Главная / Химия / Открытый урок по химии на тему "Ковалентная неполярная связь"

Открытый урок по химии на тему "Ковалентная неполярная связь"

Название документа Презентация.ppt

 Ковалентная неполярная связь
Составьте схему образования следующих молекул:
Какая химическая связь называется ионной? Между атомами каких элементов как п...
Ковалентной (или атомной) называется химическая связь, возникающая в результа...
Ковалентной неполярной связью является связь, возникающая между одинаковыми э...
Образование молекулы фтора (F2)
F-F Структурная формула молекулы фтора (F2)
Образование молекулы водорода (Н2)
Правильные ответы на задание № 1
Кратность ковалентной неполярной связи
Длина связи – расстояние между ядрами атомов.
В молекулах фтора связь одинарная, а длина связи составляет 0,14 нанометра. В...
Правильные ответы на задание № 2 1 вариант 1) г 2) б 3) б 4) а 2 вариант 1) ...
Домашнее задание: § 10(11). Задание 3,4
Оценка полученных на уроке знаний – отлично, все понравилась, хорошо усвоил м...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  Ковалентная неполярная связь
Описание слайда:

Ковалентная неполярная связь

№ слайда 2 Составьте схему образования следующих молекул:
Описание слайда:

Составьте схему образования следующих молекул:

№ слайда 3 Какая химическая связь называется ионной? Между атомами каких элементов как прав
Описание слайда:

Какая химическая связь называется ионной? Между атомами каких элементов как правило образуется ионная связь? Что происходит с атомами металлов и неметаллов при образовании ионной связи? Что такое ион? Как образуется положительный и отрицательный ион? В чем заключается особенность строения внешней электронной оболочки иона?

№ слайда 4 Ковалентной (или атомной) называется химическая связь, возникающая в результате
Описание слайда:

Ковалентной (или атомной) называется химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар.

№ слайда 5 Ковалентной неполярной связью является связь, возникающая между одинаковыми элем
Описание слайда:

Ковалентной неполярной связью является связь, возникающая между одинаковыми элементами-неметаллами.

№ слайда 6 Образование молекулы фтора (F2)
Описание слайда:

Образование молекулы фтора (F2)

№ слайда 7 F-F Структурная формула молекулы фтора (F2)
Описание слайда:

F-F Структурная формула молекулы фтора (F2)

№ слайда 8 Образование молекулы водорода (Н2)
Описание слайда:

Образование молекулы водорода (Н2)

№ слайда 9 Правильные ответы на задание № 1
Описание слайда:

Правильные ответы на задание № 1

№ слайда 10 Кратность ковалентной неполярной связи
Описание слайда:

Кратность ковалентной неполярной связи

№ слайда 11 Длина связи – расстояние между ядрами атомов.
Описание слайда:

Длина связи – расстояние между ядрами атомов.

№ слайда 12 В молекулах фтора связь одинарная, а длина связи составляет 0,14 нанометра. В мо
Описание слайда:

В молекулах фтора связь одинарная, а длина связи составляет 0,14 нанометра. В молекулах азота связь тройная, и ее длина составляет 0,11 нанометра. Таким образом, чтобы разделить молекулу азота на отдельные атомы, необходимо затратить примерно в семь раз больше энергии, чем для разрыва одинарных связей в молекуле фтора.

№ слайда 13 Правильные ответы на задание № 2 1 вариант 1) г 2) б 3) б 4) а 2 вариант 1) в 2
Описание слайда:

Правильные ответы на задание № 2 1 вариант 1) г 2) б 3) б 4) а 2 вариант 1) в 2) а 3) б 4) в

№ слайда 14 Домашнее задание: § 10(11). Задание 3,4
Описание слайда:

Домашнее задание: § 10(11). Задание 3,4

№ слайда 15 Оценка полученных на уроке знаний – отлично, все понравилась, хорошо усвоил мате
Описание слайда:

Оценка полученных на уроке знаний – отлично, все понравилась, хорошо усвоил материал. – хорошо, но не совсем усвоен материал. Необходимо закрепить. – хорошо. Но было бы неплохо еще раз разобрать эту тему. – плохо усвоил материал. – ничего не понял.

Название документа конспект урока.doc

Открытый урок на тему: «Ковалентная неполярная связь»


Автор: Катрич Ирина Николаевна, учитель химии МБОУ СОШ № 46 г. Иркутск.


Предмет: химия.

Класс: 8.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.


Цель урока: дать понятие о ковалентной неполярной связи. Научить школьников составлять схемы образования ковалентных неполярных связей.


Задачи урока:

  1. Образовательные:

сформировать понятие о ковалентной неполярной связи;

обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учениками;

способствовать развитию коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;

пробудить интерес обучающихся к разделу химии «Строение вещества»;

  1. Развивающие:

развить у учащихся самостоятельность и способность к самоорганизации;

сформировать умение систематизировать и обобщать различные виды информации;

выявление и раскрытие способностей учеников;

  1. Воспитательные:

формирование готовности к сотрудничеству;

развитие способности к созидательной деятельности;

развитие толерантности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


Средства обучения и оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедиапроектор.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемный, эвристический, интерактивный, структурообразующие (беседа, сравнения, обобщающие суждения).

Форма организации работы с учащимися: групповая, индивидуальная, фронтальная.


Образовательные технологии: технология полного усвоения материала, технология диалогового взаимодействия, технология организации самостоятельной деятельности школьников.


Учебная и дополнительная литература:

  1. Изучаем химию в 8 классе. Дидактическое пособие / Габриелян О.С., Смирнова Т.В. – 2012.

  2. Задания для текущего и итогового контроля знаний учащихся по химии: 8-9 классы. Пособие для учителя / Радецкий А.М. – 2012.

  3. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – 2014.

  5. Химия. 8 класс. Поурочные планы к учебнику Габриеляна О.С. – 2014.


Ход урока

  1. Организационный этап.

После звонка дети рассаживаются по своим местам, достают учебные принадлежности. Настраивание на работу.

Учитель (У): Ребята, мы с вами всегда работаем хорошо и слаженно. Надеюсь, этот урок не будет исключением.


  1. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Мотивация: Мы продолжаем изучение темы «Строение вещества». Темой сегодняшнего урока является Ковалентная неполярная связь. Запишите эту тему себе в тетрадь. (Слайд1)

У: Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте повторим материал, изученный на прошлом уроке.


К доске вызываются 3 ученика, которые должны написать схемы образования молекул. (Слайд2):

KCl; Na2S; MgF2


У: Ну а пока ребята справляются каждый со своим заданием, мы проведем небольшой опрос.


Вопросы для фронтального опроса: (Слайд3)

  1. Между атомами каких элементов как правило образуется ионная связь?

  2. Что происходит с атомами металлов и неметаллов при образовании ионной связи?

  3. Что происходит с атомами металлов и неметаллов при образовании ионной связи?

  4. Что такое ион?

  5. Как образуется положительный и отрицательный ион?

  6. В чем заключается особенность строения внешней электронной оболочки иона?


После проведения опроса проверяется как ученики справились со схемами образования молекул.


  1. Объяснение нового материала (Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи).

У: Итак, мы с вами повторили, что такое ионная связь, а теперь перейдем непосредственно к теме нашего урока. Начнем мы с определения ковалентной связи. Внимание на доску. (Слайд4)


Ковалентной (или атомной) называется химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар.


Записываем это определение к себе в тетрадь.


В основе образования ковалентной связи, также как и при образовании ионной связи, лежит взаимодействие электрических зарядов. Положительно заряженное ядро атома притягивается к отрицательно заряженному облаку общей электронной пары. Природа любой химической связи одна и та же – электрическая.


Теперь разберемся, что такое ковалентная неполярная связь. Ковалентной неполярной связью является связь, возникающая между одинаковыми элементами-неметаллами. (Слайд5)


Рассмотрим подробнее.

У: два одинаковых элемента-неметалла могут объединяться в молекулу только одним способом – обобщив свои внешние электроны, т.е. сделав их общими для обоих атомов. Рассмотрим на примере образования молекулы фтора.

hello_html_m65ec06fc.jpg(Слайд6)


Атомы фтора – элемента главной подгруппы VII группы Периодической системы химических элементов Менделеева – имеют на внешнем энергетическом уровне 7 электронов, и каждому атому не хватает до его завершения лишь одного электрона. Внешние электроны атома фтора образуют 3 электронные пары и один непарный электрон.


Как вы помните – определить неспаренный электрон очень легко. Необходимо воспользоваться формулой 8-N, где N – номер группы химического элемента.


Ставим проблему: достижение завершенного внешнего уровня из 8 электронов. В данном случае не может идти речь об отдаче и принятии электронов, поскольку атомы совершенно идентичны. Остается единственный способ – сделать внешние электроны общими для обоих атомов.

Если сближаются 2 атома и у каждого из них есть по одному внешнему неспаренному электрону, то эти электроны объединяются и становятся общими для обоих атомов, у которых, тем самым, формируется завершенный внешний восьмиэлектронный уровень.


Если обозначить общую электронную пару черточкой, то мы получим структурную формулу молекулы фтора: F-F (Слайд7).


Аналогично происходит и образование молекулы водорода. (Слайд8)


У: Ребята, а теперь давайте попробуем самостоятельно написать формулы образования молекул некоторых веществ (хлор и бром). Перед каждым из вас лежит несколько карточек. Выберете под номером 1. На это задание отводится 3 минуты, затем проверим результаты.

У: Время вышло. Обратите внимание на доску. (Слайд9)


После проверки результатов учитель просит поднять руки тех, кто правильно справился с заданием. Похвалить.


У: теперь поговорим о кратности ковалентной неполярной связи. Если атомы соединены между собой одной общей электронной парой, то такая связь называется одинарной. Если двумя – двойной, тремя, соответственно – тройной. Рассмотрим подробнее. (Слайд10)


У: необходимо также знать, что, чем больше общих электронных пар у атомов в молекуле, тем прочнее связаны они друг с другом и тем меньше расстояние между ядрами атомов, которое называется длиной связи. (Слайд11,12)

В молекулах фтора связь одинарная, а длина связи составляет 0,14 нанометра. В молекулах азота связь тройная, и ее длина составляет 0,11 нанометра. Таким образом, чтобы разделить молекулу азота на отдельные атомы, необходимо затратить примерно в семь раз больше энергии, чем для разрыва одинарных связей в молекуле фтора.


  1. Физкультминутка.

У: а теперь закрепим полученные знания и поиграем в игру «Выбери лишнее».


Поделить класс на 3 команды (по рядам).


У: на доске три группы формул. Вам дается 1 минута, чтобы посовещаться и выбрать лишнюю.

Один участник команды выходит к доске, убирает лишнюю формулу и объясняет свой выбор.

  1. Н2О, O2, F2, Cl2.

  2. HCl, HBr, HI, N2.

  3. Mg, H2, KCl, NaF.


  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

У: теперь возьмите карточку № 2. Вам дается 5 минут, чтобы выполнить задания. Затем мы их проверим.


1 вариант

Задание

Правильный ответ

1. Ковалентная связь это:

а) связь между ионами

б) связь между металлами

в) связь между неметаллами

г) связь, возникающая в результате образования общих электронных пар



Г

2. Укажите пример ковалентной неполярной связи:

а) HCl

б) Cl2

в) Н2О


Б

3. Что такое длина связи?

А) длина телефонного кабеля

Б) расстояние между ядрами атомов в молекуле

В) сила притяжения электронов


Б

4. Укажите формулу расчета непарных электронов

а) 8-N

б) N-8

в) 8+N


А



2 вариант

Задание

Правильный ответ

1. Ковалентная неполярная связь это:

а) связь между ионами

б) связь между металлами

в) связь между неметаллами

г) связь, возникающая в результате образования общих электронных пар



В

2. Укажите пример ковалентной неполярной связи:

а) N2

б) HBr

в) NaF

А

3. Что такое структурная формула молекулы?

а) внутреннее строение молекулы

б) запись общей электронной пары, изображенная черточкой

в) то же самое, что и электронная формула молекулы



Б

4. Укажите формулу расчета непарных электронов

а) N-8

б) 8+N

в) 8-N


В



У: а теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность ответов. (Слайд13)


  1. Рефлексия учебной деятельности.

У: Давайте подведём итоги. Выполнили ли поставленную цель – изучили понятие и механизм образования ковалентной полярной связи?

А что вы узнали нового на уроке? Чему научились? Как вы считаете то, чему вы сегодня научились, пригодится вам в жизни?

А теперь вопрос на сообразительность – подумайте какие и где вещества с ковалентной неполярной связью мы с вами применяем (используем) в жизни, в быту?

  1. кислород – мы им дышим;

  2. азот – используется в морозильных камерах и как удобрение;

  3. йод – незаменим в домашней аптечке. Наш регион беден эти природным элементом, поэтому его добавляют в продукты (соль, сметана, хлеб). Им богаты морепродукты;

  4. хлор – хлорируем воду, обеззараживая ее;

  5. фтор – в зубной пасте, в качестве отбеливающего средства.


  1. Домашнее задание.

Прочитать параграф 10 (11). Выполнить задания 3,4. (Слайд14)


  1. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы с вами изучили еще одну интересную и познавательную тему из курса химии. Перед вами лежат цветные фишки с оценками. Подумайте и выберете одну из них, наиболее соответствующую вашим оценки урока. (Слайд15)


Зеленая – отлично, все понравилась, хорошо усвоил материал.

Оранжевая – хорошо, но не совсем усвоен материал. Необходимо закрепить.

Желтая – хорошо. Но было бы неплохо еще раз разобрать эту тему.

Розовая – плохо усвоил материал.

Белая – ничего не понял.




5-конечная звезда 8




5-конечная звезда 9

5-конечная звезда 10

5-конечная звезда 11

5-конечная звезда 12

Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД



познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

I этап «Актуализация знаний и постановка цели урока» – 3 минуты

Приветствует учащихся.

Определяет тему занятия и формулирует цель урока.

Создает эмоциональный настрой на продуктивную деятельность.






Анализируют задание для работы.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают изученный ранее материал. Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы, контролируют правильность ответов учащихся.


Умение: давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Умение: слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания.

Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания.

Постановка цели и анализирование условий ее достижения.

Умение: воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания.

Умение: понимать единство естественно научной картины мира и значимость естественно научных знаний в практической жизни.





II этап «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи» – 25 минут

Объясняет новую тему «Ковалентная неполярная связь», закрепляя сказанное соответствующими слайдами презентации.

Предлагает закрепить полученные знания мини-самостоятельной работой.

Делит класс на группы и проводит игру «Выбери лишнее» с целью выявления степени освоенности рассматриваемой и ранее изученной темы («Ионная связь»).

Проводим самостоятельную работу с проверкой по эталону.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты, записывают их в тетрадь.

Дополняют, уточняют ответы одноклассников по существу поставленного задания.

Расписывают формулы образования молекул определенных веществ (хлор, бром).

Выполняют тестовое задание на индивидуальных листах.

Осуществляют само- и взаимопроверку.

Анализ, синтез, сравнение информации. Извлечение необходимой информации. Построение формул образования ковалентной неполярной связи в веществах.








Принимать и сохранять учебную задачу, строить логические рассуждения.

Выполнение пробного учебного действия. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.



Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Построение монологического высказывания, использование устной и письменной речи.

Умение учитывать разные мнения, корректно вести себя в дискуссии.

Коррекция и систематизация полученных знаний.

III этап «Рефлексия учебной деятельности» – 7 минут

Организует обсуждение результатов урока.

Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.

Осуществление сравнения, обобщения и классификации.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Умение соотносить поставленную цель и достигнутые результаты, адекватно оценивать правильность своих знаний и даваемых ответов.

Умение вести монолог, диалог.

Умение участвовать в обсуждении и выражать свои мысли.

Анализировать правильность выполненных действий и уровень усвоения.

Развитие способности к волевому усилию.

IV этап «Домашнее задание» – 5 минут


Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

Извлечение и запись необходимой информации.

Прогнозирование уровня освоения материала.



Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Осознание качества и уровня усвоения материала.


Открытый урок по химии на тему "Ковалентная неполярная связь"
  • Химия
Описание:

Проведение открытого урока по теме "Ковалентная неполярная связь" способствует более полному усвоению материала учениками 8 класса. Кроме того разработка урока содержит презентацию, что позволяет наглядно увидеть и усвоить механизм образования указанного типа химической связи. А наличие технологической карты урока дает возможность проводить данный урок в рамках ФГОС.

Автор Катрич Ирина Николаевна
Дата добавления 10.11.2015
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 2162
Номер материала MA-062132
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓