Главная / Русский язык и литература / Открытый урок по литературе

Открытый урок по литературе

2014 - 2015 уч.год

Учитель Никифоренко Д.И.

Урок литературы по теме «Война ж совсем не фейерверк, а просто – трудная работа…»

Поэзия и проза Великой Отечественной войны.


« Из одного металла льют

Медаль за бой,

Медаль за труд…»

Оборудование: презентация, записи песен


  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.


  1. Литературно-музыкальная композиция

Звучит песня из к/ф «Офицеры»


Ведущий 1

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше четырёхсот не вернулись назад.

Ведущий 2

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила много поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу , надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

Ведущий 1

Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Семён Гудзенко… и многие, многие другие… В 1941 году они были чуть старше нас, и не все из них вернулись с войны. Коган не вернулся из разведки, Георгий Суворов погиб на переправе, Леонид Вилкомир на штурмовике, Алексей Лебедев в подводной лодке. Пуля или осколок оборвали песни молодых поэтов, голоса которых только начали набирать силу…

Ученик 1

Всеволод Багрицкий с первых дней войны добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учета из-за сильной близорукости. В октябре 1941 года он, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, был эвакуирован в Чистополь. В январе 1942 года после настойчивых просьб получил назначение в газету «Отвага» Второй ударной армии Волховского фронта.

20-летний Всеволод Багрицкий погиб при выполнении боевого задания в феврале 1942г. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.

Мы двое суток лежали в снегу.

Никто не сказал: «Замёрз, не могу»

Видели мы – вскипала кровь –

Немцы сидели у жарких костров.

Но, побеждая, надо уметь

Ждать негодуя, ждать и терпеть.



Ученик 2

В 1941 г. Михаил Кульчицкий , автор известных строк:

Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Когда – черна от пота – вверх

Скользит по пахоте пехота

уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулемётноминомётное училище, получил звание младшего лейтенанта. Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.



Ученик 3

После начала Великой Отечественной войны Владимир Чугунов добровольцем пошёл в Красную Армию. Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943г, поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как предрёк в своём стихотворении:

Если я на поле ратном,

Испустив предсмертный стон,

Упаду в огне закатном,

Вражьей пулею сражён.

Если ворон словно в песне,

Надо мною круг замкнёт, -

Я хочу, чтоб мой ровесник

Через труп шагнул вперёд.



Ведущий 2

«В поэзии есть «вечные юноши», на которых она стоит и растёт», - сказал Марк Щеглов . Молодые поэты, павшие на полях сражений, принадлежат к их числу. Эти «вечные юноши» своей поэтической исповедью, самой жизнью дают нам великий пример мужества, честности и бескорыстия.

Ученик 4

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

так писал молодой поэт Павел Коган.


Павел Коган был снят с воинского учёта по состоянию здоровья, но в начале войны поступил на курсы военных переводчиков. На фронт он попал в 1942 году и сразу же попросил зачислить его в полковую разведку. Павел Коган писал в 1942 году: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь. Я верю в историю, верю в наши силы. Я знаю, что мы победим!»

Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском. На переднем крае Павел Коган встретил последний день своей жизни. Это случилось 23 сентября 1942 года под Новороссийском, когда он возглавил поиск разведчиков. А было Павлу всего 24 года! В рост пошел он на пули, так же как в рост шел он по жизни. Ведь вся его жизнь была внутренней подготовкой к подвигу.

Я слушаю далекий грохот,
Подпочвенный, неясный гуд,
Так подымается эпоха,
И я патроны берегу.

Я крепко берегу их к бою.
Так дай мне мужество в боях,
Ведь если бой, то я с тобою,
Эпоха громкая моя.



Ученик 5

Когда началась война, многие студенты московского Института философии, литературы и истории ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семён Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко сохранилась запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо». Позднее, в 1946г появятся его следующие строчки: «Мы не от старости умрём – от старых ран умрём». Всё произошло именно так – Семён Гудзенко умер от ран в феврале 1953 года.

Писатель Илья Эренбург вспоминал, что когда впервые слушал стихи Гудзенко, то мысленно повторял» «Ещё, ещё!» Одним из первых услышанных стихотворений было «Когда на смерть идут – поют»


Чтение стих-я.

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать, -

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг.

И почернел от пыли минной.

Разрыв –

И умирает друг

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черёд

За мной одним идёт пехота.

Будь проклят

Сорок первый год,

Ты, вмёрзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв –

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать

И нас ведёт через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из-под ногтей я кровь чужую.


Стихотворение «Мое поколение» было написано в 40-х годах, но широко известным оно стало после выхода на экраны киноэпопеи «Цыган», где песню на стихи Гудзенко исполнил Михай Волонтир(запись)

Ученик 6:

Будет тело засыпано,

Но не засыпать сердце,

Полное пламенных песен и слов!

Неужели ты можешь назвать это смертью,

Если гибнет боец, победивший врагов.

Герой Советского Союза поэт Муса Джалиль! Тяжело раненый, Муса Джалиль попал в плен к гитлеровцам. И прежде чем над его головой сверкнул нож фашистской гильотины, прошёл 791 день унижений, изматывающих допросов в гестаповских застенках и не прекращающейся ни на час, ни на день борьбы. Каждая строка «Маобитской тетради» Мусы Джалиля написана кровью сердца, дышит ненавистью к врагу, верностью Родине, преданностью своему народу.

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придёт мой час - умру, но знай, умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы! Не тысячи, а только сто в сражениях

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощения,

Колени преклонив, у Родины моей.

Ученик 7

Едва исполнилось 17 лет, Иосиф Уткин, один из первых иркутских комсомольцев, отправился на Дальний Восток — добивать белых. Потом была журналистская работа — и первые стихи. Воевал Иосиф Уткин и в Великую Отечественную войну.

В сентябре 1941 года, во время боёв под Ельней, осколком мины Иосифу Уткину оторвало четыре пальца на правой руке. Можно было забыть о том, чтобы писать самому. Но Иосиф Уткин словно бы не заметил своего увечья: даже в полевом госпитале он продолжал писать стихи — теперь уже диктуя их. Его не пускали на фронт, а он туда рвался:

Он добился того, чтобы ему разрешили снова вернуться на передовую — летом 1942 года он прибыл на Брянский фронт в качестве специального военного корреспондента. За боевые заслуги его наградили орденом Красной Звезды. И снова и снова писал он свои удивительные стихи о людях на войне.

Иосиф Уткин не дожил до Победы полтора года. В мае 45-го, в Берлине, на стене Рейхстага, кто-то из солдат нацарапал и его строчки.

Когда, упав на поле боя –

И не в стихах, а наяву, -

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра, -

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мёртвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!..

Ведущий 1

Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсёстрами – выносили раненых с поля боя, были снайперами и лётчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина… В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.


Ученик 8

17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие её сверстницы, в 1941г добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Была медсестрой, санитаркой в пехоте, на самой передовой, в пекле, где приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе.


Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привычный сорок пятый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать.


Эти строки Юлия Друнина написала в 1942г. И на протяжении всего её творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия.

Позднее, в 1943 г прозвучит известное стихотворение


Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Поэт Николай Старшинов рассказывал, что её фронтовые стихи произвели сильное впечатление, её «Зинку» ( стихотворение памяти однополчанки – героя Советского Союза Зины Самсоновой) знали наизусть. Чтение стих-я.?

Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная – потому что юность прошла в военные годы, счастливая – потому что выжила в этой страшной войне и стала поэтом.



Ведущий 2

Сентябрь 1941года. Ленинград – город Петра Великого, город трёх революций – блокирован.

Первый день догорал…

Как потом оказалось,

Впереди оставалось

Ещё девятьсот…

Ведущий 1

Город подвергался самым жестоким лишениям. Враг был уверен, что голодающие, мёрзнущие люди вцепятся друг в друга из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, вынуждены будут сами сдаться. Но враг просчитался…

Слово также стало оружием. В блокадном Ленинграде 30-летняя Ольга Берггольц и 52-летняя Анна Андреевна Ахматова стали поэтическим, суровым и возвышенным нервом блокадного города.

Ученик 9

Ольга Берггольц во время войны жила в своём любимом городе – в Ленинграде. Ей, кого называют блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни. Её муж умер от голода, а сама Ольга Фёдоровна, по свидетельству сестры, «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Она оставалась в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа . Маленькая женщина, она стала живой легендой, символом стойкости и мужества. Именно в эти годы рождаются её лучшие стихи. Произведения Ольги Берггольц звучали в осаждённом городе, поднимая дух людей, вселяя веру в победу. В стихах поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время человек остаётся человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными жизнями.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.


Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад.



Мы будем драться с беззаветной силой

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.



Ученик 10

Анну Ахматову война застала в Ленинграде. В июле 1941г она написала стихотворение, облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.


По воспоминаниям Ольги Берггольц «…с лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, Ахматова до эвакуации несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны, шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи»

В военные годы Ахматова предстала перед Россией как гражданский поэт. В её военных стихах - мужество, страдание и сострадание. Как клятва для всех защитников нашей великой страны прозвучали в феврале 1942 года строки:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!


Ведущий 2

Если поэзия мгновенно реагировала на происходящие события, то прозе, а особенно таки крупным жанрам, как роман, требовалось время. Сразу после войны появляются «Молодая гвардия» Александра Фадеева о подвиге комсомольцев-краснодонцев, «Повесть о настоящем человек» Б.Полевого о подвиге лётчика Алексея Маресьева и многие другие. Писатели воспевают в них героический подвиг народа-победителя, а война воспринимается как противостояние добра – красоты и зла – уродства.


Ведущий 1

В отечественной прозе голоса участников войны впервые мощно зазвучали в середине 1950-х и начале 1960-х годов. Писатель Юрий Бондарев характеризовал это несколько затянувшееся молчание вчерашних солдат так: «Душевный опыт этих людей был насыщен до предела. Все четыре года войны они прожили, не переводя дыхания, и, казалось, концентрация эпизодов, ощущений, потерь, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было всё это организовать».


Ведущий 2

Роль хранителей памяти взяли на себя писатели фронтового поколения – от бывших военных журналистов: Михаила Шолохова, Константина Симонова, Бориса Полевого до тех, кто пришёл солдатом или лейтенантом прямо на огненную черту окопов, вроде Виктора Астафьева, Василя Быкова, Евгения Носова, Юрия Бондарева, Вячеслава Кондратьева, Григория Бакланова, Бориса Васильева, Константина Воробьёва.


Ведущий 1

Безусловно, писатели изображают в своих произведениях военные действия – атаки, отступления, слёзы, кровь, смерти, ранения. Но война – это также испытание для человека, заставляющее делать нравственный выбор.


Ученик 11

Проблема нравственного выбора на войне характерна для всего творчества Василя Быкова. Писатель, сам прошедший войну, как бы отслеживает, как раскрываются его герои под воздействием обстоятельств. В повести «Сотников» главный герой с честью проходит через тяжёлые испытания и с достоинством принимает смерть. Рыбак же, спасая собственную жизнь, предаёт Родину, партизанский отряд и собственноручно казнит Сотникова. Физически более слабый Сотников оказывается более подготовленным к нравственному подвигу.


Выразительное чтение эпизода.


«Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. Утро уже будет принадлежать не им.

Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.

Он ничего не боялся, и это давало определённое преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже.

Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение взять всё на себя. Завтра он скажет следователю, что он – командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чём..

По существу, он жертвовал собой ради спасения других; но не менее, чем другие, это пожертвование было необходимо ему самому.

Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко она даётся человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу.»


Ученик 12

Виктор Астафьев говорил: «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю – жестокую, но необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней»

В.П.Астафьев отображает в своих произведениях «окопную правду», чтобы подвести нас, читателей, к основной мысли – о противоестественной природе войны, заставляющей людей убивать друг друга. И, более того, о страстной надежде на то, что война станет историческим, нравственным уроком человечеству, и подобное никогда не повторится. Поэтому во всех подробностях В.Астафьев описывает геройскую гибель старшины Мохнакова в повести «Пастух и пастушка»


Выразительное чтение эпизода.

«Они смотрели друг на друга всего лишь мгновение, но по предсмертному ужасу, мелькнувшему в изуродованном глазу водителя, Мохнаков угадал – немец понял всё; опытные тем и отличаются от неопытных, что лучше умеют угадать меру опасности, грозящей им.

Танк дёрнулся, затормозил, визжа железом. Но его несло, неумолимо тащило вперёд, и русский, загородив руками лицо, зажав глаза пальцами, что-то прошептав, упал под гусеницу. От взрыва противотанковой мины старая боевая машина треснула по недавно сделанному шву. Траки гусеницы забросило аж в траншею.

А там, где ложился под танк старшина Мохнаков, осталась воронка с опепелённой по краям землёю и чёрными стерженьками стерни. Тело старшины вместе с выгоревшим на войне сердцем разнесло по высотке…»


Ученик 13

Когда началась война, будущему писателю Юрию Бондареву было всего 17 лет. А в 18 – в августе 1942г после окончания пехотного училища – он уже на фронте. В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Дважды был ранен. Через четверть века после окончания войны он напишет: «Война была жестокой и грубой школой, мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах. Мы ещё не обладали жизненным опытом…, но наш душевный опыт был переполнен до предела.»

Как и автор, юные герои Бондарева шагнули в войну прямо со школьной скамьи.

Изображая войну, писатель старается придерживаться правды, «предельной досоверности», наверно, поэтому судьба его героев зачастую трагична.

В романе «Батальоны просят огня» в живых по вине одного из начальников – полковника Иверзева – из нескольких сотен людей останутся только пятеро.


Стих-е Ю.Белаша «Неудачный бой»

И на мокром лугу, там и сям, бугорочками серыми

Оставались лежать в посечённых шинелях тела…

Где-то кто-то ошибся. Что-то где-то не сделали.

А пехота все эти ошибки оплачивай кровью сполна!..

Мы идём и молчим. Ни о чём говорить нам не хочется.

Да о чём говорить, если мы четверть часа назад

Положили у той – будь она трижды проклята! – рощицы

Половину ребят – и каких, доложу вам, ребят.


Ведущий 2

В отечественной литературе немало произведений о войне 1941-1945 годов. Война раскрывается в них с разных точек зрения, в зависимости от авторской позиции. Но есть один фактор, объединяющий всех писателей-фронтовиков: каждый из них пропустил войну через себя, каждый воочию видел весь ад войны.


Ученик 11

Начало войны наложило отпечаток на всё последующее творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда».

О войне он знал ни с чьих-то рассказов – он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями.

Ради нескольких строчек Симонов переезжал с фронта на фронт.

По признанию участников войны, одно из самых первых поэтических произведений, затронувших их души, - стихотворение, посвящённое Алексею Суркову, старшему товарищу – «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» (Запись, читает автор?)

Призывом к борьбе с фашистами звучит стих-е «Убей его!»

Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности даёт Константин Симонов в своей лирике. Его знаменитое «Жди меня» - это гимн настоящей любви и преданности.

(чтение стих-я)


Ведущий 1

Далеко не все произведения о Великой Отечественной войне сразу доходили до читателя. Одни из них подвергались жестокой критике, другие, авторы которых пытались донести до людей трагическую правду о войне, рассказать об ошибках военных лет, запрещались совсем. Была выпущена целая серия партийных постановлений, согласно которым военная литература должна была лакировать действительность и быть бесконфликтной. «Послушным писателям», чьи творения часто были далеки от реальной жизни, присуждались Сталинские премии, «строптивых» же авторов ожидало забвение на долгие годы.


Ведущий 2

С каждым годом всё дальше и дальше отодвигается от нас война, но о ней продолжают писать уже те, кто никогда этой войны не видел.


Ученик 15

Особое место военная тема заняла в творчестве Владимира Семёновича Высоцкого. На вопрос, чем его привлекает эта тема, Высоцкий ответил так: «Я понимаю Ваш вопрос: я ведь отношусь к послевоенному поколению… Не знаю…По-моему, нас мучает чувство вины за то, что мы «опоздали» родиться, и своим творчеством как бы «довоёвываем».

Это чувство вины перед павшими звучит во многих стихотворениях Высоцкого.


В.Высоцкий «Он не вернулся из боя» (чтец)


Ведущий 1

Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей родины. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература.


«Реквием» Р.Рождественского (чтец), Евтушенко Е. Хотят ли русские войны (песня)





Открытый урок по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

К 70-летию великой Победы! Тема урока «Война ж совсем не фейерверк, а просто – трудная работа…» Поэзия и проза Великой Отечественной войны.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

На уроке учащиеся рассказывают о творчестве и участии в Великой Отечественной войне поэтов и писателей-фронтовиков, читают стихотворения, прочитывают эпизоды из прозаических произведений.

Автор Никифоренко Дина Ивановна
Дата добавления 22.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 508
Номер материала MA-062551
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓