Главная / Русский язык и литература / Открытые уроки в 5- 6 классе

Открытые уроки в 5- 6 классе

hello_html_5b65762d.gifhello_html_5b65762d.gifhello_html_5b65762d.gifОткрытые уроки по русскому языку.

5 класс. Русская речь.

Тема урока: Состав слова. Основа слова и окончание.

Цель урока: 1. Обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова».
2. Развивать способность к логическому мышлению, умение высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать,
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других учеников.
Цель:
Создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся
(коммуникативной, учебно - познавательной, информационной, социальной) на уроке
русского языка по теме «Состав слова»
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова»
2. Развивать способность к логическому мышлению, умение высказывать свою точку
зрения и аргументировано ее доказывать,
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других
учеников.

Форма работы: групповая.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями
2. Опорные схемы - «домики» состава слова
3. Сигнальные карточки для проведения рефлексии

Ход урока:
I.Оргмомент
На доске записан эпиграф:
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.

Сообщение цели и задач урока.
Сегодня итогом изучения раздела «Состав слова» будет то, сумеете ли вы собрать из частей слово, имеющее непосредственное отношение к теме урока, но эти части спрятаны под замком, ключ от которого зашифрован в заданиях урока.

II. Психологический настрой урока.
Учитель просит учащихся взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, сказать: «Мы сможем всё»

III. Практикум.
1 - й этап.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся дома готовили рассказ «Зима».

2 - й этап.
Проверка теоретических знаний.
Решите кроссворд «Части слова».
Под какой цифрой зашифрована часть слова, не входящая в основу?
Вопросы
1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение
всех однокоренных слов.
2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
4. Часть изменяемого слова без окончания.
5. Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова. В ней заключено
грамматическое значение слова.

3 - й этап.
Нахождение однокоренных слов. Обозначение корня.
Выпишите однокоренные слова из стихотворения. Сколько их?
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.

Дополнительный вопрос: - Чем являются слова снегам – снег, снежные – снежной? (формы слова)

4 - й этап.
Сравните два текста. Чем они отличаются?
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он стоял на краю льдинки и грелся в ласковых лучиках солнышка.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвина. У него ещё только
вырос пух на голове и короткий хвост. Он стоял на краю льдины и грелся в лучах солнца.
Какая часть слова «помогла» автору передать свое отношение к пингвинёнку?
(суффикс)

5 - й этап.
«Третье лишнее».
В какой группе слов нет «третьего лишнего»
1. вода, водитель, наводнение
2. горец, горе, гористый
3. рисунок, рисовый, зарисовка
4. печник, печать, печка
5. поднос, носатый, носилки
6. желток, жёлтый, пожелтел
7. колос, колосится, колоссальный

IV. Физкультминутка. (насосы – шарики; задуваем свечи; рисуем «8» на потолке)

6 - й этап.
Разбор слова по составу.
Распределите слова по «домикам» в соответствии с их составом. (Опорные схемы – «домики» на доске)
Холодец, гигантский, рассмотреть, настенный, издавна, розоватый, снова, хоккеист.

В каком «домике» нет жильцов?
Учитель: Если мы верно выполнили задания, то замок должен открыться.
(Открыть замок. Передать учащимся конверты с морфемами)
Теперь мы можем приступить к выполнению 8 задания.

7 - й этап
Из данных частей составь слово, имеющее непосредственное отношение к теме нашего урока. Запиши его.
(Проверка задания) ответ: морфемика
Дополнительный вопрос: - Что такое морфемика?

Молодцы. Вы всё сделали верно. Попробуйте самостоятельно собрать слово из частей.

V. Индивидуальное задание
«Собери слово»
Корень мой находится в «цене»,
в «очерке» найди приставку мне,
суффикс мой в «тетрадке» я встречала,
окончанье было из «начала».

Запишите получившееся слово.
(оценка )

VII. Рефлексия.
Каждый ученик цветным значком отмечает на доске свое отношение к уроку:
- урок очень понравился
- урок понравился
- урок не понравился

VІІІ. Оценивание. Формативное и суммативное оценивание.
I
Х. Домашнее задание: составьте задание по теме «Морфемика»
- «третье лишнее»
- «собери слово» (по выбору)









План открытого урока. 6 класс. Русский язык.

Тема урока: Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением.  
Цели урока: 

  1. Расширение понятия о подлежащем и способах его выражения.

  2. Развитие умения находить подлежащее в предложении.

  3. Воспитание любви к родной природе.

Результат обучения:

  1. Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.

  2. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.

  3. Показать красоту родной природы.

Оборудование к уроку: 
Компьютер, проектор, презентации: «Подлежащее и способы его выражения», «Лес», «Тест. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением». 

Ход урока: 

1. Организационный момент.
Психологический настрой «Волшебная поляна»

(На столе лежат вырезанные красивые цветы разного цвета)

Слово учителя: На улице зима, давно отцвели цветы. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш кабинет и есть волшебная поляна. Ребята, я попрошу вас встать и прикрепить цветок там, где вам понравится. Посмотрите – в кабинете стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть эти цветы подарят нам хорошее настроение. Пусть это тепло и веселье царит в течение всего урока. Пусть так будет всегда!

2.Деление учащихся на группы.

Деление на группы (состав 5 – 6 человек) выбор листов с названиями «Снежок» , «Морозко»
3. Подготовка к объяснению нового материала. 

Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока : Подлежащее, выраженное существительным и местоимением.

  • Вспомните, что вам известно о подлежащем? (Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что? Выражено существительным или местоимением в именительном падеже. Образует вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.)



4.Задания для группы «Смотри не ошибись»

Какая группа быстрее составит предложение?
Данные предложения «рассыпались», из этих слов должны составить предложения, затем найти грамматическую основу и определить, чем выражены подлежащее и сказуемое.
Задание для 1 – ой группы.

1. Снежная, и, наступила, трескучая, зима (Наступила снежная и трескучая зима.)

2. Катаются, зимой, санках, на, дети (Зимой дети катаются на санках.)

3. Спит, берлоге, в, своей, медведь (Медведь спит в своей берлоге.)


Задание для 2 – ой группы.

4. Серые, облака, небо, затянули (Небо затянули серые облака.)

5. Реки, и, замерзли, озёра(Озёра и реки замерзли.)

6. Кружатся, снежинки, в, воздухе(Снежинки кружатся в воздухе.)


Формативное оценивание. (После выполнения заданий каждой группы, я провожу формативное оценивание, т. е. знакомлю с критериями оценок. Если ученик ответил на «5» - красный жетон, на «4» - синий, на «3» - желтый жетон.

5. «Зашифрованное слово»

Определить главный член предложения, назвать стихотворение и автора.

1)Мороз и солнце: день чудесный!

Еще … дремлешь друг прелестный …

2)Чародейкою Зимою

Околдован … стоит.

3)Мама! Глянь – ка из окошка

Знать вчера недаром …

умывала нос.

4)И дремлют … нежные

Под эти вихри снежные.


  1. «Зимнее утро», А.С.Пушкин. Ты – подлежащее, выраженное местоимением.

  2. «Зима», Ф.И.Тютчев. Лес – подлежащее, выражено сущ. В И.п.

  3. «Мама! Глянь – ка из окошка …», А.А.Фет. Кошка – подлежащее, выражено сущ. в И.п.

  4. «Метелица», С.А.Есенин. Пташки – подлежащее, выражено сущ. в И.п.


6. Разминка.

А теперь, проведем разминку. Вопросы для группы «Снежок»

  1. Что такое имя существительное?

  2. Что такое подлежащее?

  3. Чем выражается подлежащее?

  4. Какие предложения называются нераспространенными?


Вопросы для группы «Морозко»

  1. Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу.)

  2. Назовите грамматическую основу предложения?

  3. Какие предложения называются распространенными?


7.«Кто быстрее и точнее?»

Каждая группа отвечают на вопросы учителя.

Вопросы для группы «Снежок»:

1.Назовите зимнее месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

2.Где зимой спит медведь? (В берлоге).

3.Какой праздник отвечают 31 декабря? (Новый год).

4.Как переводится на русский язык «Аяз Ата»? (Дед Мороз).

5.Куда улетают перелетные птицы? (На юг).

6.Что наступает после осени? (Зима).

7.Чем покрыты зимой реки и озёра? (Льдом).

8.Кого дети лепят из снега? (Снеговика).

Вопросы для группы «Морозко»:

1.Как называется новогоднее дерево? (Елка).

2.Как переводится «Снегурочка» на казахский язык? (Ақшақар).

3.Кто зимой голодный и злой рыщет по лесу? (Волк).

4.Сани надо готовить летом. А когда телегу? (Зимой).

5.Кого называют «рыжая плутовка»? (Лису).

6.Какого цвета зимой шуба у зайца? (Белого).

7.Что топят в домах? (Печи).

8.Что люди надевают зимой? (Шубы).


8. Взаимооценивание учащихся.


9. Физминутка. 

Вы – умницы, хорошо справились с заданием, порадовали меня своими знаниями, поэтому я вас приглашаю в зимний лес на прогулку. 
Демонстрация презентации «Лес» . 


10. Составление таблицы «Знали, узнали, хотим знать!»

Знали

Узнали

Хотим знать

Что вы знаете по теме нашего урока?

Что узнали?

Что ещё хотели бы узнать?

Учащиеся заполняют таблицу и отвечают на вопросы.


11. Рефлексия.

-Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке.

-Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы.

Закончить фразы:

-Самым интересным на уроке для меня был…

-Своей работой на уроке я …

-На уроке я работал (а) …

-Моё настроение …

12. «Покажи своё лицо»

Учитель: Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?





Учащиеся показывают смайликами свои лица.

13. Оценивание. Формативное (жетоны), суммативное (учитель выставляет оценки учащимся).

14. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Зима».§29-30 (выучить правило), упражнение 8, страница 112.





Открытые уроки в 5- 6 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

1. Обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова».
2. Развивать способность к логическому мышлению, умение высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать,
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других учеников.
Цель:
Создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся
(коммуникативной, учебно - познавательной, информационной, социальной) на уроке
русского языка по теме «Состав слова»
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова»
2. Развивать способность к логическому мышлению, умение высказывать свою точку
зрения и аргументировано ее доказывать,
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других
учеников.

Автор Бисенгалиева Гульмира Тулеугалиевна
Дата добавления 24.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 591
Номер материала MA-062604
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓