Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по литературе в 6 классе "Удались от зла и сотвори благо"

Открытый урок по литературе в 6 классе "Удались от зла и сотвори благо"

Открытый урок литературы в 6 «А» классе

по теме: «Удались от зла и сотвори благо» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)


Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок – исследование.

Цели урока.

Обучающие цели:

  1. Помочь учащимся увидеть (услышать, почувствовать) мир души героев А. С. Пушкина; увидеть «землю» в глубине всякой души.

  2. Найти нравственные ориентиры, нравственную точку опоры в борьбе со злом.

Цель, ориентированная на развитие личности учащегося: развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь, навыки работы с текстом, творческую деятельность в самовыражении через различные виды работ.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать творческого читателя.

  2. Содействовать развитию умения общаться между собой.

Оборудование урока: слайды, картина Васнецова «Витязь на распутье», ноутбук (для показа слайдов), схемы, таблицы, рисунки – символы, созданные учениками; видеокассета с записью х\ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский».

Оформление доски: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Дубровский» (из альбома «А. С. Пушкин»).

Эпиграф к уроку (записан на доске): «В глубине всякой души есть своя земля» русская пословица.


Ход урока

Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

І этап. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

1. Приветствие учителя.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке у нас гости, но вы ничего не бойтесь – это наши родители и учителя. Чувствуйте себя уверенно и спокойно.

2. Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята!. Мы снова вместе. И с нами - вновь А. С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин-прозаик. На ваших столах его роман «Дубровский», а в нашем разговоре - первая ключевая фраза: «Точность и крат­кость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей...» (А. С. Пушкин).

Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и... отправимся в путь.

Приветствуют учителя, садятся




Слушают.

Идет психологический настрой на предстоящий урок, эмоциональное вовлечение детей в данную работу.

ІІ этап.

Создание личностно ориентированной ситуации

1. Постановка учителем проблемы.

- Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходит­ся останавливаться на развилке, на распутье...

Учащимся демонстрируется слайд под заголовком «Про­блема выбора» - репродукция картины Васнецова «Витязь на распутье».

- Между чем приходится нам выбирать в жизни? Учитель обобщает мнения учащихся.

- Между добром и злом. Как не ошибиться в выборе? Мо­жет быть, герои романа «Дубровский» чем-то помогут нам?


Слушают.





Учащиеся высказывают свои мнения,

ІІІ этап.

Постановка цели урока, темы урока, и определение участников и состав групп.

1. Постановка учителем учебной задачи урока.

- Итак, тема урока: «Удались от зла и сотвори благо».

Имеют ли эти слова отношение к роману?

Внимательные читатели, кто и в какой момент их произнес?

- Какова же цель нашей встречи с героями? Трудно? Прочи­тайте эпиграф.



2. Учитель обобщает мнения учащихся и формулирует цели урока:

- Мы (я с вами) должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры.

Помогут в достижении целей нам:

- внимательные читатели;

- социологи;

- лингвисты;

- мастера выразительного чтения;

- психологи;

- литературоведы.


3. Учитель определяет участников и состав групп (группы были составлены заранее).




Учащиеся читают эпиграф произведения.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов






Слушают.

ІV этап.

Основная часть урока.

  1. «Зло – начало всей цепи событий»

- Много зла есть в жизни человека. Много его и на пути ге­роев романа. Опираясь на предложенные цитаты, поясните, ка­ких героев коснулось зло, стоявшее в начале всей цепи собы­тий? Думаю, это задание под силу только внимательным чита­телям.


На экране появляются цитаты.


Обобщение учителя выступления группы «Внимательные читатели».

- Что ж, мы доказали, что зло в романе является началом всей цепи событий. Но что лежит в основе зла? в основе поступ­ков, ставших причиной несчастья других?




Социологи провели исследование, цель которого выявить за­висимость поведения героя от их социального положения, мате­риального состояния. Дадим им слово.




Учитель обобщает выступления группы «Социологи».

- Спасибо, ребята. В вашем исследовании присутст­вуют слова, со значением которых нужно основательно порабо­тать.

На экран проецируется слайд с названием слов:

зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость, месть, ненависть.


Лингвисты, нам не обойтись без вашей помощи. Объясни­те значения указанных слов.


Обобщение учителем выступления группы учащихся.

- Что ж, со словарем нашего урока вы справились хорошо.

Эти слова обозначают те человеческие чувства и качества, которые не позволяют человеку, стоящему на распутье между добром и злом, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале. А ведь давно известно, что если зло не пресекается сразу, то оно разгорается с еще большей силой. Ли­тературоведы, докажите или опровергните это утверждение.







Учитель обобщает выступление группы учащихся.

Дорогие мои собеседники! Вы не забыли слова Пушкина о том, что проза «требует мыслей, мыслей...». Давайте еще раз вчитаемся, вслушаемся и подумаем: так ли плохи наши герои? Пытаются ли они противостоять злу?








2. Физкультминутка.

Гимнастическое упражнение для глаз:

Исходное положение – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-5 сек., поставить палец правой руки

по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
















3. «Не будь побежден злом»

Слово учителя.

- В глубине всякой души есть своя земля... Когда я читаю роман «Дубровский», мне не раз вспоминается эта русская по­словица. Например, когда я читаю эпизод, главным действую­щим лицом которого является Архип-кузнец. Давайте прочита­ем его вместе.

Выразительное чтение эпизода (гл. VI, со слов «Поднялся ветер...» до «Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз»).

- Как вы думаете, есть ли «земля», то есть что-то доброе, ценное в душе Архипа-кузнеца? А в душах других героев, на­пример Троекурова?


Слово группе учащихся - психологам. Перед ними стояла трудная задача: выстроив лестницу мыслей героя, понять, какие чувства борются в его душе.

Задача учащихся состоит в том, чтобы в пяти строках пред­ставить образ того или иного героя. Что это за строки?

  1. Название синквейна.

  2. Три слова, выраженные именем существительным.

  3. Три слова, выраженные именем прилагательным.

  4. Три глагола.

  5. Фраза, заключающая в себе жизненное кредо героя.








- Владимир Андреевич Дубровский. Каков он?

Психологи, защитите свои исследования.



- С чем же Владимир Дубровский вступает в эту новую для него взрослую жизнь?

Чтение эпизода «В церкви» (гл. V).

- Какие слова, на ваш взгляд, являются здесь важными? («...Он не плакал, не молился, но лицо его было страшно».)

- Как изменилась позиция Дубровского?


Слово предоставляется группе «Литературоведы».


На экран проецируется слайд с изображением схемы составленной группой литературоведов.

Пример схемы:

  • дом - именно здесь все самое дорогое для Владимира Дуб­ровского;

  • портрет матери - глядя на этот портрет, Дубровский вспо­минает о самой светлой поре своей жизни - детстве, именно этот портрет заставляет Владимира в полной мере осознать слу­чившееся;

  • письма - перебирая письма матери отцу, Владимир пережи­вает душевное волнение, теплеет его душа;

  • свеча - при ней молилась няня Владимира, а значит, именно в этом символе воплощено все правильное и доброе;

  • белое платье - упоминание о нем несколько раз встречается в произведении: белое платье мелькает среди берез в усадьбе Троекурова, когда Владимир после долгого отсутствия возвра­щается в имение отца; в белом платье изображена на портрете мать Владимира Дубровского; белое платье Маши, мелькнувшее между стволов деревьев, останавливает желание Дубровского отомстить Троекурову;

  • сердце - символ любви; именно этим чувством движим Дуб­ровский, именно оно спасает его от пучины зла и ненависти.

- Зло не победило. Почему? Потому что в глубине всякой души есть своя земля. Какие спасительные маяки не позволили Дубровскому окончательно подчиниться злу? Из чего состоит «земля» его души?

На экран вновь проецируется слайд со словами:

родительский дом, семья, преданность близких людей (няни, крестьян), ответственность перед людьми, которым он нужен, любовь, благородство.

- Пусть нрав­ственные ориентиры, благодаря которым Владимир Дубровский удалился от зла, помогут и вам на вашем жизненном пути.

Однако важно не только удалиться от зла, но и сотворить благо.


  1. «Удались от зла и сотвори благо»

- Именно так звучит тема нашего урока. Смог ли Владимир Дубровский справиться с этой задачей? Вернемся к нашей схеме:


hello_html_m11e1c7aa.gif



- Получается, что, отказавшись от мести, благородный раз­бойник Дубровский все-таки никакого блага не сотворил... А кто же из героев никому не причиняет зла? (Маша.)

- Какой правильный и честный поступок совершает она?

Чтение эпизода: (гл. XVIII от «Это Дубровский...» до «Пустите нас»).

- Почему так поступает героиня? Потому что она смогла сберечь «землю» своей души. В ее жизни есть ценности, позво­ляющие противостоять злу: дом, семья, ответственность перед другими. И даже любовью Маша жертвует, потому что не может нарушить законы чести, по которым она живет.

Выступление учащихся, 1 группа – «Внимательные читатели».

Учащиеся объясняют, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье:

- «...батюшка скончался» (умер Андрей Гаврилович Дубров­ский);

- «...будущее для него являлось покрытым грозными туча­ми» (Владимир Дубровский, размышления после смерти отца);

- «...до сна ли нам... До чего мы дожили, кто бы подумал?» (крестьяне Дубровского, оставшиеся без своего барина);

- «...кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского);

- «Она... все еще не могла поверить, что жизнь ее была наве­ки скована» (Маша Троекурова, размышления после венчания с Верейским);

- «...выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое бы­ли ранены» (солдаты, погибшие в бою с разбойниками под пред­водительством Дубровского).



Выступление группы «Социологи»: они представляют таб­лицу и поясняют ее текстом.


Социаль

ное положение

Материальное состояние

Ведущее чувство, подтолкнувшее к недоброму действию

Дубровский

Андрей

Гаврилович

дворянин

беден

зависть, гордыня

Троекуров

Кирила

Петрович

дворянин

богат

вседозволенность,

распущенность,

самодурство

Князь Верейский

дворянин

богат

эгоизм,черствость

Дубровский Владимир

дворянин

беден

месть, ненависть, отчаяние

Архип-кузнец

крепостной крестьянин

не имеет никако­го имущества

преданность бари­ну, месть

Учащиеся делают вывод: что в основе недобрых поступ­ков лежит не социальное положение, не материальное состоя­ние, а человеческие качества, присущие всем слоям населения. Поэтому в цепи событий, последовавших после ссоры соседей, участвуют практически все.


Выступление группы «Лингвисты».

Учащиеся объясняют значения слов.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Гордыня – непомерная гордость.

Самодурство – унижение достоинства других.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Черствость – бездушность, неотзывчивость.

Месть – действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь.

Ненависть – чувство сильной вражды, злобы.


Выступление группы «Литературоведы».

Защита литературоведами схемы, созданной на основе художественных деталей.

hello_html_7b67c30.jpg

-Спички – символ неожиданно вспыхнувший ссоры между Троекуровым и Дубровским;

- перо и чернильница - символ продолжения неприятной ис­тории: обмен между поссорившимися помещиками недобрыми и высокомерными письмами — начало судебных тяжб — отчая­ние и ненависть Дубровского в зале суда: именно чернильницу он бросает в судебного заседателя;

- топор является символом разрастания зла: ссора между старинными друзьями переходит в действия, опасные для жизни других людей. Топор читатели видят в руках Архипа-кузнеца, с ним он прохаживается вокруг дома, где находятся заседатели, Архип-кузнец причастен и к пожару этого дома;

- пламя - символ ссоры, превратившейся в неуправляемую стихию: горит дом Дубровских, погибают заседатели, беду нельзя остановить и вернуться назад тоже нельзя;

- замок - символ несвободы и безысходности: под замком оказываются судебные заседатели, и это предопределило их ги­бель; под замком держит Троекуров свою дочь Машу, и вслед­ствие этого судьба героини не может складываться счастливо; Владимир Дубровский тоже оказывается заложником ситуации, нет у него ни свободы, ни возможности жить так, как он хотел бы;

- ружье (оружие) - еще один символ зла: пистолет оказыва­ется в руке Дефоржа, вынужденного защищаться от разъяренно­го медведя; ружья в руках «разбойников» Дубровского, но в этом случае жертвами становятся люди;

- вопросительный знак - последний символ на схеме. Зло, не пресеченное сразу, разгорелось, дальнейшее развитие событий нам не совсем понятно...








Выполняют упражнение.














Читают.











Группа «Психологи» представляют свою работу:


«внезапное сумасшествие Дубровского... отравило его тор­жество» — «желание мести завлекло его слишком далеко, со­весть его роптала» —» «победа не радовала его сердца» —» «про­тивоположные чувства наполнили его душу» —> «последние (чувства более благородные) наконец восторжествовали» —> «он решился помириться... уничтожить следы ссоры».

Но «лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся».

- Кирила Петрович попытался было уклониться от зла, но ничего не вышло. Слишком глубоко ушла «земля», основа ду­ши, росточки добра не смогли пробиться сквозь толщу обиды, гордыни, спеси... Может быть, это получится у более молодых героев?


Психологи, подбирая нужные слова, доказывают, что эти слова действительно важны для представления характера дан­ного героя.

Синквейн «Владимир Дубровский»:

  1. Дворянин, сын, разбойник.

  2. Бедный, любящий, благородный.

  3. Мстит, страдает, любит.

  4. «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше».

Отвечают на вопрос.

Читают.


Отвечают.





















Группа учащихся заполняет предложенную схему:

Путь Дубровского

hello_html_m50a5c9d5.gif




























Читают.

V этап.

Подведение итогов урока.


Учитель делает выводы по уроку.

- Вы, ребята, только вступаете на большую дорогу жизни. И вам, вероятно, не раз придется ока­заться на распутье. Возьмите с собой в дорогу те уроки, которые нам дали герои романа «Дубровский». Не оступитесь, не поте­ряйте свою «землю». Будьте чисты... Как Маша Троекурова...

Пушкин дает нам возможность вос­хититься героиней, но не позволяет нам порадоваться за ее судьбу. Почему?

Потому что и через два века после Пушкина люди по-прежнему ищут свои собственные ориентиры в борьбе со злом, по-прежнему пытаются сохранить ту «землю», что есть в глуби­не каждой души.

И потому оценки за работу на сегодняшнем уроке вы выста­вите себе сами, когда окажетесь на той самой развилке между добром и злом... Я же хочу напомнить, что проза «требует мыс­лей, мыслей...».



Слушают.

VІ этап.

Домашнее задание.

Написать сочинение - миниатюру на тему «Каким я вижу будущее Дубровского».


Записывают д\з в дневник.

(по роману А. и сотвори благо"9999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999

9


Открытый урок по литературе в 6 классе "Удались от зла и сотвори благо"
  • Русский язык и литература
Описание:

Открытый урок литературы в 6 «А» классе по теме: «Удались от зла и сотвори благо» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Обучающие цели:

1.Помочь учащимся увидеть (услышать, почувствовать) мир души героев А. С. Пушкина; увидеть «землю» в глубине всякой души.

2.Найти нравственные ориентиры, нравственную точку опоры в борьбе со злом.

Развивающие цели:

1. Развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь.

2.Формировать навык работы с текстом.

3.Способствовать самовыражению через различные виды работ.

Воспитательные цели:

1.Воспитывать творческого читателя.

2.Содействовать развитию умения общаться между собой.

Автор Пилезина Наталья Александровна
Дата добавления 25.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 724
Номер материала MA-062647
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓