Главная / Русский язык и литература / Отцы и дети по одноименному роману И.С. Тургенева

Отцы и дети по одноименному роману И.С. Тургенева

«Отцы и дети»по роману И.С.Тургенева.

1.Cлово учителя. 2.Определение темы и целей урока. Уважаемые гости, ребята, у меня в руках портрет моего отца .Как вы думаете ,почему я принесла его сегодня в класс?

-О каком произведении пойдет речь сегодня на уроке?

(Отцы и дети)

-О ,чем по-вашему, мы будем говорить?

Цель 1.(О взаимоотношениях отцов и детей, их взглядах на жизнь, жизненных принципах, о кровном единстве и противоречиях ,о том, почему между ними порой возникают конфликты.)

-Какие развивающие цели, по-вашему ,мы должны реализовать на этом уроке?

Цель2(.Умение анализировать текст и понимать идею художественного произведения)

-А о третьей, воспитательной, цели мы скажем в конце урока.

Учитель : Итак ,давайте обратимся к роману.

В романе Великого русского писателя И.С.Тургенева взаимоотношения отцов и детей рассматриваются в трех аспектах. Давайте построим кластер и назовем их.



Аспекты взаимоотношений «отцов и детей»



1.Социально-политический (Базаров и Кирсановы)

2.Межличностный, семейный (Базаров и его родители.)

3.Вечный, духовный (человек-Бог)

-На примере жизни каких героев романа рассматривает эти вопросы автор?

Давайте же приступим к рассмотрению 1 аспекта.

Слово 1 группе.

Индивидуальные задания.

1Исторический комментарий. (Социально- политический конфликт между дворянами и нигилистами.)

( ученик рассказывает об общественно-политической обстановке в стране и идейно-художественном замысле романа.

2. Евгений Базаров. (Рассказ по таблице)

3.П.П.и Н. П. Кирсановы.

Показ фрагмента фильма. Сцена «Идейный спор Евгения Базарова и П,П, кирсанова.



4.Идейный спор Базарова и П.П. Кирсанова развивается по 4 направлениям. О чем они говорят?

!.)об отношении к дворянству, аристократии и ее принципах;

2.)о принципах деятельности нигилистов;

3.)об отношении к народу;

4.)о взглядах на природу и искусство.

Учитель.

- Итак, давайте подведем итог на данном этапе урока.

-Какую роль в социальном аспекте играет Аркадий Кирсанов?

(Он примкнул к лагерю «отцов). Он ими воспитан и, поиграв в юные забавы, переходит на их сторону.

-А что же происходит с дворянским укладом жизни? И кто же Базаров? Победитель или побежденный?

-Слово учителя.

Мы понимаем, что дворянский уклад жизни пошатнулся, уже в романе «Обломов» Гончаров показал несостоятельность этого слоя общества. Но и нигилисты,

выступающие на политическую арену России показаны одностороннее, они все отрицают, но ничего не могут предложить взамен, поэтому победителем Базарова назвать никак нельзя, и более того, когда речь идет о душевных качествах человека, симпатии наши более на стороне отцов, нежели на стороне детей.

Итак, мы рассмотрели социальный аспект взаимоотношений старшего и нового поколения.

Но не менее интересен семейный, межличностный аспект. Страницы, посвященные описанию стариков-Базаровых невозможно читать без душевного трепета и сердечного волнения.

- Почему? Как складываются отношения Евгения с его родителями?

Слово 2 группе.



Индивидуальные сообщения.

1.)Отец.

2.)Мать.

3.Отношение Евгения к старикам.

Слово учителя.

Сердце разрывается на части от жалости к старикам, от сожаления, что их любимый сын неизлечимо, смертельно болен.

Вот мы и подошли к третьему аспекту «Человек-Бог»

Оказавшись на смертельном одре, Базаров, оставаясь все таким же сильным, все же стал намного человечнее, нежнее по отношению к своим родителям, искреннее в проявлении своих чувств.

Он, отрицавший любовь ,искусство, природу, отвергающий такие простые и нетленные ценности, который Господь Бог, вселенная даровали человечеству, отвергает таким образом, и самого создателя.

Но в конце… Что происходит в конце романа?

(соглашается , чтобы родители пригласили священника)

-Для чего он это сделал? Пожалел родителей?

Чтение эпизода.1. Просьба отца.

2.Чтение эпизода «Соборование»

2. протест и смирение отца перед волей Всевышнего.

3.Последние строки романа. (на могиле - возвращение к единому отцу для всех людей- Богу…)

Учитель. Как и в споре о природе, в полемику «отцов и детей» вступает сам автор романа. Он напрямую не признает Всевышнего. Однако дает согласие на обряд соборования, чтобы утешить родителей. Так или иначе обряд совершен, и он, если следовать библейской логике ,попадет на небеса…Именно поэтому Тургенев заканчивает роман словами о вечном примирении и о жизни бесконечной и многоточием, которое впрочем позволяет читателю интерпретировать заключительные строки иначе, по-своему..

Чтение учителем стихотворения.



«Социальный я создам роман,-

Написал Тургенев в предисловье.-

Расскажу о жизни тех дворян

,что считались сливками в сословье.

И о новом поколенье расскажу

Отрицающем искусство, чувство, веру,

Нигилистами их назову, что

Проложат путь революционерам.

Об идейном споре повествуя,

Расскажу, что думал и о чем

Нигилист-Базаров в поле воин

И Кирсановы –«орлы в гнезде своем»

Спорили отцы, бледнели,

Гневом наполнялись их глаза,

Отказаться от воззрений не посмели,

Но признали правоту врага в некой части…

Спор «отцов с детьми «предам огласке.

Пусть помыслит каждый над судьбой.

Жизнь в России - это жизнь не в сказке.

«Жизнь-борьба,»-подумает иной.

Канули давно года, столетья…

Ливень революций отшумел,

Но «Отцы и дети»-ключ к бессмертью,

Видно ,сам Господь так повелел.

За пределы социального романа ,выйдя невзначай уже не раз,

Нам писатель мудро завещает:

Смерти нет, кто отжил, умирает,

В новом поколенье возродясь.

Л.М.Аксенова.



Тургенев писал социально- политический роман с определенным замыслом :изобразить людей 40-х и 60-х годов, показать их противоречия, но роман ,как это часто бывает у гениальных писателей, приобрел общечеловеческое звучание. Да, главный герой погиб, но его жизнь,его отрицание взрастили будущих революционеров…

Кирсановы? Они плывут на корабле, который уносит их все дальше и дальше вглубь истории… Но Аркадий влюблен, у него будут дети; Митенька вырастет, а следовательно , природа совершит еще не один круговорот, и жизнь, такая интересная ,сложная , у каждого индивидуальная, продолжится, и такая прочная и в то же время эфимерная, незримая цепь будет связывать отцов и детей всех времен и всех поколений у кого-то в гармонию, у кого-то в клубок противоречий и споров.

(воспитательная цель)Итак. наш разговор о романе подошел к завершению Какие уроки вы из него вынесли? Как мы должны жить и о чем помнить?

(Любить родителей, помогать им, заботиться, дорожить каждой минутой, что находимся рядом, брать из их жизненного опыта самое лучшее и не забывать о них и о Боге, ибо он, как и наши родители ,любит нас и принимает в свои объятия всех, кто идет к нему, обретая вечный дом своего духовного отца.

Рефлексия.

Творческое задание.

Выразите свое отношение к родителям в любой творческой форме: в рисунке, в сочинении, в стихотворении…

Звучит «Нежность» Шопена. На фоне музыки на экране слайд-шоу ,подготовленное ученицей, на котором фотографии родителей учеников. они смотрят на фотографии и выполняют задание.





.



Отцы и дети по одноименному роману И.С. Тургенева
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока "Отцы и дети" по одноименному роману И.С. Тургенева. На уроке используется ориентировано-личностный подход в обучении. Все учащиеся задействованы в ходе урока в группах, присутствует также и индивидуальная работа. Задания выданы учащимся с учетом их интересов и способностей.  Большая самостоятельная работа проделана учащимися в процессе подготовки урока. Они подбирали материал по группам, готовили презентацию, индивидуальные сообщения. На уроке используются современные методы и приемы обучения: проблемные вопросы, кластер при раскрытии аспектов рассматриваемой темы, рефлексия – на этапе завершения урока.

Автор Аксенова Людмила Михайловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 395
Номер материала 42322
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓