Главная / Химия / Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок по химии для 8 класса по теме

« Генетическая связь между классами неорганических веществ»


Место урока в целостной системе темы: данная тема изучается в конце курса 8 класса на основании ранее изученных тем классов неорганических веществ – оксиды, основания, кислоты, соли.

Тип урока:

По дидактической цели: урок актуализации знаний

По способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний

Цель урока: закрепление и обобщение знаний по теме классы неорганических веществ, их химические свойства; опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетического ряда металла и неметалла.

Задачи урока:

обучающая:

- вспомнить понятие простое и сложное вещество, металлы и неметаллы, основные классы неорганических соединений,

- сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

развивающая:

- развивать способности учащихся к химическому прогнозированию,

- развивать умение обобщать, делать выводы, строить аналогии,

- развивать умение находить взаимосвязь между разными науками (биологией, физикой)

- развивать экологическое мышление.

воспитательная:

- развитие культуры общения, умение высказывать свое мнение, взгляды, суждения,

- соблюдение правил техники безопасности.

Технология обучения:

Проблемное обучение, информационно-коммуникационное.

Методы, используемые на уроке:

- объяснительно-иллюстративные (фронтальная беседа, объяснения учителя)

- средства наглядности (компьютерная презентация, схемы, таблицы, образцы металлов и неметаллов, проведение демонстрационных опытов с помощью подобранных реактивов)

- практические (работа учащихся с интерактивной доской, составление схем превращений и их выполнение, работа с учебником)

- дедуктивные (от известного к неизвестному, от простого к сложному)

Виды контроля:

- работа по карточкам

- текущий опрос

- фронтальный опрос группы учащихся

- работа с интерактивной доской

- взаимопроверка.

Оборудование:

- мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска

- презентация « Генетическая связь между классами неорганических веществ»

- диск для интерактивной доски «Кислоты и основания»

- диск с видеоопытом «Горение фосфора над водой», «Растворение фосфорной кислоты»

- схемы, таблицы для индивидуальной работы учащихся,

- учебник, тетрадь, ПСХЭ Д.И. Менделеева,

- наборы реактивов и посуды для проведения демонстрационного опыта (сульфат меди два, щелочь, спиртовка, спички, соляная кислота, пробирки, пробиркодержатель)

- карточки с формулами веществ разных классов.


План урока:



Этапы урока

Разъяснения

1.

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе

2.

Актуализация знаний

Подготовительный этап. Проводится «мозговой штурм» с целью повторения ранее изученного материала и подготовки учащихся к изучению и восприятию нового материала.

3.

Изучение нового материала

- целеполагание

- мотивационно-моделирующий этап

- деятельностный этап

Формулировка проблемы. Взаимосвязь химии с другими науками. Формулировка учащимися темы и цели урока.

Просмотр видеоопыта и демонстрационного эксперимента. Составление цепочки химических превращений на примере увиденного, работа с учебником.

4.

Закрепление полученных знаний.

Рефлексивно-оценочный этап

Повторение, воспроизведение усвоенного материала. Диагностика, подведение итога урока. Домашнее задание. Для закрепления знаний – работа с интерактивной доской. Оценки за урок.


Планируемые результаты:

- предметные (умение составлять цепочки химических реакций, находить взаимосвязь между классами неорганических веществ)

- метапредметные (умение сравнивать, делать выводы, обобщать, находить взаимосвязь с другими науками, умение пользоваться учебной литературой)

- личностные (развитие культуры общения, умение высказывать свое мнение, взгляды, суждения)



Ход урока.

  1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний.

На данном этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.

Учитель: сегодня у нас с вами обобщающий урок с усвоением новых знаний.

Провожу «мозговой штурм» по теме: «Основные классы неорганических соединений»


А) 5 человек работают по карточкам «Третий лишний»

Задание: в каждой строчке выбрать одно лишнее вещество. Назвать вещества.


MgO

CO2

SO2

Na2SO4

HCL

H2SO4

LiOH

NaOH

KOH

H2S

KCL

MgSO4

NaOH

Ca(OH)2

HCL


Б) один человек работает с интерактивной доской. ( диск химия 8-9) Игра «Кислоты и основания».


В) с остальными учащимися фронтальный опрос по пройденным темам.

Вопросы:

- какие типы химических реакций вы знаете, дать им характеристику,

- какие классы неорганических соединений вам известны, характеристика данных классов,

- что понимается под скоростью химической реакции; факторы, влияющие на скорость реакции,

- что понимается по «законом действующих масс»,

- обратимые и необратимые химические реакции.


Г) далее провожу химический диктант. Задание на слайде №1.

Далее взаимопроверка (работа парами). Слайд №2. Ребята сами стараются оценить себя (критерии оценивания говорит учитель)

1 вариант.

2 вариант

1. Оксид фосфора (V)

2. Соляная кислота

3. Нитрат серебра

4. Гидроксид магния

5. Оксид меди (2)

1. Силикат магния

2. Азотная кислота

3. Оксид алюминия

4. Нитрит бария

5. Гидроксид натрия


  1. Изучение нового материала.

Учитель: В результате химических превращений одни вещества превращаются в другие: из простого вещества образуется оксид, из оксида - кислота , из кислоты - соль. Другими словами, все изученные вами классы соединений взаимосвязаны друг с другом. Слайд 3 Посмотрите, пожалуйста, на данную схему, на ней изображены вещества и в каждой цепочке есть общее, что это?


1

2

Ме

Неме

МеО

НемеО

Ме(ОН)х

Н Немех Оу

Мех Немех Оу


Ученики: в каждой цепочке есть металл и неметалл.

Учитель: совершенно верно – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое, как бы по наследству. Вопрос: как называется носитель наследственной информации в биологии?

Ученики: ген

Учитель: как вы думаете, какой элемент в представленной цепочке будет геном?

Ученик: металл и неметалл

Слайд 4 Учитель: Верно, поэтому цепочки и ряды называют генетическими, таким образом, тема сегодняшнего урока « Генетическая связь между классами неорганических веществ» (запись темы в рабочие тетради учащихся)

Таким образом, давайте попытаемся определить цель нашего урока.

Ученики: цель урока – найти и определить взаимосвязь между классами неорганических веществ»

Задача учителя на данном этапе урока - указать учащимся на недостаточность их знаний об объекте познания, а также способов действий для выполнения предложенного им задания

Слайд 5 Учитель: Первоначально разберемся, что означает понятие «генетическая связь» - это связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения (запись в тетрадь)

- т.е. превращение веществ одного класса соединений в вещества других классов,

- рассматриваются химические свойства веществ,

- возможность получения сложных веществ из простых,

- взаимосвязь простых и сложных веществ разных классов неорганических соединений.

Таким образом, мы с вами выяснили, что существует генетическая связь металлов и неметаллов. Разберем по-порядку и начнем мы с генетического ряда неметаллов.

Слайд 6. Учитель: Обратите внимание на данный слайд. (читаю) Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов в основу которой положен один и тот же неметалл. Рассказываю по данному слайду.

Далее показ видеоопыта «Горение фосфора над водой»

Слайд 7 Разбираем данный опыт и записываем генетическую взаимосвязь на примере неметалла фосфора.

Слайд 8 Учитель: Мы разобрали с вами генетический ряд неметалла, а теперь посмотрим генетический ряд металла. Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов в основу которой положен один и тот же металл. Рассказываю по данному слайду.

Учитель: Делимся на группы и попытаемся с помощью уже имеющихся у вас знаний о классах неорганических веществ, таблицей Д.И. Менделеева составить свою цепочку и далее представить ее на доске.

Химия – это наука экспериментальная, поэтому давайте выполним некоторые превращения практически. Предлагаю посмотреть ряд демонстрационных опытов и попытаться составить цепочку химических реакций. При этом вы можете работать и записывать за мной в тетрадку те вещества, которые участвуют в данных химических превращениях. Провожу демонстрационный эксперимент.


hello_html_292f7849.png


Слайд 10 Учитель: Посмотрим, так ли у вас получилось? Сравните вашу запись с записью на данном слайде.

Слайд 11 Домашнее задание: Цепочки химических реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде. § 42 упр. 1 (письменно)


  1. Закрепление полученных знаний

Учитель: (беседа) Какая у нас сегодня была цель урока?

Достигли мы с вами поставленной цели?

Ответы учеников.

Слайд 12 Учитель: Таким образом, можно сделать общий вывод. Признаки, которые характеризуют генетический ряд:

- вещества разных классов;

- разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой - разные формы существование одного элемента;

- разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.


Оценки за урок.

Рефлексия.

Открытый урок
  • Химия
Описание:

Открытый урок по химии по теме для 8 класса

« Генетическая связь между классами неорганических веществ». Проводится в качестве закрепления и систематизации знаний по всему курсу химии. Раскрывает взаимосвязь всех классов неорганических веществ.

Место урока в целостной системе темы: данная тема изучается в конце курса 8 класса на основании ранее изученных тем классов неорганических веществ – оксиды, основания, кислоты, соли.

Тип урока:

По дидактической цели: урок актуализации знаний

По способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний

Автор Богомолова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 07.10.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 998
Номер материала MA-061078
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓