Открытый урок по
истории Казахстана по теме:
Найманы, кереи,
жалаиры
Цели:
1. Освоить знания
о периодах и месте создания государств найманов и кереев, территории расселения
племени жалаиров, их политическом строе и хозяйственной деятельности. Продолжить
воспитательные и развивающие цели предыдущих уроков, развивать стремление к
изучению родного края.
Оборудование
урока: Карта, хронологическая таблица, рисунки, летописи о казахских племенах и
родах.
Вид урока:
Смешанный (рассказ, путешествие, самостоятельная работа).
Проверка домашнего
задания.
План урока:
1.
Вступительная часть.
2. Опрос
домашнего задания.
3. Объяснение
нового материала.
4.
Самостоятельная работа.
5.
Закрепление, подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный
момент (2 минуты).
2. Опрос
домашнего задания (10 минут) по вопросам к §10.
3. Объяснение
нового материала (18 минут).
1. Путешествие
в страну найманов.
Учитель «приводит»
своих воспитанников в страну найманов. Во время путешествия учитель объясняет
происхождение названия «найман», рассказывает о ханах государства найманов -
НаркешеДаяне, Инанч-бильге, рассказывает об их деятельности по укреплению
государства, о политическом положении в эпоху Чингисхана. Ученики узнают о
распрях в ханстве, о причинах междоусобиц и приходят к пониманию: раскол и
распад государства найманов были вызваны борьбой за власть и внутренними
междоусобицами. Далее знакомятся с борьбой найманских ханов Даяна и Кучлука
против монгольских завоевателей во главе с Чингисханом и их поражением в этой
войне.
2. Путешествие в
страну кереев.
Следующий пункт
путешествия учащихся - страна кереев. Изучая карту, ученики знакомятся с
территорией Керенского государства и соседними странами, среди них и
Монгольское государство. Учитель рассказывает об общественном строе Керейского
государства, об этническом составе страны, периоде существования Керейского
государства, о политической борьбе в нем, о политике, которую вели керейские
ханы, о взаимоотношениях между кереями и Чингисханом, о нашествии на них
монголов и распаде государства. Учитель также знакомит учеников с историческими
сведениями о кереях, говорит о важной научной ценности этих документов.
3. Путешествие в
страну жалаиров.
Учитель,
«путешествуя» вместе с учениками по стране жалаиров, рассказывает и о соседних
странах. При этом дети узнают о деятельности Жамуки, много сделавшего для
объединения жалаирских родов и племен, о взаимоотношениях жалаиров с
Чингисханом.Во время «путешествия» учитель рассказывает о политическом строе
трех племен, о системе управления войсками в них, о хозяйстве, жизни и быте
этих племен.
4.
Самостоятельная работа (5 минут).
Самостоятельная
работа по §10 и хронологической таблице для заполнения необходимых разделов.
Следующее задание:
решить кроссворд «Казахстан».
1. Вождь племени
жалаиров.
2. Столица
государства найманов.
3. Древний
тюркский город на юго-востоке Казахстана.
4. Имя
найманского хана.
5. Кем объявил
себя Жамука на курултае родов и племен?
6. Имя
знаменитого монгольского великого хана.
7.
Десятитысячный военный отряд тюрков.
8. Крупное
тюркское племя.
9. Слово
«восемь» в переводе на монгольский язык.
Заключение
(подведение итогов - 5 минут).
Вопросы и задания
1.Покажите на
карте территории расселения трех племен - найманов, кереев, жалаиров.
2.Расскажите о
политическом строе и системе правления племен.
3. Опишите
хозяйство и быт этих племен.
4. Каким было
политическое положение в Найманском государстве?
5.А в Керейском
государстве?
6.Что вы узнали о
племени жалаиров?
7.Какими были
взаимоотношения трех племен с Чингисханом?
Оценка знаний
учащихся.
Домашнее задание:
Внимательно прочитать §11 и запомнить его содержание.
КГУ «Школа-гимназия
имени Батыр Баяна»
Район Магжана Жумабаева
Северо-Казахстанская область
Открытый урок
по истории Казахстана в 7 «А» классе
по теме: «Найманы, кереи, жалаиры»
Учитель: Уразалиев Ж.Б.
г.Булаево
2014 год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.