я забыла?

      Слайд 18. (Оседлые)

    1. Инд работа по карточкам.

     - Из количества данных птиц посадите на кормушку  зимующих птиц, а перелетных обведите кружочком.

     (самопроверка)

    3. Подготовка к восприятию нового.

     1.- Отгадайте загадку и вы узнаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке.

     Слайд №19

     Воробьи,стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы, одним     

      словом это …..

2.Дополнительные знания .

- Птицы , ребята, –это единственные животные, тело которых покрыто перьями.

- Какова же история происхождения птиц?

Они появились очень давно, во времена когда на земле господствовали ящеры и динозавры. Все птицы имеют крылья. И, конечно, одни птицы летают быстрее, а другие медленнее. Какие птицы летают быстрее всех? ( орлы и стрижи) Скорость их полета составляет от 100 до 160 км в час

    Слайд №20.Стриж и орел.

     -Почти все птицы летают, но есть и нелетающие птицы.

      Слайд №21.(страусы, пингвины.)

        - А когда птицы прилетают весной, чем они занимаются?(вьют гнезда и выводят    

       потомство)

      - Давайте посмотрим фильм о потомстве  птиц.

        Слайды № 22-25.

     -Ребята, а вы были летом в лесу?

     -Что вы там слышали?

     -Сейчас мы с вами перенесемся на несколько минут в летний лес.

         Физминутка. Слайд №26. «Утро в лесу»

      (сопровождение учителя)

      4.Работа над новым материалом.

           1.Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах.

    - Скажите , а вы знаете как зимуют птицы?(ответы детей)

          -Какая проблема возникает у птиц зимой?

          -Почему они чаще  зимой посещают города и села?

     - Могут ли птицы справиться с этой проблемой сами, без помощи человека?

       Слайд № 27.

     Что за стол среди берез

      Под открытым небом?

      Угощает он в мороз

     Птиц зерном и хлебом.

  -О чем идет речь? Давайте посмотрим из чего –же можно сделать кормушку?

     Слайд № 28-30

     - Мало сделать кормушку , надо еще знать, что можно в нее положить.

    -Чем кормятся птицы?

(семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков, ягоды рябины, калины, овес или овсяная крупа, просо, пшено, семена березы, семена подсолнечника, крошки хлеба.)

Подсолнечник

(все птицы)

Овес (синица)

Арбуз (синицы, поползни)

Пшено (воробьи, синицы)

Тыква ( синицы, воробьи)

Кедровые орешки (поползни, дятлы)

Рябина, калина (снегири, свирестели)

Лен (все птицы)

Клевер (воробьи, синицы)

 

   Слайд № 31.

 -Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! 

 Позаботьтесь о них , и они на ваше внимание ответят: подарят вам весной свои  песни, уничтожат вредных насекомых.

-Какую пользу приносят птицы. (Ответы детей)

Слайд №32.

(Птицы являются защитниками зеленых насаждений, распространяют семена, являются санитарами, являются пищей для некоторых птиц и животных, некоторые опыляют растения)

Слайд № 33.

Нам не унять метели, не растопить снега,

Но чтобы птицы пели - это в наших руках.

-Существуют определенные правила подкормки птиц.

Слайд №34.

Правила подкормки птиц.

1.      Кормить надо регулярно.

2.      Корма в кормушке должно быть немного.

3.      Та кормушка будет лучше, на которой будет корм. (хоровое чтение)

-Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибнет. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются т     только две. Помогите птицам перезимовать, они будут вам очень благодарны.

4. Работа по учебнику.

Как зимуют птицы?

5.Анализ текста.

-Чем и как питаются разные птицы?

- Почему питание тетерева зависит от оленей?

Как дятел находит себе корм?

Как человек заботится о дом . птицах?

              6. Знакомство с красной книгой.

- Что такое красная книга?

-Какие животные туда занесены?

- А почему этих птиц и животных осталось очень мало на земле?

-Кто виноват в этом?

Слайд №35.

-Идея книги - спасти животный и растительный мир.

5.Проверка усвоения материала..

             Практическая работа.

-Ребята, у вас на партах в коробочках  корм для птиц. Выберите только то, чем можно  кормить   

 птиц? ( зерно, горох, сахар, семена, пшено, крошки хлеба, рябина, овес, варенье). Ответы детей.

- Ребята, к нам поступили жалобы от птиц .Вы должны отгадать от кого они.

              Д/и «Угадай, кто я»

 

 

 

Практическая работа :

логическая задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием.

1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.

2.Ворона большая, а воробей …маленький.

3. Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.

4. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.

 

4.Т.Р. Работа в тетрадях

6. Итог урока.

-Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна,

Горсть одна- и не страшна будет им зима.

 Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось  вам встречать весну!

7. Подведение итогов.

Домашнее задание. Слайд № 38

Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто кому больше нужен? Человек   птицам или птицы человеку? Выживет ли человек , если на земле не останется птиц? Вот над    этим вопросом вы должны поразмышлять дома.

Оценки.

8.Рефлексия.

- Понравился ли вам наш урок?

-Если понравился, у вас на партах лежит листочек, нарисуйте на нем большое солнышко, если                 нет, то маленькое. Покажите мне свои рисунки.

      Слайд № 39. Конец, спасибо за урок.

 

 

 

 

В работе  мы выяснили с какими   трудностями сталкиваются птицы, зимующие в городе? Это – морозы, снежные метели, обильные снегопады, наледь на деревьях, которая затрудняет добычу корма. Все эти погодные катаклизмы вызывают порой массовую гибель мелких птиц.

Проконсультировавшись с профессиональными наблюдателями за птицами, мы  пришли к тому, что видовой состав (в процентном соотношении) зимующих птиц исследованных районов был следующим:Воробей домовый (26%); воробей полевой (19%);синица большая (22%);снегирь обыкновенный (6%); свиристель (3%);голубь сизый (11%); дрозд-рябинник (3%); галка (2%);серая ворона (3%);сорока (4%); поползень обыкновенный (1 %).

По результатам наблюдений (за ноябрь-декабрь 2012г.) в Костанае отмечено 11 видов зимующих птиц.

Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. Выяснили,  какой корм,   предпочитают птицы: семена подсолнечника (все птицы);просо, пшено (воробьи, синицы);плоды рябины, калины (снегири, свиристели);овес (синицы);семена тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи);кедровые орешки (поползни);сало, мясо (синицы).

Также даны рекомендации по сохранению зимующих птиц в нашем городе ( созданы брошюра):

Наблюдая за зимующими  птицами и изучив теоретический материал, мы пришли к следующим выводам:

Из зимующих птиц есть оседлые и кочующие птицы.

Каждый вид птицы предпочитает разный вид корма.

В городе можно встретить разные виды воробьев – домовых и полевых, они отличаются окраской, размерами и поведением и местом обитания.

Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.

Синицам не нравятся предметы белой и яркой окраски, поэтому кормушки для птиц нужно делать темного цвета.

Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы.

Кормушки помогают выжить птицам зимой.

Не нужно бросать жвачки на землю, т.к. птицы могут перепутать ее с хлебом и съесть, что приводит к гибели особи.

Из всего выше сказанного можно сделать один общий вывод: узнав много нового о птицах, мы стали совершенно по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробья или голубя, мы  ни за что не пройдем мимо. Ведь теперь мы  знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по окружающему миру "Как зимуют птицы?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой.Задачи урока: Расширять кругозор,раскрыть важность заботы о птицах зимой . Знать значение птиц для человека и представителей живой природы .Обратить внимание на экологическую проблему – уничтожение птиц. Развитие познавательных и мыслительных процессов, памяти, внимания, речи. Воспитание чувства долга и ответственности перед природными богатствами. Прививать любовь и гуманного отношение к птицам, животным; интерес к изучению животного мира.Тип: комбинированный.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 621 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.06.2020 167
    • DOCX 24.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Купавцова Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82872
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 689 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1105 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции