Главная / Химия / Открытый урок по химии на тему "Азот и фосфор" (10 класс)

Открытый урок по химии на тему "Азот и фосфор" (10 класс)


Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».

Цели:

  • привести в систему знания по теме, повторить сведения о строении, свойствах, получении и применении азота, фосфора и их соединений;

  • воспитывать интерес к приобретению знаний, умение слушать и слышать друг друга, расширять кругозор учащихся;

  • развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, способности к аналитическому мышлению.

Оборудование: на столе учителя: нашатырный спирт, спички, чеснок, мышка, лисичка – мягкие игрушки; конверт с вопросами; на столах учащихся: разноуровневые тесты для самостоятельной индивидуальной работы.

Девиз урока: «Не в количестве знаний

заключается образование, а в полном

понимании и искусном применении всего

того, что знаешь».

Дистервег

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Совместное целеполагание

Выстраиваются, уточняются и согласовываются ожидания от урока в процессе фронтальной беседы.

? Какой материал мы изучали на протяжении нескольких последних уроков в рамках общей темы «Неметаллы»?

Затем учитель вместе с учащимися формулирует цели обобщающего урока, акцентируя внимание на эпиграфе.

Этап обобщения, применения и контроля знаний.

План работы на уроке (на доске)

  1. Визитная карточка Элемента – неметалла:

1 вариант – азот (N), 2 вариант – фосфор (Р).

  1. Графический диктант «Неметаллы: азот и фосфор – простые вещества и их соединения»:

1 вариант – фосфор; 2 вариант – азот.

hello_html_m55f91a65.gifhello_html_m311f0002.gif - да, - нет.

  1. Консультация для юных химиков.

  2. «Мысленный эксперимент».

  3. Дифференцированное тестирование.

  4. Привал «Химия и жизнь».

  5. Проверьте свои знания: («да», «нет»).

По первому пункту плана учащиеся по цепочке характеризуют положение азота и фосфора в ПСХЭ Д. И. Менделеева, строение их атомов, выявляя сходство и различия; возможные степени окисления элементов, характеризуют характер их высших оксидов и соответствующих им гидроксидов.

Вопросы для графического диктанта:

  1. Агрегатное состояние – твердое.

  2. Газообразен при обычных условиях.

  3. Не имеет запаха.

  4. Не имеет цвета

  5. В воде не растворяется.

  6. Имеет аллотропные модификации.

  7. Очень прочная и малореакционная молекула.

  8. Активно взаимодействует с кислородом.

  9. Водородное соединение с резким специфическим запахом.

  10. Образует оксиды, отвечающие степеням окисления от «+1» до «+5».

Можно осуществить самопроверку, приготовив на обратной стороне доски ответы для диктанта.

Консультация для юных химиков

Учитель. Накануне обобщающего урока по специальной химической почте на адрес девятиклассников нашей школы пришло письмо от членов кружка «Юный химик».

«Многоуважаемые коллеги – химики!!!

Недавно на занятиях нашего кружка мы занялись изучением неметаллов и их соединений. Несмотря на наши обширнейшие знания в области химических наук, у нас возникли неразрешимые вопросы. Помогите нам, пожалуйста, ответить на них.

С нетерпением ждем помощи. Желаем удачи!

С уважением «Юные химики».

Вопросы:

  1. Почему аммиак является только восстановителем, а азотная кислота - сильным окислителем?

  2. Какая мука значительно увеличивает количество хлеба, хотя непосредственно для выпечки хлеба она не применяется?

  3. Находясь в океане какого газа, растения страдают от его недостатка?

  4. Какой элемент называют элементом и жизни, и мысли?

  5. Какой газ называют веселящим и почему?

«Мысленный эксперимент». Самостоятельная работа учащихся.

Проанализируйте рисунок, составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, назовите продукты реакций, укажите типы реакций. Учащиеся работают в группах (по 4 человека), затем осуществляется фронтальная проверка или самопроверка по слайду с уравнениями реакций.

1 вариант

hello_html_96096aa.gif

hello_html_96096aa.gifhello_html_74693582.gif+ H2O + HCl

N2+ H2


hello_html_m53a5d0eb.gifhello_html_135117ce.gif

?

?






2 вариант

hello_html_10db3988.gifhello_html_m30b69c4c.gifhello_html_96096aa.gif


+KOH +AgNO3

hello_html_m408e67fc.gifhello_html_5351c983.gif

P2O5+H2O

?

?






Дифференцированное тестирование.

Индивидуальная работа, учащиеся выбирают задания по своим возможностям.

Тестовые задания по теме «Азот, фосфор и их соединения»

Вариант 1 (на оценку «5»)

  1. При каталитическом окислении аммиака помимо воды образуется:

а) азот; б) аммиак; в) оксид азота (IV); г) оксид азота (II).

2. В каком соединении ковалентная неполярная связь:

а) Ca3P2; б) PH3; в) H3PO4; г) P2O5 .

3. Солеобразующим оксидом является:

а) N2O5; б) N2O; в) NO; г) NO2.

4. С каким из веществ реагирует фосфорная кислота:

а) Cu; б) Ca(OH)2; в) Ca; г) Mg.

5. Составная часть ляписа:

а) нитрат серебра; б) нитрат калия; в) нитрат алюминия; г) верного ответа нет.

Вариант 2 (на оценку «4»)

1. При некаталитическом окислении аммиака помимо воды образуется:

а) азот; б) нитрат аммония; в) нитрат кальция; в) гидразин.

2. Реактивом на фосфат–анион служит:

а) катион серебра; б) катион бария; в) катион аммония; г) верного ответа нет.

3. При разложении нитратов помимо прочих продуктов выделяется:

а) азот; б) хлор; в) водород; г) кислород.

4. Наиболее ценным удобрением является:

а) фосфоритная мука; б) преципитат; в) аммофос; г) диаммофос.

5. Второе название хлорида аммония:

а) поташ; б) селитра; в) нашатырь; г) купорос.

Вариант 3 (на оценку «3»)

  1. Самой сильной кислотой из приведенных является:

а) угольная; б) сернистая; в) азотная; г) сероводородная.

2. Вещество, способное самовоспламеняться на воздухе:

а) аммиак; б) белый фосфор; в) азот; г) верного ответа нет.

3. Межмолекулярная химическая связь, возникающая между атомами водорода и атомами сильно электроотрицательных элементов (фтора, кислорода, азота), называется:

а) металлической; б) водородной; в) ковалентной; г) атомной.

4. Выбрать формулу кислой соли:

а) K3PO4; б) KH2PO4; в) K3P; г) H3PO4.

5. Азотная кислота не реагирует с:

а) серой; б) магнием; в) оксидом алюминия; г) угольной кислотой.

Итак, мы добрались до привала «Химия и жизнь».

Учитель. Взгляните, на столе вы видите разнообразные предметы: спички, чеснок, нашатырный спирт, мягкие игрушки – мышка, лисичка. Установите связь между ними и темой сегодняшнего урока. (Спички – фосфор красный, чеснок – запах белого фосфора, нашатырный спирт – раствор аммиака в воде (10 -25 %), игрушечная мышь – ассоциация с опытами Д. Резерфорда при изучении свойств азота, лисичка – бурый газ, «лисий хвост».

Рефлексия.

Проверьте свои знания: («да», «нет»).

Работа по цепочке. Неправильное утверждение необходимо исправить.

  1. 1s22s22p3 – электронная формула азота.

  2. As, Sb – элементы главной подгруппы V группы.

  3. На последнем энергетическом уровне атома азота находится пять электронов.

  4. Для элементов подгруппы азота характерны высшая степень окисления «+3» и низшая степень «-5».

  5. Химическая связь в молекуле азота ковалентная неполярная.

  6. Фосфор реагирует в обычных условиях с водородом.

  7. Двойной суперфосфат – это фосфорное удобрение.

  8. Соли азотной кислоты называются нитритами.

  9. Если ортофосфорная кислота в реакциях с основаниями взята в избытке, то образуются кислые соли.

  10. Золото реагирует с азотной кислотой, как и другие металлы.

  11. Все аллотропные видоизменения фосфора обладают едиными физическими свойствами.

  12. Азотная кислота реагирует с кислотными оксидами.

  13. Оксид фосфора (V) – P2O3.

  14. Неметаллические свойства фосфора выражены слабее, чем у азота.

  15. Реакции, в которых участвует аммиак, протекают либо с изменением степеней окисления, либо с образованием особого вида ковалентной связи.

Домашнее задание:

Переведите с «алхимического» языка такую запись: «Крепкая водка пожирает луну, выпуская «лисий хвост». Сгущение полученной жидкости порождает адский камень, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы луна опять взошла, прокаливай адский камень в печи».

4


Открытый урок по химии на тему "Азот и фосфор" (10 класс)
  • Химия
Описание:

Обобщающий урокпо теме «Азот и фосфор».

Цели:

  • привести в систему знания по теме, повторить сведения о строении, свойствах, получении и применении азота, фосфора и их соединений;
  • воспитывать интерес к приобретению знаний, умение слушать и слышать друг друга, расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, способности к аналитическому мышлению.

Оборудование: на столе учителя: нашатырный спирт, спички, чеснок, мышка, лисичка – мягкие игрушки; конверт с вопросами; на столах учащихся: разноуровневые тесты для самостоятельной индивидуальной работы.

Девиз урока: «Не в количестве знаний

заключается образование, а в полном

понимании и искусном применении всего

того, что знаешь».

Дистервег

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Совместное целеполагание

Выстраиваются, уточняются и согласовываются ожидания от урока в процессе фронтальной беседы.

? Какой материал мы изучали на протяжении нескольких последних уроков в рамках общей темы «Неметаллы»?

Затем учитель вместе с учащимися формулирует цели обобщающего урока, акцентируя внимание на эпиграфе.

Этап обобщения, применения и контроля знаний.

План работы на уроке (на доске)

1.Визитная карточка Элемента – неметалла:

1 вариант – азот (N), 2 вариант – фосфор (Р).

2.Графический диктант «Неметаллы: азот и фосфор – простые вещества и их соединения»:

1 вариант – фосфор;2 вариант – азот.

- да, - нет.

3.Консультация для юных химиков.

4.«Мысленный эксперимент».

5.Дифференцированное тестирование.

6.Привал «Химия и жизнь».

7.Проверьте свои знания: («да», «нет»).

По первому пункту плана учащиеся по цепочке характеризуют положение азота и фосфора в ПСХЭ Д. И. Менделеева, строение их атомов, выявляя сходство и различия; возможные степени окисления элементов, характеризуют характер их высших оксидов и соответствующих им гидроксидов.

Вопросы для графического диктанта:

1.Агрегатное состояние – твердое.

2.Газообразен при обычных условиях.

3.Не имеет запаха.

4. Не имеет цвета

5.В воде не растворяется.

6.Имеет аллотропные модификации.

7.Очень прочная и малореакционная молекула.

8.Активно взаимодействует с кислородом.

9.Водородное соединение с резким специфическим запахом.

10.Образует оксиды, отвечающие степеням окисления от «+1» до «+5».

Можно осуществить самопроверку, приготовив на обратной стороне доски ответы для диктанта.

Консультация для юных химиков

Учитель. Наканунеобобщающего урока по специальной химической почте на адрес девятиклассников нашей школы пришло письмо от членов кружка «Юный химик».

«Многоуважаемые коллеги – химики!!!

Недавно на занятиях нашего кружка мы занялись изучением неметаллов и их соединений. Несмотря на наши обширнейшие знания в области химических наук, у нас возникли неразрешимые вопросы. Помогите нам, пожалуйста, ответить на них.

С нетерпением ждем помощи. Желаем удачи!

С уважением «Юные химики».

Вопросы:

1.Почему аммиак является только восстановителем, а азотная кислота - сильным окислителем?

2.Какая мука значительно увеличивает количество хлеба, хотя непосредственно для выпечки хлеба она не применяется?

3.Находясь в океане какого газа, растения страдают от его недостатка?

4.Какой элемент называют элементом и жизни, и мысли?

5.Какой газ называют веселящим и почему?

«Мысленный эксперимент». Самостоятельная работа учащихся.

Проанализируйте рисунок, составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, назовите продукты реакций, укажите типы реакций. Учащиеся работают в группах (по 4 человека), затем осуществляется фронтальная проверка или самопроверка по слайду с уравнениями реакций.

1 вариант


+ H2O+ HCl












N2+ H2







?



?




2 вариант












+KOH+AgNO3












P2O5+H2O


?


?








Дифференцированное тестирование.

Индивидуальная работа, учащиеся выбирают задания по своим возможностям.

Тестовые задания по теме «Азот, фосфор и их соединения»

Вариант 1 (на оценку «5»)

  1. При каталитическом окислении аммиака помимо воды образуется:

а) азот; б) аммиак; в) оксид азота (IV); г) оксид азота (II).

2. В каком соединении ковалентная неполярная связь:

а) Ca3P2; б) PH3; в) H3PO4; г) P2O5.

3. Солеобразующим оксидом является:

а) N2O5;б)N2O; в) NO; г)NO2.

4. С каким из веществ реагирует фосфорная кислота:

а) Cu;б) Ca(OH)2;в) Ca;г) Mg.

5.Составная часть ляписа:

а) нитрат серебра; б) нитрат калия; в) нитрат алюминия; г) верного ответа нет.

Вариант 2 (на оценку «4»)

1. При некаталитическом окислении аммиака помимо воды образуется:

а) азот; б) нитрат аммония; в) нитрат кальция; в) гидразин.

2. Реактивом на фосфат–анион служит:

а) катион серебра; б) катион бария; в) катион аммония; г) верного ответа нет.

3. При разложении нитратов помимо прочих продуктов выделяется:

а) азот; б) хлор; в) водород; г) кислород.

4.Наиболее ценным удобрением является:

а) фосфоритная мука; б) преципитат; в) аммофос; г) диаммофос.

5.Второе название хлорида аммония:

а) поташ; б) селитра; в) нашатырь; г) купорос.

Вариант 3 (на оценку «3»)

  1. Самой сильной кислотой из приведенных является:

а)угольная; б) сернистая; в) азотная; г) сероводородная.

2.Вещество, способноесамовоспламеняться на воздухе:

а) аммиак; б) белый фосфор; в) азот; г) верного ответа нет.

3.Межмолекулярная химическая связь, возникающая между атомами водорода и атомами сильно электроотрицательных элементов (фтора, кислорода, азота), называется:

а) металлической; б) водородной; в) ковалентной; г) атомной.

4.Выбрать формулу кислой соли:

а) K3PO4;б) KH2PO4;в) K3P;г) H3PO4.

5.Азотная кислота не реагирует с:

а) серой; б) магнием; в) оксидом алюминия; г) угольной кислотой.

Итак, мы добрались до привала «Химия и жизнь».

Учитель. Взгляните, на столе вы видите разнообразные предметы: спички, чеснок, нашатырный спирт, мягкие игрушки – мышка, лисичка. Установите связь между ними и темой сегодняшнего урока. (Спички – фосфор красный, чеснок – запах белого фосфора, нашатырный спирт – раствор аммиака в воде (10 -25 %), игрушечная мышь – ассоциация с опытами Д. Резерфорда при изучении свойств азота, лисичка – бурый газ, «лисий хвост».

Рефлексия.

Проверьте свои знания: («да», «нет»).

Работа по цепочке. Неправильное утверждение необходимо исправить.

  1. 1s22s22p3 – электронная формула азота.
  2. As, Sb – элементы главной подгруппы V группы.
  3. На последнем энергетическом уровне атома азота находится пять электронов.
  4. Для элементов подгруппы азота характерны высшая степень окисления «+3» и низшая степень «-5».
  5. Химическая связь в молекуле азота ковалентная неполярная.
  6. Фосфор реагирует в обычных условияхс водородом.
  7. Двойной суперфосфат – это фосфорное удобрение.
  8. Соли азотной кислоты называются нитритами.
  9. Если ортофосфорная кислота в реакциях с основаниями взята в избытке, то образуются кислые соли.
  10. Золото реагирует с азотной кислотой, как идругие металлы.
  11. Все аллотропные видоизменения фосфора обладают едиными физическими свойствами.
  12. Азотная кислота реагирует с кислотными оксидами.
  13. Оксид фосфора (V) – P2O3.
  14. Неметаллические свойства фосфора выражены слабее, чем у азота.
  15. Реакции, в которых участвует аммиак, протекают либо с изменением степеней окисления, либо с образованием особого вида ковалентной связи.

Домашнее задание:

Переведите с «алхимического» языка такую запись: «Крепкая водка пожирает луну, выпуская «лисий хвост». Сгущение полученной жидкости порождает адский камень, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы луна опять взошла, прокаливай адский камень в печи».

Автор Шобанова Анара Сарсенбаевна
Дата добавления 29.04.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1286
Номер материала 58628
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓