Главная / История / Открытый урок по Древнему миру: "Природа и люди Древней Индии"

Открытый урок по Древнему миру: "Природа и люди Древней Индии"

Класс: 5 Урок истории: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Раздел: Древняя Индия и Китай.

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Урок-путешествие.

Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.

Задачи урока:

  • формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями

  • развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником

  • воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,

  • индивидуальная

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

3. Изучение новой темы:

  • местоположение Индии;

  • природные условия Индии;

  • занятия жителей Древней Индии

  • верования индийцев.

4. Подведение итогов

5. Объяснение домашнего задания

Оборудование

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация, киноотрывок;

  • отрывки из документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека" по количеству групп;

  • отрывки из поэма «Махабхарата» для каждого ученика ;

  • плакат с кораблём, паруса, карта Индии, Египта, Междуречья, Финикии, Палестины, магниты цветные;

  • план работы для каждой группы;

  • «Волшебный сундучок» : пакетики с символами Индии сахара, чая, пряностей, хлопчатник, рис;

  • раздаточный материал для каждого ученика для игры «Размытое письмо», «бутылка»

Методы

  • словесный,

  • наглядный,

  • практический.

Предполагаемый результат:

  1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.

  2. Расширение кругозора.

  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.


ХОД УРОКА.

1.Организационныймомент.

Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже познакомились. Для этого я раздам каждой группе карточку, прочитайте её внимательно и попытайтесь ответить, о каком государстве в ней рассказано. (выполнение задания 2 минуты ( приложение 1.),( записывают государства .Египет, Финикия, Междуречье.) Итак, мы познакомились с историей стран Западной Азии и северо-восточной Африки; узнали об основных занятиях и культурных достижениях местных жителей. А как жили в те далёкие времена на юге Азии? 3.Мотивация.

Учител: Хорошо. Тогда в добрый путь! Поплывём мы с вами вот на этом корабле. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите сами. (звучит м Индии).

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").

4.Подготовка к активному усвоению новых знаний .

Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии". (Презентация - слайд №1 ).

Запишите число и тему в тетрадь (На доске –карта Индии.)

( на слайде №2 схема –опора для постановки цели урока)Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

(Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").

Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы в нашем путешествии: (Презентация - Слайд № 3) толы по 2 на путешествия:

ГПлан путешествия:

  • Географическое положение Древней Индии.

  • Природные особенности Индии.

  • Занятия населения Древней Индии.

  • Верования индийцев.

Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.

II. Изложение нового материала.

Учитель: Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

1.Изучение нового материала:

Учитель:  Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.96. (92) А у меня на доске. (Презентация с картой)

Индия по форме напоминает треугольник, основанием прикрепленный к материку. Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан.

1. Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк.

2. Он отделён от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим горным хребтом Гималаями.

3. По земле Индии текут две великие реки Ганг и Инд.

4. Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э. , когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо- Даро и Харапа.

* Какими морями и океанами омывается Индия? (с запада – Аравийское море, с юга – Индийский океан, с востока – Бенгальский залив)

Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". У каждого на лежит свой текст документа) (Приложение № 3).

Чтение первого отрывка: Индия омывается водами с трёх сторон…

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? А как называется часть суши, омываемая с трёх сторон водой? Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия.?(полуостров. Индийский океан) Ответ. Индийского океана.

Верно с трёх сторон она омывается Индийским океаном.

Чтение второго отрывка: Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть равнины и реки")

Учитель: Верно, а вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся) В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5-6). Давайте запишем их названия в таблицу. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. (Учащиеся зачитывают сообщение)

Чтение третьего отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")

Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают:Гималаи). (Презентация, слайд №7) давайте запишем их название в таблицу.

Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. (Сообщение).Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №8).

Чтение четвёртого отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"

Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").

Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №8). (Сообщение)

ИТОГ, Вот мы с вами и узнали, что Индия находится на юге Азии на полуострове Индостан, с трёх сторон он омывается Индийским океаном, а на севере Индии находятся горы Гималаи. По её территории протекают две крупные реки Инд и Ганг. ( по одному представителю от группы к карте и показ)Покажите на карте. Где же находится Индия?( на юге Азии, на полуострове Индостан) Какие реки протекают по её территории? (Инд и Ганг) Какой океан омывает её берега? (Индийский)Какие горы находятся на севере Индии (Гималаи). А как называются труднопроходимы леса в Индии? (Джунгли)

2.Самостоятельная работа учащихся с историческим источником(поэма Махабхарата)и учебником
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр. 97), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.

- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
Учитель: А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. (Задание всем понятно?) Работаем.

В ветвях деревьев гнездились

Шумели, порхали и пели

Птицы лесные, и всюду…

В дикой глуши попадались

То кабан, то шакал, то буйвол,

То рысь, то пантера…

И светлая влага кипела

Множеством рыб,

Крокодилов и змей…

И ветви обвивали хвостами,

С криком качались на них

Обезьяны,

По сучьям деревьев

Ползали, перьями ярко блестя.

Попугаи …

Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)

Учитель: Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №9-10). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водится слон. (Презентация, слайд №11). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях. - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №12).

Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

  • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Учитель: Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. (Презентация, слайд №13). Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №14). Выращивали пшеницу, ячмень.

А сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется «Верю - не верю». Я буду сообщать вам дополнительную информацию о жизни древних индийцев. А вы мне будете говорить, верю или не верю.

Один из путешественников, вернувшихся из загадочной Индии, рассказывал:  Какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Он видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Учитель: Верите? ( ответы) А на самом деле это был хлопчатники ткань, которую делают из хлопка(Презентация, слайд №15).

Учитель: А ещё в Индии научились добывать порошок из растений и он слаще мёда. Верите? Как думаете что это?(ответы) Конечно это сахар, его добывают из сахарного тростника.(Презентация, слайд №16).

Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, а какие мы сейчас узнаем.

"Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец.Ученики достают пакетики и комментируют.. (В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № 17).

ИТОГ.Учитель: Вот сколько чудесных растений произрастает в Индии. Кто вспомнит, какие это растения? ( записать в тетрадь).

Учитель: Но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при раскопках. А как называют учёных занимающихся раскопками (Археологи).  (Презентация, № 18-21).Широкие прямые улицы, двухэтажные кирпичные дома с канализацией, в домах украшения, детские игрушки и печати с загадочными , ещё никем не прочтёнными письменами. Почему покинули эти города люди, никто не знает. Это загадка для учёных. Но кто знает, может кто то из вас, вырастет, получит образование и раскроет эту тайну?

Учитель: А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему? (по одному ответу от группы) Прочитайте ответ на стр.100. последний абзац параграфа. (читаем вслух) А почему? Найдите ответ в первом абзаце на стр. 99 и зачитайте его.

Итог. Действительно, индийцы верили в переселение душ и относились ко всему живому с милосердием, что бы ни расплачиваться за своё плохое отношение к животным после смерти.

IV. Закрепление. Ну что же наше путешествие подходит к концу, но за бортом мы выловили бутылку, а в ней текст, так иногда моряки отправляли письма, но некоторые слова размыло, видимо в бутылку попала вода. Нужно восстановить это размытое письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите пожалуйста вверху свою фамилию. (выполнение задания) (Взаимопроверка на слайде №21)

Подведение итогов урока.

Ребята, а вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии. в.(слайд №4) Почему греки называли Индию страной чудес?

(Ответы учащихся) Слайд № 22

ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что

-в Индии были благоприятные природные и климатические условия,

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

- удивительные растения и животные.


В тетрадь записать вывод.


V. Рефлексия Ребята, нам пора возвращаться, Мы были в стране Индия, а в этой стране водятся слоны. В вам каждому по слонёнку, давайте раскрасим наших слоников. Красным – если вам было интересно и всё удалось, жёлтым – было интересно, но что - то не получилось, синим – не узнали ничего интересного.

VI. Домашнее задание. Прочитать п.20, отв. на в. 1-3 стр. 100

Оценивание и комментарии.

Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.

Для любознательных: «Мальчику, выросшему среди людей, никогда бы не пришло в голову одному свежевать десятифутового тигра, но Маугли лучше всякого знал, как приложена шкура животного и как ее надо снимать. Однако работа была трудная, и Маугли старался целый час, отдирая и полосуя шкуру ножом, а волки смотрели, высунув языки, или подходили и тянули шкуру, когда он приказывал им. Вдруг чья-то рука легла на плечо Маугли...» Выясни, что произошло с Маугли, прочитав книгу Р.Д. Киплинга «Маугли».

1.земледелие (для этого приходилось вырубать джунгли)

2.скотоводство (одомашнивали диких животных; обязаны приручением кур; сегодня 3.Индия занимает первое место по поголовью домашнего скота)

4.собирательство

5.охота

6.ремесло


Переселе́ние душперевоплощение, реинкарна́ция, (лат. reincarnatio «повторное воплощение» согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. 

Индская или Хараппская цивилизация — одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь.

Джунгли - густые труднопроходимые леса и кустарники, перевитые деревянистыми лианами.



1.Это государство находилось на северо-востоке Африки, по его территории протекает река Нил. Управлял этим государством фараон. До нашего времени сохранились на его территории пирамиды и сфинкс. Это государство называется -_______________




2. Это государство находилось на восточном побережье Средиземного моря. Больших рек на его территории не было, но были три крупных города: Тир, Библ и Сидон. Его жители изготавливали прозрачное стекло, пурпурную краску из морских раковин, а так же создали алфавит. Это государство называлось - ____________________



3. Эта страна находилось в передней Азии. По её территории протекали крупные реки Тигр и Ефрат. Её население – шумеры превратили эту страну в цветущий край. Также из глиняных кирпичей они построили ступенчатые храмовые башни – зиккурат. Письменность шумеров называлась – клинопись. Эта страна называлась – …..








Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

1.Прочитайте отрывок.

Индия омывается водами с трёх сторон…

2. Ответьте на вопросы.

Что вы узнали из этого отрывка?

Как называется часть суши, омываемая с трёх сторон водой?

Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?


Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

1.Прочитайте отрывок.

Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек…

2.Ответьте на вопросы.

Что вы узнали из этого отрывка?

Почему люди предпочитали селиться у рек?


Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

1.Прочитайте отрывок.

"Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "

2. Ответьте на вопросы.

Что вы узнали из этого отрывка? 

Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?



Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

1.Прочитайте отрывок.

"Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, другой - летний:"

2.Ответьте на вопрос.

Что вы узнали о климате Индии? 



Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга

омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..


Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…


Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…


Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…


Открытый урок по Древнему миру: "Природа и люди Древней Индии"
  • История
Описание:

Урок изучения нового материала

Вид урока: Урок-путешествие.

Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.

Задачи урока:

  • формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
  • развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
  • воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Автор Ящук Любовь Аркадьевна
Дата добавления 22.11.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 893
Номер материала MA-062530
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓