Главная / Биология / Открытый урок на тему:"Озон".

Открытый урок на тему:"Озон".

«__»___________2015 год


Открытый урок по химии 8 класс по теме:

« Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли».


Сабақтың мақсаты/Цель урока: повторить и закрепить знания о кислороде, а так же изучить новое вещество озон, его нахождение в природе, определить его свойства и способности.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи:

1) развить представление о кислороде как химическом элементе, сформировав понятия “озон”, “аллотропия”, “аллотропные модификации”;

2) способствовать развитию умений характеризовать вещества по плану и сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

3) способствовать формированию мировоззренческой идеи о взаимосвязи количественных и качественных изменений.

Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия: периодическая таблица Д.И. Менделеева, учебник, мультимедийный проектор, видеоматериал, презентация.

Сабақ түрі/Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Әдіс-тісілдер/Методы: Словесные, наглядные.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Желаю всем хорошего настроения, удачи, успехов, ярких впечатлений. Тогда в добрый путь!
Улыбнемся друг другу!

Сегодня мы проведем с вами урок химии по теме « Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли».

Перед нами стоит цель: повторить и закрепить знания о кислороде, а так же изучить новое вещество озон, его нахождение в природе, определить его свойства и способности. (2 мин.)

II. Проверка домашнего задания и подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

На предыдущих уроках мы изучали кислород. Кислород – как химический элемент и кислород – как простое вещество, образованное атомами одного и того же химического элемента.


1. Вспомним, что вам известно о кислороде как химическом элементе. Пользуясь планом, дайте характеристику химическому элементу кислород. (Слайд 1.) (3 мин.)


2. Что вам известно о веществе кислород? Охарактеризуйте вещество кислород, пользуясь представленным на экране планом. (Слайд 2.)

Дать характеристику кислорода по периодической таблице Д.И. Менделеева.(5 мин.)


3. Таким образом, атомы химического элемента кислорода имеют возможность участвовать в химических реакциях: (Слайд 3.) (10 мин.)

Na + O2

AI2O3

P + O2

HgO →

H2 + O2

Действительно, кислород легко вступает в химические реакции.


  • Так что называют реакцией окисления?

  • А какие вещества образуются при реакции окисления? Что называют оксидами? Привести примеры у доски. (10 мин.)


4. Ребята, давайте вспомним, что такое воздух? (Слайд 4.) Из чего он состоит?

(2 мин.)


А ещё в составе воздуха, после грозы, мы можем почувствовать запах свежести – это запах озона.


III. Изучение нового материала.


Запишите в тетради тему сегодняшнего урока « Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли».


Прежде чем дать характеристику вещества озон, вспомните: Что вам известно о данном веществе? Что вы слышали или читали об озоне? (Беседа с учащимися)


1. Нахождение в природе. (Слайд 5.) (5 мин.)

Часто говорят в таких случаях: «Озоном пахнет. Очень полезно для здоровья». Так ли это? А что мы знаем об удивительном веществе — озоне, его свойствах, о его роли в природе, в жизни человека. Озон в переводе с латинского означает — «пахнущий». Концентрация озона растёт с удалением от поверхности Земли и максимум его на высоте 20-25 км. — это «озоновый слой» или «озоновый щит», который не пропускает к поверхности Земли жесткие ультрафиолетовые лучи. Озон обеспечивает жизнь на Земле!!! Разрушение «озонового слоя» образует «озоновые дыры». Через эти «озоновые дыры» ультрафиолетовые лучи доходят до Земли, которые могут быть опасны для здоровья. Солнечная радиация вызывает тяжелые ожоги кожи, может вызывать «рак» кожи, а также слепоту. Полное отсутствие в воздухе озона даёт неблагоприятные последствия, т.к. это снижает бактерицидные свойства воздуха: увеличивает содержание в нём микроорганизмов и даёт неприятные запахи.

2. Физические свойства. (слайд 6) (2 мин.)


1) Озон голубого цвета, обладает запахом, который вы явственно ощущаете после грозы или в хвойном лесу. “Озон” (греч.) – “пахнущий”.


2) Озон тяжелее воздуха: Мr(O3) = 48.


3. Химические свойства. (5 мин.)


1) Молекула озона очень непрочная О3—> О2 + О, 2О—> О2, 2О3—> 3О2


2) Образующийся атомарный кислород более энергично реагирует с веществами, чем молекулярный, поэтому озон химически активнее кислорода.


4. Применение озона. (2 мин.)

а) предотвращения порчи пищевых продуктов в холодильниках;
б) для озонирования воздуха в обитаемых помещениях с целью улучшения общего; состояния и повышения работоспособности работающего персонала;
в) для дезинфекции водных источников и плавательных бассейнов;
г) применения озона в целях стерилизации плазмы крови и вакцин;
д) уничтожение неприятного запаха у жиров и масел;

5. Кислород и озон – простые вещества, образованные атомами одного и того же химического элемента кислорода. (5 мин.)


Однако, молекула кислорода содержит 2 атома кислорода, молекула озона содержит 3 атома кислорода.


При этом мы отмечаем у них различные свойства (в чем-то схожие).

Различие в количестве атомов приводит к различию в свойствах. Количественные изменения переходят в качественные (один из основных законов философии).


1) Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией. (Слайд 7.)

2) Разные простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными модификациями (видоизменениями).


IV. Закрепление.

1. Видеоролик.

Охарактеризовав каждое из веществ, образованных атомами химического элемента кислорода, вы теперь можете их сравнить.


2. Дайте сравнительную характеристику кислорода и озона, отметьте сходства и различия. (Слайд 8) (5 мин.)


V. Итог урока.

Итак, сегодня на уроке необходимо было повторить тему кислород и ознакомиться с новым веществом озон, его особенностями и аллотропным видоизменением кислорода


V. Домашнее задание.


Конспект, выучить определения “аллотропия” и “аллотропные модификации”.

Уравнять уравнения реакций

Cu+O3=CuO
Ca+O
3=CaO
S+O
3=SO2
NO
2+O3—>N2O5

PbS + O3 = PbSO4+ O2
H
2O2 + O3 = H2O + O2
4KOH + O
3 = KO3 + O2 + 2H2O






Озоновый слой Земли - это верхний слой атмосферы, расположенный на высоте 7-8 километров (на полюсах), 17-18 километров (на экваторе). Это тончайший слой атмосферы, всего около 3 мм, выполняющий, однако, важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности на нашей планете. Он защищает ее от ультрафиолетового излучения, пагубно влияющего на все живое на Земле.

Большое значение озоновый слой имеет и для поддержания температурного баланса на Земле.

Немного озона проникает с потоками воздуха в нижние слои атмосферы. Когда лучи света реагируют с веществами, содержащимися в выхлопных газах и промышленных дымах, тоже образуется озон. Жарким туманным днем в загазованной местности уровень озона может достигнуть угрожающих величин. Дыхание озоном очень опасно, так как этот газ (трехатомный кислород) разрушает легкие. Пешеходы, вдыхающие большое количество озона, начинают задыхаться и ощущать боль в груди. Деревья и кусты, обрамляющие загазованные магистрали, при высоких концентрациях озона в воздухе перестают нормально расти. Но если озон находится там, где ему положено быть — на большой высоте, то он очень даже полезен для здоровья. Озон поглощает ультрафиолетовые лучи. Это те самые лучи, от которых кожа становится загорелой. Но если на кожу падает избыток ультрафиолетового излучения, то можно получить солнечный ожог или заболеть раком кожи.

Почему Озоновый слой разрушается? Различные причины приводят к истощению озонового слоя. Среди них есть естественные, как, например, извержения вулканов. Известно, например, что при этом происходят выбросы газов, содержащих соединения серы, которая реагирует с находящимися в воздухе другими газами, образуя сульфаты, разрушающие озоновый слой. Но гораздо большее влияние на стратосферный озон оказывают антропогенные воздействия, т.е. деятельность человека. И она многообразна. Использование в хозяйственной деятельности таких соединений, как ХФУ, бромистый метил, галоны, растворители, разрушающие озон, также приводят к истощению озонового слоя. В последнее время также стали учитывать влияния авиации, космических ракет. Окись азота, выбрасываемая сверхзвуковыми самолетами, также влияет на стратосферный озон. Сниженная концентрация озона уже не так хорошо поглощает ультрафиолетовые лучи солнца, которые начинают проникать на поверхность Земли и угнетать жизненные процессы у всего живого на Земле. То есть это и есть те самые «озоновые дыры», о которых сейчас так много пишут и говорят, распространенное использование фреонов действительно создает проблему озоновых дыр. Ученые подсчитали, что уменьшение содержания озона в верхних слоях атмосферы на 1 процент вызывает увеличение заболеваемости раком кожи на 3- 6 процентов, так как на 2 процента увеличивается проницаемость атмосферы для ультрафиолетовых лучей. Ультрафиолетовые лучи, кроме того, оказывают повреждающее действие на иммунную систему организма, делая нас более восприимчивыми к инфекционным заболеваниям, например малярии. Ультрафиолетовые лучи разрушают и клетки растений — от деревьев до злаков.

учимся решать задачи 8 класс

Решение задач по теме: «Моль. Количество вещества».

Обозначения:

n- количество вещества, (моль, кмоль, ммоль)

m – масса, ( г, кг, мг)

M – молярная масса, ( г/ моль, кг/ кмоль, мг/ ммоль)

V – объем, (л, м3, см3, мл)

Vм – молярный объем (л/ моль, м3/ кмоль, мл/ ммоль) для любого газа при нормальных условиях (н.у.) равен 22,4 л/моль

N- число частиц (атомы, молекулы, ионы)

NА- постоянная Авогадро равна 6,02.1023 частиц.моль-1

 n= m/M           n= V/VM           n= N/NA

    Задача 1. Сколько молекул озона О3 содержится в 72 г его?

Дано:

m(О3)= 72г

Решение

1)      n3)=m/ M= 72г:48г/моль=1,5моль

M3)=16.3= 48 г/моль

2)      N3)=n NA= =1,5моль.6,02.1023молекул. моль-1=9.1023молекул

Ответ: N3)= 9.1023молекул

 

Найти:

N (О3)-?

Задача 2. Какой объем занимают (при н.у.) 280 кг азота?

Дано:

m(N2) = 280кг

Решение

  1. n (N2)=m/ M= 280кг:28кг/ кмоль =10кмоль

M (N2) = 14.2= 28 г/моль= 28кг/ кмоль

  1. V (N2)= n .Vм =10кмоль.22,4м3/ кмоль=224 м3

Ответ: V (N2)= 224 м3

 

Найти:

V (N2) -?

 

Задача 3. Какую массу имеют 112л (при н.у.) углекислого газа?

Дано:

V (СО2) = 112л

Решение

  1. n (СО2)=V/ Vм = 112л/ 22,4л/моль= 5 моль

  2. m (СО2) = n.M= 5моль?(12+16.2) г/ моль= 5.44=220г

Ответ: m (СО2) =220г

 

Найти:

m (СО2)-?

Решите самостоятельно задачи:

1. Хлориду натрия массой 5,85 г соответствует количество вещества:

1) 1 моль; 2) 0,5 моль; 3) 0,1 моль; 4 ) 0,01 моль.

 

2. Оксиду кальция массой 28 г соответствует количество вещества:

1) 1 моль; 2) 0,1 моль; 3 )2 моль; 4) 0,5 моль.

 

3. Масса 0,25 моль хлорида меди (II) равна:

1) 64 г; 2) 24,75 г; 3) 24,875 г; 4) 33,75 г.

 

Ответы:

1.              3

2.              4

3.              4

 

4. Какой объем при н.у. занимают 64г оксида серы (IV)?

5. Какую массу имеют 3 • 1024 молекул углекислого газа (оксида углерода (IV))? 

6. Какую массу имеют 44,8 л при н.у. угарного газа (оксид углерода (II))?

7. Какой объем занимают 6 • 1023молекул сероводорода H2S?

9. Какой объем при н.у. занимают 96г озона О3?

10. Сколько молекул хлора CI2 cодержится в 284г его?

 



Открытый урок на тему:"Озон".
  • Биология
Описание:

Этот отрытый урок посвящается теме "Озон".

Часто говорят в таких случаях: «Озоном пахнет. Очень полезно для здоровья». Так ли это? А что мы знаем об удивительном веществе — озоне, его свойствах, о его роли в природе, в жизни человека. Озон в переводе с латинского означает — «пахнущий». Концентрация озона растёт с удалением от поверхности Земли и максимум его на высоте 20-25 км. — это «озоновый слой» или «озоновый щит», который не пропускает к поверхности Земли жесткие ультрафиолетовые лучи. Озон обеспечивает жизнь на Земле!!! Разрушение «озонового слоя» образует «озоновые дыры». Через эти «озоновые дыры» ультрафиолетовые лучи доходят до Земли, которые могут быть опасны для здоровья.

Автор Тасенова Гульнар Айопбергеновна
Дата добавления 02.12.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 812
Номер материала MA-062895
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓