Тема
урока: «Работа в классе струнного ансамбля над произведениями
малой формы».
Вид
урока: Групповое занятие в исполнительском
классе.
Цель
урока: Освоение характерных
художественно-выразительных особенностей каждой пьесы посредством технических
приемов исполнения.
Обоснование
цели: Формирование общей культуры,
всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности в
ансамбле скрипачей. Ансамбль скрипачей - среда и средство формирования
творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.
Задачи:
1. Добиться
единства темпо-ритмической пульсации у всех участников ансамбля;
2. Провести
работу над формой произведений (ощущение фразировки и динамики);
3. Провести
работу над аккордовым интонированием, качеством звукоизвлечения, распределением
смычка и штриховой техникой;
4. Домашнее
задание: достигать выразительности путем мягкой атаки звука, равномерного
ведения и распределения смычка.
Методическое
обеспечение (оборудование): скрипки, смычки,
фортепиано, канифоль, записи исполняемых пьес в формате мп3, мп3 проигрыватель,
нотный материал: партитура, партии для каждого инструмента.
Содержание
(ход урока):
Настройка инструментов- -5
мин.
1.
Проверка домашнего задания - 8 мин.
2.
Освоение нового материала - 20
мин.
(тщательная
работа над поставленными задачами урока)
3.
Закрепление -
7 мин.
4.
Домашнее задание -
5 мин.
Коллективное
музицирование в детской школе искусств представляет собой учебно-исполнительский
процесс, в котором органично связаны обучение, воспитание и последующее
исполнение музыкально-художественных произведений, ориентированных на усвоение
основ ансамблевого исполнительства, способов и опыта многообразной
личностно-ориентированной деятельности в области музыкального искусства.
Работая
над произведением, начиная с младших классов, педагог должен добиваться:
синхронности при взятии звука; равновесия в звучании; чистоты интонации (мелодической,
гармонической); единства штрихов и аппликатуры; вырабатывать умение вести и
передавать мелодическую линию от партии к партии; воспитывать ощущение единой
ритмической пульсации.
Основные
задачи, которые должны быть выполнены учащимися в процессе работы над
музыкальным произведением: научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в
целом и отдельные голоса; ориентироваться в звучании темы, сопровождения,
подголосков; исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой
произведения; творчески применять в совместном исполнении музыкально-
исполнительские навыки, полученные в специальном классе; получить навыки чтения
с листа.
1.1.
Струнный ансамбль должен исполнить два произведения
подряд. Особое внимание следует нацелить на контрастный характер исполнения:
лирический, спокойный в пьесе «Колыбельная» из мультфильма «Умка» и бодрый,
активный в пьесе «Хорошее настроение» из репертуара ансамбля «Тутти».
1.2.
Анализ ошибок и положительных моментов в
исполнении. Прослушивание записей исполняемых пьес. В обсуждении участвуют
дети, аккомпаниатор и преподаватель.
2.1.
Освоение нового материала. Работа над темпо – ритмической пульсацией включает
исполнение по группам, исполнение составом каждой группы по одному (по двое) в
сопровождении фортепиано.
2.2.
Работа над формой произведений. Определение кульминаций и движения музыки к
ним, подкрепленное динамикой. Использование различной динамики в главных
мотивных построениях и мотивах сопровождения. Выстраивание баланса звучания.
2.3.
Работа над интонированием. В аккордах следует опираться на интонацию октав,
квинт, кварт; терцовые созвучия пристраивать к звучанию этих ступеней.
2.4.
При исполнении пьес каждый участник ансамбля должен достичь качественного
звучания, верного распределения смычка, верных штрихов. Во время урока
некоторые места в произведениях отрабатываются отдельно с постановкой
определенной задачи.
3.
Закрепление. Проигрывание двух пьес от начала до конца, как на концерте.
В этом пункте работы производится коллективный анализ исполнения.
4.
Домашнее задание. По окончании урока каждый ансамблист должен
сформулировать план домашней работы над каждым произведением. Еще раз обратить
внимание на качество звукоизвлечения в кантилене и штриховой технике, а также
на динамику.
Результат:
Ансамбли
имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих
скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства
ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. На
занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников,
притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя; кроме того,
воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и
психологическая выносливость, способность артистического воплощения
образно-художественных представлений.
МБОУ ДОД «СУДАКСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
ШКОЛА ИМ. Г.Г.ШЕНДЕРЕВА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«Работа в классе младшего струнного
ансамбля над произведениями малой формы».
Преподавателя
оркестрового отделения Босси Севиль Умеровны
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.