Главная / Химия / Открытый урок по ФГОС Химия 8 класс. Разделение смесью

Открытый урок по ФГОС Химия 8 класс. Разделение смесью

8


Урок Разделение смесей


На основе урока Желудковой Марины Васильевны,

учителя химии, высшей категории,

МОУ «Гимназия», г. Александровск

Урок рассчитанный на 30 минут – Посельская Ульяна Борисовна,

учитель химии, базовой категории,

МБОУ «Томторская СОШ им. Н.М. Заболоцкого»

8 класс

Программа курса химии для 8 классов общеобразовательных учреждений. Сост. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012.


Тип урока изучение нового материала

Форма урока урок-игра

Цели урока


Для учителя

Для ученика

1. Образовательная


Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме

2. Знать способы разделения смеси.

2. Развивающая

Создать условия для развития следующих аспектов информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;

развития логического мышления, умений приобретать и применять знания и умения в повседневной жизни

Развивать следующие аспекты информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;

развивать логическое мышление, умения приобретать и применять знания и умения в повседневной жизни

3. Воспитательная

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить само- и взаимооценку.

Формировать культуру умственного и практического труда, умение адекватной оценки своей деятельности



Ожидаемый результат: На уроке продолжается развитие отдельных аспектов информационной компетенции. Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи между новым и изученным материалом, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.



Методы обучения:

Проблемный;

Частично-поисковый;

Исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.


Оборудование и вещества:

Пакет с инструкциями для каждой группы (приложения №1, №2, №3, №4)

Стаканы со смесями:

  1. вода + бензин

  2. вода + почва

  3. вода + NaСl


Ход урока

Приглашение в игру

У: здравствуйте ребята! Давайте сегодня поиграем. Я приглашаю вас принять участие в игре «Последний герой». Группы участников игры будут высажены на острова, на которых есть практически все для выживания. Отсутствует лишь один ресурс, на каждом острове свой. Главное вещество для жизни: вода Вы сможете добыть воду из естественных водоемов: родник, ручей, морская вода. Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления? (Ответ учащихся) содержит примеси. Итак, какова будет ваша главная проблема на острове? Очистить воду от примесей. Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы? (Ответ учащихся) Таким образом, цель игры, а значит, и урока – познакомиться со способами разделения смесей. Используя полученные знания, попытаться выжить на острове.

Кто согласен принять участие в игре? Все!

Игра состоит из трех этапов: 1. подготовка на тренировочной базе; 2. собственно выживание на острове; 3. Возвращение в Город.

1 этап игры «Тренировочная база». Для участия в игре вы получаете пакет инструкций, в ходе работы на базе мы с вами с этими инструкциями познакомимся. Их вы сможете взять с собой на остров.

Установка: На базе мы должны получить информацию, которая поможет решить эту проблему.


Тема урока в тетради «Способы разделения смесей»

Составим общий план подготовки.

1. Работа с понятиями.

Нам необходимо четко знать понятия «чистое вещество», смесь», «однородная смесь», «неоднородная смесь». Устный опрос (повторение).

В вашем пакете инструкций находится приложение №1, содержащее эти понятия, они вам понадобятся для последующей работы.

Осталось познакомиться со способами разделения смесей.

Итак, смесь это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства. Именно различие в физических свойствах позволяет разделять смеси на отдельные вещества. В пакете находится приложение №2 – таблица, которую вы будете заполнять во время моего рассказа. Заполняем 2 и 3 колонки.

Мини-лекция с использованием обычной доски.

Универсального метода разделения нет. Таких методов много. Их выбор зависит от вида смеси.

Мы начнем с разделения неоднородной смеси.

  • Как правило, смешиваемые компоненты имеют разную плотность. Через некоторое время увидим, что на дне образуется слой осадка (специально примеры не привожу, чтобы дети додумали эту часть самостоятельно). Подобным методом можно осадить грубые компоненты. Этот метод называется отстаиванием. А если взять две несмешивающиеся жидкости, один компонент будет отстаиваться сверху, более тяжелая – внизу. Это тоже отстаивание.

  • Иногда частицы настолько малы, что отстаивание проходит очень долго,. Частицы очень мелкие и оседают долго. Поэтому здесь применяют другой способ разделения – фильтрование. Суть метода в следующем: смесь пропускают через фильтр, специальное образование, имеющее поры. Через поры проходят более мелкие частицы, более крупные – остаются на фильтре. Фильтром может быть специальная фильтровальная бумага, ткань, марля, песок. В быту человек также использует фильтры. Какие? (чайное ситечко, дуршлаг). Итак, в основе метода лежит различие в размерах частиц.

Поговорим о разделении однородных смесей.

  • Отделить вещества, содержащиеся в растворе можно при нагревании. Каждое вещество имеет свою температуру кипения (рисунок). Жидкость испаряется, на дне емкости остается твердое вещество. Этот метод называется выпаривание, или кристаллизация.

  • Иногда в предложенной смеси нас интересует испаряющееся вещество. Поэтому нам достаточно уловить его при нагревании и собрать в емкость. Такой метод называется перегонка, или дистилляция (запись на слайде). Собранное вещество имеет достаточно высокий уровень чистоты.

Итак, повторим еще раз. Схема на слайде.

hello_html_m558de1a1.gif


Этими 4 методами вся химия не ограничивается, существуют и другие методы. Они более сложные. Нам же для игры достаточно разбираться в применении этих методов.

2 этап игры «Остров»

Итак, пора высаживаться на Острова. Готовы?

Каждая группа получает дополнительные инструкции с указанием задачи, которую надо решить (приложение №4) и образец загрязненной воды. Время на решение проблемы 3 минуты. Отчет делает командир группы. Эталон отчета согласно инструкции.

Отчет групп. Работу группы оценивают командиры других групп. Они отвечают на вопрос: «Смогла ли группа выжить? Обоснуйте свое мнение».


3 этап игры «Город»

Игра закончилась.

Выжила ли первая группа с соленой водой?

- ДА! (объясните почему?) – ответ.

Выжила ли вторая группа с грязной водой?

- ДА? (объясните почему?) – ответ.

Выжила ли третья группа, где вода с бензином?

- НЕТ! (объясните почему?) – ответ.

Обсуждение работы групп по ходу ответа.

Критерии оценок:

1) метод очистки определен

2) таблица заполнена

3) чистая вода получена

Итог урока (закрепление):

- сколько методов мы сегодня рассмотрели?

- какие это методы?

- на какие способы применяется отстаивание?

Фильтрование?

Дистилляция?

Выпаривание? (было сказано, но не использавано).

И домашнее задание будет следующим

  • Разработать основные этапы очистки сточных вод

Рефлексия.

Прием незаконченного предложения.

  • Игра окончена, но я…

Спасибо за совместный труд.




Приложение №1

Основные понятия темы

Чистое вещество это физически и химически однородный материал, обладающий набором постоянных свойств

Смесь это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства

Однородная смесь - смесь, в которой зрительно нельзя обнаружить составные части

Неоднородная смесь – смесь, в которой зрительно можно обнаружить частицы отдельных веществ

Приложение №2 Способы разделения смесей

Вид смеси

Способ

Физические свойства, лежащие в основе разделения

Примеры

Неоднородные

1.




2.




Однородные

1.




2.






Приложение №4

1 группа

Инструкция к действию

  1. Вода загрязнена бензином

  2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)

  3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду

Приложение №4

2 группа

Инструкция к действию

  1. Вода загрязнена илом

  2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)

  3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду

Приложение №4

3 группа

Инструкция к действию

  1. Морская вода

  2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)

  3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду



Открытый урок по ФГОС Химия 8 класс. Разделение смесью
  • Химия
Описание:

Тип урока изучение нового материала

Форма урока урок-игра

Цели урока


Для учителя

Для ученика

1. Образовательная

Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме

2. Знать способы разделения смеси.

2. Развивающая

Создать условия для развития следующих аспектов информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;

развития логического мышления, умений приобретать и применять знания и уменияв повседневной жизни

Развивать следующие аспекты информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;

развивать логическое мышление, умения приобретать и применять знания и уменияв повседневной жизни

3. Воспитательная

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить само- и взаимооценку.

Формировать культуру умственного и практического труда, умение адекватной оценки своей деятельности

Ожидаемый результат: На уроке продолжается развитие отдельных аспектов информационной компетенции. Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи между новым и изученным материалом, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Автор Посельская Ульяна Борисовна
Дата добавления 14.10.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1177
Номер материала MA-061275
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓