МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ
№4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Конспект
открытого урока в 10 классе по обществознанию по теме:
«Многовариантность развития современного мира и проблема
выбора пути»
Учитель: Шеина
Елена Анатольевна
Дата проведения: 09.04 2014 года
Тип урока: повторительно-обобщающий
Актуальность темы: Мир
един и многообразен. Чем сильнее тенденции к единству, тем ярче проявляется
многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей.
Формы организации учебной
деятельности: поурочная, фронтальная, индивидуальная,
самостоятельная работа в группах.
Используемые педагогические
технологи: критического мышления
и чтения, использование ЭОР, ИКТ
Основные методы обучения:
репродуктивный, практический, исследовательский.
Мотивация учащихся:
-
опора на раннее изученный материал,
-
эстетическое и эмоциональное воздействие для мотивации
дальнейшей работы;
-
практическая деятельность учащихся;
-
самостоятельная поисковая работа учеников.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, листы ватмана,
маркеры, пакеты с документами
Цель урока: систематизировать и обобщить знания обучающихся
по теме: «Современный этап мирового развития», выявить наиболее значимые
тенденции развития мирового сообщества, проблемы, которые решает человечество
на нынешнем этапе истории
Образовательные:
|
Воспитательные:
|
Развивающие:
|
Систематизировать знания обучающихся о причинах многообразия современного
мира.
Раскрыть подходы,
объясняющие многообразие мира и позволяющие дать типологию современных
цивилизаций.
Выявить наиболее
значимые тенденции развития мирового сообщества, проблемы, которые решает
человечество на нынешнем этапе истории.
Обобщить знания
обучающихся о таких важных понятиях обществознания, как современный мир,
традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, западная и
восточная цивилизация.
|
Воспитывать познавательную активность учащихся.
Развивать мотивацию изучения предмета при
обращении к знаниям, жизненному опыту учащихся.
Воспитывать культуру
общения, умения
работать в
группе
Содействовать формированию
гуманистического
мировоззрения
|
Способствовать
развитию логического и структурного мышления:
собирать информацию, группировать и
интерпретировать факты; выражать мысли, грамотно
аргументировать
собственную позицию; презентовать результаты своей исследовательской
деятельности; рационально решать познавательные и проблемные
задачи;
раскрывать на примерах важнейшие
теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.
Способствовать развитию познавательных интересов:
закрепить навыки исследовательской
деятельности;
работать в группах, осуществлять
совместную учебно-творческую деятельность; участвовать в дискуссии.
|
Алгоритм урока (45 мин)
1. Организационный момент
(1-2 мин.)
2. Стадия «Вызова»: (5-7
мин.)
2.1.
получение информации – просмотр фрагмента сказки
«Счастливый мир», (автор М.Фатеева)
2.2.
коммуникация и мотивация - обсуждение философского смысла сказки
2.3.
целеполагание – определение цели и задач урока
3. «Динамическая минута» (1-2 мин.)
4. Стадия «Осмысления» (20 мин.)
Систематизация и обобщение изученного материала.
4.1.
Единство мира в многообразии.
4.2.
Особенности традиционного, индустриального и постиндустриального
общества. Достижения и противоречия постиндустриального общества
4.4. Азиатский прорыв
5. Рефлексия. Синквейн
(5-7 мин)
6. Домашнее задание (1-2
мин)
Конспект
открытого урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Многовариантность развития современного мира и проблема
выбора пути»
Этапы
урока. Приемы
|
Содержание
урока. Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
І этап урока.
Организационный момент.
Создание
эмоционального настроя. (1-2 мин)
|
1.
Приветствие
учителя.
2.
Определение
отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация
внимания.
|
Парты в классе расставлены так, чтобы ученики
сидели группами (заранее учащиеся были разделены на 3 группы, при этом
учитель учитывал их интеллектуальные возможности, активность, чувство
симпатии друг к другу). Учащиеся приветствуют учителя и садятся по группам.
|
ІІ этап урока. Стадия «Вызова»
( 5-7 мин)
2.1. получение
информации – просмотр фрагмента сказки
«Счастливый мир»
(автор
М.Фатеева)
Использование
ЭОР http://www.kinopoisk.ru//top
Прием эстетического и эмоционального воздействия для мотивации
дальнейшей работы
|
1.Вызов уже имеющихся знаний по
изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Учитель: «Ребята, уважаемые гости,
сегодняшний урок мы начнем с просмотра фрагмента сказки М. Фатеевой «Счастливый
мир». Обдумайте ее
содержание и выскажите свое мнение, в чем смысл сказки?»
Автор: (начинает играть печальная музыка) В одном грустном и печальном мире
жили маленькие несчастные человечки. Их постоянно подстерегали бедствия и
несчастья.
То на мир
обрушивались землетрясения и ураганы;
То болезни истязали
бедных человечков; То постоянные бессмысленные войны; Их преследовал голод и
холод.
Это был
несчастный мир.
Но человечки все
надеялись на лучшее и хотели изменить мир к лучшему. Они строили заводы,
развивали науку и технику, изобретали удивительные вещи. Но чем дольше
существовал их мир, тем больше они разочаровывались. Человечки уже понимали,
что открытия принесли им только более изощренное и смертельное оружие.
Технический прогресс добавил к природным бедствиям новые катастрофы:
разбивались самолеты, тонули гигантские корабли.
И человечки совсем
отчаялись. Они не могли жить в радости, любви и покое. Некоторые продолжали
копить богатство и рваться к власти, воевать и продолжать думать, что этими
ухищрениями создадут свой «счастливый мир».
Правда,
были особо упрямые человечки, которые решили найти ответ на вопрос:
Человечек
1: Почему наш мир
такой несчастный?
Человечек
2: Есть же другая
жизнь – без войн, бед и страданий?
|
Индивидуальная
работа учащихся.
Ученики
внимательно смотрят фрагмент сказки
«Счастливый
мир», автор М.Фатеева и обдумывают вопрос учителя.
|
|
Человечек
3: Давайте же
отправимся на поиске счастливого мира!
Автор: После долго путешествия, они дошли
до самого края мира, и увидели там мостик, который соединял их мир с
неведомой территорией. Человечки перешли мостик и очутились перед воротами с
надписью «Вход в счастливый мир»
Человечек
1: Какое счастье!!
Мы нашли то, что искали!
Стражник: Стоп! Вы не можете пройти в
счастливый мир.
Человечек
2: Но почему?!
Стражник: Потому что эти двери открываются
только силой желания – желания очутится в счастливом мире
Человечек
1: Но у нас есть
желание»
Стражник: Нет. Вы видите, какие огромные и
тяжелые эти ворота. Ваши желания имеют слишком малые маленькую силу, для того
чтобы открыть их. Надо чтобы сюда пришли все человечки из вашего мира и все
захотели очутиться в мире согласия, добра и любви. Тогда общая сила вашего
желания будет достаточной, чтобы ворота раскрылись. И тогда вы все сможете
наслаждаться прекрасным миром счастья.
Человечек
3: но как нам
убедить всех прийти сюда?
Стражник:
Человечки в вашем
мире живут в страданиях, а страдания рождают недовольство, злобу и ненависть.
И мир становится еще более несчастным. Отнеситесь к ним по-хорошему, с добром
и любовью.
Человечек
3: Но мы не знаем
точно, что такое любовь и добро!
Стражник: Один мудрец сказал: «что
ненавистно тебе, не делай другим» Держитесь этого правила и не ошибетесь. И
тогда среди всеобщей разобщенности, ненависти и страха они увидят доброе
отношение к себе, и непременно поверят вам и пойдут за вами. И когда
приведете всех – врата раскроются. И счастливый мир добра и любви примет всех
человечков в свои объятия.
Автор: Но придет ли все человечки к
воротам, за которыми их ждет счастливый мир? Это зависит от каждого из нас.
Только мы можем помочь человечкам, чтобы остальные им поверили и пошли за
ними. Если мы будет относиться друг к другу с добром и любовью, то грустный и
печальный мир исчезнет и останется только мир счастья добра, любви.
|
|
2.2. Коммуникация и мотивация - обсуждение философского смысла сказки
(1 минута)
Прием кластер
(2-3
мин.)
|
Учитель: Не правда ли, красивая сказка? В
чем ее философский смысл?
Учитель: Скажите, как человечки пытались
изменить жизнь в своей стране? К каким последствием это привело?
Учитель: Используя обществоведческие
знания, содержание предложенного вам ЭОР, определите, о каком критерии
общественного
прогресса идет речь, каковы его свойства? Заполните кластер «Критерии
прогресса»
Учитель: Как вы определите критерий
прогресса в «Счастливом мире». О чем свидетельствует столь разные подходы
в определении критерий развитии общества.
|
Ученик: Как будет жить и
куда пойдет человечество.
Ученик: Они строили заводы, развивали
науку и технику. Человечки понимали, что открытия принесли им только более
изощренное и смертельное оружие. Технический прогресс добавил к природным
бедствиям новые катастрофы. Заполняют кластер и комментируют свои ответы.
Учение: научно-технический прогресс имеет
ряд особенностей:
|
Использование ЭОР
http://school-collection.edu.ru/
|
|
-противоречивость
последствий;
-в разных
странах идет разными темпами;
-не все сферы общественной жизни
можно оценить с помощью НТП
Ученик: гуманистический. Его основа –
интересы личности. Права и свободы человека. Ученик: о
многовариантности развития человечества
|
2.3. Целеполагание –
определение цели и задач урока (1 минута)
прием мозгового штурма
|
Учитель: Молодцы, вы, верно ответили на
мой вопрос. Тема урока
«Многовариантность развития современного мира и проблема
выбора пути» План
урока:
1.
Единство мира в
многообразии.
2.
Особенности традиционного,
индустриального и постиндустриального общества
3.Достижения и
противоречия постиндустриального общества 4. Азиатский прорыв
Учебная цель: выявить наиболее значимые тенденции развития мирового
сообщества, проблемы, которые решает человечество на нынешнем этапе
истории
|
Ученики вместе с учителем формулируют задачи
урока:
-систематизировать
знания о причинах
многообразия современного мира;
-раскрыть
подходы,
объясняющие многообразие мира и позволяющие дать типологию современных
цивилизаций;
-обобщить знания о таких важных понятиях обществознания, как: современный мир,
традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество, западная и
восточная цивилизация.
|
ІII этап урока.
«Динамическая пауза»
(1-2
мин)
|
Чтобы
сменить вид деятельности и дать ученикам возможность отдохнуть, учитель
проводит физкультминутка. Гимнастическое упражнение для глаз: исходное положение –
стоя. Смотреть прямо перед собой 2-5 сек., поставить палец правой руки по
средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз перевести взгляд на конец
пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз.
Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком
расстоянии.
|
Ученики выполняют гимнастические
упражнения
|
ІV этап урока.
Стадия «Осмысления»
(20
мин)
Контакт
с новой информацией, работа в группах
|
Учитель: Гимнастическое упражнение сняло
утомление, и мы переходим к работе в группах.
Я
предлагаю вам заполнить таблицу “ З-Х-У” Она состоит из двух частей.
|
Ученики высказывают свои версии. Вместе
оформляют графу “знаю”.
Знаю
|
|
Традиционное
общество – Индустриальное общество – Информационное общество – Глобализация –
|
|
Прием “З-Х-У”
(3-5 мин)
помогает
собрать уже имеющуюся информацию по теме до её изучения, позволяет расширить
и систематизировать знания по изучаемому вопросу.
Использование ЭОР
http://school-collection.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/ http://window.edu.ru/
|
Фа
Глобализация
Поликультурализм
Азиатский
прорыв
«Прыжок
тигра»
Двуединство мира Учитель: нашей темы.
теме указанными терм графу “узнал”.
|
Знаю
|
Хочу узнать
|
Узнал
|
ппе
имеющиеся знания по данной
Укажите, какой ЭОР
-5 мин. В
конце -ю
|
|
Хочу узнать
|
|
|
Причины
многообразия цивилизаций –
Азиатский
прорыв- Двуединство мира – «Прыжок тигра» -
|
|
|
|
|
|
Нижняя
часть таблицы:
Категории информации
|
Традиционное
общество
Индустриальное
общество
Информационное
общество кторы многообразия цивилизаций
|
«Посмотрите
на доску, на ней указаны термины и понятия
Обсудите в
своей гру
и заполните
графы “знаю” и “хочу узнать”.
как источник информации можно
использовать, при работе с инами. Для работы вам отводится 3
урока (на
стадии рефлексии) в ходе обсуждения мы заполним 3
|
|
Категории информации
|
Источники информации
|
|
Традиционное общество – Индустриальное общество
–
Информационное
общество –
Факторы
многообразия
цивилизаций
– Глобализация – Поликультурализм
Азиатский
прорыв- Двуединство мира
|
http://schoolcollection.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/
http://window.edu.ru/
|
|
|
|
Прием
«кластер - солнышко»
3-5 мин
|
Учитель
обращается к классу: Чтобы найти ответы на обозначенные вами в графе “хочу узнать” вопросы
приступим к следующему этапу урока
4.1. Единство мира в многообразии
Учитель: Ученые считают, что современный
мир многообразен и разнолик. Выделяют различия в природных условиях, в среде
обитании, в исторической среде. Проанализируйте, как эти факторы влияли на
развитие человечества, и составьте кластер.
Учитель
напоминает технологию составления кластера. Содержание материала
выстраивается в определённой логической последовательности. Представьте, вы
рисуете схему Солнечной системы: солнце, планеты, их спутники. Для
групп №1 и 2 ключевое слово «Влияние окружающей среды» (солнце). Для группы
№3 – « историческая среда». На работу отводиться 3-5 минут.
|
Групповая
работа учащихся.
Руководители
координируют работу.
Учащиеся анализируют информацию и
составляют кластер, затем представляют свои работы.
Группа 1. Влияние окружающей среды
на особенности хозяйственно-экономической деятельности.
Окружающий мир: предопределял
способы обработки земли, приемы разведения скота, производство орудий труда,
предпосылки для развития торговли.
Группа
2. Влияние окружающей среды на особенности политической деятельности Окружающий мир: создал государства
с сильной государственной властью, политически
бесправным населением, патриархальным типом политической культуры,
деспотическим режимом. Группа 3. Влияние окружающей и исторической
среды, на особенности национального менталитета
|
|
|
|
русской
нации:- жертвенность;- коллективизм
|
Прием фишбоун (3-5мин.)
Использование ЭОР
http://school-collection.edu.ru/
|
4.2. Особенности
традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Достижения и
противоречия постиндустриального общества
Учитель:
Возможно ли типология многообразия современного мира?
Если
можно, то, какие вам известны?
Учитель: Молодцы! Вы хорошо поработали, мы
смогли ответить на все поставленные вопросы, а теперь я предлагаю вам немного
отдохнуть, а лучший отдых – рыбалка. Руководители групп подойдите ко мне и
возьмите у меня все необходимое для рыбной ловли. Перед вами изображение рыбного скелета
(фишбоун) и
ссылка сайт, где размещены учебные тексты. Вы должны прочитать текст,
обсудить в группе его содержание и отобрать материал об особенностях
традиционного (группа№1), индустриального (группа№2) и постиндустриального
общества (группа№3).
Обратите внимание на рисунок
фишбоун: голова - вопрос темы, косточки - основные характеристики темы,
хвост – примеры. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые
слова или фразы, отражающие суть. Для работы вам отводится 3-5 мин.
Учитель подводит итоги работы групп. Хотя
окружающий нас мир многообразен и уникален, ученые предлагают условное
разделение мира на Запад и Восток. Куда двигается человечество? Ученые
предполагают, что происходит постепенное формирование единой и при этом
многообразной всепланетной цивилизации, в основе которой лежит синтез Запада
и Востока, модернизация адаптация культурных и политических традиций. Но при
этом возникает вопрос, чьи традиции возьмут верх?
|
Ученики:
Эти вопросы
вызывают дискуссию в классе, большинство учеников отвечают утвердительно:
такая типология возможна.
Ученик: в рамках формационного подхода
первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и
коммунистическая формации.
Ученик: в рамках стадиальной теории –
традиционного, индустриального и постиндустриального общества
Ученик: западные и восточные цивилизации
Руководители групп берут у учителя текст
документа
и изображение рыбного скелета – фишбоун
Ученики:
читают, обсуждают
и заполняют схему фишбоун.
|
Презентация групповых проектов. 5-7 мин.
Использование ИКТ
|
4.3. «Азиатский прорыв»
Учитель: В
последние годы мы заговорили об азиатском прорыве, в котором наблюдают:
«японское чудо», «китайское чудо», «корейское чудо». Вы получили на последнем
уроке опережающие задание: проанализировать и охарактеризовать
восточноазиатские модели развития, определить их характерные черты и
особенности. Учитель: Просмотрев презентации, скажите, как вы
объясните понятие «азиатский прорыв»
Учитель: Подведем урок нашего урока, какие
же наиболее значимые тенденции развития мирового сообщества мы сегодня
смогли определить? Какие проблемы, которые решает человечество на нынешнем
этапе истории, смогли?
|
Ученики представляют свои проекты, дают
характеристику восточноазиатской модели развития.
Ученик: азиатский прорыв – резкий рывок в социально-экономическом
и политическом
развитии
отдельных стран Азии
Ученики
делают
самостоятельно выводы:
1.
отличия,
специфика, уникальность не всегда означают отсталость.
2.
Происходит
активный синтез восточных и западных начал в экономике, политике и культуре.
|
|
|
3. Мир един и
многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется
многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не
противоречит другому. Единство дополняет многообразие.
Многообразие
спасает от одинаковости.
|
Завершение приема
«З-Х-У» (1-2
мин.)
|
Обсудив итоги работы на уроке, учитель возвращается
к приему “З-ХУ”
и просит заполнить 3-ю
графу таблицы “узнал”. Учитель обобщает ответы учащихся, делает вывод.
|
Ученики заполняют
таблицу. Ученики слушают.
|
V этап урока.
Рефлексия. (5-7 мин) VІ. Домашнее
задание
(1-2 мин)
Прием синквейн-
форма письменной рефлексии, которая
позволяет научить учащихся излагать личное отношение к общественному
явлению, путём оформления своего субъектного опыта в пяти строках.
Эссе - форма
письменной рефлексии. Мини-сочинение, в котором ученик высказывает свое
мнение по актуальной проблеме.
Использование ЭОР www/ege.edu.ru
|
Учитель: « Мы достигли поставленных
задач?»
Учитель обсуждает с учениками
работу групп, ставит оценки в дневник. Записывает домашнее задание на доске,
учащиеся в дневник (Повторить п.36 учебника, устно разобрать вопросы после
параграфы № 1-3. Предлагает обучающимся, выбрать свой вариант
альтернативного задания: составить синквейн или написать эссе. Тема эссе: «Настоящий прогресс
человечества зависит не только от изобретательного ума, сколько от
сознательности» (А.Эйншейн) Учитель напоминает правила написания синквейна. В первой строке указывается тема стихотворения -
существительное.
Во второй строке двумя прилагательными описываются
признаки темы (предмета). В третьей строке тремя глаголами даётся описание
действия данного предмета. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов,
показывающая отношение автора к теме, его чувства. Пятая строка – это одно слово – синоним тому
существительному, с которого синквейн начинается.
Учитель: Составление синквейна - это ваша
индивидуальная домашняя работа, но для «пробы пера» составить всем классом,
а дома вы сделайте свои собственные варианты.
Для
тех учеников, кто выбрал эссе, учитель напоминает, алгоритм написания эссе по
обществознанию и критерии его оценки размещены на портале информационной
поддержки ЕГЭ www/ege.edu.ru
|
Ученики слушают.
Учащиеся
высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в
выполнении общего задания.
Записывают
домашнее задание в дневник.
Ученики:
зачитывают свои
варианты синквейна.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.