Главная / Русский язык и литература / Открытый урок "Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность"

Открытый урок "Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность"

Открытый урок по русской литературе. 10 класс.

Тема «Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность»

Цель: учащиеся продемонстрируют знания об известных биографических фактах, перечислят лучшие произведения писателя, способствовать развитию творческого мышления, проявлению интереса к творчеству Л.Н.Толстого;

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут назвать основные биографические факты, назвать лучшие произведения, определить отношение писателя к жизни, образованию, религии;

Ресурсы: презентация, видео;

Ход урока:

  1. Орг. момент. Приветствие. Деление на группы по фигурам. Распределение ролей.

  2. Тест по произведению Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» 2 варианта.

Критерии на слайде 8-10 - «5», 7-6 – «4», 5-4 – «3»

  1. Коллаж. Вопрос: Как вы думаете, что объединяет эти иллюстрации?

Запись числа и темы урока.

  1. Чтение наизусть учителем стихотворения А. Апухтина

«Графу Толстому»

Учитель: Это стихотворение поэта 19 века А. Апухтина посвящено великому русскому писателю. И вы, конечно, догадались – Л.Н. Толстому. Именно его творчество мы и будем изучать на последующих уроках литературы. В качестве эпиграфа ко всему циклу уроков я взяла слова М. Горького: «Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком». К этим словам мы вернемся в конце темы, а вот часть цитаты мы используем уже сегодня.

Вопрос: Ребята, что, по вашему мнению, подразумевается под выражением: знать Толстого?

Учащиеся: (рассуждают и делают следующий вывод: знать Толстого – это значит изучить его биографию, познакомиться с Толстым-человеком, Толстым-писателем)

Учитель: Да, конечно, не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. Цель урока на слайде.

  1. Просмотр видеоурока с пометками, объявить, что после просмотра будет проведена блиц – викторина. «Детство писателя» (7 минут)

  2. Блиц-викторина.

1. Сколько лет прожил Толстой? (82 года)

2. Как называется родовое имение писателя? (Ясная Поляна)

3. Назовите имена и фамилии родителей писателя? (Николай Ильич Толстой и Мария Николаевна Волконская)



4. В каком возрасте был Л.Н. Толстой, когда умерла его мама? (2 года)

5. Как звали тетушку писателя, которая занималась воспитанием братьев? (Ергольская Татьяна Александровна)

6.Какие воспоминания пронес через всю жизнь Лев Толстой?(о детстве)

7. Как называлась игра, которую придумал старший брат Николенька? («Муравьиные братья»)

8. В каком году Толстые переезжают в Москву? (1837)

9. Какое горе постигло семью Толстых в этом же году?( Умирает отец)

10.В каком городе проходит юность писателя? (Казань)

11. В каком году писатель поступает в Императорский Казанский университет? (1844)

12. В каком году возвращается в имение? (1847)

7. Стратегия Жигсо 1. Учащиеся читают статьи в учебнике, предварительно разделенные на отрывки. Учащиеся переходят в рабочие группы и делятся своей информацией. Далее возвращаются в свои группы и выполняют свои задания.

8. Дифференцированные задания: (ответы на слайдах)

Задания для группы № 1: перечислить лучшие произведения

1.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852-1857)

2. «Война и мир» (1864-1869)

3. «Анна Каренина» (1870-1877)

4. «Власть тьмы» (1866)

5. «Крейцерова соната»(1889-1889)

6. «Воскресение» (1889-1899)

7. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)

8. «Севастопольские рассказы» (1855)

9. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

10. «После бала» (1903)

Задания для группы № 2: заполнить таблицу «Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого»

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

  1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.

  2. 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

  3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

  4. 1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

  5. 1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

  6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход















Задания для группы № 3: рассказать об отношении к образованию.

  1. Придает образованию огромное значение, всю жизнь занимается самообразованием.

  2. В 1859 г. открывает в Ясной поляне народную школу;

  3. Затем открывает в окрестностях еще 20 школ;

  4. Издает педагогический журнал;

  5. В 1872 году написана «Азбука». Были написаны детские рассказы: «Филиппок», «Лев и собачка», «Акула», «Кавказский пленник», «Косточка» и т.д.

  6. В совершенстве владел английским, немецким, французским языками; Прилично знал: итальянский, сербский, польский, греческий, латынь, иврит, церковно-славянский, украинский, турецко-татарский, болгарский.



Задания для группы № 4: рассказать об отношении к религии

1.Сложное отношение к религии;

2.Считал, что вера – одна из главных составляющих жизни человека;

3.В 1901 году предан анафеме и отлучен от церкви;

4.На могиле Толстого нет креста;

5. Читал Евангелие, изучал ислам.

6.Выучил иврит, чтобы читать талмуд на языке оригинала;

7.Был масоном.

9.Выступление команд.

10. Общее задание для групп: составить «Синквейн» к слову «Л.Н.Толстой»

11. Обращение к цели урока. Достигли мы целей нашего урока?

Продемонстрировали ли знания по биографии писателя?

Смогли ли перечислить лучшие произведения?

Узнали ли Вы об отношении писателя к жизни, образованию, религии?



12. Выставление оценок. Д/з читать статью в учебнике стр.259-269, составить хронологическую таблицу «Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого»

13. Рефлексия «Продолжи предложение»

Самая интересная информация о писателе….









Открытый урок "Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность"
  • Русский язык и литература
Описание:

Открытый урок по русской литературе. 10 класс.

Тема «Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность»

Цель: учащиеся продемонстрируют знания об известных биографических фактах, перечислят лучшие произведения писателя, способствовать развитию творческого мышления, проявлению интереса к творчеству Л.Н.Толстого;

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут назвать основные биографические факты, назвать лучшие произведения, определить отношение писателя к жизни, образованию, религии;

Ресурсы: презентация, видео;

Ход урока:

1.Орг. момент. Приветствие. Деление на группы по фигурам. Распределение ролей.

2.Тест по произведению Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» 2 варианта.

Критерии на слайде 8-10 - «5», 7-6 – «4», 5-4 – «3»

3. Коллаж. Вопрос: Как вы думаете, что объединяет эти иллюстрации?

Запись числа и темы урока.

4.Чтение наизусть учителем стихотворения А. Апухтина

«Графу Толстому»

Учитель: Это стихотворение поэта 19 века А. Апухтина посвящено великому русскому писателю. И вы, конечно, догадались – Л.Н. Толстому. Именно его творчество мы и будем изучать на последующих уроках литературы. В качестве эпиграфа ко всему циклу уроков я взяла слова М. Горького: «Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком». К этим словам мы вернемся в конце темы, а вот часть цитаты мы используем уже сегодня.

Вопрос: Ребята, что, по вашему мнению, подразумевается под выражением: знать Толстого?

Учащиеся: (рассуждают и делают следующий вывод: знать Толстого – это значит изучить его биографию, познакомиться с Толстым-человеком, Толстым-писателем)

Учитель: Да, конечно, не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. Цель урока на слайде.

5.Просмотр видеоурока с пометками, объявить, что после просмотра будет проведена блиц – викторина. «Детство писателя» (7 минут)

6. Блиц-викторина.

1. Сколько лет прожил Толстой? (82 года)

2. Как называется родовое имение писателя? (Ясная Поляна)

3. Назовите имена и фамилии родителей писателя? (Николай Ильич Толстой и Мария Николаевна Волконская)

4. В каком возрасте был Л.Н. Толстой, когда умерла его мама? (2 года)

5. Как звали тетушку писателя, которая занималась воспитанием братьев? (Ергольская Татьяна Александровна)

6.Какие воспоминания пронес через всю жизнь Лев Толстой?(о детстве)

7. Как называлась игра, которую придумал старший брат Николенька? («Муравьиные братья»)

8. В каком году Толстые переезжают в Москву? (1837)

9. Какое горе постигло семью Толстых в этом же году?( Умирает отец)

10.В каком городе проходит юность писателя? (Казань)

11. В каком году писатель поступает в Императорский Казанский университет? (1844)

12. В каком году возвращается в имение? (1847)

7. Стратегия Жигсо 1. Учащиеся читают статьи в учебнике, предварительно разделенные на отрывки. Учащиеся переходят в рабочие группы и делятся своей информацией. Далее возвращаются в свои группы и выполняют свои задания.

8. Дифференцированные задания: (ответы на слайдах)

Задания для группы № 1: перечислить лучшие произведения

1.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852-1857)

2. «Война и мир» (1864-1869)

3. «Анна Каренина» (1870-1877)

4. «Власть тьмы» (1866)

5. «Крейцерова соната»(1889-1889)

6. «Воскресение» (1889-1899)

7. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)

8. «Севастопольские рассказы» (1855)

9. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

10. «После бала» (1903)

Задания для группы № 2: заполнить таблицу «Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого»

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

1.1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.

2.1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

3.1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

4.1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

5.1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

6.1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход

Задания для группы № 3: рассказать об отношении к образованию.

1.Придает образованию огромное значение, всю жизнь занимается самообразованием.

2.В 1859 г. открывает в Ясной поляне народную школу;

3. Затем открывает в окрестностях еще 20 школ;

4.Издает педагогический журнал;

5.В 1872 году написана «Азбука». Были написаны детские рассказы: «Филиппок», «Лев и собачка», «Акула», «Кавказский пленник», «Косточка» и т.д.

6.В совершенстве владел английским, немецким, французским языками; Прилично знал: итальянский, сербский, польский, греческий, латынь, иврит, церковно-славянский, украинский, турецко-татарский, болгарский.

Задания для группы № 4: рассказать об отношении к религии

1.Сложное отношение к религии;

2.Считал, что вера – одна из главных составляющих жизни человека;

3.В 1901 году предан анафеме и отлучен от церкви;

4.На могиле Толстого нет креста;

5. Читал Евангелие, изучал ислам.

6.Выучил иврит, чтобы читать талмуд на языке оригинала;

7.Был масоном.

9.Выступление команд.

10. Общее задание для групп: составить «Синквейн» к слову «Л.Н.Толстой»

11. Обращение к цели урока. Достигли мы целей нашего урока?

Продемонстрировали ли знания по биографии писателя?

Смогли ли перечислить лучшие произведения?

Узнали ли Вы об отношении писателя к жизни, образованию, религии?

12. Выставление оценок. Д/з читать статью в учебнике стр.259-269, составить хронологическую таблицу «Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого»

13. Рефлексия «Продолжи предложение»

Самая интересная информация о писателе….

Автор Ахметжанова Айгуль Ермековна
Дата добавления 03.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1174
Номер материала 58789
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓