Главная / Русский язык и литература / Открытый урок на тему "Звуковое значение букв е, ё, ю, я" (5 класс)

Открытый урок на тему "Звуковое значение букв е, ё, ю, я" (5 класс)

План урока I. Организационный момент. Психологическая игра «Солнечное настрое...
Сеть паутины
Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звук...
- яма, ёж, юла, семья; - яма, ёж, юла, баян; - семья, баян, юла; - юла, семь...
Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, ско...
 (мёд) (ёж, ёлка) (Яна) (на юг) (ешь)
Б и г о н
 ель льёт поезд поёт як трюк день семья ёж
 ель льёт поезд поёт як трюк день семья ёж
Игра «Хлопок» Один хлопок, если буквы е, ё,ю, я обозначают один звук, два хло...
II вариант 1. Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук. а) якорь; б) свет...
Правильные ответы I вариант II вариант 1. б) ёжик 1. в) мята 2. б) если 2. в)...
Домашнее задание Творческая лаборатория С помощью опорных слов ёлка, ёжик, не...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 План урока I. Организационный момент. Психологическая игра «Солнечное настроение
Описание слайда:

План урока I. Организационный момент. Психологическая игра «Солнечное настроение» II. Проверка домашней работы. Метод «Сеть паутины» III. Подготовка к восприятию новой темы. IV. Новая тема. Работа по учебнику Отгадывание загадок Игра «БИНГО» V. Закрепление. Игра «Хлопок» Тестирование VI. Стадия рефлексии. VII. Домашнее задание.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Сеть паутины
Описание слайда:

Сеть паутины

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука:
Описание слайда:

Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука: - яма, ёж, день, юла, семья; - яма, ёж, юла, баян, жюри; - день, семья, баян, жюри, юла; - юла, семья, яма, ёж, баян. Работа по учебнику

№ слайда 7 - яма, ёж, юла, семья; - яма, ёж, юла, баян; - семья, баян, юла; - юла, семья,
Описание слайда:

- яма, ёж, юла, семья; - яма, ёж, юла, баян; - семья, баян, юла; - юла, семья, яма, ёж, баян. Правильные ответы

№ слайда 8 Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, скольк
Описание слайда:

Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах. А) Что больше всего на свете любит медведь?  Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё?  В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум.  Г) Куда осенью улетают птицы?  Д)Что говорит мама, когда кормит тебя?

№ слайда 9  (мёд) (ёж, ёлка) (Яна) (на юг) (ешь)
Описание слайда:

(мёд) (ёж, ёлка) (Яна) (на юг) (ешь)

№ слайда 10 Б и г о н
Описание слайда:

Б и г о н

№ слайда 11  ель льёт поезд поёт як трюк день семья ёж
Описание слайда:

ель льёт поезд поёт як трюк день семья ёж

№ слайда 12  ель льёт поезд поёт як трюк день семья ёж
Описание слайда:

ель льёт поезд поёт як трюк день семья ёж

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Игра «Хлопок» Один хлопок, если буквы е, ё,ю, я обозначают один звук, два хлопка
Описание слайда:

Игра «Хлопок» Один хлопок, если буквы е, ё,ю, я обозначают один звук, два хлопка, если эти буквы обозначают два звука. метель, лес, ёлка, юла, каюта, люк, съёмка, день, ярко, подъезд, боец, вьюга, ясно, баян, баня, юг, еда.

№ слайда 15 II вариант 1. Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук. а) якорь; б) светлая
Описание слайда:

II вариант 1. Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук. а) якорь; б) светлая; в) мята 2. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв. а) съёмка; б) тёрка; в) приём 3. В каком слове звуков меньше, чем букв? а) пень; б) кружка; в) вьют 4. Сколько звуков в слове объявить? а) 7 б) 8 в) 9 5. В каком слове стоят рядом 2 гласных звука? а) кроить; б) моет; в) веять 6. В каком слове есть звук [й]? а) рябина; б) вперёд; в) армия Тестирование Iвариант 1. Указать слово, в котором буква Ё дает два звука. а) мёл; б) ёжик; в) щётка 2. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв. а) ель; б) если; в) въезд 3. В каком слове звуков меньше, чем букв? а) город; б) скользкий; в) трое 4. Сколько звуков в слове разъяснить? а) 8 б) 9 в) 10 5. В каком слове стоят рядом 2 гласных звука? а) проехать; б) фиолетовый; в) лает 6. В каком слове есть звук [й]? а) позёмка; б) каёмка; в)осина

№ слайда 16 Правильные ответы I вариант II вариант 1. б) ёжик 1. в) мята 2. б) если 2. в) пр
Описание слайда:

Правильные ответы I вариант II вариант 1. б) ёжик 1. в) мята 2. б) если 2. в) приём 3. б) скользкий 3. а) пень 4. б) 9 4. а) 7 5. б) фиолетовый 5. а) кроить 6. б) каёмка 6. в) армия "5" - 6 баллов. "4" - 4 - 5 баллов. "3" - 3 балла.

№ слайда 17 Домашнее задание Творческая лаборатория С помощью опорных слов ёлка, ёжик, небо,
Описание слайда:

Домашнее задание Творческая лаборатория С помощью опорных слов ёлка, ёжик, небо, лес, ягода, шишки, уж составить небольшой рассказ.

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

Открытый урок на тему "Звуковое значение букв е, ё, ю, я" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Дата: 8, 12.10 Класс: 5 ә

Тема: Звуковое значение букв е, ё, ю, я

Цель урока: развитие умения отличить звук от буквы; углубление знаний о роли гласных букв е, ё, ю, я.

Ожидаемый результат: научатся отличать звук от буквы; углубят знания о роли гласных букв е, ё, ю, я.

Тип урока: урок-путешествие

Метод: игровой, частично-поисковый

Оборудование: интерактивная доска, бумажные клубники, смайлики, пазлы, клубок нити, перфокарты, карточки, раздаточные материалы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечное настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! С помощью пазлов делит класс на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Солнечное настроение». Улыбаются друг другу. Ученики с помощью пазлов делятся на группы.

Пазлы

5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Сеть паутины» осуществляет проверку домашней работы.

- Что изучает фонетика?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных букв?

- Сколько гласных звуков?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Назовите сонорные буквы.

- Назовите парные звонкие согласные.

-Назовите парные глухие согласные.

-Назовите всегда твердые согласные.

-Назовите всегда мягкие согласные.

Демонстрируют свои знания. Отвечают на вопросы учителя.

- звуки речи

-33

-10

-6

- Ь и Ъ

- л, м, н, р, й

-б, в, г, д, ж, з

-п, ф, к, т, ш, с

-ж,ш,ц

-ч,щ,й

Клубок нити

5 мин.

III. Подготовка к восприятию новой темы. В русском языке бывает и такое, что в словах звуков бывает меньше, чем букв. Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают.

Демонстрируют свои знания.

Внимательно слушают учителя.

15 мин.

IV. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжаем работать над темой «Фонетика».

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Эти хитрые буквы могут обозначать как один звук, так и два. Главное, внимательно наблюдать, где они стоят.

Буквы Е, Ё, Ю, Я будут обозначать 2 звука, если находятся после гласной, после разделительных Ъ и Ь или в начале слова. В остальных случаях — 1 звук.

Работа по учебнику.

Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука:

- яма, ёж, день, юла, семья;

- яма, ёж, юла, баян, жюри;

- день, семья, баян, жюри, юла;

- юла, семья, яма, ёж, баян.

Упражнение – загадки.

Задание:отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь?

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё?

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум.

Г) Куда осенью улетают птицы?

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит?

Игра «Бинго» (Найдите группу слов, где буквы и звуки совпадают, т.е. в слове должно быть одинаковое количество букв и звуков)

ель

льёт

поезд

поёт

як

трюк

день

семья

ёж

Проявляют интерес к изучаемому материалу.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют упражнения по учебнику.

- яма, ёж, юла, семья;

- яма, ёж, юла, баян;

- семья, баян, юла;

- юла, семья, яма, ёж, баян.

(мёд)

(ёж, ёлка)

(Яна)

(на юг)

(ешь)

Ученики находят группу слов, где буквы и звуки совпадают.

ель

льёт

поезд

поёт

як

трюк

день

семья

ёж

Учебник

Интерактивная доска

10 мин.

V. Закрепление урока. Давайте с вами проведем игру «Хлопок». Один хлопок, если буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, два хлопка, если эти буквы обозначают два звука.

- метель, лес, ёлка, юла, каюта, люк, съёмка, день, ярко, подъезд, боец, вьюга, ясно, баян, баня, юг, еда.

Тест.

I вариант

1. Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.

а) мёл; б) ёжик; в) щётка

2. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) ель; б) если; в) въезд

3. В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) город; б) скользкий; в) трое

4. Сколько звуков в слове разъяснить?

а) 8 б) 9 в) 10

5. В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) проехать; б) фиолетовый; в) лает

6. В каком слове есть звук [й]?

а) позёмка; б) каёмка; в) осина

II вариант

1. Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

2. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

3. В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) пень; б) кружка; в) вьют

4. Сколько звуков в слове объявить?

а) 7 б) 8 в) 9

5. В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) кроить; б) моет; в) веять

6. В каком слове есть звук [й]?

а) рябина; б) вперёд; в) армия

Взаимопроверка.

Ученики демонстрируют свои знания.

- Метель, лес, люк, день, баня

- ёлка, юла, каюта, съёмка, ярко, подъезд, боец, вьюга, ясно, баян, юг, еда.

Правильные ответы

I вариант

II вариант

1. б) ёжик

1. в) мята

2. б) если

2. в) приём

3. б) скользкий

3. а) пень

4. б) 9

4. а) 7

5. б) фиолетовый

5. а) кроить

6. б) каёмка

6. в) армия

"5" - 6 баллов.

"4" - 4 - 5 баллов.

"3" - 3 балла.

Интерактивная доска

5 мин.

VI. Итог урока. Оценивание фишками С помощью метода «Корзина идей» проводит рефлексию.

Ребята, как вы оцениваете нашу работу на уроке, что понравилось, какие были трудности?

- За что бы вы себя могли похвалить?

- Какие трудности встретились на уроке?

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока и наполняют корзину своими идеями. Оценивают работу своих одноклассников. Оценивают свою работу с помощью смайликов.

Стикер

Смайлики

Корзина

2 мин.

VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Творческая лаборатория

С помощью опорных слов ёлка, ёжик, небо, лес, ягода, шишки, уж составить небольшой рассказ.

С данными опорными словами составляют небольшой рассказ. Ученики записывают в дневниках.

Дневник

Автор Мамутова Ширинкуль Арыстанбековна
Дата добавления 05.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 1249
Номер материала MA-061975
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓