Главная / Информатика / Открытый урок информатики на тему "Программирование линейных алгоритмов"

Открытый урок информатики на тему "Программирование линейных алгоритмов"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Лепокуровская средняя общеобразовательная школа

Учитель математики и информатики I квалификационной категории

Ольга Юрьевна Позднякова

Дата: 09.03.2016 г.

Класс: 9

Тема урока: «Программирование линейных алгоритмов»

Цели урока

Образовательные: учиться составлять программы линейной структуры на языке программирования Паскаль.

Развивающие: продолжить формирование у школьников умения анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, применять полученные теоретические знания на практике. развивать навыки самостоятельной деятельности.

Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать свою работу и работу товарищей.

Тип урока

Урок изучения нового материала с использованием модульной технологии.

Оборудование:

  • модуль для каждого ученика по теме «Программирование линейных алгоритмов» с оценочным листом;

  • для работы в паре по четыре поля с указанными в центре разделами:

  • описание переменных, оператор присваивания, процедура ввода;

  • для каждой группы набор из 24 карточек с понятиями;

  • текст программы на языке программирования Паскаль sport.pas;

  • карточки с текстами задач по разным предметам (географии, физике, экономике);

  • физическая карта, линейка;

  • карточки с дифференцированным домашним заданием.



Структура урока:

1. Объявление темы, целей урока, знакомство с модулем, организация учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Самостоятельная работа учащихся в парах с карточками по алгоритму, Самопроверка выполненного задания (по цвету).

3. Фронтальная работа с модулем.

4. Практическая работа с готовой программой.

5. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в группах. Самостоятельная работа учащихся в группах.

6. Заслушивание отчета каждой группы о проделанной работе.

7. Подведение итогов урока. Выставление баллов за работу в оценочных листах.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. (3-4 мин)

Создание проблемной ситуации, сообщение цели урока, знакомство со структурой модуля.

Приветствие детей, гостей.

- Начать свой урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

"Алиса спрашивает у кролика:

- Куда мне надо идти? Мудрый кролик ей отвечает.

- Все зависит от того, куда Вам надо прийти".

- Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. И сегодня на уроке мы с вами как раз и будем учиться программировать такую последовательность действий.

Тема нашего урока: «Программирование линейных алгоритмов».

Она обозначена и на листке на вашем столе. Это так называемый модуль. Так как вы с модульной технологией работаете первый раз, я буду вам помогать.

Его структура - это тоже алгоритм, Алгоритм вашей работы. Каждое задание вы должны выполнять последовательно, одно за другим.

Какой это алгоритм? (линейный), В пункте с номером 0 поставлена цель урока, она сформулирована через знания, требования к умениям, которыми вы овладеете после изучения данной темы.

А так же мы будем учиться систематизировать полученные знания, развивать умение сравнивать, анализировать, отвечать на вопросы, учиться работать в группе.

Модуль составлен таким образом, что он является не только вашим руководителем при изучении нового материала, но и помощником.

Вся работа разбита на несколько этапов, которые рассчитаны либо на самостоятельную работу, либо на совместную работу с учителем, либо на работу в парах, группах. Начинается каждый этап с постановки цели. В конце урока мы с вами вернемся на начало модуля и в соответствии с достигнутой целью оценим свою работу на уроке по 10-балльной системе.

Цель нашего с вами урока - учиться составлять программы с линейным алгоритмом. Для этого нам надо знать процедуры ввода/вывода, уметь определять и задавать типы данных, знать оператор присваивания. Поэтому мы начнем с того, что повторим эти вопросы.

2. Актуализация знания (работа в парах по карточкам). (5-6 мин)

- В п.1 модуля записан алгоритм работы по повторению пройденного материала.

Работа будет проводиться в парах. На столах у вас находятся конверты с набором карточек (24 шт) и по два листа с полями. Ваша задача прочитать внимательно карточки с описаниями понятий, которые мы повторяем, а затем разложить их на соответствующий лист. В одном из полей есть клеточка, помеченная крестиком. В нее вы кладете карточку, где есть ошибка.

Время работы с карточками - 5 минут (Ребята раскладывают карточки с определениями на листы).

Для самопроверки работы нужно перевернуть маленькие карточки обратной стороной. На каждом поле у обучающихся должны находиться карточки одного цвета.

Если это не так, значит - здесь у вас ошибка. Нужно прочитать еще раз определение и положить карточку на нужное поле.





3.Фронтальная работа с модулем. (3-4 мин)

- Перейдем к п.2 нашего модуля.

- Давайте вспомним, что называется линейным алгоритмом?

- А как выглядит структура программы на Паскале? Обратите внимание на доску.

Задание: собрать структуру программы на Паскаль.

Аналогично выглядит программа с линейным алгоритмом. Обратите внимание, как она записана в модуле.

Прежде, чем мы приступим к самостоятельному написанию программы, давайте поработаем с готовой программой, разберем из каких частей она состоит (текст программы демонстрируется на большом экране).

Вашему вниманию предлагается линейная программа, с задержкой выполнения программы между двумя какими-то событиями. В данном примере определяется время выполнения какого-либо набора спортивных упражнений.

- Какие операторы вам знакомы и что в данном примере они выполняют?

- Зачем пустой READLN? (Выполняет приостановку программы. До нажатия клавиши ВВОД).

А процедура delay задерживает выполнение программы на заданное число милисекунд.

4. Практическая работа с готовой программой на ПК. (5 мин)

- А теперь перейдем к п. 3 модуля, в котором вам предлагается выполнить рассмотренную программу. Работайте по приведенному в модуле алгоритму.

- Прочитайте программу с диска. Добавьте в нее строку, выводящую на экран какое-нибудь упражнение, например, наклоны в сторону.

Сохраните программу на компьютер учителя (через локальную сеть)

Запустить программу любого ученика на выполнение и проделайте это упражнение сами.

Время работы - 5 минут!

Мы с вами немножко передохнули, а теперь продолжим работу дальше.



5. Работа в группах. (17 мин)

- С готовой программой вы все очень хорошо справились. Но гораздо интереснее самим составлять программы. И цель нашего сегодняшнего урока именно в этом, Поэтому переходим к следующему этапу. Он обозначен в модуле под п.4.

Давайте с вами попробуем организовать небольшое путешествие, правда, виртуальное.

Но всякое путешествие требует подготовки. Для этого сначала выберем, кто чем будет заниматься.

Я предлагаю вам разделиться на 3 группы: экономистов, физиков и географов.

(В течение 15-17 минут ребята работают в группах, а затем представляют свои программы. Алгоритм работы и представления задачи дан в модуле п.4.)

6. Представление задач. (5 мин)

Итак, мы с вами решили попутешествовать. Сначала нам нужно выбрать, куда мы с вами поедем и рассчитать наш путь. Поможет нам в этом группа географов.

(Задачу представляет группа географов).

- Мы с вами определили, какое расстояние нам предстоит преодолеть.

А на каком виде транспорта нам лучше это сделать, нам расскажут физики. (Задачу представляет группа физиков).

- Но это еще не все. Нам надо посмотреть, хватит ли у нас денег на такое путешествие? Свои расчеты нам предложат экономисты.

(Свои рекомендации дает группа экономистов).

- Я думаю, все группы у нас успешно справились с заданием.

У меня возникло впечатление, что я работала с увлеченными учениками, умеющими анализировать и выбирать оптимальный результат. Спасибо вам за работу!

7. Подведение итогов, оценка урока. (2 мин)

- В конце урока принято ставить оценки. Поскольку урок у нас не совсем обычный, оценку за свою работу вы поставите сами.

Вернитесь, пожалуйста, на начало модуля. Еще раз прочитайте, какие знания и умения, вы должны были получить на уроке, и в оценочном листе проставьте оценку по 10-балльной системе.

8. Дифференцированное домашнее задание. (1 мин)


Желтая карточка (низкий уровень, оценка «3»)

В пяти тестовых опросах мальчик получил оценки. Составьте алгоритм и программу, которая определит среднее значение оценок, полученных мальчиком в пяти опросах.


Зеленая карточка (средний уровень, оценка «4»)

В магазине продается костюмная ткань. Её цена b рублей за квадратный метр. Составьте алгоритм и программу, которая подсчитает и выведет на экран стоимость куска этой ткани длиной x метров и шириной 80 см.


Красная карточка (высокий уровень, оценка «5»)

Хозяин хочет оклеить обоями длинную стену в своём доме. Длина этой стены равна a метров, а высота – b метров. Рулон обоев имеет длину 12 метров и ширину k см. составьте алгоритм и программу, которая определит стоимость обоев для всей стены, если цена одного рулона x рублей.





























Задача для географов

Написать программу вычисления расстояния между населенными пунктами, изображенными на карте. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы

Вычисление расстояния между населенными пунктами. 
Исходные данные: 
Масштаб карты (количество километров в одном сантиметре) : … 
Расстояние между точками, изображающими населенные пункты (см) : … 
Расстояние между населенными пунктами … км.

Задача для экономистов

Написать программу вычисления стоимости поездки на автомобиле (туда и обратно). Исходными данными являются: расстояние (км); количество бензина, которое потребляет автомобиль на 100 км пробега; цена одного литра бензина. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы.

Вычисление стоимости поездки (туда и обратно). 
Расстояние (км): … 
Расход бензина (литров на 100 км пробега) :… 
Цена литра бензина (руб.) : … 
Поездка туда и обратно обойдется в … руб.



Задача для физиков

Написать программу вычисления времени движения (туда и обратно) до заданного пункта. Исходными данными являются, средняя скорость движения, расстояние до заданного пункта. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы

Вычисление времени движения

Вид транспорта: …

Средняя скорость движения (в км/ч): …

Расстояние (в км):

Время движения:











Открытый урок информатики на тему "Программирование линейных алгоритмов"
  • Информатика
Описание:

Открытый урок информатики в 9 классе на тему "Программирование линейных алгоритмов"

Цели урока

Образовательные: учиться составлять программы линейной структуры на языке программирования Паскаль.

Развивающие: продолжить формирование у школьников умения анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, применять полученные теоретические знания на практике. развивать навыки самостоятельной деятельности.

Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать свою работу и работу товарищей.

Тип урока

Урок изучения нового материала с использованием модульной технологии.

Автор Позднякова Ольга Юрьевна
Дата добавления 13.03.2016
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 360
Номер материала MA-065576
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓