КГУ «Береговая
средняя школа»
Урок по окружающему мира в классе
предшкольной подготовки.
Тема:
Как зимуют птицы? Слайд №1
Цель:
познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой.
Задачи урока:
Расширять кругозор,
раскрыть важность заботы о птицах зимой . Знать значение птиц для человека и представителей
живой природы .Обратить внимание на экологическую проблему –
уничтожение птиц.
Развитие познавательных и
мыслительных процессов, памяти, внимания, речи.
Воспитание чувства долга и
ответственности перед природными богатствами. Прививать любовь и гуманного
отношение к птицам, животным; интерес к изучению животного мира.
Тип:
комбинированный.
Применяемая
технология:
ИКТ
Методы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический.
Оборудование: инд.
карточки, слайдовая презентация.
Базовые
понятия:
как зимуют птицы; перелетные и зимующие птицы.
Ход
урока.
1. Оргмомент.
1.Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
2. Психологический настрой.
2.
Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос.
-Природа. На какие два вида делится природа??
- Что мы относим к живой природе?
- А птицы относятся к какой природе?
-Какие два вида птиц вы знаете? (домашние и дикие)
-Почему они так называются?
- Назовите дом. птиц.
- Назовите диких птиц.
-Какое время года у нас сейчас?
Слайд №3-12.
-Как они называются?
Слайд№13.
(Перелетные)
-А почему они улетают осенью в теплые края? (нет корма )
-А какие остаются зимовать? Назовите.
Слайд № 14-17.
-Как они называются я забыла?
Слайд 18.
(Оседлые)
1. Инд работа по карточкам.
- Из количества данных птиц посадите на кормушку зимующих птиц, а перелетных
обведите кружочком.
(самопроверка)
3. Подготовка к восприятию нового.
1.- Отгадайте загадку и вы узнаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке.
Слайд №19
Воробьи,стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы, одним
словом это …..
2.Дополнительные
знания .
- Птицы , ребята,
–это единственные животные, тело которых покрыто перьями.
- Какова же
история происхождения птиц?
Они появились
очень давно, во времена когда на земле господствовали ящеры и динозавры. Все
птицы имеют крылья. И, конечно, одни птицы летают быстрее, а другие медленнее.
Какие птицы летают быстрее всех? ( орлы и стрижи) Скорость их полета составляет
от 100 до 160 км в час
Слайд №20.Стриж
и орел.
-Почти все птицы летают, но есть и нелетающие птицы.
Слайд №21.(страусы,
пингвины.)
-
А когда птицы прилетают весной, чем они занимаются?(вьют гнезда и выводят
потомство)
- Давайте посмотрим фильм о потомстве птиц.
Слайды № 22-25.
-Ребята, а вы были летом в лесу?
-Что вы там слышали?
-Сейчас мы с вами перенесемся на несколько минут в летний лес.
Физминутка. Слайд №26. «Утро в лесу»
(сопровождение учителя)
4.Работа над новым материалом.
1.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах.
- Скажите , а вы знаете как
зимуют птицы?(ответы детей)
-Какая проблема возникает у птиц зимой?
-Почему они чаще зимой посещают города и села?
- Могут ли птицы справиться с
этой проблемой сами, без помощи человека?
Слайд № 27.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
-О чем идет речь? Давайте
посмотрим из чего –же можно сделать кормушку?
Слайд № 28-30
- Мало сделать кормушку , надо
еще знать, что можно в нее положить.
-Чем кормятся птицы?
(семена арбузов, дынь, тыквы,
кабачков, ягоды рябины, калины, овес или овсяная крупа, просо, пшено, семена
березы, семена подсолнечника, крошки хлеба.)
Подсолнечник
(все
птицы)
|
Овес
(синица)
|
Арбуз
(синицы, поползни)
|
Пшено
(воробьи, синицы)
|
Тыква
( синицы, воробьи)
|
Кедровые
орешки (поползни, дятлы)
|
Рябина,
калина (снегири, свирестели)
|
Лен
(все птицы)
|
Клевер
(воробьи, синицы)
|
Слайд № 31.
-Совсем нетрудно запасти корм для
птиц на зиму. А как это нужно для них!
Позаботьтесь о них , и они на ваше
внимание ответят: подарят вам весной свои песни, уничтожат вредных насекомых.
-Какую пользу
приносят птицы. (Ответы детей)
Слайд №32.
(Птицы являются защитниками зеленых
насаждений, распространяют семена, являются санитарами, являются пищей для
некоторых птиц и животных, некоторые опыляют растения)
Слайд № 33.
Нам не унять
метели, не растопить снега,
Но чтобы птицы
пели - это в наших руках.
-Существуют определенные правила
подкормки птиц.
Слайд №34.
Правила подкормки птиц.
1. Кормить надо
регулярно.
2. Корма в
кормушке должно быть немного.
3. Та
кормушка будет лучше, на которой будет корм. (хоровое чтение)
-Если
птичка не ест зимой 6 часов, она погибнет. Из десяти мелких птиц в суровые зимы
остаются т только две. Помогите птицам перезимовать, они будут вам очень
благодарны.
4. Работа
по учебнику.
Как зимуют
птицы?
5.Анализ
текста.
-Чем и как питаются разные птицы?
- Почему питание тетерева зависит от
оленей?
Как дятел находит себе корм?
Как человек заботится о дом . птицах?
6. Знакомство с красной книгой.
-
Что такое красная книга?
-Какие
животные туда занесены?
-
А почему этих птиц и животных осталось очень мало на земле?
-Кто
виноват в этом?
Слайд
№35.
-Идея
книги - спасти животный и растительный мир.
5.Проверка
усвоения материала..
Практическая работа.
-Ребята,
у вас на партах в коробочках корм для птиц. Выберите только то, чем можно
кормить
птиц?
( зерно, горох, сахар, семена, пшено, крошки хлеба, рябина, овес, варенье).
Ответы детей.
-
Ребята, к нам поступили жалобы от птиц .Вы должны отгадать от кого они.
Д/и «Угадай, кто я»
Практическая
работа :
логическая
задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить ее.
Каждая группа получает карточку с заданием.
1.
Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.
2.Ворона
большая, а воробей …маленький.
3.
Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.
4.
Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.
4.Т.Р.
Работа в тетрадях
6.
Итог урока.
-Как
мы можем помочь птицам пережить зиму?
Чтение
стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите
птиц зимой! Пусть со всех концов
К
вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не
богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть
одна- и не страшна будет им зима.
Приучите
птиц в мороз к своему окну,
Чтоб
без песен не пришлось вам встречать весну!
7.
Подведение итогов.
Домашнее
задание. Слайд № 38
Так
и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда
ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто кому
больше нужен? Человек птицам или птицы человеку? Выживет ли человек , если на
земле не останется птиц? Вот над этим вопросом вы должны поразмышлять дома.
Оценки.
8.Рефлексия.
-
Понравился ли вам наш урок?
-Если
понравился, у вас на партах лежит листочек, нарисуйте на нем большое солнышко,
если нет, то маленькое. Покажите мне свои рисунки.
Слайд № 39. Конец, спасибо за
урок.
В
работе мы выяснили с какими трудностями сталкиваются птицы,
зимующие в городе? Это – морозы, снежные метели, обильные снегопады, наледь на
деревьях, которая затрудняет добычу корма. Все эти погодные катаклизмы вызывают
порой массовую гибель мелких птиц.
Проконсультировавшись
с профессиональными наблюдателями за птицами, мы пришли к тому, что
видовой состав (в процентном соотношении) зимующих птиц исследованных районов
был следующим:Воробей домовый (26%); воробей полевой (19%);синица большая
(22%);снегирь обыкновенный (6%); свиристель (3%);голубь сизый (11%);
дрозд-рябинник (3%); галка (2%);серая ворона (3%);сорока (4%); поползень
обыкновенный (1 %).
По
результатам наблюдений (за ноябрь-декабрь 2012г.) в Костанае отмечено 11 видов
зимующих птиц.
Даже в
зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. Выяснили,
какой корм, предпочитают птицы: семена подсолнечника (все
птицы);просо, пшено (воробьи, синицы);плоды рябины, калины (снегири,
свиристели);овес (синицы);семена тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы,
воробьи);кедровые орешки (поползни);сало, мясо (синицы).
Также
даны рекомендации по сохранению зимующих птиц в нашем городе ( созданы брошюра):
Наблюдая
за зимующими птицами и изучив теоретический материал, мы пришли к
следующим выводам:
Из
зимующих птиц есть оседлые и кочующие птицы.
Каждый
вид птицы предпочитает разный вид корма.
В
городе можно встретить разные виды воробьев – домовых и полевых, они отличаются
окраской, размерами и поведением и местом обитания.
Вороны
ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.
Синицам
не нравятся предметы белой и яркой окраски, поэтому кормушки для птиц нужно
делать темного цвета.
Снегири
переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы.
Кормушки
помогают выжить птицам зимой.
Не
нужно бросать жвачки на землю, т.к. птицы могут перепутать ее с хлебом и
съесть, что приводит к гибели особи.
Из всего выше сказанного можно сделать один общий вывод: узнав
много нового о птицах, мы стали совершенно по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего
воробья или голубя, мы ни за что не пройдем мимо. Ведь теперь мы
знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.